Эдвард Радзинский рассказал казанцам, как опасны влюбленные женщины

В Казани впервые прошел вечер историка, драматурга и телеведущего Эдварда Радзинского, который сам автор назвал «Царство женщин» из цикла «Тайная Россия». Зал «Корстона» был, увы, не полон, в подавляющем большинстве послушать Радзинского пришли представительницы прекрасного пола. Была среди них и корреспондент «Реального времени».

Не без культурной программы

Эдвард Радзинский пробыл в Казани несколько дней. Жил в центре, в отеле «Шаляпин», совсем рядом — историческое место, Богоявленский собор, где великого певца крестили. На пресс-конференции в «Татмедиа» Радзинский отметил, что Баумана — интереснейшая улица, где дух истории ощущается на каждом шагу. И вспомнил, что по этой улице ходили и Федор Шаляпин, и жившие некоторое время в Казани Лев Толстой и Владимир Ульянов.

В один из вечеров Радзинский побывал в Качаловском театре на премьерном спектакле «Женитьба Фигаро». Положительно оценил постановку и даже побеседовал с труппой, рассказав много интересного о Бомарше, чье творчество очень любит и хорошо знает. А потом почаевничал с художественным руководителем Качаловского театра Александром Славутским.

Второй вечер был отдан музыке. Эдвард Станиславович посетил БКЗ им. С. Сайдашева и смог послушать игру ГСО РТ — в тот вечер оркестр и его главный дирижер Александр Сладковский исполняли Шостаковича и сочинения татарстанских композиторов. Кстати, этот концерт музыканты посвятили жертвам терактов и начался он с минуты молчания.

«…но ничего не тайна»

Вечер Эдварда Радзинского из цикла «Тайная Россия» начался с небольшим опозданием. А до этого в фойе публика бойко раскупала его многочисленные книги. Во время паузы перед началом публика даже немного поаплодировала, но потом замолчала и покорно дожидалась героя вечера.

Но вот погас свет, раздалась музыка, и на сцену вышел Радзинский, которого зал встретил аплодисментами. Впрочем, Радзинский без паузы, тут же начал свой монолог. Тот, кто пришел на лекцию, очевидно, был немного обескуражен, потому что происходящее на сцене было иным… Это была не лекция, не творческий вечер, а хорошо срежиссированный моноспектакль.

Радзинский-рассказчик все время перевоплощался. Он был Петром Великим и Екатериной, некрасивой Анной Иоанновной и коварным Бироном, хитрым Меншиковым, покорно уезжающим в Березов, и Елизаветой Петровной, готовящей заговор.

Великие российские женщины (русских среди них практически не было), герои без страха и упрека, записные злодеи, заговоры, интриги, чудовищные казни и вмешательство свыше — все эти истории, которые проигрывал Радзинский, проходили перед зрителями. Безусловно, Радзинский, помимо всего прочего, обладает незаурядным актерским даром.

У него феноменальная память и трезвая оценка ситуации историка (все-таки за плечами историко-архивный институт), даже если он порой излагает общеизвестные факты из школьного учебника, слушать его интересно. Интересно, потому что к любому факту у него есть личное отношение.

Любовные истории великих российских женщин — это истории, где любовь становилась движущей силой политики и иногда страсть так охватывала, что разменной монетой становилась огромная страна. Страна, где про реальные заслуги могут в секунду забыть, а больше всего выиграет тот, кто стоит ближе к трону. В чем-то моноспектакль Радзинского был еще и уроком истории, которых в России всегда не хватает. В этом смысле все мы явно нерадивые ученики.

Великие женщины, о которых рассказывал Эдвард Радзинский, любили, интриговали, казнили и миловали и как-то еще умудрялись управлять страной. И не всегда у них это плохо получалось. Конечно, они и предположить не могли, что когда-то их личная жизнь станет всеобщим достоянием. Но такова уж наша страна. «В России — все секрет, но ничего не тайна».

Татьяна Мамаева
Мероприятия

Новости партнеров