Башкиры рода Кыпчак: защита веры, миграция на Южный Урал и Лукман-хаким в предках
Историк Салават Хамидуллин о башкирских родах. Кыпчак: часть 2
Уфимский историк Салават Хамидуллин продолжает рассказывать на страницах «Реального времени» о башкирском роде Кыпчак, из которого происходит первый президент Башкирии Муртаза Рахимов. Сегодня наш колумнист погружает читателя во времена Дешт-и Кыпчака и объясняет, как часть тюркского народа влилась в состав башкир.
Дешт-и Кыпчак
После разгрома в 744 году II Восточно-Тюркского каганата и образования Уйгурского (Тогузогузского) каганата тюрки и их ближайшие союзники сиры-кыпчаки были изгнаны с территории «священной Отюкенской черни» (Ыдуk Öтӱкäн jыш). Последние отступили на запад в Прииртышье. Здесь к середине IX века образовалось новое политическое объединение кочевников — Кимакский каганат. Кыпчаки, занимавшие на его территории крайнее западное положение, вскоре стали самым могущественным племенем. Как сообщает анонимное персоязычное сочинение «Худуд ал-‘Алам», жители «страны Хифчах» — это «племя, отделившееся от [страны] ал-Кимак и поселившееся в этих местах. Но они обладают более лютым нравом, чем кимаки. Их царь (малик) назначается царем ал-Кимак». Таким образом, на развалинах Западно- и Восточно-Тюркского каганатов образовались Уйгурский, Хазарский, Карлукский (Караханидский) и Кимакский каганаты, а также держава сырдарьинских огузов. Последние три политии находились на востоке Средней Азии, в Семиречье и Южной Сибири. Испытывая нужду в пастбищах, карлуки, огузы и кимаки (вернее, кыпчаки в их составе) обрушились на западных соседей — печенегов и башкир. Последние отступили в Причерноморье, став на 150 лет постоянной угрозой для Византийской империи, Киевской Руси, Болгарского царства и венгров, изгнанных ими из приднепровских степей в Паноннию. На Южном Урале, как писал Ибн Хаукаль, осталась лишь небольшая часть башкирского народа.
Следующий пик миграций кочевников пришелся на середину XI века. Он был вызван экспансией киданьской империи Ляо, основанной в Северном Китае племенем катай (кит. кидань/цидань). Арабский автор начала XII века Шараф аз-Заман ал-Марвази упомянул факт миграции, напоминающий эффект домино: «Среди них (тюрков) есть группа людей, которая называется кун, они прибыли из земли Китай, боясь китайского хана (…). Их преследовал народ, который называется кай (…). Тогда куны переселились на земли шары, а шары переселились на земли туркменов. Туркмены переселились на земли огузов, а огузы переселились на земли печенегов, поблизости от Армянского (Черного, — прим. авт.) моря».
Армянский автор XII века Матвей Эдесский обрисовал схожую ситуацию: «В 499 году (1051 год) римляне выдержали ужасные атаки. Большое число провинций было разорено, предано избиению и обращено в руины печенегами, людьми алчными до истребления (…). Так как народ змей (арм. отц., — прим. авт.), нарушая границы своей территории, перешел на землю «рыжеволосых», и эти беглецы изгнали огузов и печенегов, и все эти народы объединились, обратив свою ярость на римлян. Константинополь подвергся великим бедствиям». Ясно, что «рыжеволосые» (арм. хардеш) Матвея Эдесского и шары (сары) ал-Марвази — это и есть кыпчаки.
Как следует из сообщений названных авторов, племя кай или «народ змей» (тюрк. йылан или уран) заняли территорию кыпчаков в восточной части Средней Азии. Здесь возникло Уранское ханство (уранийцы — предки башкир рода Уран). Собственно кыпчакские роды теперь заняли территорию от Приаралья до Дуная, изгнав из Причерноморья печенегов и западных башкир и заставив их бежать в Венгрию. Впрочем, небольшая группа осталась у Лукоморья (Приазовье) и вошла в состав половцев, о чем упоминает арабский космограф XIII века Шамс ад-Дина ад-Димашки: «Они, я имею в виду племя Кибджак, состоят из тюркских родов: Бурку, Туксаба, Итаба, Барат, Ильарас, Бурдж-оглу, Манкур-оглу, Имак (т.е. кимак, — прим. авт). Эти — стали хорезмийцами (т.е. обитают близ Хорезма, — прим. авт.). В их числе имеются еще более маленькие племена — это Таг, Башкурт, Куманку, Бузанку, Баджна, Карабурекле, Аз, Джуртан и другие...» В названии рода Куманку (قمنكوا), безусловно, нужно видеть искаженное Куманлу (Куман + суффикс принадлежности лу/лы/ли), что вполне вероятно, поскольку арабские буквы -K- (ک) и -L- (ل) схожи по написанию. Таким образом, упомянутая группа башкир обитала по соседству с куманлу, то есть куманами, по имени которых в Европе именовали всех кыпчаков. Интересно, что русские летописи отмечают в Приазовье половецкого хана Башкорта, чья 20-тысячная орда часто вмешивалась в междоусобицы русских князей. Весь этот конгломерат племен благодаря перу персидского автора XI века Насира Хосрова в мусульманской литературе получил название Дешт-и Кыпчак, то есть «Кыпчакская степь», а в русской — «Половецкое поле».
Дешт-и Кыпчак не обладал политическим единством. Существовало несколько племенных объединений и даже ханств. Наиболее сильным образованием был ханство кыпчаков племени ильбари (ольбер, ольбурлик). Персидский историк XIII века ал-Джузджани писал о султане Гияс ад-Дине Улугхане Балабане («Сокол»), правившем Делийским султанатом в 1266–1287 годах, следующее: «Хакан-и му‘аззам, Улугхан-и А‘зам (то есть «прославленный хакан и величайший Улуг-хан», — прим. авт.) был потомком знаменитых ханов династии Ильбари. Отцы Нусрат ад-Дина Шерхана Сункара (один из мамлюкских эмиров Индии, — прим. авт.) и Улуг-хана Величайшего были рождены одним отцом и одной матерью. Отец этих двух людей был потомком Абар-хана Ильбари, и он был ханом примерно 10 тысяч семейств; их родство с [племенем] ильбари в Туркестане хорошо известно среди тюркских племен. В данный период сыновья его (Улуг-хана) родного дяди продолжают держать имя величия среди тюркских племен: этот факт был услышан [автором] от покойного царя Курбат-хана Санджара». Ильхан Ирана Хулагу-хан в письме королю Франции Людовику IX упоминал reges uilperitorum, то есть короля уйлперов/ольберов.
Деяния кыпчаков
В истории кыпчаков-куманов-половцев немало страниц, овеянных военными победами. Остановимся лишь на некоторых из них. Половецкий хан Шарукан в 1068 году разгромил объединенные силы русских князей в битве на реке Альте. Сын Шарукана, Атрак, по призыву грузинского царя Давида IV Строителя со своей 40-тысячной ордой явился в Грузию и сыграл решающую роль в победе над войском турок-сельджуков в Дидгорской битве в 1121 году. Одним из самых выдающихся половецких предводителей был хан Боняк, прозванный в русских летописях за свои частые набеги на Русь «шелудивым хищником». В 1091 году он по призыву византийского императора Алексея Комнина напал на печенегов, осаждавших Константинополь, и разбил давних соперников половцев, чем закрыл последнюю страницу их истории. В 1096 году он осадил Киев и сжег его пригороды, а в 1099 году в битве на реке Вагре нанес поражение венгерскому войску во главе с королем Коломаном I. Половецкий хан Кончак прославился тем, что в битве на реке Каяле в 1185 году победил русское войско и взял в плен князя Игоря Святославича. Это событие легло в основу знаменитого «Слова о полку Игореве». К сожалению, источники ничего не сообщают о племенной принадлежности названных персонажей.
По мнению многих историков, например, С.Г. Кляшторного, братья Асени, поднявшие восстание против Византии и основавшие II Болгарское царство, происходили из тюркского династийного клана Ашина. На этот вывод его навело известие Шараф аз-Замана ал-Марвази: «Идущий в Китай на расстоянии полумесяца пути от Санжу достигает группу шары, которая известна благодаря имени их главы, а он — басмыл. Они бежали из этих мест от ислама, боясь обрезания». Из данного сообщения, во-первых, явствует, что у куманов также были свои ханы, относившиеся к династии Ашина, поскольку Басмылский каганат, существовавший всего лишь пару лет, возглавили именно представители этого правящего клана. Во-вторых, выясняется, что название шары (сары) относилось в первую очередь к куманам. Первым куманским царем Болгарии стал Иван Асень по прозвищу Белгун (от тюркского Бильге, то есть «Мудрый»). Новые болгарские династы собрали 40-тысячное половецкое войско и с его помощью в 1205 году под Адрианополем разбили крестоносцев во главе с императором Латинской империи Балдуином I, чем остановили дальнейшую экспансию латинян на Балканах. Европейский хронист писал: «Иоаннис, король Блакии (то есть Валахии, — прим. авт.), шел на помощь тем, кто был в Адрианополе, с огромным войском: он привел с собой блаков, и бугров, и чуть ли не сорок тысяч куманов, которые были нехристями». Король Балдуин I попал в плен к болгарам, где и умер в том же году. Л.Н. Гумилев писал: «Наступление латинян на православие было также остановлено тюрками, как и нажим их на ислам. Зато там, где тюрок не было — в бассейне Балтики — немцы, датчане и шведы имели полный успех».
Бесценны заслуги куманов перед исламом. Именно они спасли исламский мир от полного уничтожения в тяжелую годину синхронного натиска крестоносцев и монголов. Мамлюкский корпус Египта, созданный Айюбидским султаном ас-Салихом, почти поголовно состоял из половецких рабов, купленных в портах Крыма и Причерноморья. В 1250 году новое египетское войско разгромило европейскую армию 7-го крестового похода в битве при Эль-Мансуре. Вождь крестоносцев — французский король Людовик IX — попал в плен. В сражении при ‘Айн Джалуте 3 сентября 1260 года кыпчаки-мамлюки нанесли поражение монгольскому войску под предводительством нойона Китбуга, а в битве при Хомсе 1281 года положила конец экспансии монголов. Таким образом, мамлюкские султаны Бейбарс I и Калавун, происходившие из половецкого племени бурдж-оглы, освободили Ближний Восток от монголов и крестоносцев. Не случайно персидский историк XIII века Раванди писал: «Слава Аллаху… в землях арабов, персов, византийцев и русов слово принадлежит тюркам, страх перед мечами которых прочно живет в сердцах».
Но еще более красочен пассаж арабского историка-энциклопедиста XIV века Шахиб ад-дина ал-‘Умари о половцах-куманах: «Из них (состоит) большая часть войска Египетского (…). Мусульманство прославляет их подвиг в защиту веры (…). Это (одно) из чудес пророческих и этим исполнилось изречение его (пророка) — да будет над ними благословление Аллаха и мир — «одна рать из моего народа не перестанет одерживать верх над теми, кто враждует против нее, до дня воскресения; не навредят ей те, которые покинут ее, так что настанет день повеления Аллаха (то есть светопреставление), а она все будет в том же положении (то есть несокрушенной). О! Это — рать западная»… Эта рать (мамлюки египетские) и есть, очевидно, та победоносная рать, которую имел в виду и разумел пророк в своем изречении, потому что над татарами никто, кроме нее, не одерживал верха. Благодаря этой победе, победа над татарами стала постоянной, а одержана она была именно ими (мамлюками), не кем-нибудь другим, хотя и было тогда много царей мусульманских и велико их рвение к священной войне. Этим разом поддержан был дух ислама и уцелел остаток веры. Не будь этого, распался бы народ истинной религии…»
В начале XIII века бывший тюркский гулям Кутб ад-Дин Айбек (по всей видимости, из тюркского племени калач или халладж), ставший полководцем у гуридских правителей, захватил Северную Индию и превратил город Дели в столицу своего султаната. Ему наследовал султан Шамс ад-Дин Ильтутмыш, основавший мамлюкскую династию Шамсийа, правившую в Делийском султанате в 1211—1290 годы. Ильтутмыш происходил из кыпчакского племени ильбари (ольбер). В детстве был захвачен в плен монголами и продан в рабство. Однажды его купил султан Кутб ад-Дин Айбек и зачислил в число своих мамлюков. Молодой гвардеец сделал головокружительную военную карьеру. Отца Ильтутмыша звали Илимхан или Ильхан, и он, как писал Джузджани, имел «многочисленных родственников, связи, клиентов и последователей», что говорит о принадлежности его семьи к родовой знати. Став султаном, Ильтутмыш завоевал часть Афганистана, долину Инда, Бенгалию и, таким образом, расширил границы своего султаната от Кабула на западе до устья Ганга на востоке. После смерти восьмого мамлюкского султана Насир ад-Дина Махмуда Фирузшаха, внука Ильтутмыша, не оставившего после себя наследника мужского пола, к власти в Дели пришел Гияс ад-Дин Балабан, правивший страной в 1266—1287 годах. Его титул звучал так: «Прославленный каган Баха ад-Дин Улугхан Сокол-султан» (ал-хакан ал-му‘аззам Баха ад-Дин Улугхан Балабан ас-султан). Политика султана Гияс ад-Дина Балабана была направлена на укрепление государства и основ ислама в Индостане. В 1285 году его войска нанесли поражение вторгшейся в Индию армии моголов-чагатаев.
Сила и слабость Дешт-и Кыпчака
Относительная легкость, с которой монголы завоевали Дешт-и Кыпчак, обращала на себя внимание многих исследователей, но никто из них не дал удовлетворительного объяснения их феноменальному успеху. Для начала обратим внимание на особенности образования раннесредневековых политий Евразии, в которых доминировал ксенократический тип организации или, по Ибн Халдуну, ‘асабийа: немногочисленная общность (вождество), возглавившая политическое образование и занявшая в ней лидирующие позиции, становится господствующим этносом-классом, но со временем утрачивает свои этнокультурные признаки, сливаясь с народной массой. Поэтому иерархически выстроенные империи кочевников возникали лишь по соседству с земледельческими цивилизациями, поскольку социальная иерархия и властная вертикаль внутри кочевых обществ обеспечивалась за счет дистанционной эксплуатации (дань, контрибуции, подарки) оседлого населения. Тюркюты смогли стать господствующим этносом-классом Тюркского каганата, повелевавшим другими степными племенами, потому что сумели заставить Китай выплачивать им дань.
Однако у кыпчаков для образования своей кочевой империи не было соответствующей материальной базы в виде богатых земледельческих районов. Выстраивать социальную иерархию среди самих кочевников не имело практической необходимости с экономической точки зрения. Их пастушеское хозяйство не могло дать нужный ассортимент и объем материальных ценностей для обеспечения элиты и бюрократического аппарата. К тому же покорить кочевых скотоводов была задачей трудно осуществимой. Единственное, что могло заставить их признать иерархию — это перспектива грабительских походов в богатые страны под предводительством храбрых вождей. Однако таковых стран вдоль периферии Дешт-и Кыпчака почти не было. Путь в Китай был закрыт татарами, кереитами и найманами, а Средняя Азия и Иран уже были покорены другими тюркскими завоевателями — Сельджукидами, Караханидами, Хорезмшахами. Для покорения Руси у немногочисленных половцев-куманов не хватало людских ресурсов.
Поэтому Дешт-и Кыпчак представлял собой конгломерат патриархальных вождеств во главе с туземными ханами. Самые могущественные ханы племени ильбари имели под властью всего лишь 10 тысяч семейств. Что это по сравнению, например, с их предками сирами, которые могли выставить 100-тысячное войско? Бесклассовое номадическое общество, как считает Н.Н. Крадин, само по себе не способно перейти порог государственности, если нет поблизости центров аграрной цивилизации, по отношению к которым кочевые политии могли бы стать милитаристскими двойниками или, говоря в терминологии Ибн Халдуна, покорить земледельцев и стать правящим классом — ‘асабийа. А Дешт-и Кыпчак был отрезан от богатых аграрных районов, население его было немногочисленным и разбросанным по огромной территории. Отсутствие единого центра власти сделало его легкой добычей для монголов.
Но странное дело: как только кочевники оказывались вне своего вмещающего ландшафта и отрывались от рутины скотоводческого быта, они становились непобедимой силой. Кыпчаки, проигравшие войну монголам у себя на родине, выиграли ее на Ближнем Востоке. Эту коллизию подметил персидский автор XII века Фахр ад-Дин Мубаракшах Марверруди, который писал: «Кто может спросить, что за причина славы и удачи, которая выпала на долю тюрок. Ответ: общеизвестно, что каждое племя и класс людей, пока они остаются среди своего собственного народа, среди своих родственников и в своем городе, пользуются уважением и почетом, но, когда они странствуют и попадают на чужбину, их презирают, они не пользуются вниманием. Но тюрки наоборот: пока они находятся среди своих сородичей и в своей стране, они представляют только одно племя из числа других турецких племен, они не пользуются достаточной мощью и к их помощи не прибегают. Когда же они из своей страны попадают к мусульманам — чем дальше они находятся от своих жилищ, родных и страны, тем больше растет их сила, и они более высоко расцениваются, они становятся эмирами и сипахсаларами (…) Среди высказываний Афрасиаба, который был царем тюрок и был безгранично мудрым и умным, было изречение такое: «Тюрок подобен жемчужине в морской раковине, которая не имеет ценности, пока живет в своем жилище, но когда она выходит наружу из морской раковины, она приобретает ценность, служа украшением царских корон, шеи и ушей у невесты».
Кыпчаки Башкортостана
Вопрос о времени миграции кыпчаков на территорию Башкирии является дискуссионным. Археологи склоняются к мнению, что единичные случаи проникновения кыпчаков имели место уже в XI—XII веках. Причем в этот период вхождение в состав башкир носило мирный характер, о чем говорит наличие курганов с каменными изваяниями в Федоровском, Кугарчинском, Баймакском, Хайбуллинском районах Башкортостана. Появление памятников подобного рода подразумевает, что оставившие их группы кыпчаков считали свой приход на Южный Урал окончательным, в противном случае могилы умерших обычно затаптывались конями, чтобы враги не могли отыскать и выкопать останки, ведь, по мировоззрению людей того времени, земля принадлежит тому, чьи предки лежат в ней. Поэтому мы вправе видеть в этих могильниках свидетельство ранней и мирной интеграции в состав башкирской народности. Однако, как полагают археологи, массовое переселение кыпчаков на территорию исторической Башкирии относится к периоду не ранее середины XIII века. В этом утверждении археология согласуется с социологией номадизма. Родовые образования номадов (линиджи, кланы) могут легко встраиваться в структуру иных политий, однако принятие новой юрисдикции происходит, как правило, в результате разрушения предыдущей политии. Кыпчаки могли войти в состав башкир только после понесенного ими разгрома от монголов, в результате чего кыпчакские вождества (ханства) потеряли политическую субъектность, а их племенной союз (эль) прекратил существование. Поэтому до середины XIII века кыпчакам не было никакого резона входить в состав менее сильной, а, значит, менее престижной башкирской политии, чем, например, было их Ольберское ханство.
Из каких же племен состояли влившиеся в состав башкир кыпчаки? В средние века все кыпчаки входили в нераздельный Кыпчакский эль (иләү), несмотря на большой географический разброс его подразделений. В XVII—XVIII веках начался процесс распадения на отдельные волости по родовому признаку. В архивных документах упоминаются Карый (или Кара)-Кыпчакская, Бушман-Кыпчакская, Чанким-Кыпчакская, Гирей-Кыпчакская, Сарыш-Кыпчакская, Суун-Кыпчакская, Карагай-Кыпчакская волости. Род Карый-Кыпчак («Старший Кыпчак»), по мнению Р.Г. Кузеева, берет свое начало от кыпчакского племени туксаба/токсобичей. Об этом говорит их уран (боевой клич) «Токсаба!». В одном из ранних памятников башкирской литературы «Кысса-и Чингиз-хан» воспроизводится легендарный сюжет о том, как башкирские беи пришли на помощь к преследуемому своими братьями Чингизу и провозгласили его ханом. В благодарность за оказанные услуги будущий «Потрясатель Вселенной» якобы сказал вождю кыпчаков: «Эй, Кыбчак-бей! Пусть твоим деревом будет вяз (ҡарама), птицей — беркут (бөркөт), ураном — «Туксаба» (طوق صبا)!», тамгой — гребень (тараҡ). Вот ее свойство». Ответвлениями рода Карый-Кыпчак, по всей видимости, являются подразделения Сарыш-Кыпчак и Чанким-Кыпчак.
Этноним башкир рода Бушман-Кыпчак (Бошман) этнограф Р.Г. Кузеев выводил от имени эмира Бачмана, возглавившего вооруженную борьбу кыпчаков против монгольских завоевателей. По данным персидского историка XIV века Рашид ад-Дина, Бачман происходил из кыпчакского племени олбурлик, то есть ольбер или ильбари. Получается, что башкиры рода Бушман-Кыпчак происходят от кыпчаков-ильбари. Относительно фонетической соотносимости имен Бачман и Бушман могут возникнуть сомнения. Однако, обращение к первоисточнику — сочинению персидского историка Джувейни XIII века — позволяет говорить о допустимости их сближения: имя Б.джман (بجمن) позволительно читать и как Баджман, и как Буджман.
‘Ата Малик ал-Джувейни писал: «Когда каан (Угетай) отправил Менгу-каана, Бату и других царевичей для овладения пределами и областями Булгара, асов, Руси и племен кипчакских, аланских и других, (когда) все эти земли были очищены от смутьянов и все, что уцелело от меча, преклонило голову перед начертанием (высшего) повеления, то между кипчакскими негодяями оказался один, по имени Бачман, который с несколькими кипчакскими удальцами успел спастись; к нему присоединилась группа беглецов. Так как у него не было (постоянного) места пребывания и убежища, где бы он мог остановиться, то он каждый день (оказывался) на новом месте, (был) как говорится в стихе, «днем на одном месте, ночью на другом», и из-за своего собачьего нрава бросался, как волк, в какую-нибудь сторону и уносил что-нибудь с собою. Мало-помалу зло от него усиливалось, смута и беспорядки умножились…»
В конечном итоге Бачман был схвачен и казнен. Вот как описывалась его смерть в китайских источниках: «Некогда он (Менгу, — прим. авт.) напал на поколение Кипчак, старейшина коего Бацимак бежал на морской остров. Хан, услышав о сем, немедленно пришел туда с войском. По счастию, сильный ветер согнал морскую воду с мелких мест, так, что можно было переправиться. Хан, обрадовавшись, сказал: «Само Небо открывает дорогу мне». После сего пошел далее, изрубил войско Бацимаково, и самого его взял в плен. Хан приказал ему стать на колени: но Бацимак сказал: «Я был обладателем государства и могу ли дорожить жизнью? Сверх сего я не верблюд: для чего мне становиться на колена?» А вот как описываются эти же события в башкирском предании «Бошман-Кыпчак-батыр»: «…он не повиновался, не склонял головы перед ханом — подался на север, в горы, леса. Там он собрал войско и дал бой ханскому воинству. Говорят, он долго воевал. Однако из-за одного предателя его войско было окружено и уничтожено, а самого батыра хан приказал казнить. Перед казнью хан велел доставить Бошмана к себе. Он хотел все-таки перетянуть его на свою сторону, предложив стать военачальником. Но батыр не согласился. «Верблюд не сгибает колен, солок не умирает, склоняя голову», — сказал он». Как видим, сходство между двумя историями замечается даже в фразеологических оборотах.
Из других башкирских кыпчаков следует отметить род Суун-Кыпчак. Относительно его происхождения в свое время высказался русский этнограф Д.Н. Соколов: «Название Суун тождественно с названием «Су-Унларской» тюбы Таныпского племени, где есть еще Унларская и Кыр-Унларская тюбы, так что можно предполагать существование особого племени Ун…» С этим соглашается и Р.Г. Кузеев. «Особое» башкирское племя ун или унлар действительно существует. Башкиры рода Унлар в XVII веке носили свое название еще на монгольский лад унгут/онгут (ун + монг. суффикс мн. ч. -ут-), но затем перевели его на тюркский: ун + тюрк. суффик мн. ч. -лар-. Онгуты или унгуты — потомки среднеазиатских гуннов, известных в китайских источниках под названием Юэбань.
Башкиры рода Карагай-Кыпчак или, по интерпретации Д.Н. Соколова, «Сосновые кыпчаки», в отличие от других групп кыпчаков, населяют горнолесные районы Башкортостана. Они имеют собственное шежере, которое отличается от шежере карый-, суун- и бушман-кыпчаков, восходящего к Огуз-хану (Кара-хану), затем к Кыпчак-бею и его потомку Лач-бею. Предком карагай-кыпчаков объявляется коранический мудрец Лукман Хаким, что говорит о смутности их представлений о собственной родословной. В любом случае, часть карагай-кыпчаков была иного происхождения, чем кары-, суун- и бушман-кыпчаки (гаплогруппа R1a1-M198). Карагай-кыпчаки (гаплогруппа R1b-M73) в генетическом отношении оказались близки к гирей-кыпчакам, а также к тамъянцам. Как пишет В.Г. Волков, данные палеогенетики показали, что карагай-кыпчаки, гирей-кыпчаки, тамъянцы, а также ногайские кыпчаки связаны своим происхождением с населением «Павлодарского Прииртышья VIII века», то есть, вероятно, с кимаками.
Хивинский историк XVII века Абу-л-Гази Бахадур-хан писал: «…Джучи с приданными ему нукерами пошел в Дешт-и Кыпчак. Кыпчакский народ собрался, и произошла битва. Джучи-хан победил и перебил [всех] попавших [ему] в руки кыпчаков; те из них, которые спаслись, ушли к иштякам (то есть к башкирам. — прим. авт.). Большая часть иштяков теперь является потомками тех кыпчаков». Разгромленные кыпчакские группы были встречены местным населением довольно враждебно. Башкирский эпос «Кусяк-бий» указывает на борьбу бурзян с кыпчаками. Причем существуют две версии эпоса — бурзянская и кыпчакская, оценивающие одни и те же события с противоположных позиций и дающие полярную этическую оценку образам кыпчакского батыра Бабсак-бея и бурзянского батыра Каракулумбета. Со временем вражда между кыпчаками и «автохтонами» была забыта. В XIV веке в состав башкир влились племена Улуса Джучи (минг, табын, салжиуты, кереит, кунграт, джалаир, катай, барын и др.), на фоне которых кыпчаки стали «старожилами».
Продолжение следует
Справка
Салават Ишмухаметович Хамидуллин — историк, к. и. н., журналист.
- Родился в городе Стерлитамаке в 1968 году.
- Образование: Башкирский государственный университет (исторический факультет).
- 1990—1991 годы — корреспондент газеты «Истоки».
- 1991—1995 годы — редактор молодежной редакции Республиканского ТВ, руководитель творческого объединения «Молодость».
- С 1995 года — корреспондент программы «Башкортостан», редактор ТО «Гилем», ТО общественно-политических программ, начальник отдела познавательных и исторических программ, руководитель редакции познавательных программ студии БСТ.
- Автор и ведущий телепроектов «Историческая среда» и «Клио».
- Автор ряда документальных фильмов, книг и научных публикаций об истории Башкортостана и башкирских родов. Колумнист «Реального времени».
- Лауреат Государственной премии РБ им. С. Юлаева, Республиканской премии в области журналистики имени Ш. Худайбердина. Победитель международных и республиканских телефестивалей.
комментарии
Увидел первую ложь, хотел написать опровержение, читаю дальше, вторая, третья, четвертая ложь, насчитал около пятнадцати; видно ни какие опровержения ему не помогут, человек сознательно и целеноправленно "гнет" свою линию, не взирая на подтасовки и фальсификации.
Не ужели этот Хамидулин хочет остаться в истории главным вруном башкир? ведь все его подтасовки хорошо видны, а с дальнейшим развитием генетики и всем станет ясна его ложь.
Господствующие в Улусе Джучи монгольские племена не могли войти в состав своих подданных -в том числе и башкирского народа..
Даже ногаи - прямые потомки монгол и господствующий этнос на Южном Урале до конца 16 века почти не смешивались с предками башкир.
Монгольские племена в Монгольской Золотой Орде "господствовали" над тюркскими племенами.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/141936-bashkiry-roda-kypchak-kolonka-salavata-hamidullina-chast-vtoraya
Поэтому население и правителей Золотой Орды ВСЕ НАЗЫВАЛИ ТАТАРАМИ?
Ответьте, пожалуйста - КТО называл "население и правителей Золотой Орды татарами"?
Подвластные тюрки и властвующая элита монголы-чингизиды Золотой Орды САМИ СЕБЯ "татарами" НЕ называли.
Так кто же все таки называл население Золотой Орды "татарами".
Да, кто-то называл - но кто?
Пожалуйста, ответьте.
Немцами в русских летописях были и шведы и норвежцы и британцы....
Но сами себя пришельцы "татарами" не называли, т.к. монгольское племя "татар" было личным врагом монгола Чингизхана - "татары" подло убили его отца и он их вырезал в 1202 году.
Почему русские летописи и западно-европейские хроники называли племена пришельцев именем вырезанного Чингизханом племени отдельный интересный разговор.
Не менее интересный, чем разговор, как удивительным образом поволжские тюркские мусульмане в начале 20 века получили название вырезанного ещё в 13 веке Чингизханом монгольского племени.
И похоже мелкий провокатор, не отвечающий на простые вопросы, но запутывающий читателей, ответы на эти вопросы знает, но опять промолчит.
Вопрос - почему?
Ответ тоже прост - или материальная заинтересованность, или просто получает удовольствие от полу-правды, которая хуже вранья.
И естественно, современные казанские татары имеют полное право называться любым этнонимом, в том числе и "татарами".
Но и историю присвоения им имени монгольского племени, вырезанного Чингизханом в 1202 году имеет право знать каждый образованный человек.
прочтите хотя бы ярлыки, письма правителей и беков.
В переводе на русский?
Или на монгольском?
На монгольском ни слова о "татарах".
Хотя бы марийских авторов читайте. Они пишут, что Баскардией называли всех: вотяков, черемисов, хантов и т.д. Они пишут, было у них такое государственное образование с названием Баскардия.
У кубансих ногайцев до 50% R1a, у монголов с - гаплогруппа, только хотоны - крашечное племя в Монголии имеет значительный процент R1a и ведёт свое происхождение от тюрок.
В Башкирии то же самое
Кстати, - они татары Ногайской орды, к каким-то мифическим башкирам они не имеют никакого отношения.
Были ногаи Ногайской орды.
Есть конечно история башкирского сословия, которое состояло на 70 %-в из татар, на 30 %-в из марийцев, чувашей, удмуртов и др народов, но это история сословия, а не народа. и эта история начинается только с 18 века. Никому не придет например в голову писать историю дворян и представить это как историю русского (или другого) народа.
кузеев писал историю башкир рода юрматы, башкир родов: тамьян, бурзян и тангаур, башкир рода минг, башкир рода мангыт и т.д. А сумма историй этих племен, согласно ему и есть история какого-то мифического башкирского народы. Не было и нет никакого тюркского башкирского народа. Башгирдами во все времена называли венгров, а после 1552 года - тех, кто добровольно принял подданство Московии.
И он предложил самоназваться, как чиновники Российской империи называли всех МУСУЛЬМАН вне зависимости от их этнической принадлежности - "татарами".
Но не всем поволжским тюркским мусульманам это название пришлось по душе, так как они его считали обидной русской кличкой.
А сами себя они называли "мусульманами", "казанцами", "булгарами" и др.
А тут ещё и международные марксисты-террористы Ленин и Троцкий, пытаясь разобщить российских мусульман, раздробили их по этносам азербайджанцы, казахи, узбеки и др. - создав им национальные образования в виде республик разного ранга.
В.И.Ульянов родился и до 20 лет жил в Поволжье и каждый день слышал, что поволжских мусульман русские чиновники (в том числе и его отец штатский генерал) называют "татары".
Поэтому национальное территориальное образование для поволжских мусульман он назвал Татарская АССР.
И всё поволжские мусульмане стали "татарами" - а кто посмел бы отказать диктаторам Ленину и Троцкому, которые вырезали целые классы и социальные группы...
Удмуртов Ленин и Троцкий назвали "вотяками" (как российские чиновники) и удмурты только после смерти Ленина и высылки из СССР Троцкого посмели отказаться от "ленинского" названия и стали называться как хотели - удмуртами.
Поволжские мусульмане оставили себе "ленинское" название "татары" - и имеют на это полное право.
Но каждый образованный человек имеет также полное право знать историю возникновения названия (этнонима) народов, в том числе и современных казанских татар.
нет их. Потому что не было такого народа.
А о черемисах, мордве, вотяках, хантах там упоминается десятки тыс раз.
А Вы преклоняетесь перед ними.
Кто-то из Вас неправ.
Но ни о каких "татарах" в Поволжье в 922 году учёный араб даже не упоминает.
Да это и не мудрено - монгольские племена, к которым и принадлежало племя "татар", оккупировали Поволжье в составе войск монгола Чингизхана лишь через 300 с лишним лет.
До 1552 года.
У ибн Фадлана нет никаких башкир и башкортов.
У него какие-то загадочные башгирды.
А башгирдами всегда называли венгров.
Эти башгирды степи Самары были как раз каким-то осколком этих башгирд-венгров, которые откололись от основной массы при переезде на Лебедию.
Если б они были тюрками, лни поклонялись бы Тенгри, главным тотемом у них был бы волк. А ибн Фадлан пишет, что эти башгирды поклоняются журавлям, змеям, рыбам и т.д. Это точно те божества, которых имели финугры. Обезглавить побежденного врага - тоже финугорская традиция.
--------------
Они и поклонялись Тенгри, а так же разным природным объектам. БАШКОРТ так и переводится с древнетюркского ГЛАВНЫЙ ВОЛК.
Куница - святое животное хантов, они иногда сапми так себя называли.
Это как раз дрказывает, что так называемые башкорты (имеется в виду лесные) отатарившиеся ханты, угры, частично венгры.
Венгерские ученые так и объясняют появление первичного этнонима венгров - баджгард. На древневенгерском баджгард - куница.
Ханты никогда не называли и не называют себя башкирами. И ханты никогда не жили на Южном и Среднем Приуралье.
Мадьяры тоже отдельный народ. Этноним "мадьяр" и "манси" происходит от "манче", что с иранских языков переводиться как "человек". Генетически современные венгры не имеют оношения к финно-угорским народам. А антропологически мадьяры - потомки сармат. Саргатская и гороховская культуры от населения которого произошли мадьяры также скифо-сарматская. Её представители также были брахикранными европеоидами сарматского типа.
Где написано, что скифы обезглавили своих врагов и уносили эти головы как трофей?
Вообе. вы что-то путаете. Сктфы, сарматы, гунны и прочие - не потомки башкир, а башкиры, самые настоящие башкиры. Хамидуллина не читаете?
Гунны - башкиры рода ун-гун, сарматы - башкиры рода юрматы и т.д.
Казанские татары раньше имеговались чувашами и говорили на языке похожем на чувашский. Название татары ввёл Марджани. Теперь татарские идеоолги все время талдычат о татарах в башкирском сословии. Но ведь никаких татар раньше не было. Получается белиберда. Под названием татар были собраны казанские чуваши, мишары, часть западных башкир - роды Байлар, Буляр, Юрми и другие. Если они осознают себя башкирами, то татарский проект рухнет. Для этого и придумана утка о башкирском сословии
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,А вы осознаёте, что разрушая вами названный , как бы "татарский проект", вы ткм самым "копаете" под устои единого и неделимого государства , России?! Это, что то сродни былому "монгольскому проекту", теперь получается проектируете подобным образом ,чувашский и башкирский народы, так? Само по себе , они конечно не способны воссоздать из себя,что то грандиозное, типа , продолжение славного прошлого, но поколебать сложившееся равновесие и представление могут.Если татары, не татары и не булгары, то и русские не в русские, кого тоо придётся всё равно кем то иметь в продолжение , не может, что нибудь большое, на ходу спрыгнуло с поезда и бесследно пропало, а назначать на роль великих слабых и беспомощных, себя не уважать! Или же самим придётся входить в это амплуа, а это уже означает резкое завихрение а сознании людей, населения государства, а нужно ли ?! А написанное ,в тексте, это всего лишь рассуждения, а ведь кто то воспримет всерьёз!
А что они не осознают себя башкирами видимо есть причины ? Возможно мои предки считались башкирами , но ни какой связи с современным башкирским народом я не ощущаю , единственное я должен сильно отупеть тогда есть шанс стать башкиром .ps есть вариант что башкиры резко стали мудрыми ,но это из области фантастики . Ну не были мои предки тупыми и ленивыми а в башкирском сословии состоять могли .
Хотя всего-то сто лет назад никакого народа с самоназванием "татар" не было в Поволжье. Предки казанских татар называли себя чувашами. А чуваши - древний народ, они потомки булгар смешанных с финно-уграми. Ордынцы вообще не оказали заметного влияния на предков казанских татар. В Казанском ханстве ордынской была только аристократия из экстерриториального сословия "татар". Тюркоязычное низовое население КХ состояло из чувашей (их ещё называли бесермяне) и башкир. А большинством населения были финно-угорские народы. Чувашей (бесермян) потом в конце 17-начале 18 века записали в сословие "ясачные татары" специально придуманной для них. Ордынской же аристократии в Поволжье осталось не много в сословии "служилые татары" - около 5-6%. В соловие "ясачные" и "служилые татары" записывали также много кого.
А по генетическим данным казанские татары и чуваши - потомки финно-угров и антроплогические типы характерные для финно-угров преобладают у казанских татар. Булгары Волжской Булгарии также антропологически родственны финно-угорским народам.
__________________________________________________________________
Ты что то путаешь, предки венгров - мадьяры были кочевниками, они жили в лесостепи и степи, они никак не могли жить в верхнем Прикамье.
А в грамоте Ивана Грозного идет речь о переселений мажар из Касимовского княжества в Рязанское, а Кама как известно не текла по Рязанскому и Касимовскому княжествам.
Мажары скорее всего потомки мадьяр и отдельный от башкир народ. Часть их ещё в 14 веке жила в Чагатайском улусе и позже вошла в состав казахского племени Аргын. Мажары ещё в 15 веке говорили на своем "венгерском" языке.
Другая группа также жила у истока Дона. В 1463 году папа Пий II Пикколомини писал, что у истоков Дона до сих пор живёт народ, называемый венграми. И их язык такой же как у дунайских венгров.
То есть получается до образования Касимовского княжества на её территории у истока Дона уже жили эти "азиатские венгры", которые стали предками мишарей.
Татары не казанские, а волго-уральские, сибирские, крымские и т.д.
С первых же ваших слов понятно, ваша цнль - расколоть татар на 100 частей.
Он пишет о басгирдах Дуная (сами венгры) и о басгирдах Волго-Урала (не переселившаяся часть этих венгров-басгирд).
Они объясняют появление этих маджар-венгров в своем составе тем, что какая часть этих маджар-венгров откололась от основной части и присоединилась к местным племенам. И постепенно отатарилась.
Но генетитческие данные это не подтверждают.
В интернете сеть большой форум: маджары, прочтите это, потом напишите.
А то пишите всякую чушь.
Челеби читай.
Восточный форпост у них наверно был Тобольск, а западным - Варшава.
Лукман Хаким - коранский персонаж, его могли знать только те, у кого был сильно развит ислам. А башкиры не были религиозными. Лукман Хаким был популярен у татар, в Средней Азии.
Хорошо ещё НАЦИоналисты до Б-га не добрались и не дерутся из-за его "национальности"?
Или уже...
начальник татар умер и оставил двух сыновей, старший овладел царством, младший стал завидовать брату; имя младшего было Шад. Он сделал покушение на жизнь старшего брата, но неудачно, и боясь за себя, он, взяв с собой рабыню-любовницу, убежал от брата и прибыл в такое место, где была большая река… После этого к ним пришли семь человек из родственников татар: Ими, (К)Имак, Татар, Баяндер, Кыпчак, Ланиказ и Аджлад… увидев их, рабыня вышла и сказала: „Ир тущ“ — то есть „остановитесь“ (дословно „мужи слезте с коней“. — Прим. А. Р.), отсюда река получила название Иртыш… Когда снег растаял… они послали одного человека в татарский лагерь… тот, пришедший туда, увидел, что вся местность опустошена и лишена населения; пришел враг, ограбил и перебил весь народ. Остатки племени спустились к этому человеку с гор… все они направились к Иртышу… собралось 750 человек…они… образовали 7 племен, по имени этих 7 человек из татар. Короче, и кимаки татары, и кыпчаки – тоже, и так называемый «уыпчакский род башкир» - татары, чистые татары, и они татары со времен Тюркских каганатов. Зачем причислить этих татар-кипчаков к каким-то выдуманным башкирам?
Этот господин сам не знает, что пишет. Какие еще башкиры в 8 веке? Какой род этих так называемых «башкирских родов»? Не было тогда башкир. Не было даже протобашкир (термин Кузеева). Тем более на Волго-Урале. Первые так называемые (три племени печенегов, от которых будто бы пошлди протобашкиры) тогда еще были впеченегами и кочевали в Приазовье.
У ибн Хаукаля нет ничнго подобного.
Врет, нагло врет этот господин. У ибн Хаукаля него нет никаких башкир, у него У него башджирты. Ибн Хаукаль лишь переписал с аль-Истахри, а у аль-Истахри тем более нет ничего подобного. Зачем этот господин цитату не приведет.
Ты же из-за этого не будешь утверждать, что раньше на территории исторической Башкирии жило 160 разных народов одновременно в этнонимами Башгырт, Паскатир, Башджар, Башджард, Баджгарт, Бащджурт, Баскарт, Басхарт, Бачжигит и т.д.
Так со многими народами, соседи порой по разному называют один и тот же народ, по разному произносят их этноним, по разному искажают и т.д.
Все эти баскарды, баджшарды, башгирды и прочие паскатиры (паскатир на латинском означает просто - пастух, у уфимских авторов все пастухи, написанные на латинском - башкиры, и только башкиры), которых использовали для обозначения венгров (согласно марийским ученым - всех финугров Волго-Урала) у таких авторов как Хамидуллин, превращаются в башкиры и башкорты. А как в оригинале - они умалчивают. Дошли до того, маджары (у него точно маджары -венгры) Юлиана - у уфимских авторов - башкиры. Преуспел при этом особенно Мазитов. Он дописал, что Юлиан оказывается 2 раза был у башкирского хана, вел с ним переговоры, за 2 дня из города Болгар дошел пешком до Уфы, А Уфа, согласно фантазии Мазитова, тогда оказывается была столицей башкир.
Анонимно 13 июня
Вот-вот.
Все эти баскарды, баджшарды, башгирды и прочие паскатиры (паскатир на латинском означает просто - пастух, у уфимских авторов все пастухи, написанные на латинском - башкиры, и только башкиры), которых использовали для обозначения венгров (согласно марийским ученым - всех финугров Волго-Урала) у таких авторов как Хамидуллин, превращаются в башкиры и башкорты. А как в оригинале - они умалчивают. Дошли до того, маджары (у него точно маджары -венгры) Юлиана - у уфимских авторов - башкиры. Преуспел при этом особенно Мазитов. Он дописал, что Юлиан оказывается 2 раза был у башкирского хана, вел с ним переговоры, за 2 дня из города Болгар дошел пешком до Уфы, А Уфа, согласно фантазии Мазитова, тогда оказывается была столицей башкир.
................................................................................................................................................................Все современные башкиры на 90% потомки татаро-монголов.Сам Хамидуллин неоднократно говорил, что они появились на Урале в XIIIвеке!
Может и Чингиз хан из предков башкир, у него же гаплогруппа 1 Rb, башкирская!
автор, ссылаясь на труды маститых ученых, утверждает, что вся территория нижнего Прикамья и бассейн реки Балой до Урала - была финугорский, там жили разные финугорские племена, которые потом составляли основу удмуртов и марийцев. Автор пишет, ято марийцы Беловолжья - коренные народы финугорского государства "Баскардия", а не пришельцы. Наши пишут что марийцы этого региона - беглые люди, которые вынуждены были оставить родину из-за Черемисских войн.
Читайте также "По следам черемисс".
По моему мнению, он писал о каких-то черемисах, которые жили где-то в районе нанешнего Елабужского района. Многие авторы его Итиль воспринимают как реку Кама, и пишут, что эти маджары жили где-то в районе нынешнего Нижнекамска.
уран - название волости Бирской волости. И получила название эта волость от имени татарина, которого звали Уран, есть шежере этого Урана в интернете.
А "мадьяр" этноним другого самостоятельного народа. Более логичен переход мадьяр-мажар-мишар. И не нужно ничего коверкать и ломать.
И башкиры жили в прибелье смотри карты Ал-Идриси.
Поэтому скорее всего башкиры пришли из приаральских степей в составе печенегов, частично смешались с мадьярами, частично их вытеснили. Одна часть мадьяр переселилась западнее и южнее территории обитания эсегелов и савир. Багрянородный называл мадьяр савартоэскелами - савиро-эсегелами. Тем более в центре Татарстана находятся мадьярские могильники. Часть булгар смешалась с этими мадьярами.
Даже в сокровенном сказании в перечне завоеванных народов башкиры и мадьяры пишутся отдельно.
Пора уже заканчивать этот холивар. Процессы этногенеза сложные и невозможно его свести к простым схемам непрерывного развития современных народов - к примордиализму. В древности и средневековье народы переплетались как то взаимодействовали, одни и те же компоненты входили в состав многих народов и т.д. Тем более история этнонима никак не связан с историей самого народа. Этноним может быть принесён с другого края Света, народ его носитель может быть никак не связан с его первоначальным носителем и т.д. Также и с генетикой, языком и др. все они имеют свою историю.
Еще один аргумент. Археологи недавно раскопали некон городище возле Перми, и это городище было крепостью волжских булгар. Пограничный пост на севере. И это горолище находился на грре Кастра. Итак, этот городок Кастра был возле Перми, рядом с басгирдами.
Баджна (башняк) - это печенеги.
Что только не пишет этот автор. Любое слово похожее на башкорт и башкир превращает в предки сегодняшних башкир.
В оригинале никаких Башкортов нет.
Как на сей раз Хамидуллин писал бурдж-оглы. А ведь он до этого писал: происходящий из рода башкорт.
кмачаки воевали с татарами только раз, на Калке. Больше никогда не воевали. Как пишут историки, татары обращались к ним (и перед битвой на Калке, и перед битвой на Завказье) так: Мы один народ, говорим на одном и том же языке, зачем нам воевать. После битвы на Калке, кипчаки приняли подданство Каракорума. Они, именно они и были самыми отважными всадниками у татар. Так пишут и венгерские, и хорватские, и китайские хроники. Второй поход на Запад был организован только из-за того, что два хана Бачман и Котьян не стали доставлять войско для военных действий Каракорума и платить общегосударственный налог - ясак. Кроме сего прочего, они нападали на купцов, купцы отказывались торговать, существование Великой шелковой пути оказалось под угрозой. В Каракоруме организовали поход, чтоб восстановить целостность государства, клятвепреступника Бачмана поймали и казнили, Котьян и его приближенные бежали в Венгрию, частично на русские княжества. Преследуя их татары вошли на земли русских княжеств и венгров. Когда они встретились с венграми, они требовали выдавать кипчаколв, преступника Котьяна - но Бэла отказался. Татары обещали, что они не войдут на венгерские земли, если те отдадут этих изменников. Преследуя дальше, они вошли и в Долмацию, и в Хорватию (Фома Сплитский). Кипчаки никогда не сдавались, чушь пишет автор. Тем более значительная часть войск армии Бату состояла из кипчаков.
А что ксается кипчаков Египта - они воевали за веру, для них татары были кяфирами.
Чем он объясняет например то, как татары оказались в русских княжествах?
В 9-м веке на Волго-Урале башкир не было, а в 10-м - были какие-то протобашкиры (академик Кузеев). То же самое написано и в академическом семитомнике "История башкир".
Меня не было - это точно, и вас тоже.
Но татары - были, а вот башкир - не было. Прочти семитомник, академический семитомник ваших же авторов.
В Чингизнамк нет ни единого слова башкир.
Там есть вожди монголо-татарских племен, которые обращались Чингизхану. И действительно. в степном Зауралье есть эти племена. Они действительно пришли на наши земли вместе с Бату ханом и остались здесь. Но все они - татаро-монголские. Причем тут какие-то мифические башкиры?
Никто же не пишет, московские русские, ярославские русские, вы хотите отколоть татар Татарстана от других. И то не всех.
не эмир Бачман, а хан Бачман. В степи эмиров не было, были беи, мурзы и беи. От кипчаков Бачманского улуса произошли много татар, часть касыймовских например. Каринские татары на Вятке – на 100 %-в потомки кипчаков Бачманского улуса.
У Чингисхана , у Монгол было два вражеских народа -- ТАТАРЫ и КИПЧАКИ
Татар Чингисхан уничтожил , кипчаков уничтожил частично , а остальных кипчаков монолы сделали рабами
После их завоевания монголы ПРОДАВАЛИ КИПЧАКОВ в ЕВРОПУ И БЛИЖНИЙ ВОСТОК .Мамлюки и есть потомки тех проданных монголами в Египет РАБОВ
Кипчакский язые - чисто татарский язык, вам не надоело писать всякую чушь о татарах?
Насчет родов и племен. Их нет у закавказских татар, у кумыков тоже вроде нет, у османских татар тоже нет.
А какие-то атавизмы родоплеменного строя у Волгоуральских татар есть. Об этом говорят например топонимы, шежере, другие источники. Читайте Исхакова. У него много насчет этого.
Не слыхали про исследования генофонда татар...Ух какой жаркий холивар был. Сам Балановский давал интервью "Реальному времени". И всё из-за того что результаты генетических исследований показали, что казанские татары произошли от финно-угров. Но почему-то казанские иторики не хотят признавать огромный вклад автохтонного финно-угорского населения. Наверное они хотят быть потомками Чингисхана)))
Каринские татары - потомки болгар .Это установило как антропологические , так и генетические исследования
Культура каринцев такая же как у казанских татар -- образовалась на основе БУЛГАРСКОЙ
Вы не совсем грамотный человек, это только одно. Вы не умеете никого слушать, вы вбили себе в голову каких-то мифических булгар, больше ничего не хотите слышать.
Аристократией у татар считались представители племен: табыны, барыны, аргыны и ширины. Во всех татарских улусах, во всех татарских ханствах. Конечно выше всех были булджигины, из них чингизиды, В разных татарских улусах к этим высшим кланам включились еще и мангыты, минцы (Ногайская орда), кипчаки.
Изучайте труды Владимира Волкова.
Еще и Исхакова.
Признавая себя мангытами, табынами, барынами, минцами, кереитами, катайцами - вы как раз признаете, что ВЫ ТАТАРЫ, САМИЫЕ НАСТОЯЩИЕ ТАТАРЫ. Это как раз те племена, из которых Чингизхан образовал свое первое ТАТАРСКОЕ ГОСУДАРСТВО.
Настоящие предки казанских татар - чуваши - потомки булгар. Древние булгары - чуваша зовомые населяли весь уезд Казанский и Симбирский...
В 1920-х гг. насчитывалось около 15 тысяч человек.
Живут в основном в Удмуртской Республике (Юкаменском, Глазовском, Балезинском, Ярском районах), Кировской области (Слободской район).
Делятся на подгруппы: нукратских (каринских, с. Карино) и чепецких или верхнечепецких — потомков населения БУЛГАРСКОЙ колонии на реке Чепце. В формировании чепецких татар оказали большое влияние удмурты и бесермяне. К чепецким татарам иногда также причисляют самих бесермян.
Говорят на татарском языке с некоторыми особенностями, характерными для южно-удмуртского языка, называемом нукратским говором казанского диалекта.
Вы причислили к этим булгарам сибирских татар. Сейчас хотите причислить самых настоящих татар Золотой орды - каринских татар.
История каринских татар достаточно хорошо изучена, никто не сомневается в том, что они самые настоящие татары Золотой орды, татары-кипчаки. Вы хоть Исхакова прочтите.
Ничего не знаете, ни в чем не разбираетесь, строчите да строчите ложь.
Ага! "Сарынь на кичку!" Дарю! Самому автору! Он вообще то специалист по кличам, применит , где надо!)))
50 тыс кипчаков-воинов переселились вместе с Улуг Мухаммедом, 30 тыс воинов кипчаков переселил Узбек хан для охраны Волги от нападений ушкуйников, Иван 4 переселил 50 тыс кипчаков из Астраханского улуса (читай историю редутских татар Оренбуржья). Вместе с семьями их будет пролмиллиона, с Майкы беем переселились 6 кипчакских полков и т.д. Вместе с Бату ханом сколько обосновались.
Вы не совсем грамотный человек, это только одно. Вы не умеете никого слушать, вы вбили себе в голову каких-то мифических булгар, больше ничего не хотите слышать.
Ответить
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
В дискуссии все свои утверждения необходимо доказывать НАУЧНЫМИ АРГУМЕНТАМИ
По порядку Вы заявляете:
"50 тыс кипчаков-воинов переселились вместе с Улуг Мухаммедом,"
В каком письменном источнике 15,16 веков написано об этом??
-----------------------------------------------------------------------------
НЕТ ТАКОГО ИСТОЧНИКА .
По этому утверждение автора-- -ЛОЖЬ !!
Далее ты пишешь :
"30 тыс воинов кипчаков переселил Узбек хан для охраны Волги от нападений ушкуйников
Нет такого письменного источника .По этому это заявление автора также является ЛОЖЬЮ
Что касается численности "казаков" (в источниках так пишут) Улуг-Мухаммеда - их было 40-50 тыс. Есть во всех источниках.
Что касается 30 тыс татар Узбек хана. из Золотой орды (в основном из Большой орды) - заходите на форум "ушкуйники" и прочитайте.
И дело в том, что все эти кипчаки просто откочевали из КХ после его падения. Также как и бежала вся ордынская аристократия.
«В 922 году души наших предков по милости Всевышнего озарил благодатный свет ислама, который и по сей день согревает и вдохновляет нас, утверждая в стремлении к спасению, духовному совершенствованию, миру и созиданию», — сказал Рустам Минниханов, отметив, что по прошествии почти 11 веков в Древнем Болгаре и по всему РТ сегодня вновь звучит призывающий к молитве мелодичный азан.
Возвращаясь к истокам, человек проникается глубоким уважением и искренней любовью к своей истории, родному языку и культуре. Камни Древнего Болгара хранят память о славных эпохах, отважных героях и благочестивых подвижниках веры, чьи бесценные труды получили мировое признание и нашли своё продолжение в трудах известных татарских просветителей, подчеркнул Президент.
«Отрадно, что благодаря государственной поддержке, усилиям Республиканского фонда „Возрождение“, мусульманских религиозных деятелей, учёных и всех неравнодушных граждан наша легендарная духовная колыбель вновь обретает своё былое великолепие», — сказал Минниханов.
По его словам, сегодня особо значение приобретает работа по сохранению, изучению и развитию богатейшего богословского наследия, доставшегося нынешним поколениям от предков, а празднование Дня принятия ислама Волжской Булгарией, приходящееся на месяц Рамазан, будет способствовать выполнению этой благородной миссии.
«Искренне надеюсь, что каждый из нас встретит этот замечательный праздник милосердными делами и благочестивыми поступками», — отметил Рустам Минниханов, пожелав татарстанцам мира, счастья, добра и милости Аллаха.
Как я вижу, вы ничего не читаете, ни в чем не разбираетесь. Собрали сотню антитатарских цитат и эти цитаты ставите на все статьи на исторические темы. И ограничиваетесь только нашими сайтами.
Что касается численности "казаков" (в источниках так пишут) Улуг-Мухаммеда - их было 40-50 тыс. Есть во всех источниках.
Что касается 30 тыс татар Узбек хана. из Золотой орды (в основном из Большой орды) - заходите на форум "ушкуйники" и прочитайте.
Ответить
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Похоже ты не понимаешь что есть ПИСЬМЕННЫЙ ПЕРВОИСТОЧНИК
Я посил тебя выложить их. как доказательства твоих версий . Но ты не смог это сделать . А это подверждает что все заявленное тобой -ЛОЖЬ!
Вместо первоисточников - детский лепет .(смотреть твой пост выше)
Казаки черкасские по результататам проведенных антропологических исследований - имеют краниологическое сходство с булгарами и сарматами , а не с кипчаками
Исследования провела группа антропологов под руководством Рудич .
И во вторых, приличные люди обращаются на "вы".
. Как отмечает академик А. И. Фурсов, чёрные клобуки явились предвестниками КАЗАЧЕСТВА . По сути дела, они несли пограничную службу на обширной территории по течению Днепра, Стугны и Роси, занимаемая ими зона ответственности являлась своего рода буфером между кочевниками и Русью[1]. ... В Московском летописном своде XV века под 1152 годом чёрные клобуки отождествляются с Черкасами: «Все Чёрные Клобуки еже зовутся Черкасы». Несколько позднее такое же пояснение помещено и в Воскресенской летописи
Не зря в татарских преданиях первыми казаками называны БУЛГАРЫ
Кто думает что это возможно ,тот просто идиот.
Кипчаки были врагами монгол и они после покорения Дешт-Кипчака , те кипчаки , которые оказались в плену монгол , продавались ими в качестве рабов купцам из Египта , Ирака , Европы и тд Мамлюки в частности -потомки кипчакских рабов в Египте
Часть кипчаков была принята монолами на службу , но всегда кипчаки были ниже монгол по статусу и они НЕ занимали в Монгольской армии и админстративной системе Зол Орды высоких постов
Как показал в одном из последних исследований ведущий российский специалист по Золотой Орде и постордынским ханствам, правящий слой Казанского ханства насчитывал 20 тысяч человек - это т.н. "отецкие дети", т.е. дети определенных родовых кланов - Барын (есть у крымцев, кыргызов и башкир в Учалинском р-не), Аргын (есть у казахов), Ширин и Кыпчак (башкиры, казахи, ногайцы, узбеки, каракалпаки). Из этого видно, что представлял собой правящий слой ханства, который был почти поголовно истреблен в ходе Казанской войны 1552-1556 гг. Курбский писал о 15 тысячи погибших. Остальные 5 тысяч, по всей видимости, бежали кто куда. Коренное население ханства - чуваши-мусульмане - с радостью покорились русским. Еще до падения Казани они требовали, чтобы правительство покорилось царю. О чем сообщают русские летописи: «приходили Чаваша Арская з боем на Крымцов: «о чем де не бьете челом государю?» Крымцы - это Гиреи, сидевшие в Казани. "Чаваша Арская" - это жители Арской даруги (Арча даругасы)
Ответить
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Почти все ВЕРНО. Но в то же время список племен , приведенный в вашем посте , относится к Крымскому ханству , а не Казанскому .
По Казанскому ханству списка представителей золотоордынских племен в средневековых первоисточниках -НЕТ .
Упоминаю.тся лишь мангыты , и то как как пришлых на помощь к Казанцам во время походов или обороны .
Крымские ханы Сахиб Гирей и Сафа-Гирей провили Казанским ханом с 1521 по 1549 годы . В это время с Гиреями в Казань пришли лишь Ширины , самые ВЛИЯТЕЛЬНОЕ И ГЛАВНОЕ ПЛЕМЯ в Крымком ханстве..
Аргыны , Баргыны , тем более кипчаки в Крыму не обладали влиянием и с ними крымские ханы не считались и по этому на Хлебном месте, которым было Казанское ханство , аргыны баргыны и кипчаки -НЕ СИДЕЛИ
А куда они делись почему нет их следов ни антропологически, ни генетически. Тюркский компонент у казанских татар и чувашей маленький.
И дело в том, что все эти кипчаки просто откочевали из КХ после его падения. Также как и бежала вся ордынская аристократия.
Ответит
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Ни каких кипчаков в Казанском ханстве -НЕ БЫЛО . Были Мангыты и Ширины -они потомки монгол , принявших Ислам и перешедших на тюркскую речь
Черкасские казаки пришедшие с Улу-Мухаммедом -- потомки черных булгар (Черные клобуки ) с Приднепровья( южнее Киева) которых позднее называли ЧЕРКАСАМИ т.е казаками черкасскими
Вначале обратимся к представленной в XIX в. русским властям крымскими мурзами-потомками крымской знати из рода князей Ширинских (в Крымском ханстве представители этого рода являлись беклярибеками – улуг карача беками или, по-русски, князьями князей), «Родословной Ширинских», сообщающей: «(Предки их) пришли в Крым от реки Волги с подвластными народами… Дангы-бей (один из основателей рода князей и мурз Ширинских.) прежде покорения Крыма монголами владел за Волгою многочисленным народом… Сын его Руктемир-бей находился при хане Тохтамыше». Упоминаемые в этой генеалогии фигуры – все лица исторические, а в самом рассказе о них нашли отражение подлинные исторические события, проливающие свет на этнополитическую историю крымских татар последней четверти XIV в. Но для того чтобы разобраться в них, нам придется привлечь новые данные.
Они содержатся в труде хивинского историка XVI в. Утемиша-хадиси «Чингиз-наме». Согласно ему, племя (эль) Ширин, возглавляемое князьями из этого клана, происходило от «эля Ас», у которого была тамга «чумеч» (ковш). Этот эль, наряду с несколькими другими (эли Барын, Аргын и Кипчак), входило в число «нукеров» жившего в районе Мангышлака Туй-хаджи, отца будущего хана Тохтамыша. Речь в данном случае идет о «каучинах» – племенах, дарованных предкам Тохтамыша и входивших в личные владения данной ветви Чингисидов (о ней еще будет сказано отдельно). Но «Асское(аланское)» происхождение Ширинов не означает, что оно должно обязательно возводиться к кавказским асам/аланам). Дело в том, что старинный юрт Туй-хаджи, находившийся в Мангышлаке, поблизости от Хорезма, имел собственное «Асское(Аланское)» население: судя по ал-Масуди (X в.), в Хорезме имелись Асы (аль – arsiah > aorsi > as), которые хотя и были первоначально родственны Кавказским Аланам, имея ИндоИранское происхождение, к XI в. уже оказались сильно Тюркизированы печенегами – недаром ал-Баруни сообщает о том, что их язык являлся смесью хорезмийского (среднеИранского) и печенежского, что явно предполагает сильное влияние на более раннее ИндоИранское население тюркских групп (Алемань, 2003
Ширины, главное племя в Крымском ханстве ,имели Аланское (асское) происхождение .
Цитаты из научной статьи Бубенок О.Б. "Ясы и бродники в степях восточной Европы (6-начало 13 вв.) о буртасах ., об иранских элементах в культуре современных народов Средней Волги и Северного Кавказа
Соседи мордвы и чувашей -татары-мишари — это сравнительно молодой этнос. Этапы его формирования относятся к периоду средневековья и безусловно связаны с историей мордовских и тюркских племен. Однако в верованиях татар-мишарей имеются такие фантастические образы, которые находят аналогии в древнеиранской мифологии и представляют результат связи со Средней Азией, Кавказом. В частности, следует вспомнить образ аздяки(аждахи-дракона) — злого и враждебного человеку существа. По поверьям, аздяка считается огненным змеем, который может пробраться в дом одинокой женщины, и, приняв образ ее мужа, сожительствовать с ней. Об этом женщина не должна никому говорить, иначе аздяка ее погубит. Его можно отогнать лишь выстрелом из ружья [Мухамедова, 1972, с. 190]. Данный сюжаеет очень напоминт нартовский, в котором повествуется о рождении Сырдона. Как явствует из нартовских сказаний осетин, Дзерасса, жена Уархага, направилась к реке за водой и повстречала там водяного Донбетгыра Гету. Гета стал склонять Дзерассу к сожительству, угрожая тем, что в случае отказа нарты не получат воду. Поначалу Дзерасса была против, но в конце концов ей пришлось согласиться. От этой связи у Дзерассы родился ребенок, похожий на дикого зверя и получивший имя Сырдон [Нарты, 1989, т. 2, с. 188—189].
Близость культур народов правобережья Средней Волги и осетин прослеживается не только в области идеологии, но и в хозяйственных и бьгговых особенностях, а также в одежде. Имеются основания утверждать, что отмеченные совпадения являются результатом контактов между мордовскими, тюркскими и аланскими племенами в относительно недалеком прошлом, свидетельство чего имеется в мордовских древностях VIII—XI вв.
Мордва традиционно считается земледельческим народом, хотя археологические данные свидетельствуют о том, что земледелие у нее появилось во второй половине I тыс. н. э. Старейшей земледельческой культурой являлось просо — культура южного происхождения. Данные фольклора и языкознания позволяют сделать вывод о том, что в верованиях и терминах мордвы понятие проса превалировало над понятием других земледельческих культур [Воронин, 1965, с. 276—279]. Известно также, что у осетин с древних времен бытует просо, которое они называют "йау" [Калоев, 1967а, с. 68]. Маловероятно, чтобы кочевые тюркские племена могли занести на территорию Средней Волги эту древнюю земледельческую культуру. Скорее всего, распространение проса на правобережье Средней Волги можно связать с хозяйственно-культурными контактами, которые имели место между древнемордовскими и аланскими племенами. У нас имеются основания относить появление данной культуры у мордвы к периоду средневековья. В этой связи примечательно то, что мордва хранила зерно в корзинах, сплетенных из прутьев и соломы и обмазанных изнутри глиной. Это находит аналогии у осетин, которые также использовали для хранения зерна плетеные корзины 'къугу* разной формы и величины, обмазанные изнутри глиной [Мордва, 1981, с. 70; Калоев, 1967а, с. 74].
Мордва, как и осетины, знала войлок, который часто упоминается в песнях. Он служил постелью и одеялом. Процесс прядения шерсти мордвы имеет аналогии с данной традицией у народов Кавказа. Обычно в этих случаях прялка затыкалась за пояс женщины или ставилась между ее ног [Мордва, 1981, с. 71; Калоев, 1967а, с. 148]. Одежда мордвы и татар-мишарей в ряде случаев подобна осетинской. Это касается прежде всего того типа верхней одежды, прообразом которой мог являться кафтан, имевший в прошлом широкое распространение среди ираноязычных народов. На мордовской мужской сумани, которую носили весной и осенью, на зыбине татар-мишарей и на осетинском бешмете имелся стоячий воротник (рис. 38). Аналогичный тип верхней одежды был характерен для скифов и аланов. В кафтан со стоячим воротником был одет всадник, изображенный на ковре из Пазырыкского кургана горного Алтая. В катакомбах Змейского могильника была обнаружена часть аланского бешмета со стоячим воротником [Мордва, 1981, с. 122; Мухамедова, 1972, с. 90; Калоев, 1967а, с. 150].
Особого внимания заслуживает происхождение праздничных поясов у мордовских женщин. Они украшались медными и фарфоровыми пуговицами, бляшками, жетонами и т. д. К поясам подвешивались разноцветные шерстяные кисти, нити разноцветного бисера, медные цепочки и т. д. (рис. 39). На Кавказе подобные пояса изготавливались из кожи и украшались накладными фигурными серебряными бляшками с чернью, гравировкой и даже позолотой. На пояса подвешивались ремни с металлическими наконечниками и бляшками (рис. 21, 1). Данный тип имеет прямые аналогии с поясами, найденными в аланских катакомбах. В погребениях
VIII—XI вв., оставленных среднецнинской мордвой, часто находят аланские пояса с бляшками и подвешенными ремнями (рис. 40), "также украшенными бляшками и оканчивавшимися металлическими наконечниками" [Мордовск. нар. кост., 1990, с. 46—47, 122, 287—288, 300; Студенецкая, 1989, с. 95; Полесских, 1968, с. 205—206]. В мордовском мужском костюме данный элемент не сохранился, а форма женских поясов заставляет видеть в них аланское происхождение.
В форме головных уборов мордвы, татар-мишарей и осетин есть немало общего. У мордвы-эрзи восточной группы получил распространение головной убор панго, который изготавливался на твердой основе, суживавшейся кверху, и обтягивался тканью (рис. 41). Местные различия сказались в форме панго: одни из них имели лопаткообразную форму, другие — полуцилиндрическую, а третью — рогообразную [Мордва, 1981, с. 133; Морд. нар. кост., 1990, с. 48]. Подобная форма головных уборов бытовала в старину у осетин. Прообразом данного элемента одежды могла быть скифская остроконечная шапка. Остроконечные головные уборы (рис. 42, 1—5) были характерны и для аланов , о чем свидетельствуют находки в аланских катакомбах (Калоев, 1967а, с. 152]. В. И. Вихляев отметил, что находки из мордовских погребений VIII—IX вв. свидетельствуют о том, что "даже в такой специфической части племенного костюма, как головной убор, прослеживаются аланские элементы" [Вихляев, 1988, с. 21]. Исходя из этого имеются основания видеть в "башкагце", женском головном уборе татар-мишарей, переходную форму от остроконечной аланской шапки к головному убору панго, распространенному среди эрзянских женщин (рис. 43, 2). Кроме того, в старину мужчины татар-мишарей носили на голове "тирэле бурек" (рис. 43, 1), который находит аналогии в осетинской мужской шапке XVIII в. (рис. 42, 6). Соседи мордвы — низовые чуваши степной подгруппы и татары-мишари нередко носили изготовленные из войлока черные шляпы с низким верхом и широкими полями. Это находит аналогии в осетинских войлочных шляпах с большими полями [Чуваши, 1970, с. 294; Калоев,1967а, с. 152; Студенецкая, 1989, с. 119].
Таким образом, хорошо видно, что татары-мишари в культурном отношении близки к осетинам, чувашам и мордве. Это лишь может свидетельствовать о том, что истоки этноса татар-мишарей следует искать на Северном Кавказе. Быть может, свидетельством этого является факт распространения названия понедельника у татар-мишарей: "баш-коп" — первый или начальный день недели. Такое же по смыслу название понедельника существовало на Северном Кавказе у карачаевцев и балкарцев. Налицо древнее влияние христианского счета. Пожалуй, можно полностью согласиться с мнением Б. А. Васильева, который считает, что "название понедельника у мишарей не является новообразованием, возникшим под влиянием русской культуры, хотя бы в период Касимова царства (XIV в.), а возникло в эпоху, когда предки мишарей находились под влиянием той же культурной среды примерно на той же территории, что и предки карачаевцев и балкарцев" [Васильев, I960, с. 207]. Хорошо известно, что в этногенезе карачаевцев и балкарцев значительную роль сыграли кавказские аланы-асы, которые в период раннего средневековья начали подвергаться культурному и идеологическому воздействию со стороны христианской Византии. Вполне возможно, что население Северо-Западного Кавказа уже в то время могло воспринять этот христианский счет от соседей-византийцев. Исходя из этого имеются основания говорить о связи татар-мишарей, как и карачаево-балкарцев, с кавказскими аланами-асами. В дополнение к этому хочется напомнить мнение И. Г. Добродомова, который считает, что на мишарское цоканье оказал воздействие алано-буртасский субстрат [Добродомов, 1989, с. 27]. Цокающие звуки были также присущи и балкарскому языку, впитавшему немало элементов от диалектов алано-кавказского населения предшествующей эпохи [Абаев, 1964, с. 116].
Налицо определенная связь татар-мишарей и аланов-буртасов, первоначальной территорией расселения которых могли быть земли Северного Кавказа. Этому предположению не противоречат данные письменных источников.
Как уже отмечалось, продвижение аланов Подонья на северо-восток, в среду мордовских племен в конечном итоге могло способствовать распространению на Средней Волге племенного наименования "буртас" [Алихова, 1969, с. 5]. Вплоть до XIII в. в письменных источниках не упоминается мордва-мокша, а вместо нее фигурирует имя буртасов. Раздельное написание племен "моксель" (мокша) и "мердас" (буртас) впервые зафиксировано в сообщении Г. Рубрука, относящемуся к середине XIII в. Характерно, что Г. Рубрук назвал народ "Мердас" сарацинами, что дает основание видеть именно в них буртасов, а не мордву-эрзю, так как представители мордвы никогда не были мусульманами [Рубрук, 1957, с. 110; Васильев, 1960, с. 191]. В русском летописном памятнике XIII в. "Слово о погибели Русской земли" буртасы упоминаются наряду с другими народами Средней Волги: мордвою, болгарами, черемисами [Бегунов, 1965, с. 183—184]. Персидский автор XIV в. Рашид ад-Дин, рассказывая о походах монгол на Волгу, перечисляет племена мокшей, буртасов и арджан(эрзян) [Тизенгаузен, 1941, т. II, с. 36].
Вместо заключения
С сообщением Г. Рубрука перекликается информация арабского автора XIV в. Химйари, который сообщает, что буртасы жили в непосредственной близости от волжских булгар и русов. Как явствует из его сведений, буртасы были мусульманами, имели мечети. Число мусульман среди них доходило до двадцати тысяч [Левицкий, 1960, с. 135]. В русских свияжских книгах XVI в., где описывается население Казанского ханства, упоминаются буртасы с тюркскими именами. Последние письменные известия о буртасах на Средней Волге относятся к концу XVII в. Буртасы упоминаются в ясачных книгах как "посопные татаровя" [Попов, 1973, с. 114—115]. Однако в ряде сел Рязанской губернии вплоть до начала XX в. "буртасы продолжали жить среди русских крестьян под именем буртышей" [Черменский, 1970, с. 90].
Таким образом, данные письменных источников позволяют предполагать, что буртасы представляли собой отдельный народ и с X поXIII вв. занимали в среде мордвы господствующее положение. Информация Г. Рубрука и Химйари о буртасах как о мусульманах и упоминание в русских документах XVI—XVII вв. буртасов как "посопных татар" заставляют видеть в современных татарах-мишарях потомков буртасов.
В конечном итоге, можно констатировать наличие факта влияния средневековой аланской культуры на традиции народов правобережья Средней Волги. Именно на этой территории письменные документы X-XVII вв. традиционно локализуют буртасов. А это позволяет предполагать, что этими пришельцами-буртасами являлись аланы.
Шәехзадә Бабич
1915 ел
БАШКОРТЛЫ
Йә әййеhәл башкортың,
Чуплисе бар баш КОРТЫН
Килеп чыгып астыртын,
Татарларны шаштырдың.
Эшкә килсә ишелгән,
Сүзгә килсә очынган,
Кичкә керсә кычынган.
Берсен — берсе мактанып,
Гарешләргә очырган,
Туры әйткән кешегә
Мәңге дошман киселгән.
Казан Татарстан китап нәшрияте 1990 ел.