Ислам и феминизм: разногласия и точки соприкосновения

Ислам и феминизм: разногласия и точки соприкосновения
Фото: предоставлено автором

В Новейшее время в западных странах распространились гендерные исследования. Исследователи интересуются историей женщин в различных контекстах. Одним из традиционных полей для исследования является взаимоотношение женщин и религии. С другой стороны, феминистическая повестка все чаще интересует молодых мусульман и мусульманок. Некоторые видят в ней путь к реформации исламских сообществ, некоторые — агента колониализма, стремящегося разрушить незападные цивилизации. Колумнист «Реального времени» Карим Гайнуллин в очередной статье для нашего издания рассматривает те проблемы, которые существуют между исламом и феминизмом.

Феминистическая теория: на пути к преодолению патриархата

Феминистки стремятся переосмыслить статус женщины в культуре и религии. Критике повергаются те положения, которые указывают на привилегированное положение мужского пола, патриархат.

Патриархат — важнейшее понятие для понимания феминистической мысли. Для феминисток, «патриархат» представляет из себя целую систему, внутри которой социальный выбор всегда или чаще совершается в пользу мужчин.

Над идеей «патриархата» и «мужественности» (маскулинности) спорят и внутри самого феминизма. Так, два основных на сегодняшний день течения — радикальные и интерсекциональные феминистски — прямо разошлись в вопросе статуса мужского доминирования.

Для радикальных феминисток «патриархат» представляется основополагающей и важнейшей исторической формой угнетения, превосходящей все остальные.

Радикальные феминистки взяли марксистскую классовую теорию и перенесли ее на взаимоотношения между полами. Мужчины получают выгоды от сложившейся системы угнетения не просто как частные лица, но как целый класс, нависающий над женщиной. В этом смысле нужно совершить революционный акт, преодолеть имеющиеся противоречия. И это невозможно сделать без кардинального слома системы. Среди радикальных феминисток существуют разные методы этого слома — например, полная сепарация и создание исключительно женских сообществ, свободных от мужественности.

Для интерсекциональных феминисток патриархат представляет из себя лишь одну из множества систем угнетения.

Кроме женского вопроса, они поднимают вопросы расизма, отношения к людям, отказывающимся от своего пола, постколониальную повестку и проблемы людей из бедных стран. Привилегии, по мысли интерсекционалисток, есть у всех людей, и задачей каждого человека является рефлексия над собственными привилегиями — только через исправление себя и других людей можно прийти к равенству.

Критики феминизма утверждают, что идея патриархата представляет из себя теорию заговора. Под теорией заговора следует понимать желание описать общественные процессы через некоторую изначально очевидную систему, при которых от всего происходящего выгоду получает определенная группа людей. Большую часть человеческой истории реальными привилегиями обладало меньшинство людей обоих полов. Большинство были крепостными, рабами, зависимыми крестьянами или просто бедняками — и никак не претендовали на роль «сильных мира сего», независимо от пола.

Радикальные и интерсекциональные феминистки разошлись и по самому, казалось бы, важному вопросу — кто же такая «женщина».

Для радикальных феминисток понятие женщины связано с биологическим полом, а для интерсекциальных — женщиной можно стать. Более того, для интерсекционализма люди, которым некомфортно в пределах своего пола, попадают под еще более жесткую линию угнетения, чем обычные женщины. Радикальные феминистски или выступают за исключение «транс-женщин» (то есть, мужчин, «ставших» женщинами) из женских сообществ — или против транс-теории вообще, заявляя, что «женщины — это женщины, а мужчины — это мужчины».

Интересная ситуация произошла с писательницей Джоан Роулинг, автором знаменитой вселенной Гарри Поттера, по взглядам склоняющейся к радикальному феминизму. В социальной сети «Твиттер» она возмутилась, что в статье про коронавирус женщин обозначили, как «людей, которые менструируют». Сделали это, чтобы не оскорбить транс-сообщество. Англоязычное интернет-сообщество разделилось на тех, кто поддержал Роулинг — и тех, кто назвал ее трансфобкой и даже увидел какие-то расистские и антисемитские интенции в знаменитой серии книг.

Кроме упомянутых двух течений феминизма, можно назвать и другие — «черный» феминизм, «марксистский» феминизм, «либеральный» феминизм.

Они являются синтезом феминизма с другой идеологией. В то время как упомянутые две группы пытаются сформировать собственную индивидуальную теорию.

Вопрос ислама и вопрос феминизма

Методология исламского права разительно отличается от теории патриархата. Исламские теологи, когда говорили о конкретных правовых решениях, никогда не описывали их интересами отдельных классов или гендеров. Для ислама шариатские установления, куда включены взаимоотношения между полами, имеют корни в Откровении от самого Бога.

Исламская критика политических идеологий чаще всего обращает внимание на это. Идеологии имеют посюстороннюю природу, они утверждены людьми. Продиктованные идеологиями нормы имеют оценочный характер. Нравственные и моральные категории невыводимы логически. Тем самым выбор происходит из нормы, которую навязывает человеку человек, и нормы, которую утверждает человеку Господь. Если сравнивать эти две природы правовых систем, то для человека верующего всегда будет предпочтительна природа божественная.

В этом корневое отличие религии от идеологии. Для идеологии важны такие вещи, как «кто получает выгоду?», «как достичь справедливости?», «как достичь свободы?». А религия задает метавопрос: «кто задает вопросы?». Религия отвечает, что все идеологии лишаются своей привлекательности как имеющие более низкую по сравнению с божественной природу.

Возвратимся к привилегиям. Они всегда зависят от установок вопрошающего. В современном обществе потребления, «привилегированный» означает владеющий имуществом. Но так было не всегда. В традиционном обществе люди духа и знания почитались больше, чем городские владетели капитала, феодалы или даже войны. В исламе алимы и шейхи, в христианстве и буддизме — монахи, в индуизме — брахманы представляли наивысшую, божественную власть.

Важнейшим пересечением феминизма и ислама является идея социальной субъектности женщины. По исламу женщина может: вступать в судебные тяжбы; наследовать имущество; самостоятельно выбирать себе партнера; самостоятельно распоряжаться своим имуществом и заработанными деньгами; инициировать разводный процесс, если нарушаются ее права; получать образование. Современникам эти права кажутся самоочевидными, но исторически ими обладало заметное меньшинство женщин. Часть из перечисленного входило в требования первых суфражисток.

Для идеологий права женщины являются достижением человечества, но для религии это является частью утвержденным Богом порядка. В религии и мужчина, и женщина могут ощутить, что их самость является не придуманным просвещением концептом, но частью естественного положения дел.

В этом году в издательстве Дар аль-Минхадж вышла масштабная энциклопедия из 43 (!) томов, посвященная именам женщин-ученых ислама.

Тем не менее классическое исламское право не утверждает, что мужчина и женщина равны в правовых вопросах. Например, в соответствии с классическим исламским правом, женщина наследует меньшую часть по сравнению со своим братом, ее слово в суде — меньше слова мужчины… В доисламском обществе женщины были практически бесправны, но ислам не утвердил того равноправия, которое пришло с Новейшим временем. Исламский феминизм рассматривает это как незавершенный процесс на пути к равноправию, в то время как традиционный ислам отрицает процесс и утверждает сформированные Откровением положения, как неизменный божественный закон.

Исламский феминизм

Важнейшим принципом феминистического прочтения священных текстов является «позиционный (standpoint) анализ». Исходя из него, мужское прочтение и мужская теология не может передать метафизический опыт женщины.

Вооружившись этой основой, феминистки начали делать свой «иджтихад», своевольно отделяя предания и фетвы, которые казались им «мизогинистичными», от исламской традиции.

При этом феминистки широко пользуются герменевтическими методами, заимствованными у французских левых. С другой стороны, они активно используют риторику исламских модернистов, включая «ценности шариата» и временную обусловленность правовых установлений. Так как исламская религия как чистое Откровение, по их мнению, попало под влияние патриархальных цивилизаций арабов, персов и византийцев, следует очистить его от примеси «мужественного» взгляда и передать «женский опыт».

В нашем обществе распространены стереотипы, что исламский мир лишь недавно начал сталкиваться с феминизмом. На самом деле вопрос положения женщин исламские модернисты начали затрагивать еще в XIX веке.

Так, отдельные работы, посвященные этому вопросу, написали такие крупные мыслители-джадиды, как Мухаммад Абдо и Касим Амин. Более того, значительное число арабских государств пережило социалистические эксперименты, когда правительства пытались переосмыслить положение женщин в обществе. В Новейшее время во многих мусульманских государствах женщины становились правительницами. Например Беназир Бхутто в Пакистане.

Феминизм — сущностно антропоцентрическое течение, которое утверждает, что человек является источником представлений о добре, то есть равенство хорошо объективно. Критик исламского феминизма может задать на это такой вопрос: если заведомо известно, что Господь приказал женщине нечто, что противоречит гендерному равенству — следует ли ей подчиниться или воспротивиться решению Бога?

Конфликт ислама и феминизма начинается на этой точке — между ценностными убеждениями, формирующимися от человека — и прямыми решениями Бога в откровении.

Например, Амина Вадуд, американская исламская феминистка, пишет, что любое прочтение Корана, в том числе традиционное, не лишено субъективности. Значит, и феминистическое прочтение Корана имеет место.

С другой стороны, ни одно из традиционных прочтений Корана не использует внешние по отношению к самому Корану ценностные категории. Более того, сами представления о добре и зле, которые формируются человеком, исламская ортодоксия считает необъективными и низшими по отношению к божественной Воле (вопрос хусн и кубх у ашаритов). Почему же деконструкция под флагом «субъективности» не распространяется на саму феминистическую теорию?

Ислам и феминизм: между конфликтом и согласием

Часто можно наблюдать, как мусульмане пишут: «феминизм не нужен для ислама, ведь сам ислам уже дал женщинам все права». Однако ислам появился задолго до феминизма, когда те вопросы были просто неактуальны. В этом смысле ислам — вещь из совершенно другой среды и другой ценностной парадигмы.

С другой стороны, ислам, как и авраамическая традиция вообще, утвердил полноправную субъектность женщины в обществе. В этой связи феминистическая риторика «женщина — тоже человек», то есть обладательница прав и свобод, свойственных человеческому существу — эта идея созвучна исламскому взгляду на женщину.

Во многом риторика феминисток как борьба с объективизацией, с торговлей женским телом, с насилием — совпадает с исламской женской повесткой.

Интерсекционалистки кроме женской повестки говорят о проблеме постколониальных обществ и угнетенном положении небелых в современной культуре, что совпадает с исламским деколониализмом и утверждением равенства рас. Притом из-за того, что одни выступают с «прогрессивистских», а другие — с «традиционалистских» позиций, одна и та же позиция по этим вопросам редко приводит к диалогу.

С другой стороны, что делать, когда дело касается конкретного шариатского запрета, который противоречит феминистической идеологии? С какой позиции выступает тот, кто критикует шариатский запрет — с феминистической или исламской? И где расставить приоритеты? Это вопросы, на которые сложно получить ответы при чтении работ исламских феминисток.

Думаю, что исламский феминизм честен до определенной точки. За ее пределами уже придется решать, чего в тебе больше — ислама или феминизма.

Само феминистское движение достаточно разобщено, чтобы предложить единый взгляд на женственность и религию. И, тем не менее, сам феминизм связан с уже сформированными образами и культурой. Он скреплен с идеями сексуальной революции и гендерной теорией. Потому во многих отношениях глобальная феминистическая культура противоречит культуре исламской цивилизации.

Исламские общества в разных уголках мира сталкиваются с проблемами угнетенного положения женщин. Зачастую они имеют корни не в самой исламской религии, а в неизжитых древних культах.

В чем я убежден точно, так это в том, что в XXI веке ислам без женщин уже невозможен. Они все больше будут играть роль представительниц исламской цивилизации и устроителей нового мира. С другой стороны, для меня неочевидно, что исламское женское движение обязательно должно быть связано с феминизмом в том виде, который предлагает современная западная культура.

Карим Гайнуллин
ОбществоКультура
комментарии 17

комментарии

  • Анонимно 24 янв
    Очень интересная и важная для нашего времени статья!
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    Согласна
    Ответить
  • Анонимно 24 янв
    В любой религии есть свои плюсы и минусы
    Ответить
  • Анонимно 24 янв
    Давно уже построено - каждая семья это и есть такое "государство".
    Первой "строительницей" была Ева - это прекрасно описано в Библии и Коране.
    Адам оказался обычным "подкаблучником", как и все женатые мужчины.
    И по другому быть не может - иначе Семья распадется - Евы могут быть только доминирующими лидерами.

    Другое дело как это женское доминирование осуществляется на практике.

    В традиционных монотеистических религиях иудаизме, христианстве, исламе доминирующая роль женщины искусстно скрыта, но совершенно очевидно для любого думающего мужчины.
    Например, в Исламе женщины защищены всем авторитетом Корана и законов - за женщиной мужчине должен ухаживать, лелеять и ублажать.
    В иудаизме род вообще считается по матери.
    И т.д.
    Ответить
  • Анонимно 24 янв
    Ислам и феминизм? По-моему не пересекающиеся прямые
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    Ещё как могут "пересечься".
    Если женщины захотят.

    Марксисты "освободили женщин Востока" в Красной России в целом и в Красной Татарии в частности.
    Что из этого вышло - хорошо известно.
    Ответить
  • Анонимно 24 янв
    Это невозможно
    Ответить
  • Анонимно 24 янв
    Современную цивилизацию можно назвать "женской цивилизацией".
    Всё наусно-технические достижения направлены на удовлетворения самых разнообразных потребностей женщин - от 200 видов женских гигиенических прокладок и тампонов до "умных" красных и розовых автомобилей.
    50 пар обуви, 10 шуб, 30 платьев, блузок и юбок, 40 стрингов и бикини и т.д., мода на которые меняется каждый месяц это женская повседневность.
    Стиральные, посудомоечные, гладильные р иные машины и комбайны освободили женщин от повседневных дел.
    Рожать они сами перестали, так как мужчины изобрели для женщин презервативы, противозачаточные пилюли и т.д.
    Торговые центры просто ломятся от женских товаров, большинство из которых для мужчин полная загадка.

    Вся современная цивилизация работает на удовлетворение самых извращённых женских желаний.
    Женщинам внушают мысль, что они могут совершенно спокойно прожить и без мужчин - начиная от получения оргазма и зачатия ребенка до выращивания ребенка и получения удовольствия от комфортного быта.

    На радиостанции "Эхо Москвы" недавно феминистки провели передачи, посвященные женскому оргазму и сексу после 60.
    Бестселлером является книга "Viva vagina" (Живая п...а), которую следовало бы назвать "Vivat viva vagina" (Даздравствует живая п...а").

    Разгул феминизма достиг Библейских и Коранических времён.
    Не стоит забывать, что Ева была первым вором на Земле - украла "яблоко" у творца - и чем всё это закончилось.
    Ответить
  • Анонимно 24 янв
    "Интересная ситуация произошла с писательницей Джоан Роулинг, автором знаменитой вселенной Гарри Поттера, по взглядам склоняющейся к радикальному феминизму. В социальной сети «Твиттер» она возмутилась, что в статье про коронавирус женщин обозначили, как «людей, которые менструируют».
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/200797-islam-i-feminizm---v-chem-raznoglasiya-i-edinstvo
    А если менструации по тем или иным причинам (возрастным и иным) прекращаются, то это уже не "женщина"?
    Конечно автору-изобретателю Потера обидно, она ведь уже в возрасте, но она считает себя женщиной вне зависимости менструирует или нет.

    Алла Борисовна используя замороженные яйцеклетке до сих пор продолжает воспроизводить детей.
    Женщины в очередной раз замахиваются на роль Творца...
    И ведь все знают, чем это закончится.
    Но идут на поводу - так как женщины основной потребитель в потребительском обществе.
    А значит женщины это огромные прибыли при удовлетворении их всевозможных желаний.
    Ответить
  • Анонимно 24 янв
    В традиционных обществах женщины доминировали скрытно, как это делала и Библейская (Кораническая) Ева, так чтобы глуповатые Адамы этого даже не замечали.

    Мужчины думали, что это они "главные хозяева жизни", хотя выполняли все прихоти женщин - своих матерей, сестер, жен и дочерей.
    И это хорошо.
    Это способствовало сохранению и упрочению Семьи.
    Но в 19 - начале 20 вв. возникли всевозможные религиозные тоталитарные секты - от марксизма до национал-социализма (нацизма), которые попытались заменить Библию и Коран на "Манифест коммунистической партии" и "Майн кампф", а Б-га (Аллаха) на своих кумиров вождей-лидеров.
    И для ниспровержения Б-га (Аллаха) эти тоталитарные религиозные секты широко использовали женщин - и в "Красной России", и в "Коричневой Германии", и в других странах.
    Вплоть до попыток селекции и выведения "новой породы людей" (в Красной марксистской России, например, комсомолок пытались скрещивать с гориллами и другими обезьянами, в Коричневой нацистской Германии также проводилась "селекция" "арийцев").
    В возникшем после 2-й Мировой войны обществе потребления женщины, как основные потребительницы, а следовательно и основной источник дохода для бизнеса, были поставлены в привилегированное положение.
    Оказалось, что создавать у женщин новые потребности - материальные и в сфере "услуг", гораздо проще, чем у мужчин.
    Научно-технический прогресс сделал с одной стороны не нужным в "больших" количествах мужчин, а с другой стороны позволил потреблять женщинам с ещё большей скоростью и практически освободится от помощи мужчин в "повседневной жизни".

    Мужчинам осталась или высокоинтеллектуальная работа в науке, технике и технологии (создавать новые товары и услуги для женщин от новых видов женских прокладок и контрацепции до создания психологических программ помощи женщинам) или тяжелая неквалифицированная работа сантехниками и дворниками.
    Первых требуется всё меньше.
    Вторых ещё меньше...

    Явный переизбыток мужчин в "женской цивилизации".
    Такое неоднократно было в Истории.
    Чем это заканчивалось все хорошо знают.

    Кстати, день назад прочитал в электронных СМИ информацию, что в Татарстане число внебрачных детей достигло около 20%.
    В РФ этот процент ещё выше.
    А во Франции около 80% детей рождаются вне брака.
    Выводы мужчины, если могут, пусть делают сами.
    Женщины просто делают, что им нравится, что они хотят.
    И ещё кстати, огромное количество детей рождается в результате искусственного осеменения.
    Международные банки спермы переполнены...
    Следующий шаг выращивание детей в искусственных био-реакторах?
    Женщинам останется роль только потребительницы?
    А что уготовано мужчинам?

    Какой-то "апокалипсис" описал....
    А до весны ещё далеко - хотя уже и первая оттепель...
    Научно-фантастический роман что ли начать писать?....
    Ответить
  • Анонимно 24 янв
    Ну что вы автор. Какие ещё точки соприкосновения между исламом и феминизмом?
    Для вас " неочевидно, что исламское женское движение обязательно должно быть связано с феминизмом в том виде, который предлагает современная западная культура".
    Какие ещё очевидности уважаемый, ислам никак не вяжется в повестку с феминизмом, общие точки соприкосновения, которые в них видятся это лишь проблема общечеловеческого характера, а не только феминизма. Даже если это предлагает западная культура, Исламская культура так же не может предложить феминистическую повестку. Ислам решает внутри себя проблему, при условии,что ислам обладает властью и легитимностью.
    Странная у вас статья вышла, не вяжущая, словно хотели угодить и нашим и чужим как говорится.
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    По поводу "точек соприкосновения": они указаны в статье между заголовком и последним предложением.

    По поводу "угодить" - я написал статью не чтобы кому-то "угождать". Статья просто на обозрение основных тенденций и моё собственное предположение о них.

    С уважением, Карим.
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    Спасибо за статью - тема актуальная (во все времена и у всех народов) и текст интересный.

    Но можно и подискутировать.
    Например:

    "Однако ислам появился задолго до феминизма...".

    Вспомните Библию и Коран, в которых описывается Сотворение Мира, в том числе и Адама и Евы.
    Как только Всевышний сотворил Еву, тут же возник и феминизм.

    Помните?
    Именно Ева "восстала" против Творца и "взяла" на себя часть его "функций" - т.е. стала "делать", рожать новых Людей.
    Феминизм гораздо старше любой религии.
    Посмотрите на стаю бездомных одичавших собак (это грех человека) - и у них есть "проблема феминизма".
    В особенности в период течки, когда сучки явно доминируют над самцами.
    Пример очень грубый.
    Но наглядный.
    В человеческом обществе женщины всегда доминируют над мужчинами.
    По факту Бытия.
    Но в воспитаном и культурном обществе Женщины не гордятся своим доминированием, явно не демонстрируют его.
    Более того, стремятся завуалировать свое доминирование.

    В современном обществе воспитанию и культуре девочек практически не уделяется внимание.
    Если не сказать наоборот - общество потребления подразумевает как раз отсутствие воспитания и культуры.

    Женщины нагло и жёстко доминируют над аутсайдерами мужчинами, каковых абсолютное большинство в современной "женской цивилизации".
    И мужчинам обидно - они чувствуют себя преданными.
    Как Адам, изгнанный из Рая...
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    Спасибо за ваш интерес)

    Честно сказать, меня не привлекает этот половой фундаментализм с "женщины доминируют" или "мужчины доминируют". Есть разные женщины и разные мужчины, и всё зависит от конкретного человеческого опыта.
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    Согласен.
    Все люди разные.
    Пытаюсь разобраться в общих тенденциях.
    Ответить
  • Анонимно 24 янв
    Хотелось бы чаще видеть статьи данного автора, всегда актуальные темы и интересный взгляд.

    Руслан
    Ответить
  • Анонимно 24 янв
    Хорошая статья, полезная. Люблю в последнее время читать статьи этого парня - Карима Гайнуллина, всегда на актуальные темы, со знанием дела и талантом. Жду новых статей!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров