Общественники РТ поставили Васильевой ультиматум: менять ФГОСы или ждать иска в суд

Министерству образования РФ пригрозили судом и сравнили противников обязательного татарского в школах с ЛГБТ-сообществом

За круглым столом сегодня собрались, чтобы обсудить вопросы преподавания русского и татарского языков в школах, ученые и общественники Татарстана. Напомним, что завтра начинается вторая четверть, но обещанного решения не было — учебный план, который предложило Министерство образования Татарстана, накануне забраковала прокуратура. Таким образом, школьная программа сейчас отдана на откуп директорам образовательных учреждений. Итогом обсуждений в Академии наук Татарстана стало предложение подать в суд на Минобразования России, чтобы заставить ведомство принять такой вариант учебного плана, который позволил бы республикам вводить обязательное изучение государственных языков. Подробнее — в материале «Реального времени».

«Спрашивать, как дела с татарским языком, — это как спрашивать о погоде в нашей республике»

Вопрос с судьбой татарского языка в школах — самый насущный. «Спрашивать, как дела с татарским языком, — это как спрашивать о погоде сейчас в республике», — сравнила вице-президент Академии наук Татарстана Дания Загидуллина, открывая заседание. На круглый стол пригласили и представителей официальных органов власти, которые принимают решение, в том числе департамента президента РТ по вопросам внутренней политики и Министерства образования и науки Татарстана, но они не пришли. Соответственно, все ограничилось лишь обсуждениями.

Как верно заметил Олег Агапов, председатель комиссии Общественной палаты РТ по межэтническим и межконфессиональным отношениям, это и есть главная проблема — много говорится, но мало делается: «Мы просто забалтываем проблемы, а нужно прорабатывать новые методологические подходы, прорабатывать глубоко, а не просто ограничиваться декларациями».

Римма Гильмеева, председатель Комиссии по вопросам образования и науки Общественной палаты РТ, выразила мнение, что к эскалации языкового конфликта в Татарстане привели сотрудники прокуратуры, которые «слишком ретиво начали выполнять поручение Путина».

— У нас такая российская ментальность, что исполнители начинают ретиво выполнять или не исполняют. В данном случае слишком ретиво исполнили, и школа оказалась на линии огня, — считает Гильмеева.

«Чтобы получить золотую медаль, учитывается результат татарского языка?»

Прокуратуру защитил Евгений Султанов, завкафедрой конституционного строя и административного права КФУ. Проблема равноправия государственных языков действительно существует.

— Чтобы получить золотую медаль, учитывается результат татарского языка? — спросил Султанов педагогов, которые участвовали в круглом столе, и получил утвердительный ответ. — Получается, что в Ульяновске школьник получит золотую медаль, не изучая татарский язык, а здесь не получит, потому что по татарскому у него «4». Получается неравноправие — вот суть рассуждений, которую вкладывает прокуратура, когда начинает говорить о равноправии языков.

По словам юриста и члена межведомственного координационного совета по правовым вопросам при кабмине, «когда говорят, что с точки зрения Конституции установлено обязательное изучение языков субъектов — нет такого обязательства, это право каждого человека».

— И здесь мне тоже непонятно, как ситуация возникла? Видать, объемы изучения татарского и русского языков — это послужило катализатором. Здесь перегнули, безусловно, — выразил свою позицию Евгений Султанов.

Решение языковой проблемы ему видится в повышении мотивации, в новых стимулах для изучения языка и в изменениях в законе, которые закрепят понятие государственного языка и обязательность его изучения в субъектах. «Чисто по-человечески — глобализация сожрет все, и этому надо противостоять. Надо ввести на законодательном уровне обязательность государственных языков, но это депутаты должны выходить в Госдуму».

«Госсовет — это не междусобойчик»: как Ирек Шарипов обиделся на соцсети

Эффект от доклада Риммы Гильмеевой, председателя комиссии по вопросам образования и науки Общественной палаты, которая рассказывала, что в Татарстане заботятся и о языках других народов («например, школа с мордовским языком обучения в Татарстане была открыта раньше, чем в Мордовии»), был смазан выступлением Людмилы Мусихиной, руководителя культурной автономии марийцев в Казани. По ее словам, марийские школы в Татарстане закрываются, так как дети туда не идут.

— Это очень хорошо, что люди знают татарский язык, но нам хочется, чтобы наш язык тоже продолжал жить. Я приехала на праздник Семык (марийский национальный праздник, — прим. ред.), стоят ансамбли в костюмах национальных. Я начинаю с ними на марийском разговаривать, а они не понимают. Я говорю: «Как же так? Вы же марийцы!» А они отвечают: «А нам проще на татарском говорить», — с досадой произнесла Мусихина.

Ирек Шарипов, директор Дома дружбы народов, обиделся на группы в соцсетях, в которых объединились противники обязательного татарского в школах.

— Они не являются большинством. Но приватизировали право говорить от имени народа. Я вчера прочитал, что наш Госсовет начали называть междусобойчиком. Это не междусобойчик, это орган государственной власти, за которым стоят десятки избирателей, — возмутился активности, которая развернулась в соцсетях, Шарипов.

Диктат меньшинства: противников обязательного татарского сравнили с ЛГБТ-сообществом

Научную характеристику этому явлению дал политолог Руслан Айсин, по его словам, 5% общества всегда чем-то недовольны.

— Это называется диктатом меньшинства. Это используется на Западе, когда ЛГБТ-сообщества начинают диктовать волю меньшинства, и сейчас то же самое происходит. Это целенаправленная стратегическая работа, открытый наезд на республику — кому-то устойчивое развитие республики не дает покоя, — сказал Айсин.

Теорию заговора продолжил развивать Айрат Файзрахманов, заместитель председателя Всемирного форума татарской молодежи.

— Комитет русскоязычных родителей, если сделать контент-анализ группы, — это 11 тысяч человек, из них активны 1600, комментируют 5—6 человек реальных и 5—6 фейковых. Либо это безработные, либо деньги получают, — сказал Файзрахманов и даже предположил от кого — ЛДПР.

По его словам, лодку раскачивают люди, приехавшие в Татарстан 10 лет назад и не понявшие, что двуязычие для республики — это норма: «У нас нет программы адаптации для таких людей».

— У нас появилась другая группа — татароязычных родителей. Но они не участвуют в общественных дискуссиях, хотя там есть представители интеллигенции, которые понимают, что такое федерализм, государственные языки РТ. 16 ноября комитет русскоязычных родителей будет на обсуждении в Госдуме, и надо сделать так, чтобы представители татароязычного сообщества тоже там участвовали, — предложил Файзрахманов.

В заключение участники круглого стола озвучили резолюцию. realnoevremya.ru/Дарьи Турцевой

Ультиматум Ольге Васильевой и своеобразная трактовка поручений Путина

В заключение участники круглого стола озвучили резолюцию. В ней прозвучало, что поручение Владимира Путина в Татарстане полностью выполняется, родные языки изучаются на добровольной основе, по выбору. «Государственный язык республики — один (помимо государственного русского), и этим определен его добровольный выбор (один из одного, в отличие от субъектов, где несколько государственных языков, и выбор обусловлен этим)», так истолковали выполнение поручения президента общественные деятели. При этом отметили то, что конституционные права татарстанцев на изучение татарского языка нарушаются Министерством образования России. Правовая коллизия действительно существует — в федеральных государственных образовательных стандартах понятие «государственный язык» отсутствует, вместо него используется термин «родной язык», который не всегда тождественен государственному. В связи с этим Минобру России поставили ультиматум — при непринятии в ближайшее время учебного плана, где было бы закреплено обязательное изучение государственного языка, «видится необходимым обращение в суд».

Прозвучал призыв рассказывать противникам обязательного изучения татарского языка о пользе билингвального обучения, так как это, кроме того, что сохраняет культурное многообразие, способствует развитию головного мозга и памяти.

Дарья Турцева
ОбществоОбразование

Новости партнеров