В сюжете на Первом о платочном скандале в Мордовии показали неправильные бороды, фотографии девочек с автоматами и осужденного имама

Сегодня на Первом канале вышел сюжет «Хиджаб раздора», посвященный ситуации в татарском селе Белозерье в Мордовии. Здесь возник конфликт между руководством школы и учителями, отказавшимися снимать платки. Скандал уже вышел на федеральный уровень, и сейчас свою точку зрению на полемику выразил главный телеканал страны.

Сюжет начинается с картинки оружейной комнаты школы, где демонстрируется автомат Калашникова. Учитель поясняет, что здесь хранятся макеты оружия, противогазы. Корреспондент уточняет: автомат собирают и разбирают только мальчики? В ответ звучит, что и девочки также. Далее идет демонстрация фотографий школьниц в платках, которые позируют с автоматом и пистолетами. Их сменяют фото того, как девочки совершали с учителями коллективные молитвы.

Следом камера показывает классы и школьные коридоры. Голос за кадром сокрушается, что распоряжению руководства школы оставить платки только для дома подчинились единицы. Новый директор Вера Липатова поясняет, что издала приказ, в котором «акцентировала пункт — светский характер обучения, наличия головного убора не должно быть». По ее словам, учителям уже были вынесены приказы, выговоры. В кадре появляется учительница, которая восклицает: «Почему я стала опасна своим платком?!»

Голос говорит, что в каждом регионе свои правила: в Татарстане платки разрешены, в Чечне их ношение строго обязательное. Далее сюжет отсылает к истории в Ставрополье, когда родители пытались через суд добиться права на ношение платка и проиграли. В кадре — Елена Солдатова, заместитель Минобраза Мордовии, которая констатирует, что все татарские села подчинились требованиям, кроме Белозерья.

Корреспондент поясняет, что Белозерье — это богатое татарское село, «государство в государстве». Вспоминают телевизионщики о 20 семьях из села, которые сбежали на Ближний Восток, о том, что сельчане учатся в Саудовской Аравии и получают оттуда деньги на строительство мечетей. Камера показывает человека за решеткой: бывший имам Белозерья Равиль Якупов собирал деньги на новый автомат племяннику, воюющему в Сирии за «Джебхат ан-Нусру» (запрещена в России); осужден на 5 лет.

Анатолий Чушкин, министр культуры и нацполитики Мордовии, рассказывает, что молодые люди выезжают учиться за пределы страны и по возвращении исповедуют тот вид ислама, который свойственен Саудовской Аравии. «Ваххабизм?», — уточняет корреспондент. «Салафизм», — поправляет чиновник.

Голос за кадром говорит, что «салафия — это радикальное течение ислама, в основе которого бескомпромиссная борьба с неверными». Следом показывают заретушированное лицо: человек на улице рассказывает корреспонденту, что пророк не советовал общаться с неверными и почему. Наблюдательный журналист отмечают, что молодые люди села носят «тонкие бородки без усов». Именно такие бороды носят салафиты, утверждает корреспондент. Глава поселения полемизирует, называя это совпадением.

Завершается сюжет словами федерального министра образования Васильевой о том, что хиджабам не место в школе, и кадрами плачущих белозерских детей, которые переживают, что их любимых учителей уволят.

Новости партнеров