Фотомарафон «100-летие ТАССР»: делегаты I съезда безбожников республики, 1927 год

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 6-я

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: делегаты I съезда безбожников республики, 1927 год Фото: предоставлено Государственным архивом РТ

Молодая республика, как и вся Советская Россия, пыталась активно бороться с религией. Храмы начали массово сносить только в 1930-х, а в 1920-х много сил было брошено на атеистическую пропаганду.

6 февраля 1926 года был создан антирелигиозный комитет Татобласткома ВКП(б), председателем которого назначили Заки Гимранова. Этот комитет и превратился потом в Татарский республиканский совет Союза воинствующих безбожников СССР.

Задачи перед ним ставились архисложные: учитывая высокую религиозность населения республики и наличие целых двух основных конфессий, за короткое время искоренить веру в Бога виделось непосильной задачей. При этом действовать надо было очень осторожно — в безбожниках должны были видеть друзей, а вовсе не врагов. Поэтому работа велась аккуратно: проповедовали новую мораль, периодически устраивали атеистические праздники с танцами, а на Сабантуй проводили антирелигиозные народные гулянья.

На первом съезде безбожников Татарской республики в феврале 1927 года 78 мужчин и 27 женщин обсуждали очень серьезные задачи: например, проблему с антирелигиозной литературой. Ее было мало, она была дорогая, а уж на татарском языке достать брошюру было совсем немыслимой удачей. Например, делегат из Чистопольского кантона Овчинников пожаловался: «На 150 членов Союза безбожников — пять книг на 90 русских членов, три книги — на 60 татарских членов». Другой безбожник из Казани, Бурнаев, приводил экономические доводы: «Коран стоит 20 копеек, а антирелигиозные книги — 2 рубля. Где взять студенту-рабфаковцу 2 рубля?»

Людмила Губаева
ОбществоИстория Татарстан
комментарии 8

комментарии

  • Анонимно 24 авг
    Сейчас критик марксизма вывалит свои портянки
    Ответить
    Анонимно 24 авг
    "Критика марксизма" уже опередил "защитник марксизма", "вывалив свои" отходы "мыследеятельности" - уже с утра "защитник" думает о "портянках", похоже запах будит воображение "защитника марксизма".

    Хотелось бы прочитать не "отходы мыследеятельности" защитника марксизма, а сами мысли, доводы и аргументы в защиту марксизма, призывающего физически уничтожать целые классы и социальные группы людей.
    Но похоже не дождемся... - судя по лексике "защитник марксизма" просто "козявка" по-сравнению с его "гуру" Марксом, Лениным, Троцким, Сталиным, Пол Потом и др.

    Кстати, многие воинствующие безбожники, запечатленные на великолепной фотографии, несущей массу информации, наверняка в "портянках" - питали страсть российские марксисты к портянкам и сапогам...
    Ответить
  • Анонимно 24 авг
    Это фото нашим реставраторам надо поместить в золотую раму.благодаря им у реставраторов ещё очень долго будет работа.А вообще на фото какие колоритные лица.Их хоть сейчас на любое наше мероприятие.И часы передвинут и на четырёхдневку переведут не задумываясь.
    Ответить
    Анонимно 24 авг
    Очень часто после "воинствующих безбожников" и реставрировать-то уже нечего.... - сносили до фундамента включительно.

    Особую страсть к уничтожению питали к православным храмам.
    У мечетей сносили минарет и отдавали под клуб для молодежи.
    У синагог сносили символическое изображение скрижалей и отдавали под клуб учителей.
    Православные храмы если и оставляли обезображенными - без колоколен и куполов - то обычно отдавали под склады и МТС.

    Это связано с тем, что архитектура православных храмов явно свидетельствовала о их религиозном назначении.
    А архитектура мечетей и синагог была более "гражданственной" и без символов не напоминала о их прямом назначении.
    Ответить
    Анонимно 24 авг
    Если убрать с фото мальчишку на заднем плане и растерянную девушку с первого плана то остальная компания так и проситься на поля книги.
    Ответить
    Анонимно 24 авг
    Очень точно подмечено.
    Мальчишка похоже вообще беспризорник судя по одежде - рваная фуфайка, заношеная шапка.

    А девушка, по сути подросток - похоже "растерялась" от того, что пришлось ей бабке и матери доказывать, что Христа не было, "вообще" не было.
    Вспоминается сразу встреча Воланда с Берлиозом и Иваном Бездомным (тоже бывшим беспризорник) с Воландом на Патриарших прудах.

    Интересно, где эта встреча происходила с казанскими воинствующими безбожниками в Казани?
    Судя по всему на Чёрном озере...
    Ответить
    Анонимно 24 авг
    Действительно, фотография - потрясающий документ эпохи.

    На первом плане выделяется молодой "воинствующий безбожник" - судя по горделивой позе, выпяченной груди он полон осознания своего величия и принадлежности к избранным - носителям единственно "истинного" марксистского учения.
    В кармане, как и полагается молодому бюрократу, упивающемуся своей властью, блокнот и ручка.
    На лацкане пиджака значок члена СВБ - Союза Воинствующих Безбожников - с надписью "Борьба против религии - борьба за коммунизм".
    Мать рассказывала, что в детстве в 1-м классе учительницы тоже учили их безбожию.
    И в их деревне и по окрестностям комсомольцы под руководством марксистов-коммунистов сносили церкви, жгли иконы, вырывали кресты на кладбищах и творили другой подобный "сатанизм".
    Оголтелых было мало, но был один одураченный и оболваненный марксистами типа Берлиоза из "Мастера и Маргариты" Петька, который впал в самое настоящее безумие и ко всем приставал с утверждениями что "Б-га нет".
    В деревни около кладбища был перекресток 5 дорог, где по деревенскому преданию в полночь встречаются черти.
    Так бесноватый Петька на спор решил постоять на перекрестке в полночь.
    Деревенские детишки шалунишки и решили подшутить над Петькой.
    И когда смелый Петька в полночь вышел на перекресток, то мать, тогда первоклашка с диким криком выбежала с кладбища, размахивая по кругу зажженной керосиновой лампой - создавая огненный круг.
    Петька застыл, сперва описался, потом окакался, затем упал в обморок.
    Очнулся Петька только под утро.
    Но заговорил только через неделю и то заикаясь.
    Что он видел в ту ночь никогда никому не рассказывал.
    Стал Петька сперва комсомольцем, потом коммунистом, уехал в областной центр и стал большим "научным" работником.
    Жизнь есть жизнь.

    Слева на фотке, с усами "аля Адольф Гитлер" стоит явно ответственный "партийный работник" проводящий марксистскую "безбожную" линию "в жизнь".
    Российские марксисты активно готовились в 1920-е - начале1930-х гг. к захвату власти в Германии и поэтому многих российских детей называли "Адольфами", даже марксисты-евреи.
    Гитлера тогда мало кто ещё знал - он только"создавался", как проект против мирового марксизма.

    Рядом с ответственным работником стоит юная комсомолка, готовая удовлетворить любое желания партийного руководителя.

    Другие лица тоже отражают типажи того времени.
    Фотография заставляет задуматься и вспомнить то жестокое время, полное политического и идеологического мошенничества.
    И не только в СССР.

    Спасибо уважаемым автору и РВ за прекрасные артефакты в виде фотографий.
    Ответить
  • Анонимно 26 авг
    Фотография хорошая, бодрая такая.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров