Рифкат Минниханов: «Я в некоторой части как ученый считаю...»

Татарстанское ГИБДД возвращается к идее «чипирования» водителей

ГИБДД по РТ не отступается от идеи внедрить систему RFID-технологий для автономеров. Как рассказал глава ведомства Рифкат Минниханов, идея, зародившаяся еще в 2012 году, будет обсуждаться на конференции по интеллектуальным транспортным системам. По его мнению, эти технологии помогут сократить отставание России от Запада и ловить больше нарушителей, что особенно актуально после введения платных муниципальных парковок в центре Казани. О других транспортных IT-разработках, которые ждут реализации — в материале «Реального времени».

Чипы ждут «политического решения»

Начальник ГИБДД по Татарстану Рифкат Минниханов предлагает вернуться к обсуждению на государственном уровне необходимости внедрения RFID-технологий в идентификации автомобилей. Это станет одной из тем научно-практической конференции «Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: интеллектуальные транспортные системы», которая пройдет в «Корстоне» 25-26 февраля. На мероприятие приедет начальник главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ Виктор Нилов, и ему, по-видимому, Минниханов рассчитывает напомнить об идее, которую Татарстан продвигает еще с 2012 года.

Речь идет о внедрении в госномера радиосигналов, позволяющих «опознать» любой автомобиль и отследить его местонахождение. «Больше будет рассматриваться вопрос их применения в госномерах. Сегодня этот вопрос муссируется. Для того, чтобы в госномерах появились радиометки, нужно политическое решение. Но я думаю, если это решение будет принято, то это будет серьезный скачок для дальнейшего развития интеллектуальных транспортных систем», — заявил Минниханов журналистам. По его словам, это поможет снизить количество нарушений, особенно связанных с парковкой в неположенном месте. Сейчас, по его словам, каждый может «повесить тряпку» на номер, и оптическая система не сможет его идентифицировать, что мешает собирать штрафы. «Я не как главный государственный инспектор, а в некоторой части как ученый считаю, что на сегодняшний день в рамках развития интеллектуально-транспортных систем эффективно решались вопросы управления дорожным движением, должна быть четкая стратегия. Но в связи с тем, что все связано с транспортом, вопрос распознавания транспортных средств остается актуальным, никуда не денешься. И RFID-технологии показали, что они эффективны не только на госномерах, но и для оплаты платежей, отслеживания транспортных средств и так далее. Это будущее. Россия может сделать скачок и приблизиться к тем наработкам, которые есть на Западе. Ни один нарушитель не убежит, каждый преступник будет задержан», — рассуждает глава ГИБДД.

С автовладельцев обещают не брать деньги за радиометку

Напомним, в 2012 году Татарстан впервые предложил федералам свою разработку — интеграция в госномера радиоэлектронных меток, на которых будет храниться информация об автомобиле и его владельце. Фактически это позволило бы ГИБДД проверять документы у водителей удаленно. Как сообщалось, активные радиометки на номере читаются на достаточно большом расстоянии — до 50 м, даже если номер чем-то покрыт. Кроме того, по утверждению госавтоинспекции, информацию о машине, записанную на чип, невозможно подделать или стереть. Однако, как сообщали некоторые СМИ, метки имеют недостаточную помехостойкость. Президент Татарстана Рустам Минниханов в 2012 году нововведение похвалил, позже оно даже ушло на федеральный уровень, его представили председателю правительства России Дмитрию Медведеву. Он поручил МВД, Минкомсвязи, Минпромторгу и Минфину подготовить проект внедрения системы к ноябрю 2013 года, однако инициатива так и не была реализована.

Сама по себе технология RFID российскими транспортниками используется давно. Например, в электронных карточках московского метро. Как рассказал глава татарстанского ГИБДД, до роста курса доллара эти метки стоили в районе 30 рублей. В случае, если решение о внедрении новшества будет принято, автолюбителям не придется за него доплачивать, считает он: стоимость маячка будет входить в госпошлину, которую автомобилист платит за получение номеров.

Внедрение ГЛОНАСС в Европе снова откладывается?

Говоря о новых технологиях, Минниханов упомянул и намерение подключить иностранные автомобили к работе системы ГЛОНАСС+112. По его словам, инициатором выступила компания ERTICO-ITS Europe, именно она предложила провести в рамках конференции испытание работы систем. Однако, как сказал Минниханов, они же попросили перенести их на более позднее время, заверив при этом, что система продолжает совершенствоваться. Напомним, что компания является координатором проекта HeERO в Европе и за ее пределами. Суть проекта — в организации общеевропейской системы eCall, использующей единый номер экстренного вызова 112 в 15 европейских странах. В 2013 году ERTICO–ITS Europe и НП «ГЛОНАСС» подписали соглашение о сотрудничестве, однако его реализация тоже затянулась. Судя по переносу очередных испытаний, процесс затягивается до сих пор.

Замминистра информатизации и связи РТ Анатолий Геллер прокомментировал и другое новшество, связанное с ГЛОНАСС — внедрение системы геолокации, скандал вокруг которой разгорелся после убийства рыбака Сергея Елесина. По словам Геллера, система ГЛОНАСС сработала абсолютно в рамках своего регламента. «Система звонок приняла, а когда правоохранительные органы приехали разбираться, информацию посекундно выдала. Если кто-то будет говорить, что она не работает, она работает в рамках регламента».

Он напомнил, что Татарстан предложил федеральному центру внедрить геолокацию еще в 2012 году и технически к этому готов. «То, что этот трагический случай произошел до выхода технологических регламентов подключения операторов связи к какой бы то ни было системе 112, это невозможно предугадать. Там масса правовых ограничений, но технологически мы с 2012 года готовы эту функцию выполнять», — объявил он.

Дина Валиуллина

Новости партнеров