Ленар Сафин объявил войну «серым» междугородным перевозчикам

Годовой оборот маршрутчиков, маскирующихся под заказные перевозки, превышает 1 млрд рублей

Правительство Татарстана начинает активную борьбу с «серым» рынком междугородных перевозок, которые под видом заказных поездок осуществляют регулярные. Скоро им запретят осуществлять посадку пассажиров в произвольных местах, а со временем рассчитывают на 100-процентную ликвидацию перевозчиков, работающих без лицензии, в обороте которых находится порядка 1 млрд рублей в год. Как стало известно «Реальному времени», в обмен на удобные маршруты, которые забирают пассажиров чуть ли не из дома, им обещают скорое открытие автовокзала «Восточный» со льготными маршрутами.

Более половины междугородных перевозчиков — нелегалы

«Проблема заказных переводчиков, которые под видом заказных осуществляют регулярные, она есть. Законодательство, к сожалению, в середине двухтысячных годов либерально отнеслось к этому вопросу, и более 50% перевозок сейчас осуществляются под видом заказных», — рассказал журналистам замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Андрей Егоров. По его словам, по закону сейчас любое лицо может купить машину, сообщить в надзорное ведомство о том, что намерено возить пассажиров по заказу, например, на свадьбы, крупные мероприятия, в другой город за покупками и т.д.

Однако многие используют эту возможность для междугородных перевозок, организовывая нелегальные маршруты. Разница в том, что в отличие от лицензированных минтрансом транспортных предприятий, у них нет разрешающих документов, страховки, соответствующей базы и квалификации персонала. «И мы уже не знаем, кто везет пассажиров, проходил ли он технический или медицинский осмотр. Даже наличие нового автобуса не гарантирует безопасность. Это проблема всей России, автобусов у физлиц больше, чем у юрлиц», — рассказал он. Чиновник напомнил, что на таких автобусах могут передвигаться и террористы, как это было в Волгограде.

Сейчас из Казани есть 167 легальных междугородных маршрутов, сообщением охвачено 22 города, 18 поселений. Горожан обслуживают 40 предприятий и ИП. Все легальные перевозчики оснащены системой ГЛОНАСС. «За время работы системы более чем в 2 раза снизили скоростные нарушения и с 4 до 2 сократили количество ДТП», — с гордостью сообщил Егоров.

Что касается объема «серых» перевозок, это более 500 рейсов в день, и их оборот — более 1 млрд рублей. «Вот почему они не хотят выходить их тени», — считает спикер. Он рассказал, что недавно встречался с перевозчиками по направлению Набережных Челнов, и они в целом готовы лицензироваться, но не все могут потянуть дополнительные расходы на страхование пассажиров, которые для них «очень чувствительны, и их не все потянут», а также за вхождение в систему ГЛОНАСС, покупку тахографа для соблюдения режима работы и отдыха и пр.

Площадь перед ЦУМом и Советскую площадь зачистят от автобусов

Для решения проблем минтранс начал проверки на соответствие лицензии с «колоссальными штрафами». Кроме того, с 11 января 2016 года вступает в силу закон, разрешающий министерству выбирать места отправки и прибытия пассажиров. А с июля за нарушение закона будут собираться штрафы. По словам Егорова, в Казани есть более 15 несанкционированных мест остановки автобусов, которые всем известны. «Даже площадь ЦУМа на «Яндекс.картах» фигурирует как автостанция. Это неправильно, мы с этим будем бороться», — пообещал замминистра.

В качестве официальных мест посадки в Казани сейчас есть автовокзалы «Столичный», «Южный» и «Северный», а в третьей декаде декабря Егоров пообещал открыть автовокзал «Восточный» на пересечении улиц Жиганова и Аграрная, возле Агропромпарка. «Это был многолетний вопрос, и теперь мы его откроем… Современный, безопасный, комфортабельный автовокзал, соответствующий всем требованиям: зал ожидания, буфет, комната матери и ребенка, посадочные платформы. Призываю не стоять на Советской площади, а проехать одну-две остановки и сесть. Цена на первое время будет очень демократичная, на порядок ниже той, что есть сейчас», — обратился он к пассажирам. Напомним, речь идет о строительстве транспортного пересадочного узла «Восточный», где соединятся 3 транспортные ветки: метро, общественный городской транспорт и междугородные автобусы. 4 таких проекта должны появиться в Казани в перспективе. В том же «Восточном», например, по изначальному проекту должны были появиться два трехэтажных перехватывающих паркинга, офисный центр, трехэтажный торговый центр и 2 гостиницы, одна из которых должна быть 9-этажной, а вторая — 13-этажной. Однако впоследствии проект был «ужат». Замминистра признал, что пока нет метро, там будут только остановки общественного и междугородного транспорта. Строится проект за счет средств казанского инвестора, имя которого чиновник не назвал, отметив лишь, что это не РЖД и не бюджетные деньги.

В третьей декаде декабря Егоров пообещал открыть автовокзал «Восточный». Фото Максима Платонова

Министерство официально утвердит перечень этих вокзалов как единственных возможных мест посадки и высадки пассажиров. Аналогичные акты должны будут утвердить все муниципалитеты.

На сколько может сократиться рынок «серых» междугородных перевозок, Егоров прогнозировать не стал. «Сказал бы громко, свести к нулю… Но в любом случае будем работать», — ответил он на вопрос «Реального времени», отметив при этом, что в целом заказные перевозки как класс будут иметь право на существование для поездок на свадьбу, экскурсию и пр.

Дина Валиуллина

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Автовокзал «Восточный»

Новости партнеров