Войны управдомов: казанцы доказали фальсификацию выборов УК, но не избавились от «захватчиков»

Как сообщили в Госжилинспекции Татарстана: подделка протокола — не повод отзывать лицензию у компании

Доказать подделку протокола о выборе управляющей компании — еще не значит, что жильцы могут избавиться от УК, которую не выбирали. К такому грустному выводу пришли казанцы, за управление домами которых коммерсанты развернули настоящие битвы. И во всяком случае, так утверждает, ссылаясь на закон, руководитель республиканской Госжилинспекции Сергей Крайнов, который отлично знает обо всех хитрых приемах недобросовестных управдомов, «отжимающих» дома. Почему в Татарстане жильцы легко, без собственного ведома, могут оказаться во власти управляющей компании, которую не выбирали, и почему, обнаружив нарушение, нельзя вернуть все на законные места и добиться уголовного расследования, разбирался корреспондент «Реального времени».

Провела собрание издалека, не приходя в сознание

О том, что протокол выбора управляющей компании в доме 40 по улице Мавлютова в Казани был сфальсифицирован, жильцы совершенно случайно узнали в прошлом году. Все началось с того, что УК подала в суд на жильцов на первом этаже — потребовала демонтировать погреб под балконом.

— Собственница квартиры стала выяснять, на каком основании нашим домом управляет именно эта компания, — рассказала «Реальному времени» жительница дома Резеда Сафиуллина. — Она сделала запрос, а получив ответ, пришла ко мне с претензией — дескать, как это ты вместе с собственницей 101-й квартиры провела собрание, о котором жильцы не знали и не голосовали. Тогда уже я сама сделала запрос в управляющую компанию и с удивлением узнала, что в октябре 2017 года я проводила в очно-заочной форме собрание собственников по выбору управляющей компании. При этом я именно в это время отдыхала с супругом в Сочи в ведомственном санатории, и на этот счет у меня даже есть подтверждающие документы!

Сафиуллина не поверила, что она, как Степан Лиходеев из булгаковского романа, могла мгновенно, а главное, незаметно для себя, перемещаться из одного конца страны в другой, и решила выяснить, кто от ее имени провел собрание и составил протокол о выборе УК. Она обратилась в УК, чтобы своими глазами посмотреть на протокол, который якобы подписала, но директор компании Сергей Рябцев ответил ей, что «согласно вопроса №9 повестки дня вышеуказанного протокола местом хранения документов, связанных с проведением настоящего и последующих собраний собственников помещений определено: у инициатора общего собрания» и сообщил, что оригиналы протоколов должны находиться у самой Сафиуллиной. Женщина стала настаивать, написала, что собрание не проводила. Попросила предоставить копии — Рябцев отказал ей и в этом — якобы на том основании, что в документе содержатся персональные данные «третьих лиц», а их тайна охраняется законом.

В письме от 29.12.2021 говорится, что в результате проверки выяснилось, что «протоколы общих собраний о выборе способа управления МКД №39 и МКД №40 являются поддельными». Фото: realnoevremya.ru

— Тогда я обратилась в прокуратуру Приволжского района, затем в городскую прокуратуру, была на приеме у прокурора республики — и все безрезультатно. Прокуратура раз за разом отвечала мне, что я провела собрание и документы находятся у меня, хотя я неоднократно показывала там документы о том, что меня не было в Казани в это время. Их видели и Илдус Саидович, и Юлия Николаевна Наумова, и прежний, и новый прокуроры Приволжского района… Только после приема в ноябре 2021 года у Нафикова я, наконец, получила ответ, что факт подделки протоколов подтвердился.

Подделка есть, а «уголовки» нет

В письме от 29 декабря 2021 года, подписанном начальником отдела №4 Управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры РТ Гильмановым, где говорится, что в результате проверки, которую сотрудники ОП №8 «Горки» провели только после того, как прокуратура неоднократно отменяла их необоснованные «отказные», выяснилось, что «протоколы общих собраний о выборе способа управления МКД №39 и МКД №40 являются поддельными», однако срок давности привлечения к уголовной ответственности за изготовление поддельных документов истек.

Кроме того, там сказано, что прокуратурой в адрес руководителя исполкома города Казани на том основании, что в этих домах 59 помещений находятся в муниципальной собственности, «направлено требование об инициировании проведения общего собрания собственников помещений и рассмотрения вопроса о выборе способа управления» домами 39 и 40.

Однако управляющая компания, лицензию которой Госжилинспекция РТ в прошлом году переоформила на новый срок — до 11 января 2021 года, продолжает управлять домами, которые, по выражению Резеды Сафиуллиной, захватила на основании поддельных протоколов.

«Реальное время» направило в мэрию Казани запрос о том, в какие сроки собираются выполнить требование прокуратуры о проведении общего собрания собственников и выборе управляющей компании — по получении ответ будет опубликован.

Что касается Госжилинспекции РТ, ее руководитель утверждает, что аннулировать лицензию на управление домами, полученную путем подделки документов, ведомство не вправе.

«Подделка протокола — не основание для лишения лицензии»

В ответе, полученном Резедой Сафиуллиной из ГЖИ РТ, говорится, что, согласно Жилищному кодексу РФ, лицензия аннулируется только по решению суда, «на основании рассмотрения органа жилищного надзора», то есть ГЖИ. А «выявление прокуратурой подделки протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не может быть основанием для аннулирования лицензии». И — вишенка на торте — руководитель Госжилинспекции республики Сергей Крайнов, подписавший этот ответ, сообщил заявительнице, что она вправе обратиться с иском в суд о признании поддельного протокола недействительным сама. Правда, уточнил:

«Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда собственник узнал или должен был узнать о принятом решении».

Что он имел в виду, сказать трудно — то ли о решении о выборе УК, «узаконенном» поддельными протоколами (и тогда Сафиуллина безнадежно опоздала с иском), то ли о «решении» сотрудников ОП «Горки» таки признать, что протоколы — фальшивка (и тогда у потенциальной истицы еще есть немного времени, чтобы составить исковое заявление).

— Вы задумались, почему у нас в России еще ни одна управляющая компания не была лишена лицензии? — ответил «Реальному времени» вопросом на вопрос, почему Госжилинспекция в данном случае умыла руки, Сергей Крайнов. — Потому что основанием для лишения является исключение из реестра лицензий 15 процентов площади многоквартирных домов, которыми управляет компания. А у некоторых, как у «Уютного дома», [в управлении] миллион квадратных метров. И чтобы такую исключить из реестра лицензий, у нее должно быть исключено из реестра 150 тысяч квадратных метров — представляете, сколько это домов? А дом можно исключить, если не выполнено в течение года два законных предписания жилищной инспекции! Вы представляете, что это такое! А поддельный протокол — не основание для лишения лицензии. Мы оцениваем протоколы, которые к нам поступают, смотрим бюллетени, нарушения. Их бывает много — не оповещают, сроки не соблюдают, но только суд решает, существенные это нарушения или нет. А мы можем признать протокол незаконным, только если нет кворума.

Напрашивается вопрос, если кворум формально имеется, то с точки зрения закона, как его толкует ГЖИ, совершенно не имеет значения, реальные это голоса или «нарисованные» фальсификаторами в то время, как граждане, от имени которых в протоколах неизвестно кто ставил подписи в графе «за», и знать-то не знали, что идет голосование?

А если в других домах за УК также «голосовали»?

— У этой компании 200 домов на обслуживании, — рассуждает Резеда Сафиуллина. — А если в других домах собственники «проголосовали» также, то есть если там протоколы тоже подделаны? Почему нас, а возможно, и очень большое количество жильцов соседних домов лишили права на волеизъявление, права выбора?

Непонятно ей и то, что в ситуации, когда очевидно, что были нарушены права очень большого числа собственников, среди которых есть инвалиды, одинокие пенсионеры, матери-одиночки, то есть граждане социально незащищенные, дело об аннулировании фальшивой лицензии не взяла в свои руки прокуратура. Ведь у нее есть право подать иск в суд в интересах неограниченно широкого круга лиц!

С этим же вопросом обратилось в пресс-службу прокуратуры Татарстана и «Реальное время». По получении ответ надзорного органа будет опубликован.

«Они тут, похоже, просчитались»

«Реальное время» обратилось с запросом к руководителю и учредителям ООО «УютСервис», попросив пояснить, откуда взялись протоколы, которые признаны теперь поддельными, а также высказать свое мнение о том, насколько законно, с точки зрения руководства УК, осуществлять управление домами на основании лицензии, полученной путем использования поддельных протоколов? Оперативно в УК не ответили, по получении ответа на запрос комментарий будет опубликован.

— Жилинспекция поддерживает самозванцев, поддельщиков документов — это я по своему дому вижу, — говорит и член рабочей группы Общественной палаты Татарстана по общественному контролю в сфере ЖКХ Зоя Куклина. — Если в ГИС ЖКХ нет этих протоколов — это уже нарушение, дающее основание ставить вопрос о лишении лицензии!

Куклина считает, что вполне реально добиться возбуждения уголовного дела по факту подделки протоколов о выборе УК для домов 39 и 40 по улице Мавлютова, и она выразила готовность помочь в этом Резеде Сафиуллиной:

— Люди же незаконно получали деньги! Материал полицейской проверки мы не видели, и еще вопрос, что и как качественно они проверяли. Зачастую все отказные строятся на том, что того не застали, этого не опросили. А в рамках уголовного дела эта женщина вообще должна выступать потерпевшей.

Как указала эксперт, подделка протоколов собраний собственников МКД — чуть ли не заурядное дело:

— Берут фамилии тех, кто уже умер, кто в отъезде за границей, или тех, про кого точно знают, что выступать не будет. А тут, похоже, просчитались.

P.S. После выхода статьи в ответ на запрос «Реального времени» в ООО «УютСервис» сообщили следующее:

«25 сентября 2017 года перед входными группами подъездов №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 МКД №40 по ул. Хусаина Мавлютова были размещены уведомления о проведении внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу г. Казань, ул. Хусаина Мавлютова, д. 40, в форме очно заочного голосования. Данное уведомление подписано собственноручно инициатором собрания Сафиуллиной Р.Р. Согласно уведомлению, собрание было проведено в период с 9 по 30 октября 2017 года. <…>

Результат решения собственников помещений МКД №40 по ул. Хусаина Мавлютова оформлен протоколом общего собрания собственников МКД от 30.10.2017, подписанным также инициатором собрания Сафиуллиной Р.Р. В связи с чем собрание является правомочным, имеет кворум и не является несостоявшимся.

Согласно пункту 5 протокола общего собрания собственников МКД №40 по ул. Хусаина Мавлютова от 30.10.2017, собственники приняли решение о наделении собственника МКД — инициатора собрания полномочиями от имени собственников помещений МКД заключить договор управления. В исполнение данного пункта протокола инициатором общего собрания собственников — лично Сафиуллиной Резедой Равиловной был подписан договор управления.

Согласно вопросу №9 повестки дня вышеуказанного протокола местом хранения документов, связанных с проведением настоящего и последующих очередных и внеочередных общих собраний собственников помещений определено следующее: оригинал протокола с приложениями — у инициатора общего собрания, а копия протокола предоставляется в управляющую компанию.

Несмотря на то, что оригиналы документов (решение общего собрания, перечень лиц, принявших участие в голосовании, сообщение о проведении общего собрания, реестр уведомлений собственников помещений) общего собрания собственников МКД должны находиться у инициатора собрания Сафиуллиной Р.Р., собственника квартиры МКД №40 по ул. Хусаина Мавлютова, Сафиуллина неоднократно обращалась в адрес управляющей компании о предоставлении копии протоколов, которые были высланы ей почтовым отправлением исх. 2370 от 10.06.2021, исх. 4478 от 28.12.2020.

Основанием для начала управления послужило предоставление протокола общего собрания собственников МКД №40 по ул. Хусаина Мавлютова от 30.10.2017 от инициатора собрания. <…> Жалобы от населения по вопросу незаконного и ненадлежащего управления в адрес ООО «УютСервис» не поступали, кроме обращений инициатора собрания, собственника помещений в д. 39 и д. 40 по ул. Хусаина Мавлютова Сафиуллиной Р.Р. <…>

Согласно ч. 5 ст. 46 ЖК РФ, заявление об обжалования решения, принятого общим собранием собственников, может быть подано в суд в течение 6 месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.
В силу пункта 5 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания может быть оспорено в суде в течение 6 месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение 2 лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества. Протоколы общих собраний собственников домов №39 и №40 по ул. Хусаина Мавлютова в судебном порядке не оспорены и ничтожными не признаны. <…>

Также хочу отметить, что на основании представленных протоколов общего собрания собственников данные дома решением Государственной жилищной инспекции РТ включены в реестр лицензии управляющий организации, в связи с чем осуществление управления многоквартирными домами является обязанностью управляющей организации ООО «УютСервис».

В соответствии со ст. 181.3 ГК РФ решение собрания может быть признано недействительным по основаниям, установленным ГК РФ, или иными законами в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Понятие поддельного протокола законодательством не предусмотрено. Следовательно, встает вопрос, как трактует данное понятие сама Сафиуллина Р.Р.?! Так как по состоянию на 18.02.2022 ни одним органом, а также самой Сафиуллиной Р.Р. не заявлена почерковедческая экспертиза, которая установила бы факт фальсификации подписи в протоколе. Следовательно, доказательства того, что подпись Сафиуллиной Р.Р. в протоколе общего собрания собственников является поддельной, не имеются, факт подделки является лишь домыслом. Также Сафиуллиной Р.Р. не оспорено наличие кворума в протоколе общего собрания собственников о выборе управляющей компании.

По факту того, что Сафиуллина Р.Р. указывает на то, что протоколы не размещены в ГИС ЖКХ, поясняю следующее: отсканированные протоколы общего собрания собственников, а также договоры управления прикреплены на информационном портале мониторинга жилищного фонда РТ, также эти данные синхронизированы в Государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства, что означает, что информация является общедоступной и обнародованной.

На основании вышеизложенного протокол общего собрания собственников договор управления МКД подписан собственноручно Сафиуллиной Р.Р., направлен лично ею в адрес управляющей компании для исполнения.

Факт недействительности протокола не доказан. Следовательно, Сафиуллина Р.Р., действуя в интересах своей соседки <…>, которая незаконно заняла часть земельного участка для личного пользования под погреб и по состоянию на февраль 2022 года, несмотря на наличие судебного акта, решение суда не исполнила, что противоречит российскому законодательству, преднамеренно наносит ущерб деловой репутации управляющей организации ООО «УютСервис».

Инна Серова
ПроисшествияБизнесУслугиОбществоВластьНедвижимость Татарстан Исполнительный комитет города КазаниГород КазаньГосударственная жилищная инспекция ТатарстанаКрайнов Сергей АркадьевичНафиков Илдус СаидовичПрокуратура Республики Татарстан

Новости партнеров