«Пятерочка» съест «Чак-чак» Ивана Егорова

Крупнейший агрохолдинг Татарстана расстался с амбициями ритейлера

Как стало известно «Реальному времени», крупный татарстанский оператор розничной сети продуктовых магазинов «Ак Барс Торг» ведет переговоры о продаже или пересдаче в аренду двух третей всех своих магазинов, которые до 2014 года работали под брендом «Пятерочка». Для того чтобы принять такое решение, компании понадобилось меньше года после расторжения договора франшизы и ребрендирования, когда сеть была перезапущена под собственными брендами «Наша марка» и «Чак-чак».

Останется лишь каждый третий

Как стало известно «Реальному времени», «Ак Барс Торг», оператор розничной сети продуктовых магазинов, ведет переговоры о продаже части своих магазинов. Об этом корреспонденту нашей газеты рассказал один из участников продуктового ритейла. Он не смог раскрыть количество продаваемых магазинов.

В то же время источник внутри «Ак Барс Торга» знает о том, что в управлении сети планируется оставить только 40 магазинов. «У меня есть информация, что «Ак Барс Торг» хочет сдать в аренду помещения, которые ему принадлежат. Эта ситуация объясняется тем, что они не умеют руководить — не справляются с большими объемами. Чье это решение — акционеров или директора, — пока непонятно. Сдача в аренду помещений коснется магазинов по всей республике, они хотят оставить себе только около 40. Также есть информация, что хотят продать часть магазинов «Пятерочке», — рассказывает источник.

Сайта у «Ак Барс Торга» («АБТ») сейчас нет, но согласно информации на сайте «Ак Барс Холдинга» у оператора 136 магазинов. «Реальное время» обратилось в X5 Retail Group с просьбой прокомментировать информацию. Начальник управления по связям с общественностью компании Олег Полетаев заявил: «Мы слухи не комментируем». В понедельник редакцией был направлен запрос в пресс-службу «Ак Барс Холдинга» (основной акционер «Ак Барс Торга»), но на момент публикации материала ответа получить так и не удалось.

Встречают по «Пятерочке», а провожают по «Чак-чаку»

В мае 2014 года стало известно, что к концу года «Ак Барс Торг» должен был начать процесс ребрендинга своих 135 магазинов, окончательно оформив развод с бывшими партнерам из Х5. Для рынка под сеть было разработано два формата — супермаркеты «Чак-чак» с акцентом на местную продукцию и магазины шаговой доступности «Наша марка» с ассортиментом примерно из 3 тыс. позиций.

«В РТ и Казани под вывеской «Пятерочка» 140 магазинов. Около 120 магазинов планируется переформатировать в соответствии с концепцией обновленного магазина шаговой доступности. 20 магазинов будут переформатированы по инновационной концепции, разработанной в 2013 году совместно с международными консультантами», — заявляли тогда в «Ак Барс Торге».

Напомним, что все это понадобилось из-за непростых взаимоотношений с группой Х5. «Ак Барс Торг» до 2004 года работал под своим брендом «Ак Барс» (о чем, к примеру, напоминает так и не переименованная автобусная остановка «Ак Барс» у ТРК «Тандем»), затем заключил договор коммерческой концессии (право пользования товарным знаком) с «Пятерочкой» (держатель бренда «Агроторг»). Разлад с «Агроторгом» произошел в 2009 году, когда Х5 начал открывать свои магазины под вывеской «Пятерочка+» в Татарстане.

«Ак Барс Торг» посчитал это нарушением ранее заключенных соглашений о том, что под этим брендом в республике работают только они, и начались судебные разбирательства. В конфликт даже были вынуждены вмешаться татарстанские власти, в итоге франшизу для «АБТ» продлили до декабря 2014 года.

Попытка выйти на московский рынок через магазины «Наша марка» закончилась разбирательствами с кредиторами. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Сослать в Москву «гиперы» строить

Начав ребрендинг существующих магазинов под «Чак-чак» и «Нашу марку», в марте этого года («Реальное время» сообщило об этом первым из казанских СМИ) в компанию приходит новый руководитель. 44-летний Раиль Хуснуллин, который возглавлял «Ак Барс Торг» с 2007 года, «пошел на повышение», став советником гендиректора Ивана Егорова.

Возможно, причиной отставки стал провал региональной экспансии сети. Так, в марте-апреле 2013 года, когда у «Ак Барс Холдинга» появились планы по выводу ритейлерского подразделения за пределы Татарстана, Хуснуллин возглавляет ООО «Ак Барс Регион». Но здесь его и команду ждала неудача. Попытка выйти на московский рынок через магазины «Наша марка», которые ритейлер выкупил на торгах вместе с 37 земельными участками в столице, пригодными под строительство магазинов шаговой доступности, закончилась разбирательствами с кредиторами.

Как сообщали «Ведомости», в обмен на потерянные участки татарстанский ритейлер получил три участка под строительство трех гипермаркетов общей площадью 110 тыс. кв. метров. Потенциальную стоимость проектов эксперты оценивают в сумму порядка $160 миллионов. После смены руководства пресс-служба «Ак Барс Холдинга» распространила заявление, что Хуснуллин займется именно этими проектами.


25-летний Гали Минуллин пришел на смену Раилю Хуснуллину из структур «Ак Барс Холдинга».


Социальный лифт

На смену Раилю Хуснуллину в «Ак Барс Торг» из структур «Ак Барс Холдинга» пришел уроженец Казани, 25-летний Гали Минуллин. С 2010 года он работал в департаменте проектного управления «АБХ», а в 2013 году стал заместителем генерального директора по развитию ООО «Ак Барс Торг» и занимался реализацией проекта по запуску магазинов формата «Чак-Чак».

После назначения Минуллина пресс-служба компании «Ак Барс Регион» распространила сообщение, что перед ним поставлены две задачи: повысить эффективность работы сети и увеличить товарооборот, а также переформатировать действующие 125 магазинов в «Чак-чак» и «Нашу марку». Похоже, новые управленцы подошли с изюминкой к этим задачам и решили достичь результата, глобально сократив сеть в 3 раза.

«Региональные же сети должны заниматься разведением ассортимента»

«Реальное время» обратилось к экспертам с просьбой прокомментировать возможную сделку. Мы спросили, насколько она перспективна и почему магазины «Ак Барс Торга» не смогли пережить конкуренцию на рынке FMCG-ритейла.

Фото на постере 3art.su

  • Иван Федяков

    Иван Федяков генеральный директор ИА «Инфолайн»

    Региональная сеть супермаркетов «Чак-чак» подходит под ребрендирование X5 Retail Group. Очевидно, что если X5 Retail Group покупает кого-то, то он покупает эти компании не ради бренда, а ради торговых площадей, куда ранее вошли компании, и по-другому их оттуда не «выкурить». Скорее всего, бренда «Чак-чак» больше не будет, а судя по опыту предыдущих поглощений, которые X5 Retail Group регулярно реализует на российском рынке, происходит это обычно в зависимости от оптимальных форматов: более престижные магазины в лучших локациях ребрендируются в «Перекресток» — это тот формат, который позволяет X5 зарабатывать большую маржу с квадратного метра. Те магазины, локация и помещение у которых не самые удачные, ребрендируются в «Пятерочку». У «Пятерочки» есть разные форматы — побольше, поменьше. Так что Татарстан ожидает рост числа «Пятерочек» и «Перекрестков». Федеральные сети, которые уже неплохо охватили другие регионы страны, постепенно заходят и в Казань. Казань — один из самых привлекательных рынков с высокими показателями среднедушевого оборота, оборота с квадратного метра. Вообще, Казань привлекательна для развития любой сети и такой сети, как X5 Retail Group, конечно, тоже. Интерес к Казани большой не только в FMCG-ритейле, но и в других форматах. Мы видим, как активно заходит DIY. Поэтому конкуренция была, есть и будет. И эта конкуренция за потребителя, которая позволяет все больше и больше совершенствовать качество обслуживания, ассортимента магазинов, и в конечном счете от этой конкуренции обязательно выиграют потребители. Если говорить о том, почему региональные сети не выдерживают конкуренции, то, по их мнению, рыночная сила на стороне федеральных сетей — у них более выгодные закупочные условия, а для большинства поставщиков контракт с X5 Retail Group куда более привлекателен, чем контракт с тем же «Ак Барс Торгом», о существовании которого не все поставщики и знают. Тогда как X5 Retail Group, который входит в топ-10 российского FMCG-ритейла, может себе позволить заключать федеральные контракты с крупными поставщиками по федеральным ценам, максимально комфортным для этой сети. Региональные сети зачастую работают либо через региональных «дочек» крупных федеральных поставщиков, либо через региональных дистрибуторов, которые по цепочке имеют определенную наценку. Получается, что уже на этапе закупки региональные сети могут серьезно проигрывать, причем настолько серьезно, что иногда закупочные цены у ряда региональных сетей могут быть выше, чем стоимость этого же товара на полке федеральной сети. Но и сами региональные сети ведут себя пассивно в том смысле, что конкуренция «в лоб» — это как нож против танка. Очевидно, что она будет проиграна. Если ассортимент региональной сети несильно отличается от ассортимента федеральной, понятно, что проигрыш будет на стороне региональной, потому что у федеральных сетей более выгодные закупочные условия и большая маржа по определению. К сожалению, многие региональные сети находятся в расслабленном состоянии. Многие из них создавали бизнес в 90-е годы, тогда казалось, что все это будет на веки вечные, но никто не был готов к такой агрессивной конкуренции, которую мы сейчас видим на ряде рынков. Бизнес — это всегда поле битвы за потребителя, где ты должен использовать все инструменты, которые имеются, и ассортимент — один из них. Региональные же сети, в частности «Чак-чак», должны заниматься разведением ассортимента. И ни в коем случае не должно быть копирование ассортимента федеральных сетей. Они должны взращивать региональных производителей, несмотря на то, что производители не всегда сильны в регионах. Надо их взращивать, помогать им, развивать. Такие примеры есть в ряде регионов, когда кооперация между относительно крупной региональной сетью и средним региональным поставщиком приводит к успешным совместным проектам. Все потребители признают, что они лояльны к местным брендам, местной продукции и хотят ее покупать, видя ценность потребительских свойств. И сети, которые этому следуют, очень сложно «выкурить» с рынка. И тогда федеральные сети вынуждены работать с ассортиментом, представленным в том или ином регионе местными поставщиками. Безусловно у местных сетей должен быть ассортимент и федеральных игроков. Реклама на федеральном телевидении обладает магическим эффектом, и рекламируемый продукт востребован в любом регионе. Иногда наличие рекламируемой продукции сказывается положительно, а что выберет потребитель — это уже другой вопрос. К сожалению, многие регионалы не хотят понимать значимость этих факторов, упрощая свою миссию до примитива, ожидая что их грязные маленькие магазины рано или поздно кто-то из федералов купит. Я не имею в виду «Чак-чак». Надеюсь у них была другая история прихода к такой сделке с X5 Retail Group. Как правило, в продающихся сетях топ-менеджмент компании не занимался развитием, конкурентным анализом, не пытался сегментировать своих потребителей, оценить их потребности. А пытался в лоб торговать всем тем, что есть у всех, и при этом не добивался лояльности от потребителя. Резюмируя вышесказанное, могу сказать, что сделки можно было бы избежать. Но для этого необходимы определенные амбиции, и этим нужно очень активно и плотно заниматься.
  • Мурат Ахмеров

    Мурат Ахмеров генеральный директор консалтинговой компании «А Девелопмент»

    Слухи о том, что X5 Retail Group хочет закупить магазины «Ак Барс Торга», ходят давно, но состоялась ли сделка, я не в курсе. У «Ак Барс Торга» есть «Наша марка» и «Чак-чак». Что касается «Чак-чака», то он имеет формат супермаркета — до 1 500 кв. метров. На сегодняшний день в Казани присутствуют две крупнейшие сети — «Магнит» и магазины X5 Retail Group. Они все время идут ноздря в ноздрю и по обороту, и по числу открытых точек. Сейчас еще появилась сеть «Верный» — динамично развивающаяся компания, у них порядка 400 магазинов по России на сегодняшний день. Маленькие сети подвержены слиянию и поглощению более крупными сетями. Это связано с тем, что малым сетям сложно конкурировать по объему, закупкам и прочему. На мой взгляд, «Ак Барс Торг» не конкурент имеющимся федеральным сетям, поэтому продать свои магазины — это правильное решение. Думаю, развиваться магазинам «Ак Барс Торга» помешал менеджмент. Было очень много жалоб от поставщиков, что компания не платит, либо платит несвоевременно. Мы работаем со всеми продуктовыми сетями в Казани — с «Магнитом», магазинами X5 Retail Group, «Бахетле», «Верным», «Эдельвейсом». Мы не работали только с «Ак Барс Торгом», потому что у них неповоротливый менеджмент. Арендные ставки для магазинов формата «Чак-чак» — 600-800 рублей за кв. метр. Локацию этих магазинов могу оценить на четверочку — не самые плохие, но и не самые лучшие.
  • Дмитрий Кротов руководитель отдела недвижимости компании Brokeris

    X5 Retail Group — это, наверное, единственная в России компания, которая поглощает более мелкие, тогда как другие сети открывают магазины с нуля. По России у них очень часто проходят такие сделки. В отличие от своих конкурентов во всех регионах, они покупают готовые магазины. У таких сделок есть как плюсы, так и минусы. Из плюсов то, что, покупая готовый магазин, сеть может оценить экономику и рентабельность. Из минусов — это отчасти дороже, чем открывать новые магазины. Вообще, у магазинов «Ак Барс Торга» есть интересные локации. В свое время «Ак Барс Торг» заходил первым, нежели X5 Retail Group и «Магниты», и какую-то часть хороших помещений они успели занять. У них есть объекты в собственности, также есть в аренде. Думаю, что неудача в продуктовом ритейле связана с менеджментом. Видно, что их магазины намного хуже, чем у их федеральных конкурентов. Магазины «Наша марка» очень слабые. Это «самый» дискаунтер из всех. Также у «Ак Барс Торга» есть сложности с открытием новых магазинов. Сейчас везде их опережает «Магнит» и «Пятерочка+». И их сеть не развивается, возможно, поэтому приняли решение, что рано или поздно их задушат, и лучше сейчас продать магазины. Что касается стоимости аренды магазинов «Ак Барс Торга», то они «садились» три-пять лет назад по долгосрочному договору, и скорее всего, там арендная ставка низкая. Насколько мне известно, до 500 рублей за квадратный метр. Что касается арендных помещений для ритейлеров, то федеральные сети выбирают новостройки, потому что свободных площадей, которые могли быть им интересны, в Казани сейчас очень мало. В новостройках же арендная ставка достигает 1 000 рублей за квадратный метр.
Диляра Ахметзянова, Гузель Шамилова, Арслан Минвалеев

Новости партнеров