Разработчик ВСМ: «Казань-2» снесут ради нового вокзала и 30-этажного отеля

Спикер «Эко-Берега 2018» и глава Союза архитекторов РФ рассказал «Реальному времени», какими будут главные ворота высокоскоростной магистрали в городе

Сегодня в Казани стартовал VIII Международный архитектурный фестиваль «Эко-Берег 2018». О том, почему организаторы выбрали местом его проведения Казань, какая тема станет на нем «гвоздем программы» и что останется за кадром, но резко изменит облик Казани в ближайшие годы, в частности вокзал ВСМ, ради которой снесут вокзал «Казань-2» и ближайшие склады — в материале «Реального времени».

Жуткая набережная — это потенциал

Эстафету «Эко-Берега» Казань приняла от Нижнего Новгорода, где старинная волжская набережная является украшением города. А нынешний выбор в пользу Казани несколько парадоксально, но очень доходчиво объяснил сегодня на пресс-конференции вице-президент Союза архитекторов России Виктор Логвинов:

— Прибрежные территории — это всегда самые ценные территории любого государства, любого города. И, к сожалению, по российской традиции это всегда самые заброшенные территории, которые используются не по назначению — для пакгаузов, складов и так далее. Их ценность недопонимают. Поэтому и задуман этот фестиваль, который должен привлечь внимание властей, общества, бизнеса как раз к этим территориям, дать стимул, чтобы эти территории превращались в чудесные парки, пляжи — в то, что сейчас называется публичными пространствами. А Казань в этом отношении может сравниться только с Баку, где десятки километров набережных, которые в таком же жутком, даже в худшем состоянии, чем в Казани. У Казани в этом плане огромный потенциал развития.

В программе фестиваля, который продлится до субботы, — конференция, на которой специалисты обсудят проблемы реновации прибрежных территорий Волги в Казани и увязку планов по реновации и благоустройству набережной с новым генпланом Казани, разработка которого вошла, по словам главного архитектора города Татьяны Прокофьевой, в завершающую стадию. А еще в рамках фестиваля мастер-классы дадут московские архитекторы: специализирующийся на проектировании малоэтажных экологичных домов и поселков Тотан Кузембаев и эксперт в области градостроительства и формирования стратегий развития городов и агломераций, глава архитектурно-градостроительной компании «Яузапроект» Илья Заливухин, а также соучредитель казанского ООО «Эй Ди проект» архитектор и дизайнер Джованни Россо, который также является совладельцем трех итальянских ресторанов в Казани.

Виктор Логвинов: «Прибрежные территории — это всегда самые ценные территории любого государства, любого города. И, к сожалению, по российской традиции это всегда самые заброшенные территории, которые используются не по назначению». Фото tatar-inform.ru

На рубеже «столетия»

Руководитель конкурсов и фестивальных программ Союза архитекторов России Елена Жильникова напомнила журналистам, что на предложение творчески переосмыслить и трансформировать набережную Волги между Речным портом и Кировским мостом откликнулись 79 коллективов архитекторов, причем 11 заявок поступили из дальнего зарубежья — Китая, Индонезии, США, Великобритании, Италии, Греции, Турции, Болгарии, Сербии, Канады и Австралии. Итоги конкурса сегодня вечером подведет жюри, в состав которого войдут представители Союза московских архитекторов, белорусского Союза архитекторов, представители городских и республиканских структур.

Один из членов жюри, замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Владимир Кудряшев, отвечая на вопрос корреспондента «Реального времени» о том, как скоро можно рассчитывать на воплощение победившей концепции, подчеркнул, что срок благоустройства набережной «безусловно, связан с финансовой обеспеченностью проектных решений, которые будут приняты», но за ориентировочную дату приняты «лето—осень 2020 года» — водные ворота города хотят успеть облагородить к празднованию столетия ТАССР:

— Это то, к чему мы будем стремиться, — отметил Кудряшев.

Участвовавший в пресс-конференции президент Союза архитекторов России Николай Шумаков добавил к этому, что сегодня будет выбрана лишь концепция, а для реализации потребуется разработать на ее основе проект, пройти экспертизу — и все это потребует времени. Татьяна Прокофьева, которая также входит в жюри конкурса, отметила, что сроки реализации проекта будут зависеть еще и от его содержания:

— Также это зависит от того, насколько эта концепция будет амбициозна. Если это, предположим, какое-то благоустройство — это одни сроки. Если будут какие-то сложные предложения — сроки будут иные.

А после пресс-конференции Владимир Кудряшев в разговоре с корреспондентом «Реального времени» уточнил, что при любом раскладе в проект новой волжской набережной будут вписаны существующие железнодорожные пути, которые, собственно, и мешали до настоящего времени развивать эту территорию как общественное пространство. РЖД переносить их в другое место не планирует, и с учетом этого составлен документ, которому обязаны подчиняться проектировщики — новый генплан Казани. В нем даже на самую отдаленную перспективу, до 2050 года, перенос железнодорожных путей не предусмотрен.

Владимир Кудряшев уточнил, что в проект новой волжской набережной будут вписаны существующие железнодорожные пути. РЖД переносить их в другое место не планирует. Фото Олега Тихонова

Придет ВСМ-2 — вокзал «Казань-2» снесут

Одним из главных гостей VIII Международного архитектурного фестиваля «Эко-Берег 2018» стал президент Союза архитекторов России Николай Шумаков, который сейчас разрабатывает проект хотя и не прибрежного, но стратегического не только для Казани, а и для всей России объекта — вокзала высокоскоростной магистрали. После завершения пресс-конференции Шумаков по просьбе корреспондента «Реального времени» дал на эту тему блиц-интервью.

— Для ВСМ-2 «Москва — Казань», которая планируется с 12 остановками, я делаю пять вокзалов, — рассказал архитектор. — Из них самым крупным, основным и ответственным является, конечно, казанский, потому что именно он долгое время будет такой точкой перед дальнейшей реализацией проекта ВСМ, которая пройдет в Китай.

— На какой стадии сейчас находится разработка проекта вокзального комплекса для ВСМ-2 в Казани?

— Сейчас он практически готов, проходит экспертизу.

— Что войдет в этот комплекс?

— Он действительно большой, и будет иметь как надземную, так и подземную часть, в ней располагается парковка. Он будет иметь связь с метрополитеном. И в дальнейшем предусматривается развитие вокзального комплекса с противоположной стороны железной дороги. Там появятся многофункциональные комплексы — торговые, офисные.

— То есть предстоит масштабный снос, ведь территория, о которой вы говорите, сейчас застроена?

— Да, снос будет. К северу от вокзала, где сейчас располагаются складские помещения, старые цеха — промзона. Это счастье, что будет снос — территория находится в ужасающем состоянии.

— А будет ли вписано здание существующего вокзала «Казань-2» в ваш проект?

— Нет, он будет снесен. Он будет существовать, лишь пока мы не построим основное здание. А на этом месте, скорее всего, по нашему предложению появится высотный гостиничный комплекс в 30 этажей.

Николай Шумаков: «Это абсолютно новая архитектура. Условно я бы определил его стиль как «хай-тек»

— Почему не было принято более экономичное решение — вписать существующее здание в проект нового комплекса? Ведь вокзал построили и сдали совсем недавно — к Универсиаде-2013…

— Мы хотели именно таким путем пойти, но функционирование старого вокзала слишком проблематично во время стройки. Поэтому строим рядом, сносим и строим высотку, которая будет «стрелять» в конце улицы Декабристов.

— Как будет выглядеть новое здание вокзала?

— Это абсолютно новая архитектура. Условно я бы определил его стиль как «хай-тек». Это будет многофункциональное здание. В нем можно будет провести какое-то время, а не просто приехать-уехать. В нем можно будет сходить в ресторан. В нем будет очень большая и развитая vip-зона, потому что эту железную дорогу мы трактуем как принципиально новый вид транспорта: в мире пока нет поездов со скоростью движения 400 км в час, как мы планируем.

А на вопрос о хотя бы ориентировочном сроке начала строительства нового вокзала Шумаков только улыбнулся:

— Знаю, но не скажу. Решение принимают РЖД.

Николай Шумаков: «Для ВСМ-2 «Москва — Казань», которая планируется с 12 остановками, я делаю пять вокзалов». Фото Дмитрия Резнова

Сославшись на нехватку времени, Николай Шумаков не предоставил «Реальному времени» эскизов нового вокзального комплекса, но заверил, что они уже просочились в интернет. Под данное им описание подошла лишь одна картинка — концепции вокзального комплекса со «свечкой» в центре на месте «Казань-2» от «Нижегородметропроекта».


Инна Серова
ОбществоИнфраструктура Татарстан
комментарии 14

комментарии

  • Анонимно 04 окт
    Если будут сносить вокзал Казань-2, то времени куча пройдет пока будут завершены все работы
    Ответить
  • Анонимно 04 окт
    Отличная новость, не хватает только картинок, которые были год назад
    Ответить
  • Анонимно 04 окт
    А почему ни слова о казанской масонской женской триаде?
    Куда они пропали?
    Начинаю волноваться.
    То каждый день с многочисленными фотографиями, то полный молчок.
    Готовят очередной заговор?
    Ответить
    Анонимно 04 окт
    вы про воопик?
    Ответить
  • Анонимно 04 окт
    Вот Вам рациональное использование денег бюджета! Пять лет назад построили, и теперь снести!!! А потом жалуемся что на пенсии денег не хватает. Сколько денег потратили на строительство и реконструкцию Казань 2? Давайте каждые пять лет строить и сносить. В стране же денег много.
    Ответить
    Анонимно 04 окт
    Строить вокзал для ВСМ надо около аэропорта.
    Ответить
    Анонимно 04 окт
    Строить у аэропорта это безумство. Никакой выгоды перед самолетом не будет. Тогда нет вообще никакого смысла строить, если к 3,5 часам еще надо будет прибавлять час для того чтобы приехать в аэропорт. Только в городе и у метро.
    Ответить
  • Анонимно 04 окт
    Тахир Давлетшин
    Уверен, что на Северном не будет вокзала ВСМ.
    Также не зайдет эта ВСМ в город, если даже лет через 10 дойдет до Казани
    https://realnoevremya.ru/articles/100152-kakoy-marshrut-vybrat-dlya-vsm-u-kazani
    Ответить
    Анонимно 04 окт
    Оставьте свой проект, не дадим вам загубить леса с севера от объездной, которые идут вплотную к м7 и которые придется вырубать. Вокзал должен быть в городе, чтобы он был удобен.
    Ответить
  • Анонимно 04 окт
    Г-н Шумаков!
    Когда что-нибудь проектируете, полезно иногда выезжать и на местность.
    А то Вы говорите: "К северу от вокзала, где сейчас располагаются складские помещения, старые цеха — промзона".
    Нет там уже промзоны - успешные девелоперы уже завершают строительство торгового центра
    Ответить
  • Анонимно 04 окт
    Такое ощущение, что авторы проекта ВСМ рассчитывают на ажиотацию со стороны потребителя. Количество людей, желающих отдать больше денег чем за авиаперелет, потратив при этом больше времени в разы за поездку на поезде, будет не много. Дешевле и удобнее пути и станцию делать на правом берегу Волги. Вот вам и канатная дорога, для которой так долго не могли найти объяснение, и сносить новый вокзал не надо, и лес на лебяжьем вырубать не надо, и правый берег интегрируется в город. Миллиарды на не кому не нужные прожекты уходят. Разновидность вредительства.
    Ответить
  • Анонимно 04 окт
    картинки уже давно в аифе опубликовали и про снос северного вокзала тоже. новости позапрошлого года
    Ответить
    Анонимно 05 окт
    Инна в это время в "Вечерке" писала, ну, не знала может быть. Зато сенсация.
    Ответить
  • Анонимно 05 окт
    на кой ляд строить высотную гостиницу у вокзала Казань-2? будет эта стекляшка как кость торчать, ей место где-нибудь в центре
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров