Башкиры рода Кыпчак: феномен тарханства и переход в служилые татары
Историк Салават Хамидуллин о башкирских родах. Кыпчак: часть 3
Уфимский историк Салават Хамидуллин продолжает рассказывать на страницах «Реального времени» о башкирском роде Кыпчак, из которого происходит первый президент Башкирии Муртаза Рахимов. Сегодняшняя публикация нашего колумниста — о тарханах Монашевых, Ишмухаммеде Давлетбаеве и непростых отношениях башкир с калмыками.
Башкирские тарханы
Институт тарханства, имевший широкое распространение в Тюркском, Хазарском и других каганатах, а также в Золотой Орде и постордынских образованиях, после присоединения к Московскому царству Поволжья, Урала и Сибири сохранился только у башкир. Это связано с тем, что условием существования тарханства было наличие родовых отношений и, соответственно, коллективное владение землей всеми членами данного рода (клана, линиджа). Право выбора лучших угодий внутри родовой вотчины и освобождение от выплаты ясака с перекладыванием его на других членов клана — вот первоначальная основа этого древнего института, существовавшая со времен каганатов. Выдавая ярлык, тюркский или хазарский каган абсолютно ничего не терял — ясак оставался прежним, однако он получал нового бойца в латную кавалерию. Вся налоговая нагрузка ложилась на плечи родичей тархана, а последний платил кровью за свои привилегии.
Поэтому башкиры не слишком жаловали своих тарханов и часто открыто выражали им свое недовольство: мол, ваша служба сюзерену (хану или царю) — это ваше личное дело, тогда как ясак за вас приходится платить нам. Достаточно вспомнить случай с потомками князя Татигача Муралеева, владевшими поместьем в Казанском уезде (с. Шадки нынешнего Тюлячинского р-на РТ), которых сгоняли с родовой вотчины по реке Ашкадар башкиры Юрматынской волости, говоря современным языком «за утрату связи» с общиной. Показателен и другой пример: в 1675 году самый влиятельный человек тогдашней Башкирии тархан Кыпчакской волости Иш-Мухаммед Давлетбаев призвал ясачных башкир идти с ним в Крымский поход, те дерзко ответили: «…на службу де великого государя нам иттить мочи нашей нет, Иш-Мамет де государевыми листы жалованье берет, он де и поедь». Заставить рядовых общинников делать что-либо против их воли не могли ни тарханы, ни царские чиновники. В башкирском обществе XVI—XVIII веков, состоявшем из трех социальных страт-сословий — служилых башкир (князья и тарханы), ясачных башкир и тептярей, вторые были самой многочисленной группой, осмеливавшейся вступать в конфликт не только со своей знатью, но и с царской властью. Напротив, тарханы, как правило, были «контрреволюционной» и провластной силой. Тем удивительнее феномен тархана Бурзянской волости Алдара Исекеева, порвавшего со своим классом и вставшего на сторону восставшего народа. Лишь в Пугачевщину тарханы, лишившиеся к тому времени всех привилегий, находились в одном ряду с повстанцами.
В политиях с развитыми денежными отношениями и наличием условного землевладения, таких как Казанское ханство или Московское царство, к упомянутой имманентной основе (освобождение от ясака, право выбора лучших угодий) добавлялись иные формы экономического обеспечения института тарханства, а именно денежный или хлебный оклад, ленное владение (суюргал, поместье), жалованная вотчина. Именно поэтому в документах имеются сведения о том, что башкирские тарханы владели поместьями в Казанском и Касимовском ханствах. Это было связано с тем, что казанские ханы Мухаммед-Амин, Ибрагим, Сахиб-Гирей и Сафа-Гирей в отсутствие собственной кавалерии активно привлекали их на свою службу. Судьба башкирских тарханов, волею судеб оказавшихся на территории названных ханств, после присоединения Поволжья к Московии была различной. Касимовская группа башкирских тарханов задолго до падения Казани вместе с мишарами, ногайцами составила сформированное русскими властями полиэтничное сословие служилых татар.
Некоторые башкирские тарханы Казанского ханства, вероятно, за участие в «Казанской войне» (1552—1556) против русских войск, были лишены своего звания и переведены в ясачные чуваши, составлявшие основное население Казанского ханства и уезда. В 1645 году в ходе земельного спора с башкирским князем и тарханом Кыпчакской волости Акбулатом Сулеймановым относительно вотчин по рекам Большой и Малый Ик на территории нынешнего Кугарчинского района Башкортостана «чувашенин Казанского уезда Ногайские дороги деревни Кугарчин (нынешнего Рыбно-Слободского р-на РТ, — прим. авт.) Бакшадейко Янзигитов» заявил, что «та де вотчина отцов и дедов их и дед его были прежнего Уфимского уезду башкирцы Ногайской дороги Усерганской волости, а он Бакшадейко тою вотчиной владеет после отца своего (…), а деды и отцы их вышли в Казанский уезд из Уфинского уезда до казанского взятия…» Своим предком Бакшанды (Бакшадейко) Янжигитов назвал князя Чурапан-бия, который, согласно преданию, опубликованному в 1899 году на страницах «Оренбургской газеты» краеведом Ю. Бикбовым, после взятия Казани находился у Ивана Грозного в заложниках (аманатах). Сам Чурапан-бий, согласно шежере, относился к подразделению «голубь» (кугарчин) племени Усерган. Отсюда название упомянутого селения. Затем данное село было пожаловано — то ли казанским, то ли московским правительством — в качестве поместья башкирским тарханам Кыпчакской волости Килею Монашеву и его братьям.
Почти через 300 лет после описываемых событий, то есть в начале XIX века, часть кугарчинцев решила вернуться на родину предков. Они предъявили какие-то неопровержимые доказательства относительно своего этнического происхождения, вероятно, шежере, и были обратно приняты в число башкир-вотчинников. Причем потомки усерганцев поселились в деревне Салихово Усерганской волости, а потомки кыпчаков — в деревне Ете-Буляк Карый-Кыпчакской волости. Теперь это села Кугарчи Зианчуринского и Кугарчинского районов РБ соответственно. Дело в том, что со временем они переименовали населенные пункты своего теперешнего проживания, дав им название Кугарчин в память о периоде жизни на территории Казанского ханства и уезда.
Наконец, еще одна часть башкирских тарханов, за давностью лет утратившая родственные связи со своими линиджами и, соответственно, паи в родовой вотчине, со временем также перешла в сословие служилых татар.

Особенность подобных сословных трансформаций заключалась в том, что перейти из башкирских тарханов в служилые татары было возможно, но конверсия в обратном направлении исключалась, так как главным условием существования тарханства, как говорилось выше, было наличие нераздельной вотчины и родовой общины на ней, каковыми не обладали служилые татары, скажем, из числа этнических мишарей. Поэтому принадлежность к сословию тарханов автоматически означала принадлежность к башкирскому этносу.
Тарханы Кыпчакской волости Монашевы
Тарханы были многочисленным слоем башкирского общества. Недаром в наказах в Уложенную Екатерининскую комиссию (1767 год) депутаты от Уфимской и Исетской провинций определяли себя как «народ наш башкирской и тарханской…» Именно ясачные башкиры и тарханы, в отличие от тептярей, были полноправными вотчинниками — асабами (‘асабийа عَصَبيّة). Но среди башкирских тарханов наиболее многочисленными, по всей видимости, были кыпчаки. По крайней мере, для XVII века их политическое доминирование в Башкирии неоспоримо. Достаточно вспомнить тарханов Кыпчакской волости Ногайской дороги, происходивших от Монаш (Мунаш)-бия из шежере башкир Карый-Кыпчакской волости. Впервые представитель этой тарханской династии — Килей Монашев — упомянут в документах под 1617 годом, когда по указу царя Михаила Федоровича князь В.Т. Долгорукий и дьяки дали «тарханскую грамоту Казанского уезда Ногайские дороги деревни Кугарчин служилому тархану Килею Монашеву на бобровые ловли, что за Камою рекою по Кинель речке вверх от Савруша речки от устья и до вершины Кинели речки…». Вотчина была пожалована его брату Булату, однако, последнего в 1613 году «убили черкасы в бою» (черкасами именовалась часть казаков Запорожского войска, участвовавшая на стороне польских интервентов в событиях Смутного времени 1598—1613 годов, а также в русско-польской войне 1609—1618 годов). Поэтому огромная вотчина вдоль всего течения реки Кинель была отдана тархану Килею Монашеву. Родовая вотчина и точка исхода Монашевых находились вдоль течения рек Большой и Малый Ик (притоки Сакмары), на что недвусмысленно указывает земельный спор 1645 года с «чувашенином» деревни Кугарчин и одновременно башкиром-вотчинником Усерганской волости Бакшанды Янжигитовым. В 1649 году племянник Килея Монашева «Уфинского уезду Кипчакской волости князь Акбулат Иселеманов», то есть Сулейманов, сообщал, что «вотчина у них на Ике реке большой и на Ике Малой платят они ясак по 30 куниц в Казань».
Откликаясь на призывы казанских ханов, башкиры различных родов переселялись в долину реки Ик (приток Камы) и основывали там филиалы своих коренных волостей. Так, в долине реки Ик возникает еще одна Кыпчакская (Сарыш-Кыпчакская) волость, которую составили кыпчаки различных подразделений (карый, бошман и др.). Центром волости был аул Ишей-Тарханово (ныне д. Тархан Шаранского р-на РБ). Село Ишкарово и деревня Кипчаково Илишевского района Башкортостана также связаны своим происхождением с кыпчаками. В этих же местах некоторое время проживали предки Монашевых. Кстати, предание «Бошман-Кыпчак-батыр» в свое время было записано у жителя д. Телявли, находящейся в нескольких километрах от упомянутой деревни Тархан Шаранского района РБ, что говорит само за себя: хранителем исторической памяти была знать.
После взятия Казани царь Иван IV, несмотря на советы бояр идти дальше на восток, то есть в Башкирию, чтобы до конца «выгубить воинство басурманское», выбрал примирительную позицию. Он «послал по всем улусам черным людем ясачным жалованные грамоты опасные, чтобы шли к государю, не бояся ничего; а хто лихо чинил, тем Бог мстил; а их государь пожалует, а они бы ясаки платили, якоже и прежним Казанским царям». По окончании «Казанской войны» (1552—1556) стало ясно, что восстановить Казанское ханство не удастся. В то же время царь всячески демонстрировал, что при нем будет так же, как и при ханах.
Шежере башкир племени Юрматы утверждает, что царь отправил в разные стороны послов с письмами, в которых говорилось: «…пусть никто не убегает и пусть каждый остается при своей вере, соблюдает свои обычаи». Многие башкирские тарханы, несмотря на участие в вооруженных действиях на стороне антимосковских сил, сохранили свой статус и положение при новой власти. Помимо деревни Кугарчин, Килей Монашев и его братья Сулейман, Исмаил, Чурай владели поместьем в урочище Чаллы на Зюрейской дороге, «где исстари городище Чаллынское». В своей челобитной 1619 года царю Михаилу Федоровичу о пожаловании им поместья Килей Монашев и Ишей Хозяшев именуются как «служилые татаровя».
В 40-е годы XVII века главой клана Монашевых и первым лицом тогдашней Башкирии стал князь и тархан Акбулат Сулейманов. В грамоте царя Алексея Михайловича говорится: «А башкирские челобитчики, тархан, князь Акбулат Селеменов (…) с товарыщи, которые (…) были на Москве, били нам челом вместо всех уфинских тарханов и ясачных людей». Подданство башкир не было безусловным, поэтому при каждом новом царствовании их послы отправлялись в Москву для обновления присяги. Таким образом, в 1645 году князь Сулейман Акбулатов принес шерть от имени всех башкир (тарханов и ясачных людей), что говорит о его ведущей роли в тогдашней Башкирии.
Тарханы были весомой боевой силой, способной быстро организовать сопротивление в случае внешней угрозы. Они не раз защищали Башкирию от посягательств воинственных соседей. В начале XVII века из Западной Монголии к пределам Московского царства прикочевали многочисленные ойраты, известные также под экзоэтнонимом калмыков. Их политическое объединение на целое столетие стало серьезной, а для кого-то смертельной внешней угрозой, причем не только для башкир, ногайцев, казахов, туркмен, среднеазиатских ханств, горских народов Кавказа, но также для Крымского ханства и отчасти Московского царства. Калмыцкие вторжения стали причиной столетней степной войны между башкирами и калмыками, несмотря на формальное подданство и тех, и других московскому царю.
Калмыцкий тайша Дайчин не скрывал своих экспансионистских целей: «А коли башкирцы учнут кочевать со мною, и нам, окромя бога, кому что сделать?» Однако башкиры не хотели покоряться. В 1648 году пришло известие: калмыцкий правитель «Дайчин-тайша послал под Астрахань войною пять тысяч калмыков, да под Самару, и под Саратов, и под Царицын пять тысяч же человек. Да в Казанской и Уфинской уезды вниз по Белой и по Каме рекам пять тысяч же человек…». Узнав об этом, башкиры различных волостей собрали войско, которое возглавил князь Карый-Кыпчакской волости Акбулат Сулейманов. Калмыки под командованием Чакула-тайши были настигнуты близ Соловарного городка на речке Армет: «И на той де речке Армыте, перепустя тех калмыков с половину, ударили на них всеми людьми, и на той де речке учели с ними, башкирцы, те калмыки битися (…). А ушли де всех калмыков в свои улусы немногие люди».
Непосредственный участник сражения тархан Кыпчакской волости Тоимбет Янбаев, дальний родственник Акбулата Сулейманова, рассказывал о том сражении и других битвах с калмыками, которые вели тарханы Кыпчакской волости: «…в прошлых де годех, как и Уфа город зачелась, служили де прежним государям прадед ево Китик тархан и дед ево Немик тархан государеву службу в тарханех (…), и отца де ево Янбая убили калмыцкие воинские люди тому лет з двадцать с пять, а он де после отца своего остался мал, и в прошлом де 148 (1640) г., как приходили под Уфимской город на русские деревни и на башкирские волости калмыцкой Лаузан тайша с воинскими людьми, и в те де поры он с теми воинскими людьми дрался, и на том де бою ево ранили тремя стрелами в голову, да в прошлом же де во 152 (1644) году как посылан был воевода Лев Плещеев с товарищи на калмыцкие улусы, и он де в том походе на государеве службе был же и калмыцкими людми бился, и на том де бою взяли у него калмыцкие люди коня и с седлом и с доспехом, да в прошлом же 156 (1648) году, как приходил Чакула Калмак с воинскими людми в Уфимской уезд под Курпеч-Табынской соловарный городок и тех калмыцких людей побили и в полон поимали…" Биография Тоимбета Янбаева показывает, насколько интенсивно велись боевые действия между противниками.
В 1649 году, то есть на следующий год после сражения под Соловарным Курпеч-Табынским городком, Дайчин-тайша уже жаловался царю: «…А опасен я только от одного Уфимского города от русских людей и от башкирцев, потому что чинят мне шкоду большую — на улусы приходят войною, людей побивают и в полон емлют (…). Злее всех башкирцы, всегда всякое зло калмыкам от башкирцев». В 1654 году русский посланник к волжским калмыкам Борисов сообщал в Москву: «Башкирские люди калмыцким людям и татарам (то есть ногайцам, — прим. авт.) добре страшны: калмыки с ними, башкирцами, мало бьются». Таким образом, к середине XVII века в великой степной войне произошел коренной перелом в пользу башкир, причем во многом благодаря тарханам Кыпчакской волости.
Сегодня потомки тарханов Монашевых проживают в различных частях исторической Башкирии. В 1820 году потомок князя Акбулата Сулейманова есаул IX башкирского кантона Карый-Кыпчакской волости Оренбургского уезда и губернии д. Кабановой (ныне Саракташского р-на Оренбургской области) Губайдулла Кучуков сын Акбулатов сообщал, что его предки были в Крымском, Азовском и Шведском походах и на этом основании возвести его с сыном в княжеское достоинство и причислить к дворянам. С аналогичными просьбами к правительству выступали в XIX веке жители деревень Кульшариповой, Алькиной, Султангуловой, Асекеевой, Тархановой Бугурусланснкого уезда (нынешних Асекеевского и Похвистневского р-нов Оренбургской и Самарской областей): «Мы и доверители наши состоящие в числе башкирцев 13-го кантона, жительствующих в деревнях Султангуловой, Исекаевой (Асекеевой) и Аллиной (Алькиной) происходим от предков наших тархан Юсупа, Шигая и Араслана Сулеймановых Монашевых…» Названные селения расположены на территории той самой вотчины, которую получили Булат и Килей Монашевы еще в начале XVII века.
Тархан Иш-Мухаммед Давлетбаев
Значение личности тархана Иш-Мухаммеда Давлетбаева в современной историографии не только недооценена, но и неправильно трактуется. Он изображается как «башкирский феодал», который в зависимости от политической конъюнктуры во время башкирского восстания 1662—1664 годов перебегал из одного лагеря и в другой. Начнем с того, что причиной названного движения стали отношения с калмыками. В условиях начавшейся войны на Украине, где в 1660 году сын покойного гетмана — Юрий Хмельницкий — восстал против Москвы и призвал на помощь поляков и крымского хана, царское правительство, поддерживавшее доселе башкир, неожиданно переключается на калмыков, поскольку против крымской конницы ему была нужна соразмерная конная сила. Условием участия в войне против Крыма Дайчин-тайша поставил взыскание с башкир контрибуции за нанесенный ими урон и выдачу всех пленных калмыков, включая детей, прижитых от пленных калмычек.
Башкиры подняли восстание, призвав правнука сибирского хана Кучума — царевича Кучука (отец «святого» башкирского султана Мурада в ходе «Алдаровщины»). Вождем восстания был Сары-Мерген, сторонник чингизидской реставрации в Башкирии. Тархан Иш-Мухаммед Давлетбаев, будучи «служилым башкирцем», оставался безучастным наблюдателем, пока повстанцы вели боевые действия против правительственных войск и осаждали крепости. Однако все изменилось, когда «реставраторы» и сам Кучук-хан призвали калмыков, поскольку опорой Кучумовичей в этот период были именно они. По сути дела, это был хитрый маневр Дайчин-тайши, направленный на реализацию давней мечты — покорения своей власти Башкирии. После этого лагерь восставших башкир разделился надвое, так как все несогласные признавать над собой власть калмыцкого правителя, стоявшего за спиной Кучук-хана, объединились вокруг фигуры тархана Иш-Мухаммеда Давлетбаева. Кучук-хан, обращаясь в своих фирманах к башкирам, запоздало пытался примирить между собой оба лагеря: «…я, султан, слово мое то. Коли от Тайчина (то есть тайши Дайчина, — прим. авт.) приедут, это мой отец, он не обидит; если Ишимбет (то есть Иш-Мухаммед Давлетбаев, — прим. авт.) приедет, путь он [также] не обижает…»
Летом 1663 года Дайчин предпринял поход против отказывавших признавать его власть башкир и «блиско Уфы башкирских людей повоевал, побил и в полон поимал…» После этого Кучук-хан с его программой реставрации чингизидского ханства в Башкирии и Сибири стал стремительно терять популярность. Боярин Федор Волконский, командовавший карательными войсками, с некоторой издевкой писал башкирам: «…вы (…) с правого пути сошли, великому государю изменили, завоевались и многие церкви сожгли и разорили, и многие села и деревни разорили, многую кровь пролили, и многих русских людей побили, и в полон поимали, и распродали…», а теперь «своих сродичей калмыкам на смех отдали, и то вам честь ли?» В этой ситуации тархан Иш-Мухаммед Давлетбаев не только организовал сопротивление калмыкам, но и от лица восставших башкир начал вести переговоры с правительством о примирении.
Башкиры, оказавшись меж двух огней, делали неутешительный вывод: «…только де им воровским людем жить на прежних своих кочевьях и их де побьют русские, а только де им отъехать в степь к калмыцким людям и их де калмыки всех похолопят и учнут держать в неволе…» В Москву были отправлены послы. Уфимский воевода князь А.М. Волконский составил «память»: «По указу великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича стольник и воевода князь Андрей Михайлович Волконский сю память послал Уфимского уезду Ногайской дороги башкирцам Кипчаской волости тархану Иш-Маметю Девлетбаеву с товарыщи (…) В нынешнему во 172 году в ноябре месяце присылали вы на Уфу ко мне товарищей своих (…), чтоб великий государь пожаловал вас, велел вам вины ваши отдать…. Мирная инициатива Ишмухаммеда Давлетбаева была с радостью принята царем. Немного позже тот же А.М. Волконский писал самому тархану: «…башкирцу Иш-Маметю тархану Девлетбаеву (…) и вы обрели неизреченную милость от великого государя; а то ведаю, посыланы челобитчики твоим радением к великому государю, и то ведай, обрел ты милость от бога, так от великого государя…» Таким образом, выступив от лица всей Башкирии, тархан Ишмухаммед Давлетбаев сумел заключить мир с правительством.
Ситуация повторилась во время следующего башкирского восстания 1681—1683 годов, вождем которого стал исламский проповедник и сейид, то есть потомок пророка Мухаммеда, по имени Джа‘фар. Башкирский историк и журналист Абдрахман Фахретдинов, сын Риза ад-Дина Фахреддинова, писал в своей работе «История башкир»: «Этот бунт придает башкирскому движению новый оттенок. Теперь во главе него стоят не сибирские ханы, боровшиеся за возвращение своего трона, а муллы. Старшина Сайид, известный среди башкир под именем Сайид Джа‘фар, будучи муллой, почитался башкирами за святого». В мае 1682 года сейид Джа‘фар со своими сторонниками действовал на Казанской дороге и в Икских волостях. Из Уфы выступил отряд воеводы Коркодинова, с которым у повстанцев был бой. Шейх был ранен, но не разбит. Затем башкиры двинулись по Закамской засечной линии и взяли штурмом Билярск, а также разорили ряд других сел и крепостей. Часть башкир, традиционно ориентировавшаяся на «природных» государей башкир Кучумовичей призвала царевича (султана) Хасана, отца последнего башкирского хана Карасакала (Байбулата Хасанова). Однако вместе с ним в Башкирию опять пришли калмыки — теперь тайша Аюка, внук Дайчина, который привел с собой огромное войско. 24 июля 1682 года башкиры Енейской волости сообщали в Каракулино: «…пришли де в Уфимский уезд на реку Сюнь калмыцкие тайши Аюка да Замса, а с ними де воинских людей калмыков и ногайцев и горских черкасов и едисанцев 40 тысяч (…), а огненного де с ними ружья три пушки, да мелкого ружья 4 тысячи…» Однако они не столько помогали башкирам в их вооруженной борьбе, сколько грабили беззащитные волости Казанской дороги.
В этой ситуации одна часть повстанцев подчинилась калмыкам, другая — отшатнулась от них. Как сообщали власти: «К нему де Аюке отъехало Ицких и Бельских башкирцов и чуваш (то есть казанских татар, — прим. авт.) половина, с женами и детьми, а другая половина (…) к нему Аюке нейдут и разбегались по лесам и в крепкие места, и многих де он Аюка тех башкирцев и чуваш порубил и жен и детей в полон взял». В этой ситуации тархан Иш-Мухаммед Давлетбаев, дотоле стоявший в стороне, вновь возглавил сопротивление калмыкам. Источник сообщает: «А вор де Сеит Саферко (то есть сейид Джа‘фар, — прим. авт.) ушел в башкирцы за Уфу к Ишмамету-тархану, и как де Аюка с калмыки и нагайцы и едисаны шли к башкирцам, и на степи де у него Аюки отогнал он Ишмаметко тархан с башкирцы лошадей, и ныне сидит он Ишмаметко от брата его Аюкина Замсы и от калмыков в осаде…» Тархан также обратился к уфимскому воеводе, «чтоб ему Иш-Мамету дали силы русских людей 1000 на тайшу калмыцкого Аюку…» Однако помощь оказана не была. Напротив, власти намеренно бездействовали, глядя на то, как Аюка выполняет за них работу по уничтожению башкир, не желавших признавать их главенство над собой, хотя правительственных сил было достаточно, чтобы изгнать калмыков. Тюменский воевода Т.Г. Ртищев сообщал: «…Аюка де тайша Мунчаков порубил башкирцов от Казани и до Уфы, и по Ику, и по Биру, и по Таныпу…» В конечном итоге калмыки были изгнаны из Башкирии и наступил мир.
На закате жизни Иш-Мухаммед Давлетбаев был самым известным человеком Башкирии, которого знали в Москве, Бахчисарае, Стамбуле и в ставке калмыцких правителей. «Степной самодержец» Аюка-хан, создавший мощное Калмыцкое ханство и полагавший себя сюзереном окружающих его тюркских и горских народов, в 1704 году обратился к османскому султану с просьбой о покровительстве. Совершить дипломатическую миссию в Стамбул он попросил Иш-Мухаммед-тархана: «Для изъявления августейшему стремени истинности этих слов и нашей искренности мы направили из своих слуг в чине посольства к Порогу миродержавия главу мусульман нашей страны, нашего приближенного и доверенного [человека] — Иш-Мухаммед-агу…» В том же году визирь ответил Аюке: «Ваша грамота о подчинении, направленная прибежищу султанов мира и пристанищу хаканов эпохи высочайшему Порогу миродержавия посредством образца подобных и равных [себе] из предводителей мусульман Вашей страны, Вашего посла Иш-Мухаммед-аги, а также направленное нам Ваше письмо прибыли, после чего мы ознакомились с его содержанием…»
В указанном году в Башкирии началось новое восстание, которое возглавил тархан Бурзянской волости Алдар Исекеев, взявший курс на отделение от России и образование башкирского ханства по примеру калмыцкой державы. Башкирское восстание 1704—1711 годов или «Алдаровщина» было самым успешным политическим движением. Однако своих целей — образования башкирского ханства — оно все же не достигло. Так или иначе, эпоха доминирования кыпчакских тарханов — Акбулата Сулейманова, Иш-Мухаммеда Давлетбаева и других — ушла в прошлое. Их миссия заключалась в отражении калмыцкой экспансии XVII века, и они достойно выполнили ее, ответив на вызов, брошенный историей.
Окончание следует
Справка
Салават Ишмухаметович Хамидуллин — историк, к. и. н., журналист.
- Родился в городе Стерлитамаке в 1968 году.
- Образование: Башкирский государственный университет (исторический факультет).
- 1990—1991 годы — корреспондент газеты «Истоки».
- 1991—1995 годы — редактор молодежной редакции Республиканского ТВ, руководитель творческого объединения «Молодость».
- С 1995 года — корреспондент программы «Башкортостан», редактор ТО «Гилем», ТО общественно-политических программ, начальник отдела познавательных и исторических программ, руководитель редакции познавательных программ студии БСТ.
- Автор и ведущий телепроектов «Историческая среда» и «Клио».
- Автор ряда документальных фильмов, книг и научных публикаций об истории Башкортостана и башкирских родов. Колумнист «Реального времени».
- Лауреат Государственной премии РБ им. С. Юлаева, Республиканской премии в области журналистики имени Ш. Худайбердина. Победитель международных и республиканских телефестивалей.
комментарии
Ещё раз стало ясно, что кочевым племенам требуется сильный авторитарный правитель типа монгола Чингизхана, что в 13 веке, что в 17 ВЕКЕ, ЧТО В 21 ВЕКЕ, ЧТО В мОНГОЛИИ, ЧТО В бАШКИРИИ, ЧТО В рОССИИ, ЧТО В сша.
нО СРЕДСТВА МОГУТ БЫТЬ СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ - ОТ "секир башка" (не от сюда ли "башкир"?), до отключения банковских карточек.
Корт в большинстве тюркских языков - ВОЛК.
«Башкурт, басында бар бес курт, аркасынде алты курт, желкесынде жети курт (башкир, у тебя только и есть, что в голове 5 червей, в спине 6 червей, и в затылке – 7 червей)» - цитата из одной из дореволюционных газет Оренбуржья, сам казахский текст и его перевод привожу так, как в оригинале. Фотокопию я снял из интернета.
Один господин о Вас знаете что говорил?
И это все должны принимать за правду не только про Вас, но и про весь народ, к которому Вы принадлежите?
Не стыдно?
Или это осознанная провокация - стравливание двух народов?
Очень похоже на марксистские приемчики...
Деревня Зирган возникла на основе договора ясачных татар с башкирами Азнаевой тюбы Юрматынской волости от 21 сентября 1771 г. Они получили право на поселение сроком на 30 лет. По другим договорам и записям от 28 ноября 1810 и 21 июня 1811 гг. поселились служилые татары, в 1812 г. обосновались чуваши, по записи от 30 декабря 1815 г.- мордвины. Чуваши и мордвины заключили договор для поселения сроком на 60 лет123. В 1799 г. в селе Зирган учтено ясачных татар- 77, служилых татар- 91, чуваши - 70, мордвины - 202 души мужского пола. По VIII ревизии 1834г. в с. Зирган проживало купцов- 20, татар- 198, чувашей- 103, мордвины- 328 душ мужского пола, т.е. примерно 1258 человек обоего пола. К 1920 г. перепись взяла на учет 5345 человек, живших в 724 дворах. Татарское население села сформировалось из переселенцев из д. Ян-довичево Нижегородской губернии (служилые татары), из д. Какры-Елги Бугульминского уезда Оренбургской губернии (ясачные татары), и д. Каралачик Стерлитамакского уезда, из купцов Сеитовского посада (Каргалы), перечисленных в ясачных татар (80 человек. См. д. 53, 195).
Теперь то поняли: почему для имиджа, батырА, себя оптом в воины записывают, хотя сами даже на одном месте долго усидеть не могли?
Она появилась лишь в 1920 году.
Ну и что?
Чиновники Российской империи по традиции все племена, пришедшие по приказу монгола Чингизхана за многие тысячи километров в Поволжье, называли "татарами" - вне зависимости от их этнической принадлежности, и монгольские племена, и тюркские племена.
Позднее с "татарами" стали ассоциировать всех мусульман - азербайджанские "татары", казанские "татары" и т.д.
Ленин родился и стал марксистом в Поволжье - он слышал от отца о "татарах", встречал их на улицах Симбирска и Казани.
Поэтому для Ленина "татары" это в первую очередь "казанские татары".
И когда Ленин и Троцкий расчленяли Россию по национальному признаку, а также дробили монолитное сообщество российских мусульман-"татар", то назвали казанских тюркских мусульман "татарами" - этнонимом, который принадлежал монгольскому племени "татар" вырезанном у монголом Чингизханом в 1202 году за подлое убийство его отца.
=================
А сами и догадаться уже не можете?
Чё тут сложного то?
Был, к примеру, Талын-бай, потом пошли разные беки, посля стали навязывать бяку...
++++++++++++++++++
„Геродот говорил: «В реальной жизни никогда ничего не случается в нужном месте и в нужное время. Это дело добросовестных историков — добиться нужного эффекта».“ — Марк Твен
Ни одного хана-тюрка в Золотой Орде и её осколках не было.
Это написано во всех научных статьях, монографиях и энциклопедиях.
Ваши "детские" провокации просто смешны.
Гитлер уничтожал людей по национальному, этнического принципу.
А монгол Чингизхан, да, вырезал целые племена и города, но за уголовные преступления (например, уничтожение племени "татар" в 1202 году за подлое убийство его отца "татарами") или за сопротивление его войскам (например уничтожения города Булгара в 1236 году).
Сравнив монгола Чингизхана с преступником Гитлером Вы унизили не великого государственного, военного и политического деятеля каковым являлся Великий Монгол, а показали свой чрезвычайно низкий интеллектуальный уровень развития.
Ну а то что Вы ставите "психиатрические диагнозы" ещё больше характеризует Вас как человека для которого в дискуссии нужна не Истина, а победа любой ценой вплоть до хамских оскорблений оппонентов.
САМИ СЕБЯ поволжские тюркские мусульмане "татарами" до начала 20 века не называли.
САМИ себя поволжские тюркские мусульмане называли "мусульманами", "казанцами", "булгарами" и др.
И только в конце 19 века, когда стала складываться молодая нация поволжских тюркских мусульман, Ш.Марджани предложил принять в качестве самоназвания (этнонима) то слово, которым поволжских тюркских мусульман называли чиновники Российской империи - "татары".
Хотя ранее это название (этноним) принадлежал монгольскому племени "татар" вырезанному монголом Чингизханом в 1202 году за подлое убийство (отравление через воду данную в качестве питья) "татарами" его отца.
----------
Если найдете в себе силы и время посидеть в архивах, заняться выяснением своих предков, то вы будете очень сильно удивлены. Это может занять многие годы. Если же лень заниматься поисками, то можете продолжать считать, что все ваши предки татары.
Уверен - не приведете, так как Вы обычный "мелкий" провокатор.
У меня вопрос: Где в Российской Федерации национальная республика русских? Хотя бы Рузу какую-нибудь им дали бы официально.
------------------------------------------
«Татария» известна с XV века...
+++++++++++++++++++++
«Нынешнее распространение этнонима „татары“, ... связано... со способом именования разных тюркских народов, принятым в Российской империи в XVIII-XIX вв.
Этот способ таков: всех, кроме турок, якутов и чувашей, называли татарами...
Это все хорошо известно любому профессиональному тюркологу....
Поэтому, конечно, сама идея искать близкую генетику для современного распространения этого этнонима выглядит несколько наивной».
==================
Но, «Татария» была с XV века, хотя самих татар тогда ещё ни придумали. )))
«Башкирия» известна с XVI века.
++++++++++++++++++++
Башкурдистан — национально-территориальная автономия, провозглашённая 15 ноября (28 ноября) 1917 года ...
====================
И только посля, появилась мысля, назвать это образование Башкирией, а раньше об этом названии никто даже и не догадывался.)))
У меня вопрос: Где в Российской Федерации национальная республика русских?
==========================
Действительно!!!
Ничего у русских в России своего нет, а как только заходит разговор о единой и неделимой стране, так все батырА начинают визжать о своей тогда русификации под видом ассимиляции в несуществующих и ничего не имеющих. )))
===============
Простенький вопросик.
На что эта вся канитель была нужна русским?
Хотя в большинстве "национальных" республик, областях и др. русских большинство.
Именно русские с монголами-чингизидами и тюрками ("татарами") восстановили территориальную целостность Золотой Орды в 16 веке, разорванной в 15 веке сепаратистами на множество мелких нежизнеспособных осколков.
Улан Батыр,вот башкиры сословие не точно у татар,даже у монголов Халка имя стырили.
Институт тарханства, имевший широкое распространение в Тюркском, Хазарском и других каганатах, а также в Золотой Орде и постордынских образованиях, после присоединения к Московскому царству Поволжья, Урала и Сибири сохранился только у башкир.//
Вот дает!
Куда девать татарских тарханов (например у каринских татар), киргис-кайсацких, кавказских и т.д.?
Это было до присоединения к Московскому царству Поволжья, Урала и Сибири.
Вы хоть что да нибудь читали о каринских татарах?
В советское время довелось послушать лекцию одного татарского историка: "Часть булгар продвинулась на Вятку и появились вятские татары, часть булгар продвинулась в Западную Сибирь - получились сибирские татары.. " Ну и так далее... Фантазеров и тогда было предостаточно)) Сегодня же фантазируют в глядя в картинку Чингисхана.
пусть этот врун приведет хотя бы один документ, что в Касимовском и Казанском ханствах были какие-то мифические башкиры. Их нет. В русских источниках до 1552 года слово башкир (или башкорт) не разу не упоминается.
Докторам и профессорам Исхакову и Измайлову это может не понравится.
А это чревато...
"К IX веку восходят первые письменные сведения о башкирах арабских авторов. Саллам ат-Тарджуман (IX в.), Ибн Фадлан (X в.), Аль-Масуди (X в.), Аль-Балхи (X в.), Саид аль-Андалузи[en] (XII в.), Идриси (XII в.), Ибн-Саид (XIII в.), Якут аль-Хамави (XIII в.), Казвини (XIII в.), Димашки (XIV в.), Абу-ль-Фида (XIV в.) и другие писали о башкирах".
Какие то баджгарты, маджгарты, в лучшем случае - башгирды (ибн Фадлан, Джувейни, аль-Гарнати и др.). И все они писали о баджгардах-венграх. Даже Кузеев это признает. А статью в википедии писали такие же вруны, как автор этой статьи.
Печально это Ваше утверждение...
Он писал, что язык у них отличается от тюркского.
значит, они были венгры.
--------
К примеру,о мишарях и башкирах Темниковского княжества писал Ирек Биккинин. В своей газете. Исторических свидетельств масса. Просто у вас глаза зашорены.
Можетдадите ссылку?
И когда там были эти "башкиры"
В 17 веке или позже?
У башкир нет фонем дж и ч, по башкирски это было бы Йэнйигитов и Сурапан бий. Эти были татары в башкирском сословии.
Когда же служивые калмыки башкирами станут?
И другие служивые люди?
А некоторые о "русских".
А многие о "евреях".
Ну и что?
--------
Они родственны по мужской линии. Разделились где-то 5 тысяч лет назад.
----------------
Есть. В куваканском говоре говорят на ж - жәй, жылы. И "ч" вместо "с"есть в диалектах, и "с" говорят вместо литературного "һ".
И казанскотатарский язык возник благодаря башкирам. Казанские мусульмане раньше говорили на чувашском и черемисском. К XIX веку они позабыли свои языки и перешли на диалект башкирского. Который сегодня называют татарским языком.
А в третьих, башкирский - татарский это, в общем-то, один язык, и много диалектов. Просто история распорядилась так, что мы имеем два литературных языка. На базе казанского диалекта возник татарский литературный язык. В 1939 г. его приблизили к мишарским диалектам, убрали задненебные ҡ и ғ, изменили правописание. На базе южнобашкирского диалекта возник башкирский литературный язык.
Как уже говорилось, современный татарский язык образовался в результате языковой экспансии, шедшей в Среднее Поволжье из тюркской степи — Ногайской Орды, Крыма, Башкирии. Не случайно, Мухаммед-Салим Уметбаев (1841-1907 гг.) писал: «…татар теле боронғо джағатай вә истәк (башҡорт) халҡлары телендән килгән телдер... Бу тел илә сөйләшкән халаиҡлар үзләре төрки тел диб әйтәләр. Истәк йәғни башҡорт ҡәдимдә бу тел илә сөйләшкәнгә дәлил «Ҡысас Рабғызи» вә «Әбү-л-Ғази» вә «Бабур намә» китаплары... Бу телгә ғам исм төрки диб әйтүлә» (Перевод: «... татарский язык происходит из языка древних народов джагатай и истяк (башкир)... Народы, говорящие на этом языке, сами называют его языком тюрки. Доказательством того, что древние башкиры разговаривали на этом языке, являются книги «Кысас Рабгузи», «Абу-л-Гази», «Бабур-намэ»…Общенародное название этого языка — «тюрки») [73]. Не случайно, ‘Арифуллах Кииков давал языку тюрки определение «тач башкортча» («чисто башкирский») [74].
"К вопросу об этнополитической ситуации в Урало-Поволжье"
Я много раз там бывал, никогда не слышал ничего подобного,
вы просто врете. В Кугарчинском районе есть татарские деревни может быть вы путаете с ними?
Тем более бурзян.
Где есть упоминание о том, что идти в Башкирию?
гнет ничего подобного.
Никакой башкирии тогда просто не было. Была Ногайская орда и татары Ногайской орды. Тогда Московия вела войну на Западе и поэтому у него не было возможности воевать на 2 фронта. Вот тогда и придумали они такую хитрость. Так приманили, а кто поддавался, ему давали башкирский ярлык. Вот откуда пошло башкирство.
Историю башкирского сословия превращает в историю какого то башкирского народа.
---
Это какая-то матрешка получается - в башкирском сословии состояли люди татарского сословия, в татарском сословии состояли чуваши, черемисы, мокша, удмурты и башкиры опять же. Какая вложенная матрешка...
А какое слово применяют татары вместо него?
Снайпер?
Стрелок?
Уважаемый, открой любой словарь татарского языка и смотри там слова на букву м.
Все так называемые "башкирские восстания" - татарские.
Они все были на западе, северо-западе Уфимского края.
Читай Акманова - "Башкирские восстания".
Он пишет, что у "башкир" во время восстаний не было единства.
В основном восставали западные, северо-западные башкиры (Казанская, Осинская дороги), а вот восточные башкиры оставались верными царю.
И именно они утопили в крови восстания восточных районов. Например, как раз эти верные башкирцы вырезали целую татарскую деревню Сеянтус в составе карательного отряда Тевкелева, который состоял наполовину из верных башкирцев..
Салават например не восставал, его призвали именно для подавления восстания Пугачева. Он просто перешел на его сторону и за это его и судили, за измену присяге. Этнические башкиры участвовали только в восстаниях Батырши и Карасакала.
1. Сарыш-Кипчакская («по Ику и Сюне»),
2. Тамьянская,
3. Ирехтинская,
4. Тангаурская,
5. Бурзянская,
6. Кипчакская («по Ику и по Сюне»),
7. Айская («по Ику»),
8. Курпечь-Табынская («по Ику),
9. Сенирянская («по Ику»),
10. Табынская («по Ику»),
11. Каршинская,
12. Дуванейская,
13. Шамшадинская,
14. Ички-Еланская,
15. Гарейская,
16. Елдякская («по Куяшу»),
17. Енейская,
18. Тышкы-Еланская («в Базинских и в Ыцких вершинах»),
19. Еланская («обе в одних урочищах»),
20. Киргизская («по Сюне и другим речкам»),
21. Байлярская («по Каме, по Ижу, по Мензеле»),
22. Гайнинская («по Ику»).
Никаких татарских волостей ни тогда, ни после не существовало. Татарские колонисты появились только после Башкирских войн.
Татар в 18 веке не было это было только сословием сами казанские татары себя так не называли вплоть до конца 19 - начала 20 века. Это были сословия "ясачные" и "служилые татары" в которые принимали чувашей, башкир, марийцев, удмуртов.
В основном казанские татары - это тюркизированные финно-угры по генетическим и антропологическим данным современные вы близки к финно-угорским народам.
Волости, именно волости.
Ваши обманщики населения этих волостей объявили какими-то мифическими родами. Кузеев целую главу посвятил на эхту тему, разбирая этих волостей: какие из них действительно башкирские роды, а какие - просто названия волостей.
Те, кого вы там перечислили - татары, на 100 % татары. Татарами были, татарами и остались. Просто состояли в башкирском сословии.
Именно они и восставали. А вот зауральские этнические башкиры эти восстания подавляли (Акманов).
Никогда никаких башкирских восстаний не было.
Да, в документах 18-19 веков наших предков именовали по сословному признаку - "башкирцы", но наши предки всегда считали себя татарами, и именно наши предки татары участвовали в Пугачевщине, и так далее, которые сейчас хотят приписать мифическим башкирам.
Мы все знаем и помним.
Вот вам одна сороковая часть "истории башкир".
Эта история и не монгольская, не финугорская, а чисто половецкая!
Эта 2,5 %-а башкир все время были половцами, потом - татарами Золотой орды, во время Великой Замятни переселились На Волго-Урал (Кузеев, подальше от столицы), после распада Золотой орды были татарами Ногайской орды, а потом ни с того, ни с чего в 18 веке взяли да стали башкирами.
Ни одно племя Золотой Орды САМО СЕБЯ "татарами" не называло.
Так что Вы и кого имеете ввиду под русским названием "татары" Золотой Орды?
В науке терминология должна быть четкой и определенной - иначе это не наука.
Племя "рус" было.
Русь, Россия были.
В Википеди популярно написано.
Об этнонимах (самоназваниях народов и этносов) можно спорить до бесконечности.
Или как одни народы называли другие народы.
Но речь то о другом.
Являются ли современные казанские "татары" 21 века - тюрки, говорящие на тюркском языке, ПРЯМЫМИ потомками монгольского племени "татар", 12 века?
Все исторические источники и современные исследования свидетельствуют о том, что нет, не являются.
Это во-первых.
Во-вторых, когда в какое время поволжские тюркские племена САМИ ПРИНЯЛИ этноним "татары"?
Исторические источники свидетельствуют, что только в начале 20 века.
А до начала 20 века поволжские тюркские мусульмане САМИ СЕБЯ называли "мусульмане", "казанцы", "болгары" и др.
Из второго вопроса вытекает третий - что заставило поволжских мусульман сменить самоназвание и выбрать этноним "татары".
Исторические источники свидетельствуют, что выбор был в основном предопределен образованием международными марксистами-террористами Лениным и Троцким Татарской АССР в 1920 году.
А до этого марксисты-террористы создали Башкирскую АССР и ещё ряд национальных образований, расколовших Россию по национальному признаку.
Для чего Ленин и Троцкий разделили народы - это другой интересный вопрос.
И поучительный - сколько крови было пролито Лениным и Троцким...
Вот на эти "простые" вопросы без лишних эмоций и должны дать ответы историки-учёные.
Но тут один комментатор пишет, что все казанские и уфимские историки "вруны" - видать по себе судит...
Они все время воевали с местными племенами.
Кипчаки были заклятыми врагами "башкир" (Кузеев).
Эта война прекратилась только в 18 веке, когда было образовано Башкиро-мещеряцкое войско. И даже тогда местные племена (тоже пришлые племена, но они пришли на эти земли чуть раньше) смотрели на кипчаков как на завоевателей, их своими не считали. Это было заметно еще и во время войны 1812 года. Так пишет о кипчаках академик Кузеев. По его мнению, именно кипчаков и труднее всего приписать к башкирам.
Приписать к башкирам заклятых врагов этих башкир, завоевателей этих башкир (это так даже по официальной версии истории башкир) - верх наглости, верх некомпетентности и невиданная фальсификация истории.
Твоя наглость будет ими оценена по достоинству, гарантирую:))))
Другим самоназванием чувашей было бесермяне часть их потомков потом вошла в состав удмуртов. Удмуртских бесермян ещё недавно (17 - 18 века) называли чувашами. Генетически и антропологически чуваши и казанские татары практически близки.
К ним ещё близки марийцы, удмурты, коми и мордва. Так как булгары ассимилировали местные финно-угорские народы. Представители поломской ломоватовской, неволинской культур (это древние финно-пермские народы) переселялись в Волжскую Булгарию где вошли в состав волжских булгар.
Также финно-пермские народы жили в Верхнем Прикамье - это предки коми.
Таких шапок на Волго-Урале никто не носил, следовательно, на картинке - киргизы.
----
Если кого то обидел, то прошу прощения. Не имею желания как-то оскорбить татарский народ.
Конечно же не нужно опускаться до уровня базарной склоки, как того желают провокаторы и просто дураки, пишущие "Первым был у башкир Кырт бай,с головой дружил не очень .Сделали его главным Баш. Оттуда пошли Башкырты" и тому подобное.
« Ответ #465 : 01 Октябрь 2015, 14:36:11 »
Цитата: Murzalar от 01 Октябрь 2015, 12:38:54
Конечно данные не репрезентативные. Странно ,что казалось бы татары наиболее близкие по языку и культуре(башкирам) ,вообще с боку получаются. А как быть с данными недавней статьи по тюркам? Вы как то можете ее прокомментировать.?
Если это та, которая была летом 14 года, то статья нормальная. Но в ней приведен график по пропорциям предковых компонентов, а на моей карте показано количество "кузенов", это разные методы. Если по предковым компонентам, то у меня тоже башкиры схожи с поволжскими татарами. Но это НЕ обязательно говорит о близком родстве. Татары сложены из двух больших групп - казанцы и мишари. Выборка Tatar-Volga это научные татары, СМЕСЬ и тех и других. Подозреваю, что если бы в выборке были ТОЛЬКО КАЗАНЦЫ , они (казанцы) ПРИБЛИЗИЛИСЬ БЫ к башкирам, А МИШАРИ - удалились. Но даже чисто КАЗАНСКАЯ выборка была БЫ ДАЛЬШЕ СОСЕДЕЙ (чуваш , удмуртов , марийцев ) , потому что У ТАТАР НАИБОЛЕЕ заметное в регионе ВЛИЯНИЕ "ЕВРОПЕЙСКОГО " компонента, он снижает близость (с башкирами).
Если вернуться к графику из статьи, то можно обратить внимание на малиновый компонент, ПИК которого у НГАНАСАН И НЕНЦЕВ . У марийцев, чувашей, удмуртов и башкир ЕГО МНОГО , А У ТАТАРСКОЙ ВЫБОРКИ (это та же выборка, что использована в моей карте) значительно МЕНЬШЕ . Думаю, что это и есть маркер МЕСТНОЙ приУРАЛЬСКОЙ общности (маркер УРАЛОИДОВ). Татары из нее почти ВЫПАДАЮТ .
-----------------------------------------------------------------------------
Это данные изучения генетического родства между народами Поволжья и Приуралья
Мы видим что ЧУВАШИ ,УДМУРТЫ ,МАРИЙЦЫ ближе к башкирам генетически , чем татары . Также мы видим что у башкир , чуваш , удмуртов ,марийцев - высокая доля Уральского(угорского) компонента. У татар его значительно меньше .
Еще один вывод : у тюркоязычных башкир и чуваш в основе генетического пласта лежит Уральский (угорский) компонент , как и у финно-угорских народов Поволжья, а также угров и самодийцев Сибири .
До 25% всех волжско - уральских татар это потомки татар Ногайской Орды, эти татары расселились в восточном и северном Татарстане, юго - западе, центре и северо - западе Башкирии.
Остальное и комментировать не буду, напишу только что нынешние башкиры, эта большая солянка из потомком обских угров, волжских булгар, чуваш, марийцев, ногайских и казанских татар, печенегов, монгол и тюрков Чингисхана, вообщем там намешено...
Мы не башкиры! и ни какой "татарской образовательной системой" мы не подвергались, почти все мои предки почти двести лет были муллами, в том числе ходжи, вотчинники, хозяева земель сначала Беловолжского улуса Казанского ханства, и так далее.
По поводу генетической преемственности вам лучше вообще помолчать, поволжско - уральские татары четко "ложаться" в свою историю, а именно, финно - угры + именьковцы + булгары + золотоордынцы разных племен и гаплогрупп. Это в общих чертах, Ринат Гарей все разложил по полочкам на форуме Молген.
Тестирование Башкир строго засекречено, во первых в рамках тестирования так называемых "башкирских кланов" тестировали только, еще раз подчеркиваю, только тех кто знал родословную, а это процентов 20, не более, гаплогруппы и субклады остальных татар - так называемых, по вашему "башкир" ни кто не знает, их не тестировали, также не тестировали тех кто сейчас считает себя башкиром, предки которых вошли в сословие "башкир вотчинник" из казанских татар, чуваш, мишар, марийцев, удмурт и русских.
И когда мы узнаем гаплогруппы и субклады этих так называемых "башкир", все ваши книжки по истории так называемых "башкирских родов" выбросят в утиль.
И поймите, я не против башкир, мы с башкирами одной крови, наши предки вместе плечом к плечу сражались за свободу и на фронтах, меня "бесит" ваша патологическая жажда записать нас татар Башкирии в башкир, не делайте этого, нас в башкир вы не запишите, а вражду между татарами и башкирами разовьете, так могут поступать только враги и татар и башкир.
Опомнитесь братья башкиры и будем жить дружно.
Золотоордынцы в не имеют отношения к казанским татарам. Чуваши и казанские татары потомки финно-угров. Булгары также тюркизированные финно-угры.
Читайте поменьше всякие ринатов-иванов не помнящих родства. Башкиры в генетическом плане изучены вдоль и поперек.
Тем более ногайцы недавнее образование, все эти кланы вошедшие в состав башкир, ногайцев, казахов, каракалпаков существовали когда ещё ногайцев, казахов не было, а башкиры были. Части всех этих кланов постепенно волею судеб оказывались в Башкирии и входили в состав башкирского народа. А те что остались в степи позже "поделили" казахи, ногайцы и каракалпаки.
И эти клан не имеют отношения к казанским татарам, у казанских вклад тюрко-монгольских кочевников и тюрков вообще мизерный. И эти кланы никогда не называли себя татарами. И сами казанлы стали "татарами" только 100 лет назад.
Предки волжско - уральских татар:
Основные субклады Волжско-Уральских Татар (выборка 600 гаплотипов)
июнь 2018 года
R1a+ Z280+ 12% Центральная Европа, Восточная Европа 4600 лет
R1a+ Z93+ 8% Центральная Азия 4700 лет
N1c1+ L1026+ 8% Северная Европа 4700 лет
J2b+ Z1297+ 8% Передняя Азия, Европа 4300 лет
R1a+ M458+ 5% Центральная Европа 4700 лет
N1с2+ Y3195+ 5% Северная Евразия 4100 лет
R1b+ U106+ 4% Северо-Западная Европа 4700 лет
E1b+ V13+ 4% Южная Европа 5000 лет
I1+ CTS6364+ 4% Северо-Западная Европа 4000 лет
N1c1+ Y9022+ 3% Северная Европа 3900 лет
I2a1+ CTS10228+ 3% Южная Европа, Восточная Европа 3800 лет
R1b+ Z2106+ 2% Передняя Азия, Европа 5300 лет
R1b+ M478+ 2% Центральная Азия 7300 лет
I1+ Z63+ 2% Европа 4000 лет
G2a+ L1264+ 2% Кавказ, Европа 3900 лет
Q1b+ YP4500+ 2% Центральная Азия 4200 лет
N1c2+ VL67+ 1% Северная Евразия 4700 лет
I2a2+ S2606+ 1% Северо-Западная Европа 4500 лет
Это по вашему одни финно-угры? Чем парируете?
У Рината, которого вы обозвали не помнющего родства, документальное шежере с 1360 года, которое кстати написано в томе о "башкирских родах", а у вас есть шежере?, и с какого года? напишите здесь если вы не трус. Чем парируете?
Я написал здесь гаплогруппы и субклады татар, напишите и вы здесь процентное соотношении гаплогрупп и субкладов башкир. Если оно по вашему хорошо изучено! Чем парируете?
Из каких племен состояли башкиры, когда в них, по вашему, вошли кланы ногаев?
Из татарского днк проекта видно, что вклад тюрков в составе волжско - уральских татар составляет около четверти, а не мизерно, как вы пишите. Чем парируете?
И я говорю не о "казанлы" а о всех волжско - уральских татарах.
Если вы ответите на каждый мой вопрос, и не "отписками", поговорим дальше, а нет значит мне более не о чем с вами говорить.
Тем более его клан никогда не был татарским, Гиреи потомки монгольского племени Кереит. Кстати калмыцкие торгоуты их потомки.
Поэтому Иванов может считать себя ещё и калмыком)))
-----
Почему не было? В 12 веке были татары, которые очень сильно досаждали предкам и самому Темучжину. И в 1202 году он их всех пустил под нож.
У киргизов, как я знаю, тоже есть свои асаба и типтяре. Но эти сословия одного народа - киргизов.
В то же время были сословия ясачные татара, включавшие в себя башкир (не все башкиры смогли отстоять свои вотчинные права), чувашей, черемис, мокшу, удмуртов, в общем мусульманское население Казанской губернии. Служилые татара состоявшие из башкир, мишарей, ногайцев. Эти два сословия и стали основой татарской нации. Были и прочие мелкие татарские сословия чемоданные, лашманные и т.д. Весь этот винегрет к 19 веку, за 400 лет московской власти, привык к наименованию "татары", и благодаря знанию башкирского языка и принадлежности мусульманской вере стало чувствовать себя единой общностью. И в конце 19 века появились первые люди называвшие САМИ СЕБЯ татарами.
Вот например предания моих предков говорят: "ходил с кипчаком по волге", а затем они совместно переселились в поволжье - урал.
В преданиях другого моего рода говорится что мы из кипчаков, а вы говорите что в нас мало кипчакской крови, много, во мне четверть.
Есть утверждения, что он был эрбин, но это пока не доказано.
Рассказывая об ассортименте международной торговли Средних веков, нельзя обойти и такой специфический товар, как живые люди. Экспорт рабов был важной составляющей ордынской коммерции. Воображение нашего современника сразу нарисует страшные картины, как злые кочевники массово торгуют несчастными покоренными русичами. Но экономическая реальность эпохи расцвета Золотой Орды была иной. Русские отнюдь не доминировали в качестве живого товара – основную массу экспортных невольников из Золотой Орды составляли кочевые ТЮРКИ (КИПЧАКИ), семь веков назад столь же чуждые господствующей МОНГОЛЬСКОЙ верхушке, как и лесные народы
Кто не согласен , пусть докажет
--генетически
--антропоогически
--по культуре
--по присьменным источникам
Кипчаки - предки части башкир
..Нам ваши предки не нужны
« Ответ #465 : 01 Октябрь 2015, 14:36:11 »
Цитата: Murzalar от 01 Октябрь 2015, 12:38:54
Конечно данные не репрезентативные. Странно ,что казалось бы татары наиболее близкие по языку и культуре(башкирам) ,вообще с боку получаются. А как быть с данными недавней статьи по тюркам? Вы как то можете ее прокомментировать.?
Если это та, которая была летом 14 года, то статья нормальная. Но в ней приведен график по пропорциям предковых компонентов, а на моей карте показано количество "кузенов", это разные методы. Если по предковым компонентам, то у меня тоже башкиры схожи с поволжскими татарами. Но это не обязательно говорит о близком родстве. Татары сложены из двух больших групп - казанцы и мишари. Выборка Tatar-Volga это научные татары, смесь и тех и других. Подозреваю, что если бы в выборке были только казанцы, они приблизились бы к башкирам, а мишари удалились. Но даже чисто казанская выборка была бы ДАЛЬШЕ соседей(чуваш , удмуртов , марийцев ) , потому что у татар наиболее заметное в регионе влияние "европейского " компонента, он снижает близость(с башкирами).
Если вернуться к графику из статьи, то можно обратить внимание на малиновый компонент, пик которого у нганасан и ненцев. У марийцев, чувашей, удмуртов и башкир его много, а у татарской выборки (это та же выборка, что использована в моей карте) значительно МЕНЬШЕ . Думаю, что это и есть маркер местной приУральской общности. Татары из нее почти выпадают.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Высокая доля Уральского (угорского ) компонента объединяет марийцев ,чуваш,башкир , удмуртов, коми-пермяков .
Татары , эрзя и мокша угорский компонент имеют существенно меньше, чем вышеперечисленные народы и по этому они дистанцируются от этих этносов
-----------------------------------------
Кипчаки занимали в Золотой Орде низкий статус .Их монголы даже продавали а Европу и Ближний Восток в качестве рабов
Кипчаки это основное население Золотой Орды, и предки татар и башкир.
-----------------------------------------------------------------------------------
Выводы :
1.Генетически среди двух этногрупп поволжских татар(казанлы и мишарей)к башкирам БЛИЖЕ КАЗАНЛЫ .т.е казанцы более близкие родственники башкирам , чем мишари .
2. Но даже казанлы генетически по отношению к башкирам стоят дальше , чем чуваши , марийцы ,удмурты .То есть чуваши , марийцы ,удмурты - генетически более близкие родственики башкирам , чем поволжские татары .За исключением конечно северо-западных башкир , у которых одна часть сильно смешана с татарами , другая -это казанлы и мишари , вошедшие в башкирское сословие .Можно исключить также башкир-кипчаков и бурзян
Это только Казанские историки его отрицают, они по идеологическим и психологическими причинам хотят быть потомками Чингисхана.
Я больше верю научным данным, а не сообщениях юзеров из форумов и соц сетей. Тем более ты делаешь какие-то выводы, которые юзер не подразумевал.
Согласно генетическим данным и казанские татары близки к марийцам, удмуртам, коми у них общие гены. Чуваши и башкиры тоже к ним близки, но у башкир значительный тюркский компонент.
Восточные мишари тоже генетические потомки финно-угорских народов, восточные балтов.
Кто думает что это возможно ,тот просто идиот.
Кстати в лесной зоне Булгарского и Казанского царств (Заказанье ) почти все удобные земли были распаханы . Не совсем удобные, земли использвались для выпаса скота ..Скот пасли лишь с мая по апрель.Земли были мало и суасы(чюваши-мусульмане,предки казанских татар) конечно не пустили бы к себе кипчаков , которые у монгол были почти в положении рабов .Н и самих кипчаков лесная зона не интересовала
Кипчаки были врагами монгол и они после покорения Дешт-Кипчака , те кипчаки , которые оказались в плену монгол , продавались ими в качестве рабов купцам из Египта , Ирака , Европы и тд Мамлюки в частности -потомки кипчакских рабов в Египте
Часть кипчаков была принята монолами на службу , но всегда кипчаки были ниже монгол по статусу и они НЕ занимали в Монгольской армии и админстративной системе Зол Орды высоких постов
---------------------------------------------------
Это пишет известный авторитетный генетик Сергей Козлов. Он утверждает на основе аутосомного анализа что у татар Уральского компонента значительно меньше , чем у вышеперечисленных народов .Меньше даже чем у мокши ..Но больше чем у эрзи.
Эрзя по генотипу и антротипу - в основе БАЛТЫ .. Финно-угорского компонента у них -мизер.
Опять это финно-угорский канат, который без конца перетягивают. Финно-угры субстрат у всех тюркоязычных народов Волго-Уралья - чувашей, казанских татар и башкир.
Это только Казанские историки его отрицают, они по идеологическим и психологическими причинам хотят быть потомками Чингисхана.
Я больше верю научным данным, а не сообщениях юзеров из форумов и соц сетей. Тем более ты делаешь какие-то выводы, которые юзер не подразумевал.
Согласно генетическим данным и казанские татары близки к марийцам, удмуртам, коми у них общие гены. Чуваши и башкиры тоже к ним близки, но у башкир значительный тюркский компонент.
Восточные мишари тоже генетические потомки финно-угорских народов, восточные балтов.
Ответить
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
У мишар-- основа понтиийский тип-61% .Понтийский тип - это не местный для Поволжья ЮЖНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ тип. Понтийский относится к средиземноморской подрасе . У татар по утверждению антропогов понтийский тип- ирано-аланского происхождения.
Балтский компоенекнт у татар -незначительный ., меньше чем германский .
Никанор Шульгин и Казанское государство 400 лет назад. Глава 1
Относительно большого потока русской колонизации, до сих пор в тени находится колонизация Царства Казанского переселенцами из Ливонии и Великого Княжества Литовского, взятыми В ПЛЕН во время Ливонской войны. НЕМЦЫ , ЛИТВИНЫ (современные литовцы и белорусы) составляли НЕМАЛУЮ ДОЛЮ долю среди новопоселенцев [4, с. 105], хотя в дальнейшем РАСТВОРИЛИСЬ в местном ТАТАРСКОМ населении. В 1593 году проблемам религиозной жизни западных полоняников была посвящена значительная часть письма Казанского митрополита Гермогена царю Федору Ивановичу. Гермоген ЗАФИКЦИРОВАЛ процесс ОСТАТАРИВАНИЯ полоняников, указав, что Казанские Татары «ПОЛОН у себя держат НЕМЕЦКОЙ , мужиков и женок и девок некрещеных, и с женками и с девками с некрещеными ЖИВУТ мимо своих жен». С другой стороны, он отметил, что «немцы» умудряются заниматься прозелитизмом, переманивая «в Римскую и в Люторскую веру» русских, живущих у них в услужении. [1, с. 436-439] Всё это лишь штрихи к панораме многоязычного «Вавилона» на востоке Русского Царства, каковым была Казань в ту переходную эпоху.
Лица с фамильным прозвищем «немчин».
Немчин Айкейка, проживал в дрв. Ефаеве, принадлежал Хозяшу-мирзе Дулатову.
Немчин Мартынка, крестьянин. Проживал в починке на речке Шаврее у сток Онкалея, который был куплен у татар князем Булаем Кудашевым (купчии 90-го и 93-го годов).
Немчин Микулка, проживал в дрв. Ефаеве на речке Ракшекшлеи, принадлежал мирзе Чекашу Мамлеиву.
Немчин Онтушка, принадлежал Елмаметю княж Еникееву, проживал в остроге в Большой Шурлейской слободе Темникова.
Немчин Онтушка, принадлежал Килмамаю мирзе княж Кулунчакову, проживал в остроге в Большой Шурлейской слободе Темникова.
Немчин Паулька, проживал в дрв. Ефаиве принадлежал «на их жеребей» Избяк мирзе княж Ефаеву, Бигилди мирзе княж Кудашеву, Баик мирзе Исякову и Курмаш мирзе Утешеву.
Немчин Тумаска, проживал в Темникове в Шурлейской слободе, принадлежал вдове Енака Мамлеева и их детям: Сюнчелею, Сюнбаю, Енбаю, Беркею и Аюкаю Енаковым, «а живут на одном хлебе, а служат с одново двора».
Немчин Худяк, проживал в дрв. Еналеиве на речке Исе, принадлежал Келмамету и Уразмамету Трегуловым.
Лица с фамильным прозвищем «латыш».
Латыш Юрка, проживал в деревне Адаеве, принадлежал Евгостею мирзе Тенибякову.
Латышь Кушка, проживал в дрв. Полянке, принадлежал Ишею мирзе Алмакаеву.
Лица с фамильным прозвищем «литвин».
Литвин Минька, крестьянин, проживал в дрв. Вечконине, принадлежал Усекаю мирзе княж Тенишеву и Бигилдею княж Куедашеву.
Источник: Приправочный список с дозорной книги города Темникова и Темниковского уезда 1613/14 г. / сост. М. М. Акчурин, А. В. Беляков. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015. – 220 с.
Татары и башкиры будьте бдительны, это провокатор желающий нас поссорить.
Здесь троль и пропаганда.
Татары не только казанлы, но и уфимские: потомки татар сословия "вотчинников башкир" и переселившиеся позже из казанского края.
Татары и башкиры это один народ, нас татар из сословия "башкир вотчинник" и тех кто сегодня причисляет себя к башкирам на начало 19 века было 40 тысяч человек, а затем в течении нескольких десятков лет к нам в Башкирию переселились и вошли постепенно в состав сословия "башкир - вотчинник" еще около 60 тыс. человек из числа казанских татар и других поволжских народов.
Подумайте сами как мы татары и башкиры, генетически, можем быть далеки друг от друга, мы самые близкие друг другу народы, ближе чем русские и украинцы и белорусы.
Тот кто пишет что мы татары и башкиры далеки друг от друга провокатор и засланный тролль!
Мишари - потомки мадьяр. Их всех большевики записали татарами. Сами казанские татары до конца 19 - начала 20 века не называли себя татарами и не считали себя каким то единым народом.
Тем более в Российской империи "татары" не имело этнического значения. Им также русские обозначали тюркоязычные народы без разбора их этнической происхождения, это был политоним.
Так докажите на основе генетических исследований что это не так .
Я лишь ознакомил с результатами генетических исследовний .Сам я эти
исследования не проводил и выводы не делал .
Это что , запрещено ? Или по Вашему цензура нужна ? Там где цензура , там нет науки
Башкиры делятся на племена. и рода .
Это так .
Генетически они отличаются .Об этом пишут сами башкиры ..По этому поволжские татары к одним племенам ближе ,к другим дальше .Это естественно.
По культуре , по языку татары и башкиры близки .
Это ни кто не оспаривает .
Но мы расматриваем генетический аспект
Где они? Напишите!
Это тайна башкирской генетики, ни кто не публикует сводную таблицу генетики башкир, башкирские хамидулины бояться как огня того момента когда будут известны глубокие субклады башкир.
И тогда окажется что каждый отдельный клан башкир более чем на половину состоит из казанлы, ногаев, чуваш, угров, и так далее!
Вот же в чем головная боль башкирских "историков-генетиков"!
Башкирские хамидулины будут до самого последнего момента оттягивать обнародования результатов!
Еще раз: то что сегодня известно о генетики башкир, это не более 10%, их специально отбирали по селам Башкирии, и сейчас прикрываются ими в своих публикациях.
Неохваченными остались те, кто считает себя башкиром, но не знает своей родословной, те кто считает себя башкиром но предками из Казанского края!
То есть когда вам пишут о генетики башкир, то это, на сегодняшний день такая же фальсификация в "духе" аля хамидулин, помните это и не поддавайтесь на этот очередной обман!
Основная доля гаплогрупп мтДНК (60,8 %) принадлежит к западно-евразийским линиям (H, U, HV1, J, T, V, I, W), 39,2 % — восточно-евразийским (A, B, C, D, F, G, N, M, Y). Высокая частота линий G, D, С, Z и F указывает на значительное участие сибирского и центральноазиатского компонента в этногенезе башкир. Но с другой стороны, уровень распространения линий мтДНК, специфичных для Европы и Ближнего Востока также достигает больших значений.
Если татарина встречает северо-кавказец-мусульманин , то обычно он относится к немут тепло ,как единоверцу .Они также знают что мы генетически далеки. .Но это не мешает ему .
Я понятно объяснил ?
2 процента, если плясать от сегодняшнего числа татар, это 100000 человек потомков:))).
Во многих регионах имеются села Казанских татар...
Кишка у вас тонка и одни "понты", только и можете строчить по клавиатуре, а когда доходит до реальных фактов, ни чего у вас нет, так и будете барахтаться в словесной слюне.
К башкирам это не относиться, я уважаю башкир, мы одного рода, это относиться к тем кто изображает из себя башкир.
И читай этот коммент который написали выше:
"Основная доля Y-хромосом башкир относится к гаплогруппам: R1b-M269 и R1b-M73 (47,6 %), R1a (26,5 %), широко представленной в Восточной Европе, Иране и Индии, и N1a1 (17 %), широко распространенной по всему северу Восточной Европы и Сибири. С меньшей частотой встречаются гаплогруппы J2, C, O, E1b, G2a, L, N1a2, I, T. Гаплогруппа R1b-Z2106 доминирует у башкирского рода бурзян, у клана канглы доминирует (60%) гаплогруппа G1, у клана еней доминирует (61%) гаплогруппа N3 (44% приходится на «восточносибирскую» ветвь N3a2). У клана елан три четверти генофонда приходится на гаплогруппу N (37% приходится на ветвь N3a4, характерную для многих популяций севера Восточной Европы), у клана уран частота N3a4 доходит до 90%. Весь генофонд унлар представлен гаплогруппой R1a, у клана R1a достигает балыксы 77%. В генофонде минцев «североазиатская» гаплогруппа N3a составляет 34%, а субвариант N3a4-Z1936 достигает 29%, гаплогруппа R1a1a* у минцев составляет 22%, «центральноазиатская» гаплогруппа C2*-M217(хМ48) составляет 16%, «переднеазиатские» гаплогруппы J2 и G2 составляют по 10%.
Основная доля гаплогрупп мтДНК (60,8 %) принадлежит к западно-евразийским линиям (H, U, HV1, J, T, V, I, W), 39,2 % — восточно-евразийским (A, B, C, D, F, G, N, M, Y). Высокая частота линий G, D, С, Z и F указывает на значительное участие сибирского и центральноазиатского компонента в этногенезе башкир. Но с другой стороны, уровень распространения линий мтДНК, специфичных для Европы и Ближнего Востока также достигает больших значений.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/142800-bashkiry-roda-kypchak-kolonka-salavata-hamidullina-ch3
---
А для чего она вам? С какой целью интересуетесь?
Также и другими кланами, кереи (кереиты) в составе казахов, считают себя казахами, монголов - монголова, в составе калмыков (торгоуты происходят от керитов) - калмыками и т.д.
Огромный интерес, многие сотни комментариев.
Ему нет равных.
Сегодня господин телеведущий отличился переписью общетюркского племени кыпчак в башкиры. Обычная башкирская практика, продолжение традиций 1979 и 2002 года.