Консул Турции в Татарстане: «Отношение господина Минниханова является гарантией для турецких бизнесменов»
Генконсул Турции о перестаравшемся «алабужском» бизнесе, закрытом институте Юнуса Эмре и почему Казань не та столица, в которой следует обсуждать международную политику
Генеральный консул Турции в Казани Турхан Дилмач (Turhan Dilmaç) в разгар нарастающей «холодной войны» между странами дал достаточно обстоятельное интервью о происходящих событиях. В качестве медиа-носителя была выбрана площадка татароязычного радио «Азатлык». Помимо того, что дипломат воспользовался площадкой и транслировал официальную позицию турецкого МИДа, он рассказал интересные детали о взаимоотношениях татарстанских властей с турецким бизнесом, гаранте стабильности и непонимании, зачем запретили «Тюрксой». Предлагаем перевод интервью вниманию читателей «Реального времени».
«Казань — это не та столица, в которой будет обсуждаться или будет принято решение по данному вопросу»
— Уважаемый генеральный консул, как вы оцениваете кризис между Турцией и Россией в связи с инцидентом с самолетом?
— Мы говорим о вопросе, в котором наряду с обстоятельствами, связанными с отношениями двух стран, также есть обстоятельства регионального и международного значения.
Как бы то ни было, Казань — это не та столица, в которой будет обсуждаться или будет принято решение по данному вопросу. Однако, пользуясь вашим вопросом, я хочу вкратце рассказать про обстоятельства, которые игнорируются российской прессой, а в первую очередь, телевизионными каналами, в манере, свойственной занимаемой ими позиции.
«Погибший российский военный летчик, после того, как был привезен в Турцию, был отправлен в Россию с воинскими почестями турецкой армии». Фото cnnturk.com
Безусловно, российский военный самолет нарушил воздушное пространство Турции. До пересечения турецкого воздушного пространства самолет был неоднократно предупрежден, однако ответа не последовало. В 2012 году на международном воздушном пространстве Сирией был сбит турецкий самолет, в результате чего погибли два турецких летчика. После этого Турция изменила правила применения силы, заявив о мерах, которые будут предприняты в случае нарушения воздушного пространства страны, и объявила об этом всему миру. Российской стороне, в том числе и на самом высоком уровне, было указано на более ранние факты нарушения военным самолетами турецкого воздушного пространства. В тот момент сбития самолета не было информации о его национальной принадлежности, то есть, не было информации о том, что это был военный самолет Российской Федерации. После прояснения ситуации, в тот же день — день, когда после продолжительного времени подошла к концу работа по формированию Правительства Турции, наш господин президент попросил телефонный разговор с господином Путиным, однако ответа не последовало. Многие компетентные органы, во главе с господином президентом, господином премьер-министром и господином министром иностранных дел Турции заявляли о том, что Турция использовала свои права на защиту границ, но вместе с тем, выражали свое огорчение случившимся инцидентом и человеческими потерями. Погибший российский военный летчик, после того, как был привезен в Турцию, был отправлен в Россию с воинскими почестями турецкой армии.
— Как вы знаете, с 1 января 2016 года Россия начала применять санкции в отношении изделий турецкого производства, а также в сфере туризма и строительства. Каково влияние этих санкций?
— Я думаю, что прежде всего нужно отметить принципиальную позицию в отношении санкций.
«Разве не очевидно, что экономические санкции как инструмент политического давления в современном взаимозависимом мире имеют эффект бумеранга и в конечном счет отражаются на бизнесе и экономиках стран, которые их инициировали».
Эти обстоятельства были указаны господином Путиным в ходе его выступления на Петербургском международном экономическом форуме в 2014 году. В интервью, данном несколько дней назад германской газете, господин Путин также назвал санкции глупыми и вредными решениями.
«Господин Путин также назвал санкции глупыми и вредными решениями». Фото kremlin.ru
Мы полностью поддерживаем такую точку зрения и вводим санкции только в пределах решений Совета Безопасности ООН. Именно по этой причине, несмотря на наше щепетильное отношение и всем известное мнение по крымскому вопросу, мы не присоединились к санкциям, которые были введены в отношении России. И снова в соответствии с нашей выдержанной позицией, мы не вводили никаких экономических санкций в отношении других государств, с кем у нас были серьезные проблемы в различные периоды.
Еще одной причиной нашего недоброжелательного отношения к санкциям является то, что мы знаем о вреде, который мы нанесем своему народу таким образом. Мы не видим смысла в санкциях, вводимых одной страной в отношении другой, которые, оказывая влияние на другую сторону, также влияют на инфляцию, и соответственно, становятся причиной удорожания основных продуктов для граждан самой страны или приводят к снижению занятости населения в стране.
Вводить санкции при условии, что они не противоречат правилам ВТО, это выбор самой России, однако очевидно, что санкции будут иметь двойной эффект.
Наш господин премьер-министр заявил, что правительство предприняло и будет предпринимать компенсирующие меры в противовес возможному влиянию российских санкций, в первую очередь, в сфере сельского хозяйства и туризма.
Я думаю, что, говоря о санкциях, необходимо помнить следующее обстоятельство. По экономическим причинам и вследствие сокращения спроса на российском рынке, последние два года прослеживалась ниспадающая тенденция в экспорте товаров в Россию. Схожим образом, даже если бы не произошло указанных событий, из-за падения стоимости рубля и снижения покупательской способности, к сожалению, в последнее время в количестве гостей из России, посетивших нашу страну, прослеживалась ниспадающая тенденция.
«По экономическим причинам и вследствие сокращения спроса на российском рынке, последние два года прослеживалась ниспадающая тенденция в экспорте товаров в Россию». Фото sputniknews.com
Мы всегда хотим, чтобы россияне покупали у нас здоровую, качественную и дешевую сельскохозяйственную продукцию, чтобы гости из России пользовались туристическим сектором Турции, предоставляющим самые благоприятные условия в соотношении цена/качество; однако, возможно, сложившаяся ситуация создаст возможность поиска новых рынков и диверсификации альтернативных рынков как в сфере сельского хозяйства, так и в сфере туризма.
«Мы вам сказали: «Хорошо, езжайте, инвестируйте», однако...»
— 23% всех иностранных инвестиций в Республику Татарстан приходятся на Турцию, повлияли ли введенные санкции на турецко-татарстанские отношения?
— Мы рады, что турецкие компании являются самым крупным зарубежным инвестором в Республике Татарстан. Мы всегда поддерживали эти инвестиции. (Бывший министр экономики Турции господин Нихат Зейбекджи, увидев крупные по размерам заводы в Елабуге, пошутил однажды, сказав «мы вам сказали: «Хорошо, езжайте, инвестируйте», однако вы немного преувеличили (ближе «перестарались» — прим. ред.), но ничего страшного, можете продолжать инвестировать в соседнюю Россию и братский Татарстан).
Необходимо подчеркнуть, что турецкие инвестиции в Республику Татарстан, прежде всего, выгодны экономике России. Они создают новые рабочие места и привносят новые технологии. Кроме того, инвестиции способствуют диверсификации экономики Татарстана, а, следовательно, и экономики России, так как они направлены в сферы, отличные от нефтяной и нефтехимической отраслей.
До сегодняшнего дня, реализация данных инвестиционных проектов проходила без особых проблем. Некоторые мои друзья из стран, где я работал ранее, даже связывались со мной и говорили, что знают о большом объеме турецких инвестиций в Татарстане, и в случае возникновения сложностей в реализации проектов здесь, выражали готовность реализовать их у себя в стране. Я сказал им, что проблем в реализации инвестиционных проектов нет.
Благодаря усиленной работе господина Минниханова и его команды Татарстан имеет блестящий имидж в Турции с точки зрения инвестиционных возможностей. Надеюсь, что последние события не нанесут вреда этому имиджу.
«Мы рады, что турецкие компании являются самым крупным зарубежным инвестором в Республике Татарстан». Фото завода «Кастамону» в Алабуге haber.star.com.tr
Ведь несмотря на то, что в Татарстане подобных ситуаций и не было, в памяти людей в Турции остались приехавшие на Российскую инвестиционную ярмарку бизнесмены, которых только по причине нарушения визового режима отвезли в лагерь для содержания задержанных Федеральной миграционной службы, или предприниматели, на заводах которых были устроены облавы и на которых было оказано давление. Иностранный капитал и так очень пуглив. Не сложно предположить, что инвесторы других стран также тесно следят за происходящими в России событиями.
Пользуясь случаем, хочу напомнить, что до введения санкций другие турецкие компании намеревались осуществить новые инвестиционные проекты в Татарстане.
— Встречались ли вы в период кризиса с президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым, который неоднократно посещал Турцию и с глазу на глаз встречался с турецкими бизнесменами, президентом и премьер-министром Турции, и который сыграл большую роль в привлечении турецких инвесторов в Россию, в особенности в Татарстан? Каково его отношения к турецким бизнесменам в Казани?
— Как я ранее говорил, успех Татарстана в сфере экономики и умение привлекать иностранные инвестиции — это результат стараний президента господина Минниханова и его команды.
Благодаря стараниям господина Минниханова на прочном фундаменте, заложенном первым президентом господином Шаймиевым, турецкий деловой мир проявил большой интерес к Татарстану.
Мы знаем, что господин Минниханов в заявлениях прессе говорил, что он проявляет доверие всем иностранным инвесторам и турецким компаниям, работающим в Татарстане, что необходимо разделять политику и экономику, а кроме того, ссылался на особые связи между турецким и татарским народами.
Я осведомлен о том, что наши компании, работающие в Татарстане, в первую очередь в Елабуге, в течение этого периода находились на связи с аппаратом президента и соответствующими министерствами.
Можно сказать, что отношение президента господина Минниханова является гарантией для турецких бизнесменов и инвесторов.
А причем тут ТЮРКСОЙ
— Какие проблемы возникли в культурно-образовательной сфере между Турцией и Республикой Татарстан в связи с кризисом с самолетом? Если такие проблемы имеются, что может быть предпринято для их преодоления?
— Между имеющими общую историю, язык, культуру и религию турецким и татарским народами, естественно, также имеются и тесные культурные связи.
«Считаю, что все эти проблемы в сфере культуры и образования являются конъюнктурными и со временем будут преодолены. У наших отношений в этих сферах есть прочная основа, наши отношения на этой основе в кратчайшие сроки выйдут на более высокий уровень, чем в прошлом». Фото Гуландам Зариповой
Можно сказать, что последние события в некоторой степени, но повлияли на данные взаимоотношения. Например, в связи с тем, что по требованию министерства образования РФ были заморожены протоколы двустороннего сотрудничества с турецкими университетами, деятельность Центра изучения Турции имени Юнуса Эмре на базе КФУ была приостановлена. В то же время, Культурный центр России в Анкаре, наряду с тем, что ведет свою деятельность в ином статусе, также продолжает свою работу.
Что касается сферы образования, турецкие студенты, обучающиеся в вузах Казани, прежде всего в КФУ, столкнулись с некоторыми проблемами. Проблемы, возникшие не столько в следствие последних событий, а больше по причине неплодотворной работы отделов по делам студентов университетов, в течение некоторого времени были устранены. В целом, таких проблем, например, как в остальных городах России, где полиция со служебными собаками устроила облаву на общежития, в которых проживали турецкие студенты; где студентов вынудили бросить учебу или устроили им допросы, в Казани не возникло. Несмотря на это, 6 студентов по обмену и 1 преподаватель, находящийся в Татарстане в рамках двусторонних протоколов о сотрудничестве, были вынуждены покинуть Казань.
С другой стороны, Совет высшего образования (YÖK) нашей страны сделал в эти дни заявление, в котором объявил, что обучающиеся в Турции российские студенты были переданы своими родителями нам под нашу ответственность и что они не столкнутся ни с какими проблемами.
Считаю, что все эти проблемы в сфере культуры и образования являются конъюнктурными и со временем будут преодолены. У наших отношений в этих сферах есть прочная основа, наши отношения на этой основе в кратчайшие сроки выйдут на более высокий уровень, чем в прошлом.
Хотелось бы напомнить об одном символическом событии, демонстрирующем прочность основы, на которой строятся наши братские связи — в самый острый период последних событий баскетбольная команда УНИКС Казань ездила в Турцию, ее встречали с плакатом с надписью: «Наши татарстанские друзья, добро пожаловать в Трабзон».
«В самый острый период последних событий баскетбольная команда УНИКС Казань ездила в Турцию, ее встречали с плакатом с надписью: «Наши татарстанские друзья, добро пожаловать в Трабзон». Фото vk.com/konsulatekazan
— Министерство культуры России призвало свои республики, являющиеся членами международной организации TÜRKSOY (ТЮРКСОЙ), заморозить свои членские отношения. Как складываются отношения Татарстана с TÜRKSOY в настоящее время?
— Этот вопрос вам нужно задать министерству культуры Республики Татарстан и организации TÜRKSOY. Думаю, что по данной тематике имеется распространенное неправильное понимание. TÜRKSOY не является одной из организаций Турции. TÜRKSOY — это международная культурная организация, объединяющая тюркоязычные страны и субъекты федерации. С этой точки зрения, ее можно сопоставить с организацией ЮНЕСКО. Генеральным секретарем TÜRKSOY является Дюсен Касеинов — деятель искусств из Казахстана.
Таким образом, в рамках принятых в отношении Турции ограничений, сложно объяснить, почему ставятся под вопрос отношения с этой международной организацией, у которой также имеется протокол о сотрудничестве и с министерством культуры Российской Федерации.
В 2014 году город Казань с успехом оправдала звание культурной столицы тюркского мира организации TÜRKSOY. В этом году город Уфа намеревался принять статус столицы. Очевидно, что в связи с санкциями это стало невозможным. Таким образом, Уфа, после проведения саммитов БРИКС и ШОС, также провела бы у себя еще одно международное мероприятие. Но это не осуществилось. Однако, я лично не смог понять, какое ограничение было принято в отношении Турции таким образом («я не смог понять в чем заключалась санкционная составляющая этих мер в отношении Турции» — прим. ред.).
— Являясь генеральным консулом Республики Турция в Казани, каким вы видите будущее культурных и торговых отношений между Турцией и Республикой Татарстан?
— Дипломаты всегда должны надеяться и давать надежду окружающим. Выходя за рамки требований к своей профессии, я искренне верю в то, что в рамках турецко-российских связей отношения между Турцией и братским Татарстаном будут развиваться еще стремительнее.
Райнур Шакир, корреспондент радио «Азатлык», Казань
(перевод взят с официальной группы Генерального консульства Турции в Казани в соцсетях)
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.