Башкиры рода Уран: «змеиная» этимология, версия о Хорезме и предводители восстаний
Колонка историка Салавата Хамидуллина о башкирских родах
Уфимский историк и журналист Салават Хамидуллин продолжает в нашей интернет-газете серию колонок о башкирских кланах и племенах. Сегодня колумнист «Реального времени» знакомит читателей с родом Уран и его необычной историей.
Исторически башкирский народ состоял из более 40 территориально-клановых подразделений (родовых волостей), члены каждого из которых, по легенде, восходили к единому предку. Русский лексикограф Владимир Даль писал: «Народ башкурт разделился с незапамятных времен на племена или, как их называют у нас, на волости; у каждой волости свой уран, отклик, рукоприкладный знак, свое дерево и птица, розданные, как верит народ, самим Чингиз-ханом…» Одним из таких родов был Уран, давший название Уранской волости Осинской дороги Башкирии, которая занимала территорию современного Янаульского района Республики Башкортостан, а также часть Камбарского района Удмуртии.
В плену этимологий
При слове Уран на память приходит имя древнегреческого бога Урана, олицетворявшего небо, или одноименная планета, названная в честь божества. Но у данного слова есть надежная тюркская этимология. Согласно «Тюркско-арабскому переводчику», составленному в XIII веке, его можно перевести в значении «змея» или даже «гадюка»: «Змея ( الحيّة) — илан (يلان); змея-гадюка (الثعبان) — уран (اوران)».
По мнению С.М. Ахинжанова, данное слово этимологически восходит к тюркскому глаголу «ура» — «наматывать». Подробно исследовав вопрос, названный казахстанский исследователь пришел к выводу, что параллельно этнониму Уран существовало другое тюркское племенное название Елан, а также их монгольский эквивалент Кай. Так или иначе, все три этникона — Уран, Елан, Кай — отражены в башкирской родовой номенклатуре. Например, к племени Кай относил себя лидер башкирского национального движения А.-З. Валиди.
«Великое переселение народов» XI века
В XI веке началось нашествие восточных кочевников, кардинально изменившее этнографическую карту Великой Степи. Армянский писатель XII века Матвей Эдесский писал: «…В 499 году (9 марта 1050 — 8 марта 1051) римляне выдержали ужасные атаки. Большое число провинций было разорено, предано избиению и обращено в руины печенегами, людьми алчными до истребления (…). Так как народ змей, нарушая границы своей территории, перешел на землю «рыжеволосых», и эти эмигранты изгнали огузов и печенегов, и все эти народы объединились, обратив свою ярость на римлян. Константинополь подвергся великим бедствиям…» Здесь под «рыжеволосыми» подразумеваются половцы, отличительной чертой которых был рыжий цвет волос: «половый» на русском языке значило «беловатый», «изжелта-белый», поскольку полова — это солома.
Кто же подразумевался под «народом змей»? С.М. Ахинжанов полагал, что под «народом змей» имеется в виду племя Кай. Арабский автор XII века Шараф аз-Заман ал-Марвази писал: «Среди них (тюрков) есть группа людей, которая называется кун, они прибыли из земли Китай, боясь китайского хана (…). Их преследовал народ, который называется кай (…). Тогда куны переселились на земли шары, а шары переселились на земли туркменов. Туркмены переселились на земли огузов, а огузы переселились на земли печенегов, поблизости от Армянского моря…».
Как видим, Матвей Эдесский и Шараф аз-Заман писали об одних и тех же событиях. Таким образом, оба автора дают следующую схему нашествия тюркских племен с востока на запад в середине XI века: кай → куны → половцы/кыпчаки → туркмены → огузы → печенеги. По нашему мнению, под «народом змей» также следует понимать племя Уран, поскольку персидский историк Фахр ад-Дин Мубаракшах Марверруди (умер в 1206 году) в своем сочинении «Китаб аль-ансаб» среди большого числа известных ему племен упоминает рядом друг с другом Кай и Уран. Неслучайно одна из частей этого могущественного племени, обитавшая в Монголии, имела композитный этноним Уран-Кай (Урянхай).
Эпоха неопределенности
XII век в истории Евразии был беспокойным: Русь страдала от набегов половцев и внутренних усобиц. Европейские монархи воевали между собой и заодно организовывали крестовые походы в Палестину. Исламский мир раздирали противоречия. Огузы-сельджуки, вышедшие из степей Приаралья, создали гигантскую империю, протянувшуюся от Сырдарьи до Константинополя. Но и ее охватили центробежные процессы. Правители Хорезма, вассалы сельджукского султана, вели себя все более независимо, а тут еще в 1125 году в Мавераннахр (междуречье Амударьи и Сырдарьи) вторгаются кара-китаи (монгольское племя, чьим именем мы сегодня именуем Китай) и наносят поражение самому султану Санджару.
После этого султаны Хорезма перестают подчиняться сельджукам и начинают собственную игру. Султан Тадж ад-дин Иль-Арслан вел достаточно миролюбивую политику. Как пишет Джузджани, «он правил народом справедливо и гуманно, заключил договор с язычниками кара-китаями, обязуясь платить им установленную дань, а также заключил союз с ханами кыпчаков…».
Внешняя опасность заставляла Хорезм сближаться с кыпчаками, что особенно четко проявилось в годы правления хорезмшаха «Ала ад-дина Текеша ибн Иль-Арслана (1172—1200). Благодаря этому на страницы восточных хроник попадают известия о существовании на востоке от Хорезма Уранского ханства, которое именуется также ханством кыпчаков. По всей вероятности, племя Уран (Кай) объединило покоренных ими кунов, куманов и «рыжеволосых» (половцев) и др., которых в литературе собирательно именуют кыпчаками (что не совсем верно), и встало во главе основанного ими ханства.
Алп-Кара Уран
В 1182 году в город Дженд, которым правил сын Текеша Малик-шах, явился с многочисленным вооруженным отрядом правитель кыпчаков Алп-Кара Уран: Алп-Кара, то есть «Черный исполин», было собственным именем, а Уран — родовая фамилия. Он предложил заключить политический союз, который следовало скрепить брачными узами. Ко двору хорезмшаха Текеша прибыл ханский сын по имени Акран.
Персидский историк XIII века Джузджани пишет: «Он (Текеш, — прим. С.Х.) вошел в союз с ханом кыпчаков, которого звали Акран, и женился на дочери этого правителя. Эта дама приобрела огромную известность в мире и достигла высокого положения, особенно в период правления своего сына султана Мухаммеда, хорезмшаха. Это была женщина несгибаемого характера, очень страстного и властного темперамента. Во время правления своего сына она имела титул Худавенда-и Джахан, то есть «Госпожа мира». Собственное же имя кыпчако-уранской шахини было Теркен-хатун.
Шаткий союз
Союз Хорезмского султаната и кыпчаков выразился в совместном походе 1182 года против кара-китаев, в ходе которого от «неверных» была освобождена территория Мавераннахра вплоть до Тараза (центр Джамбульской области Казахстана). Кыпчаки-уранцы стали массово поступать на службу к султану Текешу, сулившую им хорошее жалованье и придворные чины. Из них были сформированы отряды наемников.
Что касается Кыпчако-Уранского ханства, то оно превратилось в вассала Хорезма, а некогда независимые ханы стали всего лишь наместниками городов Дженда и Сыгнака. Подобное положение не устраивало гордых уранцев. В 1195 году против Текеша восстал Кадир-Буку-хан Уран, правивший в Сыгнаке. Тогда хорезмшах объявил ему священную войну (газават) и выступил в поход.
Джувейни пишет: «Когда наступила зима 591 года (1195 год), он отправился в Сыгнак и ту область, чтобы атаковать Каийр-Буку-хана. Когда султан и все его войска достигли Дженда, Кайир-Буку-хан, узнав об этом, повернул поводья и бежал. Султан бросился за ним в погоню. В его армии было некоторое число уранийцев, которые использовались в качестве наемников для службы при султане. Они послали Кайир-Буке сообщение, чтобы он стоял твердо, так как если армии встретятся вновь, то они изменят султану и повернут назад. Ободренный сим известием вернулся, и две армии сразились 6-го джумада II (7 февраля 1195 года). Султанские уранийцы оставили центр армии и бросились грабить обоз. Армия Ислама была разбита наголову».
Отрарская трагедия
Эпоха неопределенности подходила к концу, правда, об этом никто еще не знал. На востоке, как грозовая туча, сгущалась сила Чингиз-хана, уже объединившего всю Монголию и приступившего к завоеванию мира. В Отраре, приграничном городе империи хорезмшахов, правил должность наместника Кайир-хан Инал, двоюродный брат хорезмшаха Мухаммеда по материнской линии, то есть представитель ханской династии Уран. Именно он дал формальный повод Чингиз-хану начать войну, закончившуюся трагедией для всего мусульманского мира. Он приказал задержать и умертвить 450 монгольских купцов и послов, остановившихся в Отраре. Чингиз-хан потребовал выдать ему виновника трагедии, но хорезмшах не рискнул сделать это, боясь мятежа уранийцев.
Наивно было бы думать, что лишь убийство послов стало причиной такого явления планетарного масштаба, как нашествие монголов. Их влекли, в первую очередь, богатства мусульманского Востока, и их вторжение было лишь делом времени. Однако, без сомнения, произошедший инцидент ожесточил Чингиз-хана и ускорил час развязки. В сентябре 1219 года монголы подошли к Отрару. Началась его 5-месячная оборона, в течение которой Кайир-хан Уран и его воины героически отбивали натиск противника. Однако предательство одного из командиров ускорило падение города.
Рашид ад-дин пишет: «В живых остался Кайр-хан с двумя людьми. Он по-прежнему отбивался и боролся. Монгольское войско окружило его в крепости. Он поднялся на какую-то кровлю и не давался. Обе те нукера также были убиты, а у него не оставалось оружия. Тогда он стал бросать кирпичи и по-прежнему сражался. Монголы постепенно окружили его со всех сторон и стащили вниз… Кайр-хана казнили в Кук-Сарае (загородный дворец в Самарканде, — прим. С.Х.) и оттуда отправились дальше. И все!»
Башкиры Уранской волости
После монгольского разгрома остатки племени Уран укрылись в Башкирии, которая всегда была прибежищем для мятежных элементов. Там же укрылись отказавшиеся повиноваться Чингиз-хану меркиты и салжиуты, основавшие Меркитский и Салжиутский эли (иләү) в составе башкирского народа (о них будет рассказано в следующих публикациях). Уранцы поселились на севере Башкирии, сильно потеснив местные финно-угорские племена и основав отдельную этнотерриториальную единицу, которая после вхождения в состав Русского государства стала именоваться Уранской волостью.
После падения Казанского ханства и перехода под русский протекторат Ногайской Орды некоторые представители башкирской знати установили прямые контакты с правительством Московского царства. Одним из первых был Айсуак Исанбаев, глава (ага) Уранского эля. Сохранился уникальный документ, связанный с земельным спором между башкирами Уранской волости и Камбарским заводом, в котором имеется ссылка на жалованную грамоту XVI века: «Бил челом государю и великому князю Иоанну Васильевичу Уфимского уезду Осинской дороги Уранской волости башкирец Авдуак Санбаев, а сказал, что де за службы его пожаловал государь царь и великий князь в той волости за Камою рекой пашенной земли…».
Башкирами рода Уран основаны следующие селения Янаульского района РБ: Карманово, Татарская Урада, Карман-Актау, Бадряш-Актау, Чангакуль, Кисяк-Каин, Кумово, Вояды, Чишма, Бадряш, Тартар, Кичикир, Новый и Старый Куюк, Янбарис, Новый и Старый Уртаул, Янаул (ныне город Янаул), Булат-Елга, Варяш, Иткинеево, Янгуз-Нарат, Таш-Елга, Акылбай, Туртык, Ошья-Тау, Варяшбаш, Исхак, Иванаево, Кызыл-Яр, Ахтиял и другие.
Башкиры Уранской волости в огне восстаний
Башкиры-уранцы были активными участниками восстаний. Среди предводителей Оинской дороги во время башкирского восстания 1704—1711 годов упоминается Карман (Кахарман), чье имя ныне носит село Карманово Янаульского района РБ. В ходе башкирского восстания 1735—1740 годов одним из вождей был башкир Уранской волости Халил Абдусалимов. В экстракте Комиссии башкирских дел относительно расположения повстанческих отрядов Сибирской и Осинской дорог записано: «…в Кунгурском уезде в деревне Сулмаш 400, у них главный деревни Куюковой Дюмаш Сингаев, из того числа на 150 человеках по 2 панциря, а у прочих ружья; в Гайнинской волости в Чюминском лесу 450 человек, главный у них Иректинской волости деревни Чюкуровой Муртаза Халимов; на реке Багазе 250, у них главный Уранской волости деревни Кустяй Халил Абдусалимов, да брат ево Искандер-Мустафа Тумянеев, все оружейные (…). Объявленные воры все в одном согласии с главными бунтовщиками Пепеней, Мандаром, Толькучюрой и Кусяпом, имеют намерение идти для разорения верных башкирцев и мещеряцких деревень, а потом нападение чинить на российское войско».
Почти поголовное участие башкир в Пугачевщине было вызвано недовольством политикой расхищения их земель. В декабре 1773 года повстанческий отряд под командованием старшин Уранской волости Мекея Юсупова, Махди Медиярова и Абдука Чептарзяпова (Чапдарбаева) захватил Камбарский завод. В это же время из-под Уфы прибыл башкирский старшина Бурзянской волости и главный полковник Каранай Муратов, который занял село Касёво (ныне город Нефтекамск). Отряды уранских башкир, влившиеся в войско пугачевского эмиссара, приняли участие в захвате Сарапула и осаде Мензелинска. В феврале—марте 1774 года, после разгрома Мензелинского повстанческого центра, названные предводители сражались против карательных отрядов, сформированных изменившими восстанию жителями Сарапула.
После некоторого затишья, вызванного поражением «Главной Армии» Пугачева под Оренбургом в марте 1774 года и других повстанческих отрядов, восстание возобновилось с новой силой. Одним из главных предводителей на Осинской дороге был башкир Уранской волости из деревни Кумово и повстанческий полковник Аит Саитов, который действовал против отрядов милиции, сформированных из крестьян Сарапульской и Каракулинской волостей, а также села Касёво.
В июне 1774-го в ответ на просьбу уранцев прислать им пушек, чтобы успешнее сражаться против карателей, из ставки Пугачева пришел указ следующего содержания: «Указ его императорского величества, самодержца Всероссийского, из Государственной военной коллегии старшинам башкирским Магдею Медиярову да Аиту [Саитову], черемисскому Юскею Егорову. По присланным вы репортам своим просили силу и пушки, чего вам не дано, потому что против здешней нашей армии и самим недостаточны. А через сие повелевается, чтоб вам, приумножив промеж собою людей, и иметь стоять против неприятелей старание; и когда, собравшись в многолюдстве, будете вступать грудью, достанете и пушку».
Когда в июне 1774 года начался поход войск Пугачева и Салавата Юлаева к крепости Оса, Аит Саитов и другие уранские предводители примкнули к отряду последнего. Старшина черемисов Уранской волости Байкей Тойкеев из деревни Урзябаш (Орьебаш) показывал в следственной комиссии: «Прошлого 1774 года, летом, как злодей Пугачев шел к Казани, то приехали в их деревню двадцать пять человек башкирцов, сказывали, что они присланы от башкирских старшин Салавата Юлаева и Аита Заитова». После взятия Осы Пугачев двинулся к Казани, раненный Салават отбыл на родину, а башкиры-уранцы 29 июня 1774 года сразились с отрядом И.И. Михельсона, о чем подполковник доложил следующее: «…под деревнею Садыбаш (Сусадыбаш, — прим. С.Х.) открыто была моим авангардом злодейское скопище человек с 500, на коих я тот же час приказал ударить. Многие были побиты, а большая часть разбежалась по лесам».
После ухода основных пугачевских сил на территорию Уранской волости вступил карательный отряд капитана А.В. Мельгунова. По сообщению Махди Медиярова и Аита Саитова, солдаты «погубили премножество наших людей по притчине той, что нам, за множеством тех неприятелей и за неимением у нас пушек, делать воинское действие было неможно».
Осенью 1774 года Махди Медияров был захвачен в плен. В приговоре Казанской секретной комиссии относительно первого написано: «Объявлены сему преступнику вины его и смертная казнь, для чего и положен на плаху, а после чего из высочайшего милосердия Ея Величества объявлено помилование; а учинено наказание плетьми, отрезано ухо и отослан в Мензелинск для освобождения в дом его, дабы другие, видя наказание его, более чувствовали страху».
Что касается Аита Саитова, то он был пленен командой премьер-майора И. Штерича еще в августе 1774 года. Данное обстоятельство трагически сказалось на его судьбе, поскольку смягчение действий властей по отношению к повстанцам-башкирам наметилось лишь в конце 1774 года. Не дожив до этого времени, Аит скончался в Казанском остроге, а его сын Рафик был определен в гусары.
Башкиры рода Уран XIX—XX веков
Необходимо упомянуть еще одну известную личность из числа уранских башкир, а именно Абдука (Аптика) Чептарзяпова (Чаптарова, Чапдарбаева), служившего походным старшиной Уранской волости и жившего в селе Карманово. Он был участником Польского похода Башкирского войска 1771—1773 годов. За заслуги был награжден саблей генерал-майором князем Урусовым и произведен в звание походного старшины. Во время Пугачевщины он оказался в рядах повстанцев. Однако, вялые действия Абдука на первом этапе движения, а затем открытый переход на сторону правительства иллюстрируют вынужденный характер его участия в восстании, обусловленный всеобщей стихией мятежа в Башкирии осенью 1773 года.
В 1798—1800 годах он служил начальником 10-го башкирского кантона, несмотря на то, что был против введения кантонной системы управления и выступал за сохранение старых условий военной службы башкир. Он также выступал за выселение из Башкирии всех припущенников — мишарей и татар. Свои предложения Абдук изложил в прошении на имя императора Павла I. Отмечая, что башкиры были участниками Крымского (в 1675 году), Азовского (в 1696 году), Шведского (в 1701—1705, 1708—1710 годах), Прусского (в 1757—1759 годах), Польского (в 1771—1772 годах), второго Шведского (в 1789—1790 годах) походов русской армии, он писал: «На оные земли от прародителей в.в. высокославных всероссийских государей жалованы нам грамоты, по которым не малое время предки наши, а по них и мы свободно пользовались. После ж того на тех землях выстроены некоторые города и крепости, также проложены и дороги, и поселены на наших землях народы, а именно: мещеряцкой, тептерский, бобыли и другие (…). Просим в.и.в. избавить нас от такового угнетения и тех народов повелеть переселить на состоящие в Оренбургской губернии пустопорожние казенные земли».
Национальное (автономистское) движение начала XX века вовлекло в свои ряды широкие слои башкирского народа, в том числе уранских башкир, среди которых следует отметить Халима Амирова, уроженца аула Новый Уртаул нынешнего Янаульского района РБ. В мае 1919 года он был назначен политкомиссаром Отдельной Башкирской бригады, сражавшейся на Южном фронте против войск Деникина. Осенью 1919 года, когда 10-тысячная группировка башкирских войск была отправлена на Петроградский фронт для защиты северной столицы от войск генерала Юденича и финнов, по личному поручению А.-З. Валиди туда отправился тот же Халим Амиров в качестве его специального представителя.
Дело в том, что оперативное и политическое управление башкирскими войсками полностью переходило в руки красного командования, поэтому лидер башкир хотел иметь там свои «глаза и уши» в лице своего доверенного лица. Последний должен был пресекать любые попытки агитации среди башкирских солдат в духе пролетарского интернационализма и «мировой коммуны», а значит, против идеи национального самоопределения башкир.
Из среды уранских башкир также вышли Герой Советского Союза Магсум Имамутдинов (д. Кызыл-Яр), писатель Гайнан Амири (д. Новый Уртаул), народный артист РСФСР и Республики Башкортостан Радик Гареев (г. Янаул), татарстанский драматург и режиссер Риза Ишмурат (д. Бадряш) и другие.
комментарии
Спасибо.
+++++++++++++++++++++
В армии у меня был сослуживец, и он часто повторял фразу: "С дуба падают листья ясени, ни фига себе, ни фига себе", правда матерно.
Моя теща, эбий родом из этого н/п Татарская Урада. Она бы тоже сказала, Салаватик Хамидуллин, башег белан бярелмадегме (головой не ударялся)?
Заглядывает ли этот человек в безруковчке с БСТ, хотя бы в работы Анвара Закировича Асфандиярова. Знак вопроса не ставлю.
++++++++++++++++++++++++++
Ещё один укадемик. Серии эти я уже чуток гладял, и в частности про род Уран. В планах, Алла бирся прочитать "вслух", скажем так, отдельные места этих томов наструганных по стахановски на денюжки фонда, который некторые языки называют фондом "Украл". Особенно интересен раздел в этих томах называемый "Вопросы этнической истории рода ....".
Да, в этот род Уран записали уже покойного нашего янаульского Радика Гареева.
А главой этого рода из Уфов назначили бывшего чиновника Фарита Зиевича Минязева. В наших краях со всяким эти боец команды Хамидуллина тишайший Юлдаш Юсупов старается.
Моя эбий, всяким разным эти укадемикам не авторитет, так ведь и мэтр башкирской исторической науки сам Анвар Закирович Асфандияров этим охломонам тоже не авторитет. Вот выдержка из его работы.
При р. Урада между 1816 и 1833 гг. возникло одноименное поселение тептярей, известное сегодня как Татарская Урада. Они обосновались здесь «по договору и допуску башкирцев Уранской волости»132. В 1834 г. тептярей было 30 мужчин и 28 женщин. По X ревизии в 35 дворах проживало 99 мужчин и 105 женщин. В 1920 г. зафиксировали 101 двор и 519 человек без определения национальности.
Асфандияров А. 3. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. Уфа: Китап, 2009. — 744 с. (стр.335)
++++++++++++++++++++++
По 8 ревизии 1834 года это тептяре 18-ой команды. Землевладение: По партикулярному договору с башкирами-вотчинниками Уранской волости на татарском диалекте. Владеют с тептярами дер. Шудаковой.
А по землевладению дер. Шудакова указано: По жалованной грамоте 5 декабря 7192 (1693) г.
Во ведь как. И по Х ревизии 1859 года население н/п Урада указаны вотчинниками. И к слову, т.е. дополнительно тэйблом об фэйс этому укадемику. По Х ревизии специалисты насчитывают 54 665 "башкир из тептярей" и 34 665 "башкир из мещеряков. Т.е. в сумме это чуть больше 15% от общей численности бакшир. А в общей сложности, добавляя к ним "новобашкир" из сарт с калмыками, ногайцев и даже из казанских торговых татар исчисляют таковых 100 тыс., или 17% от общей численности башкир. К численности же самих башкир, это порядка 20%, т.е. "новобашкиры" по численности были равны пятой части бакширского народа.
Укадемик анонимный, прежде чем когда следующий раз будете пытаться мне хамить, повыделываться предо, не забудьте носик свой вытереть.
PS. Данных переписи 1920 года А.З. Асфандияров не знал, его данные из Справочника Населенные пункты Башкортостана. Ч. III. Башреспублика, 1926., который не связан с переписью 1920 года. Данные переписей 1917 и 1920 гг. только относительно недавно были введены в научный оборот М.И Родновым. Но в его работах нет сведений по этой дер. Урада.
Глава Янаульского района Ильшат Вазигатов на прошедшей в Янауле конференции "Городские башкиры" громогласно сказал, что они являются башкирами-уранцами и останутся таковыми навсегда.
+++++++++++++++++++
Пока только за это, скоро надо будет отьехать. Нет в докладе Вазигатова этого, не надо свистеть. Но вот однажды этот татарин из села Байгузино, сказывался башкирским татаром. Это было замечено и в одной книге Айдара Халима.
Материалы той конференции у меня на руках, т.е. в компьтере. Бум разбираться, и с Вазигатова докладом тоже. И тоже только пока, и кратко. Он, этот чиновник в этом докладе уазывал, что в районе ведётся большая работа по организации подписки на месные и республиканские издания на башкирском языке. Наверное как и раньше по обязаловке, и даже по два раза на человека, и особенно для учителей. Как будто этот чиновник, не знает что местная районная газета "Янаульские зори" издаётся только русском и татарском языках. Скажешь аноним, что это северо-западныый диалект бакширского языка. Так ведь в Уфах издания не печатаются на этом диалекте, и местное телевидение и радио наряду с русским вещают на башкирском языке.
+++++++++++++++++++
Товарищ анонимный укадемик работающий с документами, это Вы начали языком своим что пальцами предо мною водить. А карактер у меня, да очень нехороший, коэфициент упругости большой, так что не обессудьте. Принимайте сами правильный тон, и не надо мне похвалюшек от Вас насчёт моей начитанности. Я нашими татаро_бакширскими вопросами занимаюсь плотно практически уже с начала нулевых годов.
У того же А. З. Асфандиярова на стр.327 написано, что дер. Урада или Урьяды основали башкиры деревни Уртаул: "Уртаульцы основали и д. Урьяды или Урада при одноименной речке. Это произошло в 1847 г. Через 3 года в 17 дворах взято на учет 148 башкир".
+++++++++++++++++++++++
Я часто встречаюсь с таковым у земляков укадемиков. Читать и обсуждать только понравившееся, иль просто нужное, а иное просто не замечать.
У Асфандиярова, если быть честным на стр.327 написано:
"Уртаульцы основали и д. Урьяды или Урада при одноименной речке. Это произошло в 1847 г.71 Через 3 года в 17 дворах взято на учет 148 башкир. Урада находится в составе Пермской области.
----------------------------
Господин укадемик, а последню ю строчку зачем ладошкой прикрыли? Та Урада товарисщ, господин укадемик находится на сейчас в Куединском районе Пермской области. А наша Татарская Урада, родная деревня моей эбий и её родственников находится в нашем Янаульском районе нашего Северо-Запада Башкортостана.
Что касается поселмвшихся там тептярей, то в метриках конца 19 - начала 20 вв. все 100% жителей деревни указывали себя башкирами. Следовательно, тептяре по истечении время аренды выехали из деревни.
++++++++++++++++++
Ну, ну, теже хайли лайкли, но по-русски.
Относительно назначенных "из Уфов" главы рода Уран Фарита Минязева тоже советую осторожнее выражаться. Он все-таки уважаемый в районе человек. И никто его не назначал. Движение уранских башкир родилось само по себе в дер. Кисяк-Каин.
+++++++++++++++++++++++
Юлдаш Юсупов тишайший в наших краях активничает, это и с его стараний. У меня есть статья Фарита Зиявича. Он правда без хайли лайкли, но тоже кое что есть. Например в качестве некоего доказательства, есть в тексте некая справка, выданная вроде его дочери, что она обращалась в некотрый архив. У меня руки не доходят разобрать эту статью Минязева. А то что он уважаемый человек, я против и полслова не сказал.
Глава Янаульского района Ильшат Вазигатов на прошедшей в Янауле конференции "Городские башкиры" громогласно сказал, что они являются башкирами-уранцами и останутся таковыми навсегда.
++++++++++++++++
Про доклад Вазигатова я уже чуток сказал, но более подобное прочтение "вслух" этого доклада и других материалов той конференции в моих планах.
Хотя, как я понимаю, само существование башкир рода Уран вы не подвергаете сомнению как некоторые комментаторы.
+++++++++++++++++++++
Нет не подвергаю сомнению, мне только сомнительно преобладающая над татарами численность башкир в нашем районе и собственно в моём родном Янауле. И да ещё, на нашем Северо-Западе РБ умудрённые гуманитарии обнаруживают некую двойную татаро-башкирскую идентичность. Вот как раз, после только беглого взгляда на матералы той конференции в нашем Янауле про городских башкир, я написал статью. В моём ЖЖ она представалена в четырёх частях: https://irek-tattarich.livejournal.com/99468.html
Есть и как бы послесловие к ней: https://irek-tattarich.livejournal.com/100372.html
"Закус" случился только по поводу дер. Татарская Урада. Насчет нее действительно были сомнения, пока не обнаружились метрические записи.
++++++++++++++++++++
Ну теперь, закусили?
Ирек-абзый, довольно легко проверить - кем были предки современных жителей Янаульского района - татарами или башкирами - всего лишь нужно выявить более-менее глубокий снип гаплогруппы!!!... Вы сами-то тест прошли? Каков результат - небось R1a-Z2123 - как у большинства башкир данной гаплогруппы??;)...
++++++++++++++++++++++++++++
Землячок, вы такие больные что-ли? В нашем Янаульском и черепа жителям меряли. Больные.
Энекаш Din Shariph, я уже с тобой как-то беседовал. Не помню уже об чём, но впечатления зафиксировались, очень не оченнные. С невозможности аргументирванно ответить мне всякой фигней занимаетесь. К слову скажу, что я вас таких с десяток вместе взятых по некорым направлениям нашей татаро_башкирской истории перечитал, проанализировала, и в общем-то уже вполне много изложил, написал. Дерзайте, опровергайте.
Вот некоторые утверждают что монгол Чингизхан был тюрком-татарином и то Вы молчите.
И что 90% русских это "замаскированные" татары.
И опять Вы в полном спокойствии.
А тут статья достаточно аргументированная, а Вы "кипятитесь".
Спокойнее, спокойнее.
И побольше аргументов и контраргументов.
Если они есть.
Вот некоторые утверждают что монгол Чингизхан был тюрком-татарином и то Вы молчите.
И что 90% русских это "замаскированные" татары.
И опять Вы в полном спокойствии.
А тут статья достаточно аргументированная, а Вы "кипятитесь".
Спокойнее, спокойнее.
И побольше аргументов и контраргументов.
Если они есть.
А почему бы и нет, про тюркизмы этрусков и русские исследователи упоминают.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/103854-bashkiry-roda-uran - звучит эпично!)
+++++++++++++++++++
Пока только за это, скоро надо будет отьехать. Нет в докладе Вазигатова этого, не надо свистеть. Но вот однажды этот татарин из села Байгузино, сказывался башкирским татаром. Это было замечено и в одной книге Айдара Халима.
Материалы той конференции у меня на руках, т.е. в компьтере. Бум разбираться, и с Вазигатова докладом тоже. И тоже только пока, и кратко. Он, этот чиновник в этом докладе уазывал, что в районе ведётся большая работа по организации подписки на месные и республиканские издания на башкирском языке. Наверное как и раньше по обязаловке, и даже по два раза на человека, и особенно для учителей. Как будто этот чиновник, не знает что местная районная газета "Янаульские зори" издаётся только русском и татарском языках. Скажешь аноним, что это северо-западныый диалект бакширского языка. Так ведь в Уфах издания не печатаются на этом диалекте, и местное телевидение и радио наряду с русским вещают на бакширском языке.
++++++++++++++++++++++++++++
Мальчук, это Вы мне?
+++++++++++++++++
Аняням, даже без фото и каких-либо признаков идентификации, пытается гадюшничать в мой адрес. Во бла клоун.
Насчет упомянутого здесь Фарита Зиевича Минязева. Он мой родственник по материнской линии. Все мы, естественно, татары. Никаких башкирских аулов в Янаульском районе нет. А Фарит Минязев-это прислужник Муртазы Рахимова. Естественно был ярым коммунистом (в советское время), стал предисполкома Янаульского района, затем (в 90 годы) стал , естественно директором молокозавода. Для такой эволюции надо быть "башкиром". Естественно, он в совершенстве владеет с детства татарским языком, башкирским владея как все татары (т.е. могут симитировать).
***** . ***** . *****
Забавно звучит эта фраза: она написана русским толмачем на русском языке или это перевод с башкирского языка?
Башкиры никогда не писали русским царям "бью челом", "нижайший раб" и прочую галиматью официальных фразеологических оборотов поданных русского престола.
Башкиры к петру первому обращались "о великий император севера, юга, запада и востока", то есть царь страны на север, юг, запад и восток от Башкирских земель. Письмо написано было башкирами на башкирском языке персидским алфавитом. Никто башкирам земли не дарил - это важно понимать! Земля принадлежала нашим предкам от начала времен.
А вот сочинения русских толмачей на русском же языке следует подвергать критическому анализу . Потому что история Башкир не есть сочинения о нас других народов.
Читай древние священные тексты.
***** . ***** . *****
Салауат мырҙа, в русской историографии принято писать "башкирские бунты и восстания". Но Вы-то, башкурт? Собственник на своей земле не бунтует. Собственник защищает свою землю до последнего вздоха. Правильно говорить и писать: "Башкурты вели оборонительные войны на своей земле."
Ваша фраза "Почти поголовное участие башкир в Пугачевщине ..." не справедлива по отношению к моему народу. Пока Пугачев и его соплеменники безобразничали на башкирских землях, башкурты защищали свою землю и своих детей. Вы никогда не рассматривали, что "Бугас" был засланный казачок екатерины, как политический повод истребить башкирский народ? Рассказывать историю башкирского народа Вам следует с позиции башкурта. Другие рассказывают о наших предках всякую лабуду, чтобы умолчать о своих преступлениях.
Нельзя быть уверенным в пугачеве: как дикий казак отсидев 1 год в тюрьме сбежал из заточения, прибыл в Яйык с 12 апостолами, имел к тому моменту пути отступления в Турцию, брал один за другим русские крепости, которые ему русские просто сдавали? В крепостях этих русские прятались от башкир, а для надежности еще требовали для себя аманатчиков). Если не засланный казачок, то кто?
Мы, башкурты, все про себя знаем. Ни кто не забыт, ни что не забыто.
Вам какое слово больше нравится:
- греческое слово "геноцид", или
- древнегреческое слово "холокост"?
Страна сарматов - это Булгар
«Тачат показал ему свою доблесть в стране Сарматов, называемой Булгар ,..»
История халифов вардапета Гевонда, писателя VIII века. СПб. 1862.
(Вардапет Гевонд, писатель, VIII ВЕК
В «Византийской истории» Никифора Грегора говорится о БОЛГАРАХ , как об одном из СКИФСКИХ племен: «Теперь я объясню, откуда получила имя Болгария. Есть страна, лежащая по ту сторону и севернее Истра, а река через нее протекает ВОЛГА , от нее и сами туземные жители получили название БОЛГАР , а сначала были они СКИФЫ ... Различные названия дают им и древние мудрецы: Гомер называет их киммерийцами, Геродот разнородными скифами... так и скифы — те, кто поселились ближе всех к древней скифской земле, сохраняли неизменным свое название, ибо и сами называются СКИФАМИ , а земля, питающая их, зовется СКИФСКОЙ »14
Повести Временных лет.
«Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли
ОТ СКИФОВ , так называемые БОЛГАРЫ , и сели по Дунаю, и были поселенцами на земле славян. Затем пришли белые УГРЫ(МАДЬЯРЫ) и заселили землю Славянскую
Бар Гебрей
(Абу-л-Фарадж Григориус Бар Гебрей (1226-1286)):
«Людей этого брата, которые были СКИФАМИ , ромеи (византийцы) называли БУЛГАРАМИ».
«БУЛГАРЫ -БОЛГАРЫ суть отродья СКИФСКОГО .
Волжские БОЛГАРЫ суть САРМАТЫ ».
Эти сведения Рычков сообщает с сылками на летопись праотца Нестора.
Здесь сармат с другими этномассивами нелья перепутать . То есть САРМАТЫ НЕ МОГУТ БЫТЬ СОБИРАТЕЛЬНЫМ НАЗВАНИЕМ
Их четко отделяли ОТ ДРУГИХ ЭТНОМАССИВОВ
А вот что пишет о булгарах известный булгаровед , доктор исторических наук , АРХЕОЛОГ А.П. Смирнов
Вынужденный находиться на позициях автохтонизма А.П. Смирнов в эпоху сложения Булгарского государства (VIII-X вв. н.э.) различал на его территории две культуры: культуру оседлого населения лесной части области и сармато–аланскую культуру.3
А.П. Смирнов тщательно разрабатывал этническую историю собственно булгарских племён, начиная со времени их обитания в Причерноморье и на Северном Кавказе.2 Он считал, что булгары по своему происхождению являлись САРМАТАМИ . До А.П. Смирнова в исторической литературе раннебулгарские племена обычно рассматривались как часть тюркской орды, связанной с гуннами и кочевавшей в Северном Причерноморье в послегуннское время. Например, Н.Н. Фирсов писал, что тюрки-булгары пришли в Поволжье из Азии.3 Анализ сообщений письменных источников и археологического материала привёл А.П. Смирнова к мысли о том, что «…булгары были автохтонами степей Приазовья и входили в число АЛАНО-САРМАТСКИХ племён, долгое время по литературной традиции называвшихся СКИФАМИ ».4 Этот тезис он доказывал СХОЖЕСТЬЮ черт материальной культуры (особенно ранней керамики) волжских БУЛГАР и АЛАН. Учёный писал, что «кочевники, представленные племенами, входившими, судя по памятникам материальной культуры, в число САРМАТО-АЛАНСКИХ племён являлись БУЛГАРАМИ , т.е. ОДНИМ из племён, входивших в БУЛГАРСКИЙ СОЮЗ ПЛЕМЕН , по которому они(САРМАТО- АЛАНСКИЕ племена ) и могли получить СВОЕ ИМЯ , ПЕРЕДАВ ЕГО в свою очередь одному из городов на Волге(г.Болгар). Более высокая военная организация кочевников дала им перевес над оседлыми соседями, и то обстоятельство, что всё государство именовалось «Булгарским», показывает, что булгары подчинили себе все окрестные племена»
Кроме это в состав чуваш могли войти гунны еще до прихода Волжских болгар и алан(асов) на Средюю Волгу . Гунны по версии ряда историков - могли нести в себе угорский компоненет . Тем самым на угорский компонент у чуваш ,полученный от марийцев ,вполне мог наложиться уральский субстрат через гуннов
Кстати , у булгар нет следов НИ ГУННОВ НИ УГРОВ ., за исключением языка , который булгары получили от гуннов.
В те времена часть этносов -сменили языки
У булгар свой исконный язык - восточно-иранский . Булгары два раза сменили язык .
Кто же тогда гунны ?
"ГУННЫ , как плодовитейшая поросль из всех самых сильных племен, закишели надвое разветвившейся свирепостью к народам. Ибо одни из них зовутся АЛЬЦИАГИРАМИ , другие — САВИРАМИ , но места их поселений разделены», — писал Иордан о племенах, составлявших ЯДРО ГУННСКОЙ конфедерации.
И так , самые крупные гуннские племена - это савиры и альциагиры Данные названия гуннских племен окончиваются на ИР... Но у булгарски х племен окончание - УР , а НЕ ИР.
Далее .
Сообщение аль- Масуди.
"Имя ХАЗАР есть персидское и арабское , тюркское же название этого народа- САВИР "
Peter B. Golden. Khazar Studies. 1980. vol. l. h. 36.
-----------------------------------------------------------------------
И так получается савиры это и есть хазары , а савиры как мы знаем - одно из крупных ГУННСКИХ племен .
Выходит ХАЗАРЫ - это ГУННЫ
+
«Гунны, называемые савирами, проникли за Каспийские врата, вторглись в Армению, опустошили Каппадокию, Галатию и Понт и остановились почти у самой Евхаиты» [10, с. 126]
Останки Бәндә Бикә изымались из ее мавзолея по Открытому Листу. От легендарной женщины, реального исторического лица, Предводителя Башкирского народа Кыпсак не осталось даже архивной пыли...
При написании официальной ИСТОРИИ бумагу можно марать как угодно, но перед этим можно зачистить землю от следов пребывания коренных народов.
Вместе с тем, исследователь(А.П.Смирнов) не умалял роль этнографии и антропологии в реконструкции социальных, духовных и этнических процессов древности и следил за новинками этнографической и антропологической литературы.3 Процесс формирования народов на разных ступенях общественного развития, по мнению учёного, имеет отличительные черты: «Одну специфику имеют процессы эпох верхнего палеолита, мезолита и неолита, протекающие в замкнутых родовых группах, другую – в эпоху бронзы, когда складываются большие этнические единства, и, наконец, в эпоху железа, в эпоху распада родовых отношений, когда формируется территориальная община» (Смирнов, 1968. С. 63–71).1
С «разгромом» марровской теории А.П. Смирнов получил возможность по-новому взглянуть на роль АЛАВНО-САРМАТСКОГО компонента в формировании БУЛГАРСКОЙ народности. Он следующим образом сформулировал суть своей позиции по данному вопросу: «БОЛГАРЫ – САРМАТЫ по происхождению, но по языку ТЮРКИ . Они были ТЮРКИЗИРОВАНЫ во время их пребывания в Приазовье. Процесс шёл много столетий, начиная ОТ ГУННОВ , АВАРОВ и других волн кочевников, двигавшихся из Азии. Вопрос языка и народа НЕ ОДИН И ТОТ ЖЕ . Народ может воспринять ЧУЖОЙ ЯЗЫК . Так, ИРАНЦЫ Средней Азии ВОСПРИНЯЛИ ТЮРКСКИЕ языки сравнительно недавно, в середине I тыс. н.э.».3
А.П.Смирнов - он кто, булгар? или выполнял очередной заказ на потребу политических нужд?
А.П.Смирнов - он кто, булгар? или выполнял очередной заказ на потребу политических нужд?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Неужели до некоторых не доходит , что ЛЮБУЮ ВЕРСИЮ ПРОИСХОЖДЕНИЯ НАРОДОВ -- НУЖНО доказывать:
--генетически
---антропологически
--этнографически
--преемственностью или его отсутствием в духовной и материальной культуре , менталитете -болгар и казанских татар .
---письменными источниками
У ВАС НЕТ НИ КАКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ СВОЕЙ ВЕРСИИ .....ЭТО ТОЧНО !!!
Так как именно казанские татары и есть ПРОДОДЖЕНИЕ БОЛГАР
Так любой невежда может заявить , что предки татар шумеры или египтяне т.д
По этому обязательным условием любого форума является ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ доказательств , подверждающих выдвинутую версию
Если нет , то лучше не писать и не смешить народ
Между волжскими булгарами и волжскими татарами разрыв в целую пропасть. ПРЕДЪЯВИТЕ доказательства, подтверждающие непрерывную нить связи между булгарами и татарами.
Например, и это сохранено в древних священных текстах: народ Урала живший на земле Урала однажды размножился до не управляемости, а потому разделился на семь народов, один из которых - Кыпсак. Так, мы и сегодня называем себя Кыпсак. Для внешнего мира мы называем себя собирательным этнонимом Башкурт. Внутри этноса мы называем себя Кыпсак - непрерывная связь времен, знаете ли.
Другой пример, из другого древнего священного текста: юноша и девушка ушли на Ханаанскую землю и породили целый народ, пережили множество трагедий, утратили родную землю, тысячу лет жили в рассеянии, но сохранили свой этноним, национальную идею, родной язык - вот эта непрерывная связь времен, вот это НАРОД !!!
Можно называть татар булгарами, если прожив на одной и той же земле вы не сохранили свой этноним - где связующая нить?
Если бы чуваши формировались в основном из поволжских булгар, если бы булгарский язык исторически перешел в чувашский язык, то такая преемственность безусловно БЫЛА БЫ бы видна, прежде всего, в АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ типе БУЛГАР и ЧУВАШЕЙ . Между тем, конкретные краниологические исследования дают совершенно ПРОТИВОПОЛОЖЕННЫЕ результаты. «Даже при поверхностном морфологическом описании видно, что краниологически ЧУВАШИ ПОХОЖИ на своих ФИННОязычных соседей и что, следовательно, их(чуваш) антропологический тип сформировался при интенсивном участии той комбинации признаков, которая ХАРАКТЕРНА для ФИННОРязычных народов Поволжья и получила наименование СУБУРАЛЬСКОЙ »19. Второй ясно выраженный компонент в антропологическом типе ЧУВАШЕЙ — это КЫПЧАКСКИЙ тип. Чуваши, ФИЗИЧЕСКИ восходят к КЫПЧАКАМ в БОЛЬШОЙ МЕРЕ мере, чем казанские татары. Что же касается характерногоДЛЯ БУЛГАР комплекса признаков, то он(булгарский комплекс признаков ) в составе чувашей НЕ УЛАВЛИВАЕТСЯ 20. В то же время этот БУЛГАРСКИЙ комплекс признаков составил
СОСТАВИЛ ОСНОВУ формирования антропологического типа поволжских ТАТАР. Следовательно, по данным краниологии историческая ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ между булгарами и татарами БОЛЕЕ ОЧЕВИДНА , чем между булгарами и чувашами.
19 В. П. Алексеев. Очерк происхождения тюркских народов Восточной Европы в свете данных краниологии. — «Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья», АН СССР, 1971, стр. 248.
20 В. П. Алексеев. Там же, стр. 249.
21 В. П. Алексеев. Там же, стр. 241-246.
Антротипы народов - это отражение в физическом типе этноса ЕГО ГЕНОТИПА.
По этому к выводы антропологов, а также генетиков в сферах наук , которые изучают происхождение народов, являются КЛЮЧЕВЫМИ
Академик Алексеев подтвердил выводы предыдущих исследований по поволжским татарам и констатировал их (татар) физическое сходство с БУЛГАРАМИ .
В то же время Алексеев не обнаружил сходство физических типов булгар и чуваш
Важна чистота экспериментов, а не конъюнктурное словоблудие.
Так, можно доказать корреляцию рождаемости телят в Казани от погодных условий в Тимбухту.
и стали РУСкими
Но реликтовые РУСЫ это потомки переселившихся в Скандинавию ГЕРМАНЦЕВ
Но современные русские по генотипу ,антротипу , культуре -НИ РАЗУ НЕ ГЕРМАНЦЫ,хотя они носят это самый германо-скандинавский этноним ЭТНОНИМ древних народов часто менялся и ряд народов получили ЭТНОНИМ ЧУЖИХ НАРОДОВ
Игру с этнонимом "русы" и народом взявшим его не следует экстраполировать на все другие народы. Русские - уникальное сообщество людей, находящиеся в состоянии постоянного этногенеза: это точно не германцы, вряд ли славяне. Общность, которая собирает в себя всех, кто под руки попадется. Вернее, собирает для себя древность и культуры других народов, которых нет, а те далече...
Аланы - это барсилы и аскелы -суасы
В 11 веке , после ухода Хазар из политической сцены , буртасы -аланы (предки мишар) вошли в состав Волжской Болгарии в статусе конфедерата
Булгары были в меньшинстве и есть версия , что правящим слоем были барсилы , а не этнические булгары
К 16 -17вв среди предков казанских татар господствовал этноним суас , а среди предков мишар-буртас. Племена суас(аскел) и буртас - не булгарские , а алано-асские
Вот доказательство
Хазарские конфедераты в бассейне Дона
09.12.2016 0 863
Афанасьев Г.Е., Вень Ш., Тун С., Ван Л., Вэй Л.,
Добровольская М.В., Коробов Д.С., Решетова И.К., Ли Х.
Институт археологии РАН, Москва, Россия
Лаборатория современной антропологии, Школа естественных наук,
Фуданьский университет, Китай
Задача проекта РФФИ 13-06-12010-офи-м состояла в исследовании культурной, популяционной и генетической специфики той части населения Хазарского каганата, археологические памятники которого концентрируются в лесостепной зоне бассейна Среднего Дона. Основное внимание было уделено носителям катакомбного обряда погребения, ДОНСКИМ АЛАНАМ , ОТОЖДЕСТВЛЯЕМЫМИ с упомянутыми в письменных источниках этнонимами «ясы», «АСИИ», «БУРТ/фурт-АСЫ », «АС-КЕЛЫ ». Предполагается, что генетически они связаны с подразделениями СЕВЕРОКАВКАЗСКИХ АЛАН – «АС/аш-ДИГОРОВ », переселившихся в середине VIII в. в Донецко-Донское междуречье для охраны северо-западных рубежей Хазарского каганата. Комплексное применение широкого спектра как традиционных для исторических дисциплин методов, так и специфических методов, присущих естественнонаучным дисциплинам, значительно расширило возможности извлечения новой исторической информации из археологического и антропологического источников.
Основное внимание было уделено носителям катакомбного обряда погребения, ДОНСКИМ АЛАНАМ , ОТОЖДЕСТВЛЯЕМЫМИ с упомянутыми в письменных источниках этнонимами «ясы», «АСИИ», «БУРТ/фурт-АСЫ»,
«АС-КЕЛЫ». Предполагается, что генетически они связаны с подразделениями СЕВЕРОКАВКАЗСКИХ АЛАН – «АС/аш-ДИГОРОВ », переселившихся в середине VIII в. в Донецко-Донское междуречье для охраны северо-западных рубежей Хазарского каганата
--------------------------------------------------------------------------------------------
Аскелы (предки казанских татар) и буртасы(предки мишар) - две племени ДОНСКИХ АЛАН , которые переселились на Среднюю Волгу в 9-10вв из Подонья
Аланы - это барсилы и аскелы -суасы
В 11 веке , после ухода Хазар из политической сцены , буртасы -аланы (предки мишар) вошли в состав Волжской Болгарии в статусе конфедерата
Булгары были в меньшинстве и есть версия , что правящим слоем были барсилы , а не этнические булгары
К 16 -17вв среди предков казанских татар господствовал этноним суас , а среди предков мишар-буртас. Племена суас(аскел) и буртас - не булгарские , а алано-асские
Древние народы и ныне сохранившиеся на земле, свое самоназвание пронесли сквозь тысячелетия в неизменном виде и сохранили память о своих предках в древних текстах.
Молодые народы, которые появлялись, жили и пропадали возле древних народов называли своих соседей кто как мог, например кыпсак=половец : кыпсак есть самоназвание, половец есть обозначение другими по цвету волос.
Чужие этнонимы присваивают себе сообщества, формирующиеся в этносы, чтобы "состарить" себя. Болезни роста, знаете ли. А древних священных текстов не имеют.
как типичных монголоидов. Ничего и близко нет похожего на европейскую внешность. А НА КАКОМ ЯЗЫКЕ каком языке говорили монголы ЧИНГИСХАНА ? Армянские источники отвечают и на этот вопрос - на МОНГОЛЬСКОМ . Киракос Гандзакеци, который был в плену у монгол, пишет, приводя примеры у них МОНГОЛЬСКИХ слов .:
"Язык их дик и непонятен нам, ибо бога они называют тангри, человека — эрэ, аран, женщину — эме, апджи, отца называют эчка, мать — ака, брата — ага, сестру — акатчи, голову — тирон, глаза — нигун, уши — чикин, бороду — сахал, лицо — йюз, ниур, рот — аман, зуб — схур, сидун, хлеб — отмак, быка — окар, корову — унэн, барана — гойна, ягненка — гурган, козу — иман, лошадь — мори, мула — лоса, верблюда — таман, собаку — нохай, волка — чина, медведя — айтку, лису — хонкан, зайца — таблга, тула, курицу — тахеа, голубя — кокучин, орла — буркуи-гуш, воду — усун, вино — тарасун, море — наур-тангыз, реку — моран-улансу, меч — иолту, лук — ныму, стрелу — сыму, царя — мелик, патрона — ноин, великого патрона — екка ноин, страну — эл, иркан, небо — гога, солнце — наран, луну — сара, звезды — сарга, хутут, свет — отур, ночь — сойни, писца — битикчи, сатану — барахур, элэп и тому подобные варварские названия, которые в течение многих лет были нам неизвестны, а теперь поневоле стали известны .
Желаю Вам здоровья. Терпения в Вашем не легком труде, выдержки, успехов и новых достижений.
Ваш оппонент и поклонник.
Я сам татарин , но часто вот такие , как он пишут истинную историю татар Поволжья , а не сами татары .
Но Вы не совсем правы, когда связываете мишар с древней финской Мещерей .Это не так.
"Гипотеза о генетическом родстве русской мещеры и татар-мишарей в 50-е годы подверглась проверке учеными научно-исследовательского института антропологии МГУ. На основании антропологических материалов они высказались «ПРОТИВ точки зрения, утверждающей единство происхождения мишарей и так называемой русской мещеры», и указали на возможность генетической связи русской пещеры с локальными «группами мордвы-эрзя»"
То есть ученые антропологи -не нашли антропологического сходства мишар и русской мещеры (перешедшей на русский язык жители Рязанской обл)
Это вывод сейчас подвержден результатами генетических исследований
НЕТ совпаденцев мишар и русской мещеры по снипам
Сейчас уже ни кто не сомневается , что основные предки мишар- буртасы-аланы (асы) .
Это прежде всего доказывается наличием у мишар 60% понтийского типа , который является аланским наследием, а также сходством культуры.
Письменные источники прямо называют буртас посопными или буртасскими татарами , которые проживали в тех же селах , где сейчас живут миша.ри
Последние палеогенетические исследования также нашли у мишар аланские снипы
До прихода на Среднюю Волгу барсилы и аскелы(суасы ) жили на Кавказе .Именно они частично смешались там с местными кавказцами и принесли на Волгу субклады гаплогруппы G1a которых у татар 5 %
Они в Хазарском каганате перешли на хазарский язык .
По антротипу они - понтийцы , но с уклоном К КАСПИЙСКОМУ ТИПУ . Как каспийский , так и понтийский типы относятся к СРЕДИЗЕМНОМОРСКОЙ ПОДРАСЕ .
Есть 44 краниологических параметра ...По этим параметрам антрополог Трофимова обнаружила близкое сходство понтийского типа поволжских татар и алан ...Одновременно она подчеркнула, что понтийский тип у татар НЕ СВЯЗАН с этническими булгарами ..
У казанских татар понтийский тип -45%
У мишар -60%
5% частота встречаемости гаплогруппы G2a у поволжских татар ..У татар те же снипы , что у народов Сев.Кавказа .
Сами местные горцы не могли придти на Среднюю Волгу ,.. Но туда пришли аланы - аскелы - и барсилы
Аскелы пришли в Волж Болгарию из Подонья в 10 веке ..А туда из западной части Сев .Кавказа .
Барсилы пришли на Среднюю Волгу из Восточной части Сев.Кавказа ..Это
современые равнинный Дагестан Чечня восток Ставрополья
Они очевидно смешались на Кавказе с местными народами и принесли на Среднюю Волгу , кроме своих коренных гаплогрупп и их снипов , также уже приобретенные на Кавказе гаплогруппы местных народов .
Уверен , есть еще несколько кавказских снипов у татар , но их конечно ничтожно мало .. Не буду пока называть
Коренные аланские гаплогруппы и субклады у татар -это R1a --Z-93 J2-M172 R1b , ----пока известные ....Более глубокие Снипы пока не буду здесь показывать
Собственно болгары, связанные своим происхождением с тюркоязычными племенами Центральной Азии, Алтая и Южной Сибири, сыгравшими решающую военно-политическую роль в образовании ряда государственных объединений, в том числе и Волжской Булгарии, имели несколько ИНОЙ антропологический облик.
Он(булгарский тип ) характеризовался в целом смешанными европеоидными типами с включением монголоидных элементов южносибирского морфокомплекса Данный тип прослеживается и в более поздних материалах по антропологии волжских булгар, являясь одним из ОСНОВНЫХ в его антропологической структуре. Возможно, выделяемый среди поволжских ТАТАР незначительный МОНГОЛОИДНЫЙ компонент ПРОИСХОДИТ ОТ ранних БОЛГАР и более поздних групп степного населения, вошедших в состав ДОмонгольских булгар
Трофимова Т.А. антрополог и историк
Антропологическая характеристика европейских АЛАН.
Антропологическая характеристика европейских АЛАН приведена на сайтах Волгоградского университета и в работах М. Балабановой http://annals.xlegio.ru/sarmat). В отличие ОТ САРМАТ в них заметно выделялись черты СРЕДИЗЕМНОМОРСКОЙ расы. Они обладали узкими средней высоты лицами, сильно выступающими носами и высоким переносьем. Откуда у народа центральноазиатского происхождения, хотя и европеоидного черты средиземноморцев? В ту пору, подобными чертами обладали кочевники Дахистана и Памира, но последние вряд ли приняли участие в судьбе алан. Известно, что степи Северо-восточного Прикаспия и Приаралья были их(алан) коренным юртом до выхода на историческую сцену. На востоке они испытывали воздействие со стороны кочевников Средней Азии, представителей памиро-ферганской расы, на западе
- сармат. Впоследствии, как указывает М. Балабанова: " Во второй половине 9 века в состав донских АЛАН влилась большая группа кавказских АЛАН .
Их (алан) ПОТОМКИ-- ПОНТИЙЦЫ , которых можно найти среди КАЗАНСКИХ ТАТАР , ТАТАР-МИШАР , туркмен, части башкир, южнорусских(донских казаков ), венгров(ясов ) , но множество алан вслед за сарматами в эпоху Великого переселения народов ушло на запад"
Частота встречаемости у алан очевидно выше ,чем у их потомков - татар , так как в их (татар)этногенезе приняли участие, кроме алан и другие этномассивы ...