Российско-турецкая санкционная война ударит не по сетям, а по казанским школам
Правительство пока решило ограничить лишь ввоз фруктов и овощей
Перечень антитурецких санкций оказался составлен в основном из мер против перевозчиков и представителей туриндустрии. Из продуктов решили ограничить только ввоз овощей и фруктов. Тем не менее правительство грозится расширить список и на промтовары, но в будущем. Ретейлеры и сельхозпроизводители уверены, что смогут легко компенсировать «санкционку». Однако ограничения неожиданно ударили по казанским школам.
Напугали турецких перевозчиков и фермеров
Сегодня Правительство РФ представило перечень экономических мер, вводимых в отношении Турции. Перечень был разработан во исполнение указа президента РФ Владимира Путина «О мерах по обеспечению национальной безопасности России и защите граждан России от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турции», опубликованного в пятницу вечером. Озвучили санкции на совещании премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с вице-премьерами.
Список оказался не таким угрожающим, как ожидалось ранее. Многие из этих мер уже оговаривались. И, как оказалось, меры не коснутся проектов, уже реализуемых на территории РФ, в том числе и многочисленных татарстанских.
- Работа граждан Турции на территории РФ по договорам, заключенным с 1 января 2016 года, только с согласования министерства труда РФ и ФМС.
- Запрет на продажу туристических путевок в Турцию.
- «Дополнительный контроль» регулярных авиарейсов.
- «Дополнительный контроль» морских перевозок, «особенно этот контроль должен проводиться в портах Крыма и Черноморско-Азовского бассейна в целом».
- Ограничение на выдачу разрешений турецким автоперевозчикам с 8 тысяч до 2 тысяч в год.
- Запрет на ввоз турецких овощей.
- Запрет на ввоз турецких фруктов.
— Это все-таки в первую очередь предложение не для того, чтобы наказать российских граждан, российских потребителей, а для того, чтобы турецкая экономика почувствовала неблагоприятные последствия, — подчеркнул в своем выступлении первый вице-премьер Игорь Шувалов. — Поэтому за основу берутся такие группы товаров, которые в турецком экспорте занимают существенное место, и для российских потребителей ограничение по такому турецкому экспорту не будет являться критическим. То есть мы сможем либо заместить внутри Российской Федерации, произведя соответствующую продукцию, либо приобрести ее на других рынках.
Санкции на продукцию промышленного производства решили пока не вводить, объяснив это тем, что она занимает незначительную долю в турецком импорте. Тем не менее вице-премьер Аркадий Дворкович отметил, что «минпромторгу дано поручение сделать возможный перечень ограничений, который при необходимости может быть введен в действие». Как дополнил Шувалов, «при необходимости правительство может всегда этот перечень расширить и товарами сельхозпроизводства, и промышленными товарами».
Ударит не по магазинам, а по казанским школьным обедам
Правительство предлагает вводить санкции постепенно, и Дмитрий Медведев поручил сделать все, чтобы не возникло дефицита в торговых сетях. Однако сами торговые сети отнеслись к санкциям абсолютно спокойно.
— В обороте торговой компании «Эдельвейс» товары турецкого происхождения занимают не более 4%, — рассказала «Реальному времени» Гульнара Постнова, директор по маркетингу ОАО «Эдельвейс групп». — В основном это фрукты, овощи, сухофрукты, кондитерские изделия и непродовольственные товары. Существенных перебоев с поставкой мы не ожидаем, так как альтернативу турецким товарам могут составить продукты из Марокко, Ирана, Израиля, Египта. Рост цен на эти категории товаров будет зависеть от того, насколько быстро рынок насытится поставками из других стран.
Однако санкции неожиданно могут отразиться на цене школьных обедов. Об этом на «деловом понедельнике» сегодня заявила Гузель Ананьева, генеральный директор Департамента продовольствия и социального питания Казани. По ее словам, все фрукты, кроме яблок, поставляемые в школы и детсады Казани, турецкие. Однако позже «Реальному времени» в департаменте заявили, что турецких поставщиков у департамента нет, не уточнив, откуда поставляются фрукты.
Что турку плохо, то татарстанскому фермеру...
Сельхозпроизводители Татарстана вообще поддерживают ограничение поставок продовольственных товаров из Турции. Как рассказал «Реальному времени» Камияр Байтемиров, председатель Ассоциации фермеров, крестьянских подворий и сельскохозяйственных потребительских кооперативов Татарстана, республика способна сама себя обеспечить многими продуктами. Кроме того, это подтолкнет органы власти к тому, чтобы поддержать развитие отечественных производителей сельхозпродукции.
На сегодняшний день, по его словам, регион недостаточно производит овощей, что компенсируют другие регионы России (Астраханская область, Краснодарский край, Ставрополье, Башкирия) и страны зарубежья (помимо Турции это Египет, Израиль и другие). Однако татарстанские фермеры способны обеспечить республику картофелем, морковью и свеклой. И поставлять из-за рубежа эти продукты не следует, считает он.
— Ограничение поставок продовольствия из Турции, может быть, в первое время что-то и подействует, отразится на ценах, потом все «устаканится». Скорее всего, ритейлеры и оптовые базы поднимут цены. Это будет зависеть от торговых сетей, будет лишь кратковременный всплеск. Может быть, после Нового года будут изменения. Но свято место пусто не бывает. Египет говорит, что они будут поставлять. Ритейлеры очень подвижны. С Краснодарского края, Ставрополья, Астраханской области усилят поставки и закроют эту нишу. Башкирия поможет. Наш «Майский» должен сработать, — отметил он.
Сегодня утром газета «Известия» со ссылкой на собственный источник в минсельхозе РФ также сообщила, что запрет может коснуться поставок охлажденного и замороженного мяса крупного рогатого скота, мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы, мяса, соленого в рассоле, сушеного или копченого мяса, молока и молочной продукции, рыбы (в том числе морепродукты — моллюсков и ракообразных), орехов, фруктов, овощей, ягод и зелени. И если запрет не введен сейчас, то он может быть расширен на эти продукты позже.
Однако на сайте самого минсельхоза сегодня же появилось сообщение, что доля турецкой рыбы в России составляет всего чуть более 1%. Что касается мясной и молочной продукции турецкого производства, то о ее поставках на территорию РТ, например, Камияр Байтемиров ни разу не слышал.
От запрета на турецкое выиграют русские заводы?
Если говорить о возможных запретах в будущем, то на прошлой неделе в СМИ неоднократно упоминалось, что санкции могут затронуть бытовую химию. Более того, Роспотребнадзор даже заговорил о дополнительных проверках бытовой химии и текстиля. К слову, отдельные товары группы FMCG турецкого производства в числе прочих иностранных уже попадали в поле зрения ведомства еще в августе.
Однако, по данным сетей, и эти санкции не должны отразиться на покупателе.
— Доля турецкой бытхимии в наших магазинах сейчас очень незначительна — до 1%, даже меньше, — рассказал Игорь Рязанов, коммерческий директор «Альпари». — Турецкие продукты у нас представлены в нескольких категориях. В частности, это средства для бритья бренда Arko, в категории мыла такие известные бренды, как Duru, Fax. В категории средств для бритья бренд занимает достаточно серьезную долю — Arko оптимален по соотношению цена-качество. После Gillette и Nivea он занимает третье место. Учитывая кризис, для потребителя товар востребован. Но мы сейчас выпустили собственную торговую марку, которая может легко его заменить, поэтому конкретно наша компания сильно за турецких производителей не держится. Мы также торгуем продукцией турецкого завода Hayat Kimya, построенного в Алабуге, но от их туалетной бумаги можем отказаться очень легко, так как ее заменителей много. Ничего специально мы не предпринимаем, посмотрим, как ситуация будет развиваться дальше. Но, отказавшись от турецких производителей, с точки зрения бизнеса компания много не потеряет. Если власти решат, что нужно прекратить торговать — мы возьмем под козырек и прекратим.
Однако в целом на рынке доля турецкой бытовой химии выше, и в случае ее запрета ситуация на рынке может серьезно измениться в пользу отечественных производителей.
— По нашим оценкам, в сегменте туалетного мыла и косметических средств доля турецких продуктов на рынке России — 10-15%, — рассказал «Реальному времени» Сергей Лебедев, директор отдела маркетинга ПАО «Нэфис Косметикс». — Это относится, прежде всего, к брендам концерна «Эвьяп» — туалетное мыло Duru и Fax, а также средства для бритья Arko. Также часть продукции мультинациональных компаний для российского рынка производится в Турции. Пример — мыло Nivea немецкой компании «Байерсдорф». По гигиеническим и моющим средствам дефицита предложения нет, и долю турецких производителей в магазинах просто займут другие марки.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.