Казанское велокольцо: федеральное финансирование, региональные проволочки и «подснежный» маршрут

«Реальное время» представляет проект Большого казанского велокольца: Большая Красная — Горького — Ершова — парк Горького — Подлужная — Набережная — Нужина — Университетская

Завтра — фактически уже после завершения велосезона — министр культуры России Владимир Мединский откроет в Казани первое «малое велокольцо» длиной чуть более 4 км. Тем временем проектировщики ведут работу над проектом «Большого велокольца» и новой велодорожки, которая соединит КФУ с Деревней Универсиады. «Реальное время» выяснило, почему разметку наносили осенью, для чего нужны красные полосы рядом с «пешеходниками» и как не войти в конфликт с китайским бюро Turenscape.

У семи нянек велодорожка к зиме

Завтра в Казани при участии министра культуры РФ Владимира Мединского торжественно откроют первое «малое велокольцо» длиной чуть больше 4 км. Делать его разметку начали только в сентябре. Однако изначально работы должны были провести в августе.



Ильдус Янышев: Лично я сам буду кататься. Мы рады, что ее проложили, хоть и в октябре. Даже если бы в декабре ее разметили, мы тоже были бы счастливы. Фото sobaka.ru

Деньги на проект веломаршрута — 15 млн рублей — городские власти получили по гранту от федерального центра в феврале 2015 года. Известный казанский велоактивист Ильдус Янышев рассказал «Реальному времени», что задержка с разметкой связана именно со временем поступления денег. Город получил их только летом.

— Сделали (разметку), когда появились деньги. И пусть делают сейчас, осенью. Если муниципальные власти города будут чистить велодорожки зимой, то можно будет кататься и в зимнее время. Лично я сам буду кататься. Мы рады, что ее проложили, хоть и в октябре. Даже если бы в декабре ее разметили, мы тоже были бы счастливы.

Главный архитектор проекта казанского веломаршрута Мария Гришина изложила свою версию: «Вопросы финансирования в мой контракт не входят, но насколько я знаю, сначала дали задание комитету по туризму — они не справились. Потом комитету по молодежи и спорту — они тоже не справились». Реализовывать инициативу начали, когда проект передали в комитет внешнего благоустройства.

— Поэтому у нас затянулся срок организации работ, и ушло проектирование на август. Сейчас, думаю, будет некорректно менять заказчика, поскольку комитет по благоустройству уже начал этим заниматься, уже начались механизмы взаимодействия с тем же ГИБДД, с транспортниками, — отметила Гришина.

Казань «Уникальная» или нет?

Февральский грант в 15 млн рублей город получил за проект туристического веломаршрута «Уникальная Казань». Маршрут начинался и заканчивался у Спасской башни Кремля. В него планировали включить улицы Кремлевскую, Чернышевского, Право-Булачную, набережную, Улицы Маркса и Университетскую (до главного здания КФУ), Баумана, набережную Кабана перед театром Камала и Старо-Татарскую слободу. В общей сложности протяженность пути оценивали в 30 км. В качестве сроков реализации указывали 1 января — 31 декабря 2015 года.

Вице-мэр Казани Евгения Лодвигова заявила «Реальному времени», что «малое кольцо» — это часть «Уникальной Казани». По ее словам, все 15 млн рублей ушли на этот проект в 4 км.

Каких вложений потребует обустройство большого веломаршрута, Лодвигова уточнить затруднилась: «Даже не считали еще, честно говоря. Мы его будем, скорее всего, немного изменять. Поэтому сейчас нет смысла его обсчитывать».

Когда именно состоится встреча по обсуждению большого веломаршрута, тоже неизвестно. «Был разговор, когда это провести. Это однозначно будет после Нового года, ближе к началу велосезона».

Дорабатывать большой маршрут, по словам вице-мэра, планируют в 2016 году. «Сейчас мы физически не успеем: некоторые дорожные работы не завершены, особенно что касается набережной. И мы немного изменили этот маршрут — увеличили протяженность. Потому что встречались с сообществом, выслушали их пожелания. Но, я думаю, что еще раз нужно встретиться, уже весной, и еще раз расставить точки над «i».

«Стоимость метра велодорожки равна стоимости метра обычной дороги»

С учетом этого заявления Лодвиговой было интересно послушать приезжавшего в Казань советника руководителя департамента транспорта Москвы Алексея Митяева, который выступил консультантом при разработке кольца, и главного архитектора проекта Марию Гришину.

Оказалось, что предложенный ими проект уже отличается от «Уникальной Казани». Они предложили провести «Большое кольцо» по улицам Большая Красная, Горького, Ершова, парку Горького, Подлужной, Набережной, профессора Нужина, Университетской.

Разница еще и в километрах: проект «Уникальная Казань» — 30 км. Однако на встрече рассказали, что нынешний проект чуть больше 20 километров. «4 км — «малое кольцо», еще порядка 8 км — большое кольцо и 7-8 км — участок до Деревни Универсиады», — пояснил Митяев.

Незнание правил вводит в заблуждение

Одна из проблем казанцев, по мнению экспертов, — малая осведомленность о специфике велоструктуры. В соцсетях горожане высказывают свое недоумение по части организации веломаршрута. В основном вопросы вызывают два факта: что это за красные полосы, которые периодически упираются в забор на тротуаре, и почему разметку наносят осенью, когда сезон уже завершили.

Алексей Митяев пояснил, что для начала нельзя равнять велодорожки и велополосы: «Велодорожка — когда велосипедная полоса идет вдоль тротуара, может быть совмещенная велодорожка — велопешеходная дорожка, может быть отдельно. Они отличаются знаками: круглые — велосипедные дорожки, а квадратные — это знаки велополосы».

Велополоса — это некое уточнение понятия велосипедная дорожка, которое год назад было введено, чтобы позволить городам, в соответствии с английским, американским опытом, быстро производить обустройство велосипедной инфраструктуры.

О полемике вокруг упирающихся в забор дорожек Митяев отметил следующее:

— Дело в том, что по правилам дорожного движения нанесение велопереезда схематичное. Это не означает, что это стопроцентная траектория, по которой поедет велосипедист — так же, как и пешеход. Он где-то идет, где-то срезает. Соответственно, велопереезд показывает автомобилям, что по этой территории проедет велосипедист. Они никогда не едут квадратом, а сокращают углы, поэтому она может хоть в дом упираться. Это лишь показание, что в этой части велосипедист поедет и развернется.

Велополоса идет справа или слева на существующей улице, на которой есть только разметка. Ее огораживают буферной зоной в 50-70 см, либо делиниаторами — это резиновые накладки, напоминающие лежачего полицейского, но велосипедистам во время движения они не мешают.

В этом году делиниаторы в Казани устанавливать не будут, «потому что сезон фактически закончен». Весной они появятся в самых опасных участках, «например, на Чернышевского», добавил Митяев.

При этом водителям придется заплатить за преднамеренную поездку по «безопасным дорожкам». Им могут выписать штраф за нарушение правил разметки по правилам дорожного движения. «Если выйдет нарушение знаков парковки, остановки, то здесь возможна эвакуация. Какой метод будет применяться, это уже решение ГИБДД. В Москве в 10-12% случаев — это эвакуация. Нарушителей, которые просто проезжают по велодорожке, отслеживает и штрафует специальный отдел», — подытожил Митяев.

Московский эксперт добавил, что сейчас в Казани 4-километровый маршрут состоит преимущественно из велосипедных полос (улица Кремлевская, Чернышевского, Дзержинского). В дальнейшем «из всей велоструктуры, скорее всего, процентов на 70 будут велополосы и на 30% — велодорожки». Что касается затрат, то строительство метра велодорожки приравнивается к строительству 1 метра обычной дороги.

Велокилометры от КФУ до ДУ

Сейчас велосипедная сеть в Москве растянулась на 200 км. На вопрос журналиста, как быстро в Казани может появиться велосипедная сеть московских габаритов, Митяев ответил, что сейчас лучше гнаться за качеством, а не количеством.

— В Москве все начиналось с 5 км. Фактически с того, что сейчас происходит у вас. И лучше стремиться не к количеству километров, а к качеству и связности системы. Хотелось бы иметь какую-то сетку центральных улиц и как минимум два-три хордовых перемещения, которые бы позволили районам сформировать единую сеть и пустить туда поток людей.

К слову о районной велосипедной сети. 23 числа, на «Закрытии велосезона 2015 и обсуждении перспектив развития 2016» общественности презентуют проект велодороги между КФУ (ул. Кремлевская, д. 18) и студенческим городком «Деревня Универсиады» (ул. Парина, д. 5). Она растянется почти на 9 км.

На данный момент проложен лишь примерный маршрут. Главный архитектор Мария Гришина отмечает, что изменения могут быть кардинальными.

Например, первое, что вызвало сомнения участников обсуждения 10 октября, — это вопрос, не будет ли дорожка по набережной пересекаться с тем, что предложит бюро Turenscape (проектирует набережную озер Кабан). Активисты на встрече добавили, что «у каждого консорциума были предложения по велодорожкам на набережных, поэтому у них дорожка наверняка будет». Вместо того чтобы облегчить работу и себе, и консорциуму, предложили воспользоваться ситуацией и сделать две дорожки.

Вторую предложили пустить выше набережных, через станцию метро «Аметьево», прямо по стеклянному наземному переходу, и затем увести ее к ул. Павлюхина.

Стоит отметить, что это предложение заранее многим понравилось. Это поможет обойти «страшный» подъем по Университетской к КФУ, где не могут поделить узкую дорогу и нерегулируемый перекресток студенты с водителями. Также отметили, что из Аметьево ходит один единственный автобус. Учитывая, что пешком с Аметьевской горы ходить как минимум опасно, до центра молодежь вынуждена добираться на автобусе или метро. Хотя дорога пешком из Аметьево в центр занимает около получаса.

Елена Догадина, Юлия Красникова

Новости партнеров