Отважный воин-поэт или разбойник: кем был Салават Юлаев?

Заметки на полях о башкирском герое

Отважный воин-поэт или разбойник: кем был Салават Юлаев? Фото: tonkosti.ru

Сегодня, 12 июня, в Башкирии отмечается тройной праздник — День России, День Уфы и начало Дней Салавата Юлаева. Именно башкирскому национальному герою, имя которого продолжает вызывать бурные споры, посвятил сегодняшнюю авторскую колонку «Реального времени» уфимский историк Салават Хамидуллин. Колумнист раскрывает личность Юлаева не только как славного батыра, но и как поэта, духовного наставника и мусульманского мученика.

Салават — национальный герой Башкортостана. Его имя носят город, сельский район, хоккейный клуб, улицы и проспекты. О нем написаны десятки книг и научных статей. Однако многие из них грешат однобокостью, попытками подогнать исторический материал под современные им концепции. В царское время его изображали «вором и злодеем», в советское время — едва ли не революционером, а в либеральную эпоху 90-х гг. из него пытались вылепить банального разбойника. Но он не был ни тем, ни другим, ни третьим.

Русский бунт — бессмысленный и беспощадный?

Пугачевщина была антиправительственным движением. Как к этому должны относиться мы, ныне живущие? Осуждать восставших за то, что они осмелились выразить свой протест непарламентскими методами? Но ведь государство не оставило им иных средств, кроме как взять в руки оружие, чтобы донести свой глас до власть предержащих.

Симбирский купец Иван Грязнов, служивший у Пугачева главным полковником, писал: «Всему свету известно, сколько во изнурение приведена Россия, от кого же, вам самим небезызвестно. Дворянство обладает крестьянами, но, хотя в Законе Божием и написано, чтоб они крестьян содержали, как детей, но они не только за работника, но хуже почитали собак своих, с которыми гоняли за зайцами. Компанейщики завели премножество заводов и так крестьян работою удручили, что и в ссылках того никогда не бывало, да и нет...».

В просвещенный XVIII век Россия была единственной страной, в которой подавляющая часть коренного населения, а не привезенного из заграницы, подобно американским неграм, находилась в рабстве. Такое положение дел не могло не быть питательной средой для мятежей. Нужна была лишь соответствующая идеологическая платформа. И она нашлась.

Донской казак Емельян Пугачев объявил себя «чудесно спасшимся» царем Петром Федоровичем, и народ охотно в это поверил. Так что Пугачевщина, говоря словами А.С. Пушкина, была бунтом беспощадным, однако далеко не бессмысленным. Другое дело, что правящая элита государства сделала ошибочные выводы из произошедших событий — окончательно законсервировала крепостную систему вместо того, чтобы проводить реформы.

Допрос Салавата (1955 г.). Худ. А.А. Кузнецов

Идея башкирского восстания

«Неужели-то проклятая сволочь не образумится? Ведь не Пугачев важен, да важно всеобщее негодование», — писал генерал А. Бибиков литератору Д. Фонвизину. Действительно, всеобщее негодование охватило все слои населения: крепостные крестьяне стонали под рабством, в которое они были окончательно ввергнуты вольностями, дарованными дворянству Екатериной II; горнозаводские рабочие — под тяжким игом подневольного труда; поволжские инородцы — татары, чуваши, марийцы, удмурты — страдали от национального угнетения. Однако не они были движущей силой, движения.

Секретарь Пугачевской военной коллегии Алексей Дубровский на допросе показывал: «Во всем возмущении и начатии дела состоят причиною яицкие казаки, которые, сообщась заедино думою с башкирцами, хотели отменить учиненную якобы им обиду от бояр...».

Чем были недовольны башкиры? Стремительная индустриализация, охватившая край, больно ударила по их интересам. В результате прямых конфискаций и неравноправных сделок, совершенных под административным давлением оренбургских губернаторов, башкиры лишились миллионов десятин земли и лесных угодий. К тому же еще не зажили раны прежних восстаний.

Писатель и этнограф XIX века Филипп Нефедов на примере отца Салавата Юлая Азналина, старшины Шайтан-Кудейской волости, описал настроения башкирской знати накануне восстания: «Юлай был вотчинник, человек богатый, умный и влиятельный <...>. Местные власти относились к башкирскому старшине с доверием; недаром же Юлай участвовал в погоне за калмыками и ходил в Польшу усмирять польских конфедератов <...>. Но башкирский старшина в действительности далеко не был тем, чем он так искусно умел казаться. На глазах у Юлая пылали башкирские селения, разорялся край; у него самого купцом Твердышевым отнята земля под Симский завод <...>. Истый башкир, горячо любивший родину, Юлай не мог оставаться равнодушным зрителем; он маскировал свои чувства, но в душе оставался недоволен и таил месть. От такого отца родился Салават».

Относительно истинного происхождения Пугачева башкиры ничуть не заблуждались. После войны сотник Бала-Катайской волости Упак Абзанов на допросе показывал: «Зная, что Пугачев из злейших разбойник, башкирские старшины повиновались ему единственно льстясь лестным его обещанием, что он может возвратить в здешних местах заселившую землю и что господ никого не будет, а всякий сделается самовластным», т. е. свободным и равноправным.

Башкирские воины. Худ. А.О. Орловский (posredi.ru)

«Салават наш был герой»

9 ноября 1773 года у деревни Юзеевой повстанческое войско, состоявшее из казаков и башкир, внезапно атаковав, разбило авангард корпуса генерала Кара, командующего войсками первой карательной экспедиции. В самый критический момент сражения, башкирская конница князя Уракова, шедшая на помощь Кару, в полном составе перешла на сторону противника близ деревни Биккулово. Среди них был молодой воин Салават Юлаев.

Получив от Пугачева чин полковника, он отбыл на родину, чтобы возглавить движение на Сибирской дороге Башкирии. Здесь он в короткие сроки собрал отряд и, двинувшись на север, 12 января 1774 года без боя взял Красноуфимскую крепость. Далее он отправился к Кунгуру, тогдашней столице Пермского края, и возглавил все повстанческие силы.

Одновременно с Салаватом к городу со своим отрядом прибывает табынский казак и пугачевский бригадир Иван Кузнецов, на дочери которого Оксане, по сценарию фильма Якова Протазанова «Салават Юлаев» (1941 год), якобы женился Салават-батыр. 23 января 1774 года пугачевцы предприняли генеральный штурм Кунгура: Кузнецов с одной тысячей крестьян и казаков при шести пушках двинулся с юга, а Салават, у которого было 3 тысячи башкир и 10 пушек, ударил с севера. В одном месте юлаевцам удалось пробить брешь в крепостной стене и ворваться в город, но гарнизон сумел отбить атаку башкир. Затем было еще несколько штурмов, но крепость устояла. Именно в дни яростной осады города среди местного русского населения родилась песня:

Салават наш был герой,
Смело он ходил на бой,
Три кольчуги надевал,
И к Кунгуру подступал,
Сорок пушек заряжал,
Да в Кунгур-крепость стрелял.

В это же самое время походный старшина Бурзянской волости и повстанческий главный полковник Каранай Муратов осаждал Мензелинск и Елабугу, а упомянутый Иван Грязнов с группой башкирских предводителей, среди которых были старшины Айлинской, Кара-Табынской, Бикатинской волостей Иса Токтагулов, Юламан Кушаев, Базаргул Юнаев и другие, захватил Челябинск. Таким образом, сложилось четыре повстанческих лагеря Оренбургский, Мензелинский, Кунгурский и Челябинский, действовавших автономно.

Обелиск в честь победы над Пугачевым в Кунгуе. Фото wikipedia.org

Пугачев и Салават

В марте 1774 года к Оренбургу, осажденному главной армией Пугачева, подошли войска второй карательной экспедиции под командованием генерала Бибикова. Узнав о планах Пугачева тайно бежать в Персию, башкиры заявили ему: «Ты нас уверял, что ты государь, и обещал, Оренбург взяв, сделать, чтоб губернии не быть, чтоб мы были оной не подвластны. А теперь хочешь бежать и нас оставить на такую же пагубу, которую за мятеж терпели отцы наши, которых казнили смертью. И так мы до того времени тебя никуда не упустим, покуда ты действительно не исполнишь своего обещания».

Они удержали Пугачева от бегства, поэтому восстание затянулось еще на целый год. По приглашению старшины Бушман-Кыпчакской волости Кинзи Арсланова «царь» ушел в глубь Башкирии, где в короткие сроки было собрано новое 10-тысячное войско. Начался второй этап Пугачевщины. А.С. Пушкин писал: «Башкирцы не унялись. Старый их мятежник Юлай, скрывшийся во время казней 1741 года, явился между ими с сыном своим Салаватом. Вся Башкирия восстала, и бедствие разгорелось с вящей силой».

Войска шести царских генералов — Щербатова, Фреймана, Станиславского, Деколонга, Голицина, Рейнсдорпа — были скованы действиями отрядов Караная Муратова, Каскына Самарова, Мурата Абралова, Аладдина Бектуганова, Юламана Кушаева и других башкирских предводителей. Это обстоятельство позволило подполковнику Санкт-Петербургского карабинерного полка И.И. Михельсону сосредоточиться исключительно на преследовании Пугачева. Идя к нему наперерез, 5 мая он встретился с Салаватом.

А.С. Пушкин писал: «Михельсон <...> продолжал путь, несмотря на всевозможные препятствия, и 5 мая у Симского завода настиг толпу башкирцев, предводительствуемых свирепым Салаватом...». Следующий бой с Салаватом произошел близ деревни Ерал.

Михельсон докладывал: «Жители объявили мне, что злодеи, собравшись в великом числе, имев несколько пушек, только мало пороху, от деревни в четырех верстах на поле меня ожидают <...>. Приближаясь к ним, они, начав стрельбу, прямо кинулись на моих передовых. Злодеи, не уважая нашу атаку, прямо пошли к нам навстречу, однако помощью божьей по немалом от них супротивлении были обращены в бег...».

3 и 5 июня объединенные силы Салавата и Пугачева дали два сражения Михельсону, об исходе которых каждая из сторон заявила как о своей победе. Так или иначе отряду Михельсона, потрепанному в череде боев, пришлось отступить в Уфу. Именно это обстоятельство дало возможность повстанцам уйти от погони и прорваться к Казани. На радостях Пугачев присвоил Салавату звание бригадира, т. е. бригадного генерала.

«Взятие Казани Пугачевым» (1847 г.). Худ. Ф. Моллер (cultobzor.ru)

И один в поле воин

Салават в казанском походе участия не принимал, так как был ранен под Осой и был вынужден отбыть домой для излечения. 10-тысячной башкирской конницей (из 20 тысяч человек всей пугачевской армии) при штурме губернского центра командовал повстанческий генерал Юламан Кушаев. По свидетельству участника тех боев башкира Айлинской волости Хамзы Баязитова, у стен Казани «башкирцы находились впереди пугачевской толпы, будучи чрезвычайно порублены». После сожжения города башкиры попрощались с «царем» и вернулись на родину, а Пугачев, переправившись через Волгу, двинулся дальше.

Пушкин писал: «Пугачев бежал, но бегство его казалось нашествием». 24 августа 1774 года Михельсон разбивает Пугачева под Царицыном (ныне Волгоград, — прим. ред.) и вскоре самозваный царь оказывается в плену. К осени 1774 года восстание почти прекращается.

Активное сопротивление продолжает лишь один Салават. 18 сентября близ села Бураево башкирский батыр внезапно атаковал отряд подполковника И.К. Рылеева, приведя его в смятение: «Дерзкий прожект столь был сделан с их злодейскими мыслями противу вверенных мне войск вреден, которых я от такого вероломного народу никогда не воображал, однако ныне видел в настоящем деле».

22 сентября у деревни Норкино отряд Рылеева вновь подвергся нападению, о чем тот сообщал: «Будучи ж на марше, сего ж 22 числа повстречавшим злодеем башкирцом Салаваткою имел прежестокое сражение, у которого было злодейской толпы до трех тысяч человек».

18 октября 1774 года главнокомандующий карательными войсками генерал-аншеф П.И. Панин обратился к башкирам с последним ультиматумом, требуя в знак «своего истинного покаяния» выдать «главного между башкирским народом теперь возмутителя Салаватку». Однако это не подействовало.

Тогда 27 октября к нему от имени Екатерины II лично обратился начальник секретных комиссий генерал-майор П.С. Потемкин: «<...> башкирскому старшине Салавату Юлаеву. С крайним прискорбием извещаюсь я, что ты до сего времени в злобе и ослеплении погружаешься <...>. Я, будучи уполномочен всемилостивейшею ея величества поверенностию, уверяю тебя, что получишь тотчас прощение. Но если укоснеешь еще за сим вещанием, то никакой уже пощады не ожидай». Следует отметить, что правительство ни к одному из мятежников не обращалось с подобным предложением. Однако Салават отверг его. Как затем выяснило следствие, он и его ближайшие соратники дали клятву, «чтоб им до самой их погибели находиться в беспокойствии и не покоряться». 25 ноября 1774 года мятежный батыр был схвачен.

Лик Салавата

Факты биографии и боевого пути Салавата известны благодаря архивным документам, по которым трудно реконструировать его личность. Пушкин охарактеризовал его «свирепым Салаватом». Гораздо больше в этом отношении дают очерки историка и краеведа Руфа Игнатьева (1818—1886), а также уроженцев Урала писателей Филиппа Нефедова (1832—1902) и Дмитрия Мамина-Сибиряка (1852—1912), которые писали, что называется по горячим следам, когда были живы, если не сами пугачевцы, то их дети и внуки. Именно поэтому их характеристики являются слепками с того образа Салавата, который сформировался в народном сознании и который, как нам кажется, наиболее близок к своему прототипу.

Филипп Нефедов писал: «…Мысль об освобождении родины не давала ему покоя и звала на дело, манила на подвиг. Освободить Родину! Сколько чарующего, обаятельного для многих умов в этой мысли; но выступить борцом за ее осуществление мог только поэт, каким был Салават. В своем религиозно-поэтическом настроении он не раз слышал самого Бога, повелевавшего ему восстать на врагов и освободить Родину».

В свое время Мустай Карим и Расул Гамзатов, народные поэты Башкортостана и Дагестана, воспевая образы героев своих народов, сравнивали друг с другом Салавата Юлаева и имама Шамиля. Однако мысль о схожести образов вождя горцев и вождя башкир впервые была высказана еще в XIX веке Руфом Игнатьевым, который, прослушав ряд песен и былин о Салавате, сделал вывод, что «это был батыр, посланник Аллаха и патриот, вроде какого-нибудь Кази-муллы или Шамиля <...>. Пытки, наказания кнутом и ссылка придали Салавату эпитет мученика».

Таким образом, культ Салавата сформировался у башкир еще в XIX веке, хотя он не был самым знаменитым предводителем в период Пугачевщины, не говоря уже о вождях предыдущих башкирских восстаний XVII—XVIII веков. Ореол мученика, пострадавшего за весь народ, затмил собой образы остальных батыров прошлого. Мамин-Сибиряк в своих «Приваловских миллионах» описал сцену, вероятно, подсмотренную где-то во время его уральского детства: «<...> в тихом воздухе таяла и стыла башкирская монотонная песня, рассказывавшая про подвиги башкирских богатырей, особенно о знаменитом Салавате...».

Руф Игнатьев, прослушав ряд песен и былин о Салавате, сделал вывод, что «это был батыр, посланник Аллаха и патриот...»

Поэт Салават

Салават был поэтом, хотя оригиналы его стихов, по всей видимости, не дошли до нашего времени. Они сохранились лишь в виде русских подстрочных переводов, включенных в произведения Руфа Игнатьева, Филиппа Нефедова и других. В свою очередь названные авторы получили подстрочники от Абдуллы Давлетшина — подполковника, дворянина и бывшего начальника I кантона Башкирского войска. Куда подевались тексты стихов на языке тюрки, с которых осуществлялся перевод на русский язык, неизвестно. Нефедов писал: «Салават — представитель не одной грубой физической силы. Он — ученый и поэт. Он знает Коран и шариат, перед юношей почтительно склоняют головы старики, о нем все говорят, и начитанности его удивляются не только муллы, но даже сами ахуны...». Стихи Салавата проникнуты мыслью о божьей мудрости, создавшей этот прекрасный мир, а потому долг батыра — защищать свою родную землю. Судьба джигита — в руках Родины, а судьба Родины — в руках джигита.

Я гляжу на цепи гор
В нашем благостном краю,
И, вбирая их простор,
Божью милость познаю.
Песней небо раскололось —
Соловей поет в долу;
Как азан, звенит твой голос,
Богу вознося хвалу.
Не зовет ли на молитву
Верных мусульман?
Провожает меня в битву,
Мой Урал, родимый стан.

Проведя 25 лет на каторге в балтийском порту Рогервик (город Палдиски, Эстония, – прим. ред.), Салават Юлаев умер 26 сентября 1800 года. Последними строками поэта-воина, приписываемыми ему, было стихотворение «Я не умер, башкиры!»:

Ты далёко, Отчизна моя!
Я б вернулся в родные края,
В кандалах я, башкиры!

***

Мне пути заметают снега,
Но весною растают снега,
Я не умер, башкиры!

Салават Хамидуллин
Справка

Салават Ишмухаметович Хамидуллин — историк, к.и.н., журналист.

  • Родился в городе Стерлитамаке в 1968 году.
  • Образование: Башкирский государственный университет (исторический факультет).
  • 1990—1991 годы — корреспондент газеты «Истоки».
  • 1991—1995 годы — редактор молодежной редакции Республиканского ТВ, руководитель творческого объединения «Молодость».
  • С 1995 года — корреспондент программы «Башкортостан», редактор ТО «Гилем», ТО общественно-политических программ, начальник отдела познавательных и исторических программ, руководитель редакции познавательных программ студии БСТ.
  • Автор и телеведущий телепроектов «Историческая среда» и «Клио».
  • Автор ряда документальных фильмов, книг и научных публикаций об истории Башкортостана и башкирских родов. Колумнист «Реального времени».
  • Лауреат Государственной премии РБ им. С. Юлаева, Республиканской премии в области журналистики имени Ш. Худайбердина. Победитель международных и республиканских телефестивалей.

ОбществоИсторияОбразованиеКультура БашкортостанТатарстан
комментарии 88

комментарии

  • Анонимно 12 июня
    Да что там говорить,просто коммунистом был Салават..... Сейчас начнется перепалка на 3 дня....Ребята,все это дела давно минувших дней....... Оставьте в покое этих людей незаурядных! Сколько можно мусолить?
    Ответить
  • Анонимно 12 июня
    Я не националист и уважительно отношусь ко-всем.
    Были на экскурсии в Уфе, экскурсовод дословно сказал: "Фактически Салават был бандитом, как и Пугачев". Понятно, что на фоне подъема национальной и я бы даже уточнил националистической волны 90-х, нужны были свои "Ленины-Сталины", т.е. национальные герои, но с обязательным привкусом борьбы с большой и злой Россией. Вот и появлялись такие герои. Продолжением этого процесса, "одного поля ягода" - выдвижение Бандеры, Шухевича в национальные герои Украины.
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    Все в одну кучу смешали. Образ Салавата начал воспеваться задолго до "националистичных" 1990-х. Когда написал роман Степан Злобин? Когда сняли фильм? Когда установили памятник? Не сходится с вашим голословным утверждением?
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    Вы как раз и не поняли ничего - все совпадает "копейка в копейку". Возьмите книги, учебники истории Башкирии так примерно 70-х - 80-х годов. Вы увидите, что Салават шел "политическим" героем, ну как Пугачев, Декабристы. Все они условно были "красными", выступающими против "царского самодержавия и угнетения народных масс". Потом, в 90-х и особенно далее "развенчали" героизм Пугачева и даже Декабристов, но другого "цвета" для них не придумали, а вот Салавату привили националистический вирус и окрасили, ну пусть в зеленый цвет и теперь он герой-освободитель от русского ига. Вот и все.
    Ответить
    Анонимно 13 июня
    Ему про Фому, а он про Ерему... Какие еще советские учебники? Ты вообще трезвый?
    Ответить
    Анонимно 13 июня
    Не от русского, от рабовладельчесского .Не путай божий дар с ....
    Ответить
  • Анонимно 12 июня
    Башкиры сколько можно врать про Салавата Юлаева.
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    а что именно соврали? глупости не говорите
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    Стихи за Салавата понаписали? И точнее дописали.Пока землю не отобрали верно служило семейство,за что бился,за свободу???
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    Именно. Стоит чуть приложить умственных усилий...))
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    Похоже, ты не прочитал текст Хамидуллина, раз несешь такой бред
    Ответить
    Анонимно 13 июня
    Это изначально бред Хамидуллина, который все рвет,что бы доказать,что Салаватом его не зря назвали.
    Ответить
  • Анонимно 12 июня
    Опять 100% ложь. Все эти "башкиры" были вотчинниками-башкирами, т.е. татарами.
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    опять эта песнь, 1001 раз опровергнутая. а вы все долдычите упрямо
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    1002 раз опровегните свои же предания как Чингисхан раздавал ,,башкирам,, - татарам тамги. И от кого вотчиные земли.
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    Для начала разберись, что такое татары? Когда они появились как нация? Фактически Сталин утвердил татар как нацию, подарив им республику в 1920-м году. А башкиры - это народ, который был выделен в казачье сословие. К слову, не все башкиры к нему относились. Частично они были в составе тептярей, бобылей, мещан и крестьян.
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    Казанские татары потомки финнов и балто-славян. Смотрите результаты генетических исследовании генетика Балановского. Тюркизация этих балто-славян и финнов связана с влиянием на них культуры и языка булгар и башкир. Булгары и башкиры пришли на их земли в 8-9 веках. Башкиры вообще тогда жили рядом с ними на западе современной Башкирии и востоке Татарстана. Видимо уже тогда началось влияние на них булгарского и башкирского языка и культуры. Далее опосредованное через башкир влияние кипчаков и вуаля - к исходу Средневековья тюркоязычные потомки финно-угро-балто-славян готовы.
    Ответить
    Анонимно 13 июня
    Вы нацию определяете по результатам генетического исследования, тогда вы неуч и бездарь.Безграмотные комментаторы переврали Балановских и приписали им ,то чего они не говорили.Ученым надоели эти враки.Обычно они не занимаются комментариями ,а только предоставляют результаты исследований.Прочитал их комментарии в интернете.,,Татары полиэтничная нация.Татары - тюрки. В ДНК татар якобы финноугорский компонент ,на самом деле имеет возраст 20-25 тысяч лет и обозначает древний ,,северобалтийский компонент,, и он не может быть и называться финно-угорским так как язык финно-угров сформировался несколько тысяч лет назад.
    Ответить
    Анонимно 13 июня
    Давно уже разобрались кто такие татары это предки башкир.Из татарских коллаборационистов и служивых татар появилось ,,башкыртс кое сословие,,.Продажное сословие подавлявшее восстания народов Поволжья.
    Ответить
    Анонимно 13 июня
    Всем башкыртам срочно прочитать статью казахского ученого Жаксылыка Сабитова ,,Миф о финно-угорским происхождении казанских татар,,.Находится статья на сайте ,,Генофонд Р.ф,,,с реальными комментами Балановских.
    Ответить
    Анонимно 13 июня
    Лучше почитайте здесь на сайте Реального времени интервью Балановского
    Ответить
    Анонимно 13 июня
    Интервью делают журналисты в соответствии со своими взглядами.И там от смысла сказанного остаётся пшик,если вообще все не переиначат. Читайте на сайте ,,генофонд Р.Ф. ,, реально Балановскими написанные слова.А не журналистскую обработку.
    Ответить
    Анонимно 16 июня
    Сабитов пишет про гаплогруппы, татарских, финно-угорских и т.д. гаплогрупп нет. Например, гаплогруппа N1c не финно-угорская, она присутсвуе у многих народов, и у финно-угров есть и другие гаплогруппы r1a, r1b и др. Дело в другом генофонд казанских татар совпадает с генофондом современных финно-угорских народов, русских, балтских народов. А т.к. финно-угры и балты автохтонные жители края, т.е. жили до прихода булгар, башкир и другигих тюркских народов. Следовательно генофонд казанским татарам достался от автохтонов, т.е. от населения генофонд которого такой же как у финно-угорских и балто-славянских народов. Следовательно произошла только тюркизация местного населения. Балановский же говорит, что практически все современные тюркоязычные народы автохтоны, подвергшиеся тюркизации. Также и башкиры. До прихода тюрков на Южном Урале жили индоиранцы (саки, сарматы) и финно-угорские народы, которые смешивались между собой, потом с приходом башкир произошла их тюркизация. Вообще согласно исследованиям генетиков из СО РАН тюрки ассимилировали индоиранцев. Это один их главных компонентов генофонда тюркоязычных народов.
    Ответить
    Анонимно 17 июня
    Ж. Сабитов вообще-то не генетик, а политолог...
    Ответить
    Анонимно 17 июня
    Кстати, ни одного т.н. татарского восстания за возрождение Казанского ханства не было. Были только Черемисские (русско-марийские) войны.
    Ответить
  • Анонимно 12 июня
    К разбойникам императрица не обращается с призывом сложить оружие. Разбойников вешают.
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    Про Батыршу мало сейчас говорят и пишут
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    Ответ - на поверхности. Батырша - "физик-теоретик", завиральных идей, которых и сейчас мало кто признаёт. Да и тряпка, в некотором роде.
    САЛАВАТ - романтик и воин. До последнего верившего в Чудо. Посмотрите на фильм "Храброе сердце, У.Уоллес - герой народного гнева Шотландии...

    "
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    не надо противопоставлять двух героев. оба достойные батыры, один мишарин, второй башкир.
    Ответить
    Анонимно 13 июня
    В какое чудо Салават верил? что землю вернёт Екатерина 2.Как верит современный Салават в возвращение М.Рахимова.Что с них взять романтики.
    Ответить
    Irek Tattarich 16 июня
    К слову, мулла Батырша погиб в неволе с оружием руках, круша своих охранников. И тоже к слову, именно по восстанию под предводительством Батырши, царское правительство пошло на особо большие уступки мусульманам.
    Рекомендую по восстанию Батырши почитать: https://putnik1.livejournal.com/1637533.html
    По поиску на слово "Волкоголовые" найдете в работе Л.Р. Вершинина и про Салавата Юлавева, и ещё про много чего. Не отмхивайтеь, в этой работе Вершинина, комментариями и советами много постарался главный "традиционалист" Башкортостана А. Т. Бердин.

    Пишут: "В период башкирских восстаний активизируются публицистика и поэзия. Образцами башкирской литературы этой эпохи являются «Письмо Батырши» Б. Алиева, поэтические произведения С. Юлаева". А башкирский письменный язык появился только в начале 20 века.
    Ответить
    Анонимно 18 июня
    Старобашкирский литературный ("тюрки") известен как минимум с 16 в.
    Ответить
    Анонимно 19 июня
    "К слову, мулла Батырша погиб в неволе с оружием руках, круша своих охранников. И тоже к слову, именно по восстанию под предводительством Батырши, царское правительство пошло на особо большие уступки мусульманам."

    К слову, Батырша - трус и провокатор. Ни одним сражением он не командовал и ни в одном он не участвовал. А что до его смерти (тьфу!) в плену (многолетнего) якобы с оружием в руках (топор), так это от БЕЗУМИЯ и СУМАШЕСТВИЯ, а не от геройства.
    К слову, на одного татарина, поддержавшего башкирских повстанцев восстания Кусярбая (1755-1756), приходилось минимум 1000 (Карл, штукарь!) татар-карателей. И тоже к слову, вспомним пятитысячный отряд казанских татар, которые ДОБРОВОЛЬНО участвовали в карательной экспедиции против башкир (как в 1737 г. трехтысячный добровольный карательный татарский отряд Казгуба). Такие дела.
    Ответить
    Irek Tattarich 19 июня
    Напишут же.
    Поволжский тюрки, часто называли просто татарским языком, а когда реализовался новотатарский, его называли старотататарским языком.
    Старобашкирским нигде и никогда. Пиьсьменно-литературный язык для башкир соорудили большевики в начале ХХ века. Причём на основе мало распространённого, но наиболее отличающегося от татарского языка куваканском диалекте горных башкир.
    https://irek-tattarich.livejournal.com/61168.html
    https://irek-tattarich.livejournal.com/61333.html
    https://irek-tattarich.livejournal.com/61619.html
    Ответить
    Анонимно 21 июня
    Старотатарским "тюрки" обозвали в 20 в. Кроме Татарии этот язык никто и нигде не обзывает старотатарским. Произошёл от письменного джагатайского. А что до литературного башкирского, то он преимущественно юрматынский. Куваканцы жокают, если кто не в теме.
    Ответить
    Irek Tattarich 22 июня
    Тук, туку и авторитет башкирской исторической науки Билал Хамитович Юлдашбаев не авторитет. Поскольку тук, тук, и много буков не освояет.
    Ответить
    Анонимно 22 июня
    Кто такой Юлдашбаев? Впервые слышу. Я знаю много других башкирских историков. Например, Юсупов, Азнабаев, Акрам Бииш.
    Ответить
    Анонимно 22 июня
    Каким же образом и когда предки казанских татар перешли на современный Z-язык общетюркского типа? По всей видимости, этот переход состоялся под влиянием тюрко-монгольской кочевой аристократии, правившей в Казанском ханстве, ведь известно, что именно элита диктует простонародью свои идеалы, вкусы и ценности. Если говорить о времени смены языка, то произошло это не ранее XV века. Тюрколог-лингвист А.В.Дыбо пишет: «Окончательное формирование татарского языка происходило после образования Казанского ханства в середине XV века» [6]. Правда, он тогда татарским еще не именовался. Примерно тогда же финноязычная мещера Касимовского ханства, находившаяся под культурным влиянием крымско-ногайско-башкирской знати, которая выезжала на службу в Мещерский юрт, перешла на тюркский язык и превратилась в известных всем мишарей (мещеряков). Таким образом, проникновение тюркского языка кыпчакской подгруппы, сменившего в Среднем Поволжье палеотюркский (булгаро-чувашский) и мещерский (финно-волжский) языки, связано с военной и культурной экспансией, шедшей из тюркской степи, в том числе, из Башкирии. Проводниками этих процессов были род Барын, который имеется в составе современных башкир [42] и крымских татар, род Аргын, имеющийся у казахов, Мангыт – у ногайцев, Кыпчак – в составе большинства тюркских народов, кроме казанских татар, и другие. Что касается Мещерского юрта, то наличие там Иректинского и Каршинского беляков [43], а также «татар из числа тарханов и башкирцев», позволяет говорить о значительной роли башкирской знати в тюркизации тамошнего мещерско-мордовского населения [20. C.215].
    Ответить
    Анонимно 22 июня
    Пожалуй одним из главных факторов, способствовавших утрате национальной идентичности у части западных башкир, был лингвистический вопрос. На протяжении веков литературным языком башкир был поволжский тюрк?, основанный на чагатайской (среднеазиатской) письменной традиции и не в полной мере соответствовавший их народной речи. Он в равной степени был распространен среди башкир и «татар» [63]. Не случайно, В.Н.Татищев писал: «Бухарцы и другие учёные сего народа в Астрахани и Казани чегодайский язык почитают за начало и главнейший в татарских диалектах и оной за необходимый почитают ученому совершенно разуметь, и он так от простого татарского разный, что не учась, разуметь не может, хотя слов подобных в татарском множество» [64].

    Как видим, чагатайский язык был языком высокой культуры, недоступным простому народу по причине обилия в нем арабизмов и фарсизмов. Применение по отношению к нему термина «старотатарский язык», как это делают ученые Татарстана, некорректно. Не существует ни одного средневекового источника, в котором бы он квалифицировался в данном качестве. Определения русских толмачей (переводил «татарское» письмо имярек) и авторов приниматься в расчет по вышеуказанным причинам не может. Тот же В.Н.Татищев пишет, что тюркским народам название «татары» было незнакомо: «Ежели бы кто, со здешними говоря по-татарски, употребил слово татар, то б никто не разумел, но называют тюрк. Например, спросить умеешь ли по-татарски, то скажет туркуча блямисин (т.е. «знаешь ли по-тюркски?» - авт.), татарская книга – турки китаби (т.е. «тюркская книга» - авт.), турецкая книга – руми китаби (т.е. «римская книга» - авт.)» [65. C.271].

    Поэма узбекского поэта Суфи Аллаяра (1644-1721 гг.) «Сабат ал-‘аджизи», завоевавшая огромную популярность среди населения Урало-Поволжья, была написана на чагатайском языке, а потому была им малопонятна. Поэтому они обратились к писателю и поэту Тадж ад-дину бен Ялчыгулу аль-Башкурди (1768-1838 гг.) с просьбой перевести ее на свой язык, который они определили как тюркский: «Тадж ад-Дина, сына Ялчигула, спросили: «Что будет, если переведешь «Сабат ал-‘аджизин» на язык тюрки?» [66]. Другой башкирский писатель, ‘Али Чукури (1826-1889 гг.), говоря о соплеменниках, заявлял: «…они умели читать написанное и писать на тюркском (??????? туркича)» [67]. Ученый-просветитель XIX в. С.Б.Кукляшев писал: «Все языки, коими говорят и пишут турецкие и татарские племена, известны под общим названием тюркийского, или тюрки-тили» [68]. Миссионер Н.И.Ильминский, говоря о языке казанских татар, утверждал: «Его лучше было бы назвать языком Тюркским, потому что он принадлежит Тюркам, и восточные народы называют его «тюрки» [69]. Таким образом, тюрки был своеобразной латынью Востока, общим литературным языком для множества тюркских народов (как церковнославянский для многих славянских народов) вплоть до появления у них в XX веке национальных письменностей, приспособленных к народным говорам. Не случайно, в переписных листах Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. башкиры, тептяри и «татары» Мензелинского, Сарапульского и Елабужского уездов указывали в качестве родной речи именно тюркский или «мусульманский» язык [70].

    Нужно отметить, что если для башкир язык тюрки был естественным продолжением народной речи, то у «татар» он стал доминировать в довольно позднее время (XV-XVI вв.). До этого, как уже говорилось выше, мусульманское население Казанского края говорило на диалекте, носившем на себе печать палеотюркского (булгаро-чувашского) наречия. Башкиры же изначально разговаривали на Z-языке общетюркского типа, о чем красноречиво свидетельствует тюркский филолог XI в. Махмуд Кашгари: «У племен кыргыз, кипчак, огуз, тухси, ягма, чигиль, уграк, чарук чистый единый тюркский язык. К ним близок язык йемеков и башгиртов» [71]. Причем, нет уверенности в том, что их язык изначально имел фонетические особенности, характерные для современного башкирского литературного языка, как, например, последовательная замена тюркского -s- звуком -h-. По всей вероятности, эта черта сформировалась под влиянием иранской (сарматской) этнической стихии, участвовавшей в этногенезе башкир [72].
    Ответить
    Анонимно 22 июня
    Как уже говорилось, современный татарский язык образовался в результате языковой экспансии, шедшей в Среднее Поволжье из тюркской степи – Ногайской Орды, Крыма, Башкирии. Не случайно, Мухаммед-Салим Уметбаев (1841-1907 гг.) писал: «…татар теле борон?о джа?атай в? ист?к (баш?орт) хал?лары теленд?н килг?н телдер... Бу тел ил? с?йл?шк?н халаи?лар ?зл?ре т?рки тел диб ?йт?л?р. Ист?к й??ни баш?орт ??димд? бу тел ил? с?йл?шк?нг? д?лил «?ысас Раб?ызи» в? «?б?-л-?ази» в? «Бабур нам?» китаплары... Бу телг? ?ам исм т?рки диб ?йт?л?» (Перевод: «...татарский язык происходит из языка древних народов джагатай и истяк (башкир)...Народы, говорящие на этом языке, сами называют его языком тюрки. Доказательством того, что древние башкиры разговаривали на этом языке, являются книги «Кысас Рабгузи», «Абу-л-Гази», «Бабур-намэ»…Общенародное название этого языка – «тюрки») [73]. Не случайно, ‘Арифуллах Кииков давал языку тюрки определение «тач башкортча» («чисто башкирский») [74].

    На этом языке в XIII-XX вв. писали такие поэты и писатели башкирского происхождения, как Кул ‘Али [75], Салават Юлаев, Тадж ад-дин бен Ялчыгул, Мифтах ад-дин Акмулла, Шамс ад-дин Заки, Мухаммад-‘Али Чукури, ‘Арифуллах Кииков, Мухаммед-Салим Уметбаев, Риза ад-дин Фахр ад-дин, Шейхзада Бабич и др. Поэтому расхожее мнение, бытующее в широких слоях народа, о том, что северо-западные башкиры разговаривают на татарском языке, которого, как было показано выше, не существовало до начала XX века по определению, поскольку еще не было народа с таким названием, является ошибочным. Во-вторых, для северо-западных башкир «татарский язык» (т.е. тюрки) был исконным, тогда как предки казанских татар – чуваши – восприняли его лишь на рубеже XV-XVI вв. от тюрков Дешт-и Кыпчака, в том числе, предков северо-западных башкир, а эти последние разговаривали на нем всегда.
    Ответить
  • Анонимно 12 июня
    ... Того экскурсовода на пушечный выстрел нельзя подпускать к его работе. Настолько быть элементарно недалёким, мыслящих черно-белыми понятиями, уму не растяжимо!
    САЛАВАТ остался на протяжении около 300 лет в памяти башкирского народа выразителем дум, идеалов о свободе, семейном счастье, вольной жизни на потрясающей по своей красоте природе нашего Урала... Останется и впредь. Несмотря на потуги таких вот "экскурсоводов" и пр. недалёких людей.
    Сравнил тоже мне... что-то не помню стихов в исполнении бандерологов... А памятник на месте смерти нашего Салавата в эстонском городе Палдиски стоит, его именем названа улица. Вот отличие еврокультуры, кстати.

    ГОРЖУСЬ!!!
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    При чем здесь личный повод для гордости,гордись редиской на своем огороде. Зарплатой если честно заработал.Ты с ним рядом воевал,что ли.
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    Это я писал про экскурсовода. Что-то Пугачева перестали народным героем называть - не тот политический строй, а так этот разбойник тоже был "героем", просто его возвели в герои на волне "антицаризма" и т.д., что ведет к коммунизму, а здесь песнь другая - национализм, русофобия и сравнение с бандеровщиной вполне адекватное. Вы же его не за великого поэта считаете, а за освободителя...боровшегося с гнетом проклятой России.
    Был в Палдиски и лично видел памятник Салавату, ну и что? Там он как раз был установлен на той-же волне, что и Пугачев.
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    И имам Шамиль - герой. Хотя не всех это устраивает. И Салават - герой.
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    Невозможно сопоставить имама Шамиля и Салавата.
    Имам Шамиль воевал 40 лет с со всей мощью России, был духовным лидером мусульман. А Салават просто мальчишка, который воевал под прикрытием Емельяна Пугачева примерно 1 год.
    Каждое действие имама Шамиля- это пример для подражания мусульман.
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    И признание ошибкой свою борьбу с Россией?
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    В качестве имама, предводителя горцев, Шамиль воевал не 40, а 19 лет. До него имамами были Гази-Магомед и Гамзат-бек. Салават воевал "не под прикрытием Пугачева", а сам. Башкирское движение в русле Пугачевщины имело свои цели - остановить колонизацию, особенно, горнозаводскую. И эта цель была достигнута. Заводы больше действительно не строились. Равновеликой Шамилю была фигура Алдар-тархана Исекеева, предводитель башкир в восстании 1704-1711 гг., который более 20 лет противостоял всей мощи Российской империи, и также добился успеха - Башкирия вышла из состава России. Вся же борьба башкир длилась более 200 лет, т.е. дольше, чем вся Кавказская война. Впрочем, любые сравнения подобного рода некорректны, так как не учитывают специфические условия этих феноменальных исторических явлений
    Ответить
    Анонимно 13 июня
    Надувайтесь, надувайтесь. Может еще отыщете выше имама Шамиля.
    Ответить
  • Анонимно 12 июня
    Спасибо Салавату Ишмухаметовичу!
    Ответить
  • Анонимно 12 июня
    Интересно. Могила в Эстонии не сохранилась наверное С.Юлаева. Как бы не было - заслуживает уважения и гордости у всего российского народа. И башкир, и татар, и чуваш, и марийцев, и русских, потомков борцов за свои права и свободу.
    Кстати, Советский проект для нашей страны был самым удачным. Опошлили только советская бюрократия и номенклатура.
    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 16 июня
    Оказывается Габдель Юссон, умеет писать кратко, ясно и внятно. Молодец!
    Ответить
  • Анонимно 12 июня
    А как отец Салавата рубил на царской службе польских конфедератов,воюющих за свою свободу,и получившего за это награду,почему об этом в статье нет.
    Ответить
    Анонимно 17 июня
    опять все мешаете в одну кучу. учите матчасть
    Ответить
  • Анонимно 12 июня
    Салават-это душа - горе башкирского народа не надо глумиться издеваться над совестью честностью божественного человека Да он истинный борец за справедливость
    Ответить
  • Анонимно 12 июня
    Трепать о Салавте бессмысленно Он Бог справедливости борец за народ
    Ответить
    Анонимно 13 июня
    Салават бог? Иди покрестись бышкырт.
    Ответить
    Анонимно 13 июня
    глупости не говори
    Ответить
  • Анонимно 12 июня
    Истины нет - время ее меняет.
    Ответить
  • Анонимно 12 июня
    Да разрешил Сталин башкирам своего героя иметь-Салавата Юлаева. Неужели других не было, ну например кто монголов "мочил"....
    Ответить
    Анонимно 13 июня
    каких монголов? что вы несете?
    Ответить
    Анонимно 18 июня
    Биксура батыр и его уланы Аkман, Тоkман.
    Ответить
  • Анонимно 12 июня
    Салават был местным феодалом, у него паслись табуны из тысячи голов, на него работало полсотни батраков, отец его был старшиной, он участник многих походов, имел за это награды. Салавт и Юлай были обласканными людьми режима, богачами, эксплуататорами - зачем им надо было восставать?
    Салават не восставал, он расчитывал в смутное время разбойничать безнаказанно.
    Он повинен в смерти тысячи простых рабочих уральских заводов, когда он брал эти города он давал их на разграбление и на три дня. Громил заводы и церкви, магазины. Лучше бы поместили "Пирамиду Салавата" Орлова.
    Таких полковников из татар в войсках Богачуры было десятки, о них никто не пишет. Да и сам Пугачев никакой не русский, а частично обрусевший казак татарин из татарского села Бесменда (Пятеро тут в переводе с татарского). Об этом пишет казацкий историк Касьянов. После восстания Богачуры (в переводе с татарского "Человек-бык, бога/буга в переводе с татарского - бык, оттуда русское слово - бугай) Екатерина переименовала название татарского села Бесменда на русское - Зимовейское.
    Ответить
    Анонимно 13 июня
    Пушкин тоже был феодал, у него было сотни крепостных, его род также был обласкан властью. Но почитается в России как лучший поэт
    Ответить
    Анонимно 17 июня
    Ты на "Боярышник" так сильно не налегай. А то не так ещё будешь фантазировать.
    Ответить
  • Анонимно 12 июня
    Взвешенная,нужная статья. Респект автору! Узнал,что Салават был поэтом. Это о многом говорит. Есть Че Геваро,Салават Юлаев. И больше никого...
    Ответить
    Анонимно 13 июня
    Жириновский тоже академик и песни поет .
    Ответить
    Анонимно 13 июня
    очень смешно, петросян отдыхает
    Ответить
    Анонимно 13 июня
    Основная проблема татар и башкир повальное обрусение через смешанные браки,вот называется приплыли.А что толку Салавата обсуждать ,Одни его возвеличивают,другие принижают.А капец подкрался и к татарам и к башкирам.Вот,что надо обсуждать.
    Ответить
  • Анонимно 13 июня
    По всей башкирии везде где есть пещера то салавата юлаева. Салават это миф придуманный после революции для молодой башкирской республики.
    Ответить
    Анонимно 13 июня
    А еще мы в космос не летали))))))
    Ответить
  • Анонимно 13 июня
    Салават герой!
    Ответить
    Анонимно 14 июня
    Он за свой народ воевал и страдал,сейчас таких нет есть такие как ты.
    Ответить
  • Анонимно 14 июня
    Не было башкир-повстанцев. Автор как всегда врет. Дело было так. Руководство губернии мообилизовало людей башкирского сословия для подавления восстания Пугачева, они как раз этим и занимались вначале. Потом, когда пугачевцы начали одерживать победу за победой часть башкирско”-мишарских полков перешла на сторону Пугачева, в.т числе и полки под руководством Салавата (1200 чел). А часть осталась верным правительству. А когда Пугачев пошел на Казань, Салават остался на Южном Урале и начал разбойничать, грабить и убивать местное население. Не зря Мединский сразу от него отрекся (он это сделал как раз в Уфе во время встречи с местной общественностью, он говорил сразу, что этот Салавт, человек с криминальным прошлым и никчкму возвеличивать такого сомнительного “героя”.
    Ответить
  • Анонимно 14 июня
    Все стихи Салавата Юлаева – на татарском языке, допрос велся – на татарском, во всех документах пишут, что был татарский толмач, и причем тут какие-то “башкиры”? Салаватский район – татарский район, Малаяз – крупное татарское село, родина Н.Исанбета. Просто Казань показывает “сверхтолейрантность” закрывая глаза на то, как уфимские “друзья” присвоили себе такие крупные татарские села как Малояз, Киги, Стерлибаш, Учалы и др,
    Ответить
    Анонимно 15 июня
    Что за бред ты несёшь? Ваш татарский район ищите на Буир нуре. Мои предки с нынешнего Салаватского района . Наки исамбет потомок людей плативших моим предкам за аренду земли. Нынешние немногочисленные села мишарей и тепрярей из "татар" появились относительно недавно . Нераньше трёх веков назад . Переселенцы из средней Волги .
    Ответить
    Анонимно 16 июня
    А Китай тогда называли Восточной Татарией. Следовательно казанские татары - потомки китайцев=))
    Ответить
    Анонимно 17 июня
    Татарские районы ищи в районе Котловских болот или в дремучих лесах и болотах Мещёры.
    Ответить
  • Анонимно 14 июня
    Башкиры приватизировали нашего Салавата!
    Ответить
    Анонимно 17 июня
    "Вашего" Салавата? А вы кто?
    Ответить
    Анонимно 18 июня
    Ничего, у вас тефкелёв остался.)))
    Ответить
  • Анонимно 14 июня
    Худшие чернила лучше, чем лучшая память
    Ответить
  • Анонимно 14 июня
    А Дудаев кем был тогда господа?
    Ответить
  • Анонимно 15 июня
    Салават- герой башкиррского и татарского нарда Он был по языку татарин
    Ответить
    Анонимно 17 июня
    Татарского языка тогда не существовало. Его выдумали большевики в 20-е годы 20 в.
    Ответить
  • Анонимно 15 июня
    Через 300 лет потомки нынешних беженцев, будут кричать в Германии: "Германцы - это арабы. Гёте - великий сирийский философ. Берлин, Франкфурт - исконно турецкие города, и т.д. и т.п."
    Ответить
    Анонимно 18 июня
    Прямо как русские в Башкортостане
    Ответить
  • Анонимно 16 июня
    Татар -илен сатар ...
    Ответить
  • Анонимно 18 июня
    Салават жив!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии