«Короли госзаказа»: трубопроводчик силовиков, конвейер по строительству детсадов и «крымский» дорожник

Аналитика «Реального времени»: топ-10 госзаказчиков и генподрядчиков Татарстана по итогам 2015 года

«Реальное время» продолжает следить за татарстанскими госзакупками. Год назад мы писали о 10 крупнейших подрядчиках госзаказа и 10 крупнейших заказчиках. Прошедший год привнес определенные изменения, которые коснулись в основном исполнителей госзаказа. Самые ресурсозатратные сферы – по-прежнему связанные со строительством и дорогами. При этом расходы на медицину выросли, а на образование и науку – снизились.

17% снижения расходов минобраза

Тройка предприятий-лидеров Татарстана по объему госзаказов не изменилась, однако компании поменялись местами.

Самый крупный госзаказчик Татарстана – ГКУ «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан». За год минстроевская структура поднялась с третьего на первое место, увеличив общую сумму заказов в полтора раза – с 18,5 до 28,2 млрд рублей.

На втором месте – опустившееся с первого места ГКУ «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан». Объем госзаказов снизился на четверть по сравнению с прошлым годом и составил 18 млрд рублей.

На третьем месте еще одна дорожная структура — Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства. В прошлом году учреждение занимало второе место, объем госзаказов снизился на 26%, до 14 млрд рублей.

Онкологический диспансер оказался лидером в топ-10 закупщиков по увеличению объема заказов. Фото oncort.ru

Пять из оставшихся семи крупнейших заказчиков не изменились по сравнению с 2014 годом. Два новичка топ-10 – структура автоинспекции ГКУ «Дирекция финансирования научных и образовательных программ безопасности дорожного движения Республики Татарстан», поднявшееся на 7-е с 11-го места и увеличившее объем заказов на 20%, и Республиканский онкологический диспансер, поднявшийся с 18-го на 9-е место и увеличивший объем заказов на 57%.

Онкологический диспансер оказался лидером в топ-10 закупщиков по увеличению объема заказов. Второе место – у ГИСУ с ростом в полтора раза, третье место – у министерства здравоохранения с ростом заказов на треть.

Больше всего снизились объемы заказов у Управления содержания и развития дорожно-транспортного комплекса и Федерального управления автомобильных дорог Волго-Вятского региона (на четверть), а также у министерства образования и науки – на 17%.

Финансовое управление исполкома Казани и республиканское агентство «Татмедиа» вылетели из топ-10 заказчиков. Оба предприятия теперь не входят даже в топ-50 заказчиков.

18 миллиардов татарстанских дорог: «Татавтодор», «Алексеевскдорстрой», «Камдорстрой»

Место Место в 2014 году Заказчик Сумма, млрд руб. Сумма, млрд руб., в 2014 году Изменение, %
1 3 ГКУ «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан» 28,2 18,51 52%
2 1 ГКУ «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан» 18 24,3 -26%
3 2 ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» 14 18,9 -26%
4 4 ОАО «КЗСК-Силикон» 4 3,8 4%
5 5 Министерство здравоохранения Республики Татарстан 3,6 2,7 32%
6 7 ГКУ «Фонд газификации, энергосберегающих технологий и развития инженерных сетей Республики Татарстан» 1,9 1,65 21%
7 11 ГКУ «Дирекция финансирования научных и образовательных программ безопасности дорожного движения Республики Татарстан» 1,5 1,25 20%
8 9 Министерство информатизации и связи Республики Татарстан 1,39 1,3 5%
9 18 ГАУ Здравоохранения «Республиканский клинический онкологический диспансер министерства здравоохранения Республики Татарстан» 1,1 0,715 57%
10 10 Министерство образования и науки Республики Татарстан 1,1 1,3 -17%

Занявшее первое место ГИСУ заключило в 2015 году 486 контрактов на 28,2 млрд рублей. Крупнейшими поставщиками ГИСУ выступили ООО «Ак Таш», «Татлизинг», «РСС Инжиниринг» и другие. Самые крупные заказы – на разработку проектной документации первого участка второй линии метро в Казани (642 млн рублей, исполнитель – ГУП «Татинвестгражданпроект»), капремонт городской клинической больницы скорой медицинской помощи №1 в Казани за 495 млн рублей (исполнитель – ОАО «Камгэсэнергострой», входящее в состав «Ак Барс Холдинга»).

Среди самых крупных заказов – капремонт больницы скорой помощи №1 в Казани за 495 млн рублей (исполнитель – ОАО «Камгэсэнергострой»). Фото Максима Платонова

На втором месте – «Главтатдортранс» с 237 заказами на 18 млрд рублей. Крупнейшие исполнители заказов ведомства – «Татавтодор», «Алексеевскдорстрой», «Трест Камдорстрой». Самые крупные заказы – создание дорожной инфраструктуры в промзоне Набережных Челнов (801 млн рублей, исполнитель – «Камдорстрой», который контролирует семья бывшего главы татарстанского минтранса Швецова), работы по строительству и ремонту мостов на автодорогах Татарстана (790 млн рублей, исполнитель – ОАО «Мосты РТ»), работы по приведению в нормативное состояние проспектов Сююмбике и Дружбы народов в Набережных Челнах (650 млн рублей, исполнитель – «Камдорстрой», подробно о ремонте «Реальное время» писало в сентябре).

Третье место – у ФКУ «Волго-ВятскУпрАвтоДор». Сумма всех 295 заказов – 14 млрд рублей. Крупнейшие исполнители – ОАО «Каздорстрой», «СУ-43», «Трест Камдорстрой». Самый крупный заказ – на 2,9 млрд рублей на ремонт 13 км дороги М7 (исполнитель – «Каздорстрой»). Второе место – у заказа на капремонт 20 км автодороги федерального значения «Вятка» в Кировской области (сумма заказа – 680 млн рублей, исполнитель – ООО «СУ-43»).

На четвертом месте – проводящее активную модернизацию «КЗСК-Силикон». Тут не последнюю роль играет активная позиция предправления банка «Спурт» Евгении Даутовой (она один из инициаторов проекта) и федеральный бюджет. Предприятие совершило 125 закупок на 4 млрд рублей. Крупнейшие продавцы – КНИТУ, ОАО «ТАТЭМ», ООО «Вега Инжиниринг». Самые крупные заказы – на выполнение инжиниринговых работ по разработке, поставке и шем-монтажу технологических линий производства пирогенного диоксида кремния: марки «G» – на 677 млн рублей, марки «A» – на 607 млн рублей. Оба заказа достались КНИТУ. Заказ на работы по разработке, поставке и шеф-монтажу технологической установки очистки газов на 505 млн рублей получило ООО «Вега Инжиниринг».

Пятое место – у министерства здравоохранения Татарстана. Министерство провело 673 тендера на 3,6 млрд рублей. Самые крупные поставщики – «Таттехмедфарм», «Р-Фарм», «Фирма Евросервис». Три крупнейших заказа – на лекарственное обеспечение граждан. Исполнитель всех трех заказов – «Таттехмедфарм», суммы – 483, 120 и 105 млн рублей.

Три крупнейших заказа минздрава РТ на лекарственное обеспечение граждан выполнит ГУП «Таттехмедфарм». Фото farm.tatarstan.ru

На шестом месте – Фонд газификации РТ, возглавляемый Заудатом Миннахметовым. Сумма его госзаказов – почти 2 млрд рублей, общее количество – 34. Крупнейшие исполнители – ОАО «УКС», «Ремстройком» (владелец — Александр Канунов), «Раминвест М» (100% — Гайзатуллина Чулпан Ниязовна). Крупнейшие заказы – на реконструкцию и строительство, капремонт систем водопроводов, канализационных сетей, систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения в населенных пунктах Татарстана. Что объясняется просто, фонд — оператор госпрограммы «Чистая вода». Заказы на 224 и 194 млн рублей получило ОАО «УКС», на 185 млн рублей – ООО «Ремстройком».

Седьмое место – у Дирекции финансирования программ БДД. Учреждение заключило 137 контрактов на 1,5 млрд рублей. Крупнейшие исполнители – ООО «Автодория», ООО «Ветераны ГАИ» (учредители сабинской компании: на 56% — Рустем Каримов, на 23% — РОО «Татарстанское республиканское объединение ветеранов Государственной инспекции безопасности дорожного движения», на 19% — Рустем Нуримухаметов, на 2% — ООО «Финбенефит»), ФГУП «Почта России». Самый крупный заказ – на поставку стационарных комплексов фото- и видеофиксации на сумму 195 млн рублей, исполнитель – «Автодория». Два следующих за ним заказа – на оказание услуг по организации ежедневного размещения и функционирования приборов автоматической фиксации административных правонарушений. Заказы на сумму 135 и 134 млн рублей получило ООО «Ветераны ГАИ».

На восьмом месте – министерство информатизации и связи со 169 заказами на 1,4 млрд рублей. Крупнейшие исполнители заказов – «Таттелеком», «Центр информационных технологий РТ», ИФС (100% у Антоновой Любови Геннадьевны). Самые крупные заказы – на предоставление услуг связи для абонентов Государственной интегрированной системы телекоммуникаций региона (на 288 и 145 млн рублей, исполнитель – «Таттелеком»), на эксплуатацию и обеспечение бесперебойного функционирования Государственной интегрированной системы телекоммуникаций региона (на 82 млн рублей, исполнитель – ГУП «Центр информационных технологий РТ»).

Предпоследнее место топа крупнейших заказчиков Татарстана – у Республиканского онкологического диспансера. Сумма 387 заказов диспансера – 1,1 млрд рублей. Крупнейшие поставщики – «Таттехмедфарм», ГАЛС-МТ (владелец — Алексей Субботин) и «Медико» (Галина Зарубина). Крупнейшие заказы – на обеспечение закупок, хранения и доставки лекарственных средств и медицинских изделий, на 147 млн рублей, исполнитель – «Таттехмедфарм». Еще два аналогичных заказа – на 40 млн рублей и 29 млн рублей – достались той же компании.

Крупнейший заказ минобраза РТ – на поставку печатных изданий за 135 млн рублей от издательства «Просвещение». Фото lenta.ru

Замыкает список крупнейших заказчиков Татарстана министерство образования и науки. За год ведомство заключило 447 контрактов на общую сумму 1,1 млрд рублей. Крупнейшие исполнители заказов – издательство «Просвещение», ООО «СТ Нижегородец» (нижегородский поставщик и производитель пассажирских микроавтобусов, грузового транспорта и спецтранспорта на базе Fiat, Ford, Iveco; владельцы: на 35% — Юлия Гойхман, на 20% — Ринат Жалялотдинов, на 20% — Алексей Гойхман, на 15% — Сергей Лимонников, на 10% — Людмила Слесаренко), ООО «Производственное объединение «Зарница» Артура Абдульзянова. Крупнейшие заказы ведомства – на поставку печатных изданий за 135 млн рублей (издательство «Просвещение»), на поставку транспортных средств за 87 млн рублей (ООО «СТ Нижегородец»), на обеспечение онлайн-видеотрансляции единого государственного экзамена в 2015 году за 31,7 млн рублей (ПАО «Таттелеком»).

Шестеро новичков и падение «Татавтодора»

Список исполнителей госзаказа изменился более значительно. Прошлогодняя первая тройка осталась в рейтинге и в 2015 году, однако их позиции значительно изменились. Лидер этого года — «Каздорстрой» — увеличил за год сумму контрактов на 69% (до 4,9 млрд рублей), поднявшись с третьего места. На втором месте – прошлогодний лидер «Татавтодор», снизивший объем поступлений от госконтрактов более чем в два раза – с 10,9 до 4,9 млрд рублей. На третьем месте находится «Алексеевскдорстрой», в прошлом году занимавший лишь пятое место. Объем полученных госзаказов компании увеличился в полтора раза – с 2,4 до 3,6 млрд рублей. Занимавший в прошлом году второе место «Татнефтедор» опустился на восьмое место, снизив объем полученных контрактов на 58% — с 4,4 млрд рублей до 1,8 млрд рублей.

В топе – много новичков: это ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана», увеличившее за год объем поступлений в два раза; лидеры по увеличению суммы контрактов – кировское СУ-43 и ЗАО «Камский трест по строительству автомобильных дорог и аэродромов» (увеличение суммы контрактов у них – примерно в 4,5 раза). Также к резко взлетевшим новичкам относятся «РСС Инжиниринг» (сумма контрактов выросла почти в 4 раза), «Татэнергосбыт» (в 3 с лишним раза), «Татлизинг» (на 77%).

Вместе с тем компании «Стройновация» (занимала в прошлом году 4-е место), «Балтийская строительная компания — СПб» (6-е место годом ранее, 47-е место в 2015 году), «Сайяр» (7-е место, 23-е место в 2015 году), «ПСО-Казань» (8-е место в 2014 году, в 2015 году не входит в топ-50), «Камгэсэнергострой» (9-е место, в 2015 году — 22 место), «Волгадорстрой» (10-е место в 2014 году, 27-е место в 2015 году) вылетели из топ-10 исполнителей госзаказа в Татарстане.

Дорожное строительство лидер трат

Место в 2015/2014 году Подрядчик
Владельцы Сумма, млн руб. Сумма, млн руб., в 2014 году Изменение, %
1/3
Каздорстрой
Эльвира Ахунова — 19,95%, Равиль Гарипов — 18,28%, Лилия Гарипова — 11,58%, Зайнап Фаварисова — 9,33%, Иван Николаев — 5,94%, Камиль Нурутдинов — 2,05%, Иван Захаров — 1,62% 4944,6 2929,2 69%
2/1 ОАО «Татавтодор»
Минземимущества РТ 4890,2 10939,6 -55%
3/5 ОАО «Алексеевскдорстрой»
Фоат Валиев — 26%, Алексей Демидов — 26%, Владимир Швецов — 20%, Дмитрий Васильев — 14% 3614,9 2411,7 50%
4/11 ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана»

3486,6 1732,9 101%
5/33 Камский трест по строительству автомобильных дорог и аэродромов
Евгений Шишканов — 23%, Инесса Дроздецкая — 23%, Валерий Денисов — 20,3%, Марина Гусейнова — 13,1%, Вадим Хлюпов — 10,4%, Марат Тимергалин — 10,4% 3215,7 750,8 328%
6/28
ОАО «Татэнергосбыт»
АО «Связьинвестнефтехим» 2517,1 799,1 215%
7/>50 ООО «СУ-43»
Джамалутдинов Багама 1978,9 436,1 354%
8/2 ООО «Татнефтедор»
ООО «ТАГРАС-Холдинг» (ЗАО «Олимп Ю», ООО «Ипк», ООО «РТК-Инвест», ООО «Корвет», ООО «Ак Тау», ООО «Инвестиционные Системы», ООО «Бизнес-Проект», ООО «ЛЛК», ООО «Финпроминвест» и другие) 1857,8 4423,4 -58%
9/22 ГУП РТ «Татлизинг»

1826,3 1031,3 77%
10/>50 ООО «РСС Инжиниринг»
Александр Таунов 1716,7 460,1 273%

Первое место в рейтинге крупнейших подрядчиков 2015 года занял «Каздорстрой». Сумма полученных им контрактов составила 5 млрд рублей, общее количество – около 20. Крупнейшие заказы были от получены от «Волго-ВятскУпрАвтоДор», «Главтатдортранс», «Управление автомобильной магистрали Москва — Харьков» (интересная деталь, управляет федеральной трассой М2 «Крым», «Камдорстрой» занимался ремонтом дороги в Курской и Орловской областях). Крупнейший заказ – от ФКУ «Волго-ВятскУпрАвтоДор» на сумму 2,9 млрд рублей на ремонт 13 км трассы М7. Помимо этого, от того же заказчика «Каздорстрой» получил 453 млн рублей на ремонт 11 км трассы Казань — Ульяновск, а от «Главтатдортранса» — 248 млн рублей на ремонт автомобильных дорог общего пользования в Татарстане.

«Камдорстрой» занимался ремонтом федеральной трассы М2 «Крым» в Курской и Орловской областях. Фото участка трассы после капремонта rosavtodor.ru

На втором месте по объему полученных заказов – «Татавтодор». Сумма заказов за 2015 год составила 4,9 млрд рублей, количество – 31. Крупнейшие заказчики – «Главтатдортранс», исполкомы Нижнекамского и Арского муниципальных районов. Все самые крупные заказы – от «Главтатдортранса», на реконструкцию и ремонт автодорог общего пользования в Татарстане. Суммы крупнейших – 482, 373, 348 млн рублей.

Третье место – у еще одной строительной организации «Алексеевскдорстрой». Сумма заказов компании – около 3,6 млрд рублей, общее количество – 25. Самые крупные заказчики – «Главтатдортранс», «Волго-ВятскУпрАвтоДор», исполком Алькеевского муниципального района. Крупнейшие заказы: на 564 млн рублей от «Волго-ВятскУпрАвтоДора» — на капремонт 15 километров трассы Казань — Оренбург — Акбулак в Татарстане; на 504 млн рублей от «Главтатдортранса» — на ремонт автодорог общего пользования в Татарстане; и на 310 млн рублей от того же учреждения – на ремонт дорожно-уличной сети в Казани.

На четвертом месте – «Таттехмедфарм». Компания получила более тысячи контрактов, суммарно – на 3,5 млрд рублей. Крупнейшие заказчики предприятия – минздрав Татарстана, онкологический диспансер, ДРКБ. Самые крупные заказы: на 484 млн рублей от минздрава на лекарственное обеспечение граждан, от онкологического диспансера на 221 млн рублей – на обеспечение закупок, хранения и доставки лекарственных средств, а также от онкологического диспансера на те же цели – еще на 147 млн рублей.

Пятое место – у Камского треста по строительству автодорог и аэродромов («Камдорстроя»). Общая сумма заказов – 3,2 млрд рублей, общее количество – около 15. Крупнейшие заказчики – «Росавиация», «УпрДор «Южный Урал», «Главтатдортранс». Самый крупный заказ – от «Росавиации» на реконструкцию аэродромных покрытий в екатеринбургском аэропорту «Кольцово» за 2,2 млрд рублей, следом за ним – заказ от «Главтатдортранса» на создание дорожной инфраструктуры в промзоне Набережных Челнов за 801 млн рублей. Еще 798 млн рублей компания получила от «Росавиации» на реконструкцию аэропортового комплекса «Бегишево» в Нижнекамске. Подробнее об этом тендере, который был проведен лишь со второго раза, «Реальное время» писало в конце августа.

На шестом месте – «Татэнергосбыт» с 2 884 заказами на 2,5 млрд рублей. Крупнейшие заказчики – исполком Набережных Челнов, КФУ, исполком Альметьевского района. Самые крупные заказы: на поставку электроэнергии от КФУ на 120 млн рублей, от исполкома Альметьевского района — на 97 млн рублей, от исполкома Зеленодольского района – на 80 млн рублей.

Тендер от ГИСУ на строительство спортплощадок в населенных пунктах Татарстана за 382 млн рублей получил «Татлизинг». Фото inkazan.ru

Седьмое место – у кировского ООО «СУ-43». Сумма его заказов – 2 млрд рублей в девяти конкурсах. У компании – два заказчика: «Волго-ВятскУпрАвтоДор» и дорожный комитет Кировской области. Крупнейший заказ – от дорожного комитета Кировской области на строительство автодороги Киров — Кирово — Чепецк — Зуевка — Фаленки на 815 млн рублей. Второй по величине заказ – от «Волго-ВятскУпрАвтоДора» на капитальный ремонт трассы «Вятка» за 680 млн рублей. Третий по величине заказ – от этого же заказчика, также на трассу «Вятка», на 611 млн рублей.

На восьмом месте – «Татнефтедор» с 1,9 млрд рублей в 41 госзаказе. Крупнейшие заказчики – «Главтатдортранс», «Волго-ВятскУпрАвтоДор», исполком Альметьевского района. Самые крупные заказы – на капремонт трассы Казань — Оренбург за 329 млн рублей от «Волго-ВятскУпрАвтоДора», на приведение в нормативное состояние дорог в населенных пунктах Татарстана за 323 млн рублей, на ремонт автодорог общего пользования за 179 млн рублей от «Главтатдортранса».

Предпоследнее место в топе поставщиков занял «Татлизинг». Сумма его заказов – 1,8 млрд рублей, общее количество контрактов – 15. Все заказы поступили от ГИСУ и минстроя РТ. При этом три крупнейших тендера – от ГИСУ: за 382 млн рублей – на строительство спортплощадок в населенных пунктах Татарстана, за 350 и 326 млн рублей – на капремонт зданий ресурсных центров для удовлетворения кадровых потребностей базовых работодателей Татарстана.

Замыкает десятку крупнейших исполнителей новый игрок — ООО «РСС Инжиниринг». Сумма – 1,7 млрд рублей в 17 контрактах. Самые крупные заказчики – ГИСУ, ЦХИСО МВД по Татарстану, УФСБ по Татарстану. Крупнейшие заказы – на выполнение работ на объектах ГИСУ за 313 млн рублей, 286 млн рублей, 252 млн рублей. Остальные крупные заказы – также от ГИСУ. Отметим, что эта компания основана относительно недавно — в 2012 году, а глава компании — Александр Таунов — является также учредителем ООО «Новый квартал — Ульяновск». В 2012 году «РСС Инжиниринг» получила заказ от УФСБ по Татарстану на гидроопрессовку системы отопления здания Управления, в 2013 году — четыре контракта от УФСБ (на капремонт, техобслуживание систем вентиляции и гидроопрессовку), один — от МЧС на ремонт системы отопления, от центра хозяйственного и сервисного обеспечения МВД — на устройство дополнительных канализационных колодцев. В 2014 году сумма заказов достигла 460 млн рублей, а к заказчикам добавилось минземимущества (заказ на подготовку систем отопления).

ООО «Ак Таш» в 2015 году получило 11 госконтрактов на 2,086 млрд рублей на строительство детсадов. Фото kzn.ru

Также заслуживает внимания один из крупнейших исполнителей заказов ГИСУ — ООО «Ак Таш». В 2015 году компания получила 11 госконтрактов на 2,086 млрд рублей, 2,029 млрд из которых — от ГИСУ. Крупнейшие из них — на 397 млн рублей (три детских сада в ЖК «Солнечный город»), 353 млн рублей (три детских сада в Казани — на улице Зорге, в микрорайоне М-14 и ЖК «Светлая Долина» в Константиновке) и 312 млн рублей (пять детских садов в Казани — на улицах Фучика, Посадочной, Халезова, Гвардейской, Локаторной).

Годом ранее компания получила восемь госзаказов на 1,86 млрд рублей, 1,792 млрд рублей из которых — от ГИСУ. Крупнейшие из заказов также относятся к ГИСУ: 551 млн рублей «Ак Таш» получило на строительство шести детских садов в Казани — на улицах Минской, Мавлютова, Крутой, Чэчэк, в жилых массивах Вознесенское и Малые Клыки, на 517 млн рублей — на строительство семи детских садов (в Казани — в поселках Кадышево, на улице Ползунова, на улице Симонова, Горьковском шоссе, улицах Тыныч и Чапаева), на 473 млн рублей — на строительство еще семи детских садов (в Камском Устье, Теньках, Тетюшах, Усадах, Богатых Сабах, Алексеевском, Столбищах).

Максим Матвеев
комментарии 7

комментарии

  • Анонимно 15 янв
    Почему Татмедиа так резко сдало позиции?
    Ответить
  • Анонимно 15 янв
    фармацевтика процветает - правильно, люди болеют все больше, все сидят на каких-то таблетках или бесполезных витаминах
    Ответить
    Анонимно 15 янв
    в аптеки страшно заходить,ценники ненормальные, элементарные таблетки, стоившие 3 рубля, теперь по 30! болеть дорого и невыгодно, я теперь по большей части народными методами лечусь
    Ответить
  • Анонимно 15 янв
    В связи с чем онкодиспансер оказался лидером? Увеличилось число больных раком?
    Ответить
    Анонимно 15 янв
    оч много людей заболевают по непонятным причинам, из 100 человек у 5 рак
    Ответить
  • Анонимно 15 янв
    Когда уже новые станции метро начнут строить? Вот в такую погоду самое то было бы на метро до работы добираться - за руль страшно садиться, а наземный транспорт - зло
    Ответить
  • Анонимно 15 янв
    забавная фотка со спортплощадкой)) пацаны смотрят как завороженные))
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров