Москва тормознула «Камдорстрой» на аэродромах «Кольцово» и Волгограда

За два месяца до завершения реконструкции федеральных аэропортов челнинской компании придется объяснять, как ей достались заветные контракты на миллиарды рублей

Тревожный звоночек прозвучал для татарстанского «Треста «Камдорстрой» (основанного при деятельном участии экс-министра транспорта РТ Владимира Швецова). Как стало известно «Реальному времени», по поручению Генпрокуратуры РФ Федеральная антимонопольная служба ведет в отношении одного из крупнейших дорожно-строительных подрядчиков Татарстана внеплановую проверку по выявлению возможного картельного сговора при госзакупках. Особый драматизм моменту придает тот факт, что вторжение ФАС началось за два месяца до окончания полуторагодовалой реконструкции аэродромных полос «Кольцово» и Волгограда — в декабре этого года «Камдорстрой» должен сдать объекты заказчику и получить окончательный расчет.

ФАС пробивает IP-адреса «Камдорстроя»

Информацию о том, что «Трест «Камдорстрой» попал под подозрение в самом распространенном среди дорожных подрядчиков нарушении — картельном сговоре, изначально подтвердил глава татарстанского управления ФАС Александр Груничев. По его словам, в «Камдорстрое» ведется выемка документов и извлекается информация с компьютеров и серверов.

Обычно подобные действия проводятся для того, чтобы установить, с каких IP-адресов поданы заявки участников закупочных процедур на получение госконтрактов. А если обнаружится, что у конкурсантов был общий IP-адрес, с которого делались ценовые предложения для участия в электронных аукционах, то это расценят как главную улику. Выездная проверка ФАС РФ — внеплановая и, как заметил глава УФАС по РТ, впервые проводится центральным аппаратом без предварительного уведомления проверяемой компании. По словам Александра Груничева, она проводится специалистами центрального аппарата ФАС, куда включены лишь три представителя регионального управления.

«Характер обращения и причины, послужившие основанием для проведения проверки, мне неизвестны», — добавил он. Чуть позже пресс-служба ФАС РФ уточнила «Реальному времени», что проверка проводится по поручению Генпрокуратуры РФ в связи «с признаками нарушения ч.1. ст. 11 Закона о защите конкуренции». Иначе говоря, трест «Камдорстрой» подозревается в картеле, заметили в пресс-службе.

По словам Груничева, в «Камдорстрое» ведется выемка документов и извлекается информация с компьютеров и серверов. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Внеплановая выездная проверка, как ожидается, продлится один месяц (до конца ноября). «Однако при необходимости сроки могут быть продлены еще на два месяца», — предупредили в пресс-службе ФАС. Упреждая возможную волну слухов и напрасные волнения по поводу вероятности большой проверочной компании всех дорожных компаний Татарстана, ведомство сделало «успокоительное» примечание: «Другие компании Татарстана не проверяем». Описывая общий характер дела, ведомство отметило, что жалоб со стороны конкурирующих дорожных организаций на «Трест «Камдорстрой» не поступало, из чего можно предположить, что под пристальное внимание ФАС «Трест «Камдорстрой» попал исключительно в связи с подозрением на сговор при участии в электронных на тендерах за пределами Татарстана.

На федеральной орбите электронных торгов

«Трест «Камдорстрой» выполняет в республике небольшой объем дорожно-строительных работ. Как следует из данных реестра госконтрактов, зарегистрированных на сайте zakupki.gov, последний раз компания получила контракты «Главтатдортранса» в 2015 году. Тогда челнинская дорожно-строительная компания выполнила ремонт улично-дорожной сети Набережных Челнов общей стоимостью почти на 1 млрд рублей за счет средств бюджета РТ (первый на 186,7 млн рублей и второй на 650 млн рублей). И лишь в этом году она была привлечена к ремонту дорог в Набережных Челнах по федеральной программе «Безопасные и качественные дороги».

«Действительно, «Трест «Камдорстрой» завершает реконструкцию автомобильных дорог по пр. Московскому и ул. Нариманова в Набережных Челнах Республики Татарстан в рамках государственного контракта № 29 от 02.05.2017 года стоимостью 796 000 000 руб., из них 625 000 000 выделено из бюджета РФ по программе «Безопасные и качественные дороги», — подтвердил заместитель гендиректора-технический директор ГКУ «Главтатдортранс» Александр Куканов. — Что касается проверки Генеральной прокуратуры по признакам нарушения ч. 1. ст. 11 Закона о защите конкуренции, скорее, это относится к деятельности компании за пределами РТ», — полагает он. Сейчас «Камдорстрой» в основном сосредоточился на выполнении контрактов ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского управления» на ремонт различных участков федеральной трассы М-7 в Поволжье и ФКУ УПРДОР «Южный Урал» — на ремонт магистралей Южного Урала, став для них практически своим «постоянным игроком».

Несмотря на это, «Трест Камдорстрой» — один из немногих в стране, кто специализируется на ремонте аэропортовой инфраструктуры. «Основное для «Камдорстроя» — это аэропорты в регионах РФ, да и география работ у них большая — даже в Крыму собираются что-то строить», — говорят на рынке подрядных работ. Начиная с 2002 года, ЗАО «Камдорстрой» участвовало в реконструкции аэропортов Красноярска, Новосибирска, Казани и многих других. Ее основным владельцем долгое время считался экс-министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Владимир Швецов, который возглавил эту компанию еще до назначения на министерский пост в 2001 году. Сейчас в окружении Владимира Швецова утверждают, что контрольный пакет акций принадлежит Евгению Шишканову, экс-гендиректору компании, считавшимся его правой рукой. «Спарк» приводит данные по собственникам лишь за 2002 год, где присутствует Владимир Александрович Швецов, Павел Чернов и даже не существующее ныне Госкомимущество РТ.

Росавиация законтрактовала «Камдорстрой» на 5 млрд рублей

В каких картельных сговорах подозревается «Трест «Камдорстрой», держится в тайне до окончания проверки. Но, как полагают источники «Реального времени», речь может идти о многомиллиардных федеральных контрактах на ремонт аэропортовой инфраструктуры страны, выигранных «Трестом «Камдорстрой» в 2015—2016 годах. Именно в эти годы ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (АГАА), находящаяся в ведении Федерального агентства воздушного транспорта, объявило четыре тендера на ремонт аэропортового покрытия аэропортов «Кольцово», аэропорта Волгограда и нижнекамского аэропорта «Бегишево» общей стоимостью 5 млрд рублей. Эти объекты полностью финансируются на счет федерального бюджета. Так, в начале сентября 2015 года «Трест Камдорстрой» подписал госконтракт на ремонт «Кольцово» стоимостью 2,094 млрд рублей, а спустя год — следующий контракт на 516,4 млн рублей. Кроме того, в июне 2016 года «Трест «Камдострой» был признан победителем тендера на выполнение строительно-монтажных работ по проекту «Реконструкция аэропортового покрытия Волгограда» (вторая очередь) стоимостью 1,628 млрд рублей. Волгоградский аэропорт — один из крупнейших в Поволжье. Воздушные трассы связывают Волгоград со многими городами. Аэропорт «Волгоград» (Гумрак), являющийся аэропортом федерального значения, допущен к осуществлению международных перевозок.

Задолго до этого «Камдорстрой» выиграл тендер на выполнение СМР по проекту реконструкции аэропорта «Бегишево», заключив контракт на 811,5 млн рублей. Правда, этот договор был заключен со второй попытки. Осенью 2015 года ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» вынуждено было повторно выбирать подрядчика, так как ФАС РФ не согласовала предоставление этого госзаказа челнинскому тресту. «Единственным участником проведенного ранее конкурса (в июле этого года) стал «Трест Камдорстрой», его заявка была признана соответствующей условиям конкурса. По закону нужно согласовать с ФАС заключение контракта с ЗАО как с единственным поставщиком, но служба отказала», — пояснял тогда представитель АГАА агентству «Интерфакс».

В этот раз подозрения ФАС РФ связаны с тем, что во всех этих четырех госзакупках участвовал один и тот же тандем — «Трест «Камдорстрой» конкурировал с одной и той московской компанией «Трансстроймеханизация». То есть конкурсы проходили с ограниченным числом участников: их всегда было двое. Примечательно, что второй претендент подавал ценовое предложение на уровне стартовой цены заказчика или чуть ниже, словно обеспечивая победу «Камдорстрою». При этом происходило минимальное снижение закупочной цены. Позже ФАС РФ подтвердила эти предположения.

Кто и как выходит — пусть этим ФАС занимается!

Основной владелец компании «Трест Камдорстрой» Евгений Шишканов не стал комментировать ситуацию. «Я на совещании», — ответил он корреспонденту «Реальному времени» по мобильному телефону. Официальный запрос пока остается без ответа.

В свою очередь, руководство Росавиации дало понять, что относится к начавшейся проверке «Камдорстроя» как к текущей обязанности ФАС, которая регулярно проводит таковые в рамках отведенных ей полномочий. «Наша главная задача — это строительство объектов авиационной инфраструктуры, — говорит официальный представитель Росавиации. — Конкурс на строительство объявляется в соответствии с требованиями ФЗ-44: публикуется информация о начале конкурсных процедур, после чего компании подают заявки. Вопросы, не связанные со строительством и модернизацией авиатранспортной инфраструктуры, находятся за периметром наших полномочий. ФАС нас не информировала (о своих подозрениях, — прим. ред.)». В ведомстве считают, что «кто и как выходит — пусть этим ФАС занимается!», задача ведомства — построить и сдать объекты в эксплуатацию, а не следить за тем, как строительная компания организует свой бизнес. Остроту моменту придает тот факт, что проверки ФАС начались за два месяца до сдачи федеральных объектов: 31 декабря дорожный подрядчик обязан по контракту сдать объекты в Кольцово и Волгограде в эксплуатацию, после чего получит полный расчет. Как отразилась проверка на финишной работе компании, неизвестно. Евгений Шишканов не захотел обсуждать эту тему.

Если ФАС РФ докажет наличие картельного сговора, то «Тресту «Камдорстрой» грозит административная ответственность с выплатой оборотного штрафа за сговор хозяйствующих субъектов с органами власти. Сейчас он составляет до 5% от оборота уличенной в картеле компании. Сейчас выявление сговоров на при госзакупках является одним из важнейших приоритетов в работе ФАС.

«Во всем мире признано, что картель — это самое опасное нарушение антимонопольного законодательства», — комментировал в интервью «Реальному времени» начальник Управления по борьбе с картелями Андрей Тенишев.

«Впервые за время существования государства необходимость противодействия картелям включена в стратегию экономической безопасности РФ. Указом президента РФ картели признаны одной из угроз экономической безопасности. И президент РФ дал перечень поручений о том, что необходимо изменить законодательство с целью выявления и ужесточения наказаний картелей», — отметил он.

ОПРОС
Луиза Игнатьева
ОбществоИнфраструктура

Новости партнеров