Челнинскую компанию «Алькон» поймали на торговле «левыми» запчастями КАМАЗа
Несмотря на борьбу автогиганта с контрафактом, «серые дилеры» умудрились заключить госконтракт в Омске
ПАО «КАМАЗ» и Татарстанское УФАС России обвинили челнинскую компанию «Алькон» в продаже контрафакта. Последняя, якобы представляясь «субдилером», торговала запчастями под брендом «КАМАЗ» (включая двигатели), хотя к продукции автозавода они не имели никакого отношения. В каталоге «Алькона» есть товары и фирм-партнеров автогиганта, в том числе зарубежных — «НЕФАЗа», ZF и Cummins. Как сообщили «Реальному времени» в ПАО «КАМАЗ», в компании приветствуют включение антимонопольщиков в решение проблемы с подделками на авторынке. Заодно рассказали, как на заводе борются с «нелегалами» при помощи своих «ревизоров» в регионах и спецупаковки, консультируют чиновников по тендерам, где порой выступают «серые дилеры», торгуя по низким ценам.
Как под боком у КАМАЗа продавали липу под его брендом
Татарстанское УФАС обвинило челнинскую компанию «Алькон» «в распространении ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки ПАО «КАМАЗ» и нанести ущерб его деловой репутации». Причина в том, что компания продает левые запчасти, используя торговый знак автогиганта, хотя все изделия не имеют никакого отношения к его оригинальной продукции.
Компания «Алькон» позиционирует себя как регулярного поставщика таких официальных дилеров, как Cummins, Bosch, SACHS, GWB, Tirsan Cardan, OMFB, KNORR-BREMSE, RBL и других. «Камминс», отдельно отметим, является партнером КАМАЗа, их совместное предприятие ЗАО «Камминз Кама» существует с 2006 года.
Любопытно, что жалобу на «Алькон» подал сам автозавод, а поводом стала проверка данных по купленным двигателям ООО «Шахтостроительное управление» — во всяком случае, именно оно упоминается в решении антимонопольщиков возбудить дело против челнинской компании. Эта компания снабдила УФАС фотографиями двигателей и паспортов к ним, а перед этим узнала, что купленные ими двигатели (например, с серийным номером J2892003) не являются, собственно, «камазовскими». В УФАС отмечают, что ПАО «КАМАЗ» и ООО «Компания Алькон» осуществляют аналогичную деятельность по ОКВЭД — торговлю автомобилями.
![](/uploads/article/1f/20/6cc1741e8ea938d8.jpg)
Сославшись на Парижскую конвенцию 1883 года
Так, ПАО «КАМАЗ» осуществляет деятельность 45.3 Торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями (стр. 5 сведений, п. 1.5.2 Устава ПАО «КАМАЗ»). ООО «Компания Алькон» осуществляет деятельность 45.31 Торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями.
Однако действия «Алькона» направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и противоречат законодательству РФ, «обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, причиняют убытки ПАО «КАМАЗ, могут причинить убытки другим, добросовестным субъектам предпринимательской деятельности, а также наносят вред деловой репутации ПАО «КАМАЗ», иными словами по своему существу являются недобросовестной конкуренцией».
В УФАС при этом ссылаются на Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности, принятую еще в 1883 году, ратифицированную в 1968 году. Страны ее подписавшие, образуют Союз по охране промышленной собственности. А объектами охраны промышленной собственности являются, в том числе и товарные знаки.
«Алькон» не официальный дилер, паспорта запчастей недействительны
Но и в Гражданском кодексе есть статья 1484, закрепляющая исключительное право на товарный знак. ООО «Компания Алькон» на своей продукции использует обозначение «КАМАЗ», «сходное до степени смешения с фирменным наименованием и товарными знаками ПАО «КАМАЗ»», чем и вводит в заблуждение потребителей, которые вполне могут посчитать, что приобрели товар у официального дилера ПАО «КАМАЗ». А официальным дилером «Алькон» не является.
В ООО «Автозапчасть КАМАЗ» заметили, что двигатель с серийным номером J2892003, купленный «Шахтостроительным управлением», силами ПАО «КАМАЗ» или по его заказу не производился. А блок с серийным номером J2887064 был произведен и отгружен на стороннее предприятие и не мог быть использован при производстве нового двигателя.
Мало того, что на двигателях незаконно использована информационная табличка (шильдик) с символикой КАМАЗа, так еще и сканы паспортов этих двигателей оказались недействительными. Отдельно в УФАС обратили внимание на то, что ОАО «ТФК КАМАЗ» не реализует запасные части, а в дилерской системе ПАО «КАМАЗ» на территории России отсутствует понятие «субдилера».
В любом случае антимонопольщики узнали также, что ПАО «КАМАЗ» не заключало дилерских/субдилерских отношений с ООО «Компания Алькон».
В «Альконе» отказались от комментариев
Как следствие, УФАС уже выдало ООО «Компания «Алькон» предупреждение о необходимости в течение 30 дней с момента получения предупреждения №П08-58/2020 прекратить действия (бездействия), которые содержат признаки нарушения статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: «прекратить реализацию продукции ДВС (двигателя КАМАЗ с серийными номерами J2887064 и J2892003) со всеми документами, являющимися неотъемлемой частью товара». Однако ООО «Компания Алькон» выданное предупреждение, полученное ею заказным письмом еще 16 декабря прошлого года, в установленный срок не исполнило.
Рассмотрение дела против «субдилера» в УФАС назначено на 7 апреля. Антимонопольщики затребовали у «Алькона» следующую информацию: объем выручки в период с 01.01.2018 по настоящее время (отдельно за каждый год), бухгалтерские балансы, отчеты о финансовых результатах, отчеты о движении денежных средств за период с 01.01.2018 по настоящее время. В качестве заявителя привлекут ПАО «КАМАЗ».
Газета «Реальное время» обратилась за разъяснениями к директору и основателю ООО «Компания «Алькон» Руслану Абрамову. Он внимательно выслушал вопросы корреспондента, подумал и ответил: «Без комментариев».
Как на «КАМАЗе» борются с контрафактом
Руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев в разговоре с корреспондентом «Реального времени» отметил, что за последние 10 лет количество контрафактных запчастей под маркой «КАМАЗ» снизилось достаточно значительно, «в разы».
![](/uploads/article/6d/27/f9618e30d1d00e74.jpg)
Впрочем, признали на КАМАЗе, это вовсе не означает, что «такие не совсем правильные запчасти» вышли из продажи. Просто их перестали делать под маркой «КАМАЗ». Для борьбы с контрафактом в компании создана группа аудита, которая ездит по регионам России, закупая запчасти и следя за их качеством и соответствием требованиям автогиганта. В компании отметили, что все запчасти, продающиеся у официальных дилеров, — являются или оригинальными, или аналогами, разрешенными к продаже самим ПАО «КАМАЗ».
— Все другие поставки… Конечно, мы не можем дать на них гарантию, гарантировать, что они будут, во-первых, безопасны, а, во-вторых, отработают необходимый ресурс. На свои запчасти мы такие гарантии даем, — рассказал Олег Афанасьев и объяснил, как отличить официальную деталь от контрафактной. — Вся наша продукция оригинальная, пакуется в специальную упаковку со специальными маркерами, которые легко заметить. И если маркеры повреждены, не оригинальны, или отсутствуют полностью — перед вами контрафакт.
В каталоге «Алькона» и продукция фирм-партнеров КАМАЗа
Официально на своем сайте компания «Алькон» сообщает, что главным направлением ее деятельности является продажа запасных частей зарубежного производства для грузовой техники и для автомобилей отечественного производства. «За время деятельности компания «Алькон» приобрела огромную техническую и материальную базу, что создает дополнительные удобства сотрудничества с нами».
Среди постоянных клиентов фирмы, по ее собственным данным, оптово-розничные, торговые предприятия города Набережные Челны и торговые компании России, а также автотранспортные предприятия, нефтедобывающие, дорожно-строительные компании, розничные магазины в регионах РФ.
В каталоге «Альконы» большую часть товаров действительно представляют собой запчасти КАМАЗа (точнее так промаркированные, но произведенные на автозаводе): в ассортименте 5 471 вид запчастей автогиганта.
Есть также запчасти башкирской «дочки» КАМАЗа — компании ПАО «Нефаз», американской «Камминз» (которая, напомним, имеет СП с КАМАЗом) и немецкой ZF Friedrichshafen AG (тоже имеет СП с КАМАЗом — ZF KAMA — ZF).
![](/uploads/article/f8/cc/d306e3fb2aedd6a3.jpg)
Впрочем, есть запчасти и других компаний. На главной странице сайта «Алькона» фигурирует фотография грузовика КАМАЗ. Партнерам компания гарантирует, цитируем: «оперативность в работе, высокое качество поставляемых импортных запчастей к автомобилям КАМАЗ, НЕФАЗ, УРАЛ, МАЗ, порядочность и честность в партнерских отношениях».
На «КАМАЗе» рассказали, что их аудиторы в регионах проверяют у различных продавцов запчастей и продукцию партнеров, в том числе ZF Friedrichshafen AG, и Cummins, и «НЕФАЗа».
Компания-«недилер» показывает хорошую выручку, но очень маленькую прибыль
Хотя официальный сайт компании «Алькон» и сообщает о том, что деятельность свою ведет с 2007 года, формально это не совсем так, и ООО «Компания «Алькон» было зарегистрировано в феврале 2017 года. Ранее Руслан Абрамов, нынешний ее руководитель и основатель, учредил в 2012 году ООО «Алькон» (среди видов деятельность ОКВЭД также была «Торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями»), но она находится в стадии ликвидации.
В лучшие времена оборот «дилера» составлял до 47—50 млн рублей (в 2015—2016 годах), а максимальную прибыль эта компания показала в 2017 году, она была несопоставимо низкой — всего 292 тыс. рублей. Руслан Абрамов, впрочем, действительно основывал компанию по торговле автотранспортными средствами и запчастями в 2007 году, называлась она ООО «АРС-Авто» и прекратила свою деятельность в 2016 году. Двумя годами ранее прекратило деятельность основанное им ООО «Униторг центр» (основанное в 2009 году).
Фактически, ООО «Компания «Алькон» можно считать правопреемницей, или хотя бы «наследницей» ООО «Алькон», и вот эта новая компания в последние 3 года чувствовала на рынке себя довольно неплохо, показав обороты в 35,3 млн рублей в 2017 году, в 62,2 млн — в 2018 году и 59,6 млн — в 2019 году. Правда, из-за высокой себестоимости продаж (почти равной выручке), прибыль компании в эти годы не превышала и 300 тыс. рублей. При этом компания почти не пользуется кредитами, задолжав поставщикам и клиентам лишь в 2018—2019 году по 10 млн и 6 млн рублей соответственно.
Как омские чиновники заключили госконтракт на закупку запчастей КАМАЗа — с «Альконом»
Удивительно, но реализуя двигатели, маркированные «КАМАЗом», компания в штате своем имеет от силы семь человек (по данным на 2019 год) и является микропредприятием. Хотя в своем статусе умудрилась стать поставщиком госзакупки в марте прошлого года, продав запчасти управлению дорожного хозяйства и благоустройства города Омска — на 1 млн рублей.
Мало того, это была госзакупка на поставку запасных частей для автомобилей марки КАМАЗ — вот карточка контракта: «Алькон» выступил единственным поставщиком на аукционе. И случилось это, несмотря на активную работу КАМАЗа по противодействию серым дилерам. Теперь с автогигантом уже консультируются чиновники из других регионов.
— Мы к настоящему моменту выстроили работу с крупнейшими федеральными структурами, которые при закупках консультируются с компанией по поводу тех или иных поставщиков и их запасных частей к КАМАЗам, — рассказал Олег Афанасьев. — Потому что зачастую в тендерах участвуют компании, продающие запчасти по очень низким ценам, или же вовсе не новые, а восстановленные запчасти.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.