Осталось досидеть до августа: суд Татарстана признал законным приговор бывшему замглавы ФСС республики
Сегодня Верховный суд Татарстана утвердил приговор по делу о так называемой «колясочной» афере. Просьбы о смягчении наказания со стороны бывшего замглавы отделения Фонда соцстраха в Татарстане Камиля Фатыхова и экс-начальника отдела Фонда Марата Сагирова в апелляции были отклонены, передает журналист «Реального времени».
При этом адвокаты осужденных ставили в Верховном суде РТ вопрос о незаконности приговора и оправдании. Напомним, на старте расследования Фатыхова и двух братьев Сагировых обвиняли в хищении 14,5 млн рублей Фонда соцстраха и попытке увода еще 10,7 млн рублей.
Как Вахитовский суд скостил ущерб по делу
Вахитовский суд при вынесении приговора 21 февраля 2024 года посчитал нужным объединить два эпизода дела в одно длящееся преступление, которое квалифицировал как покушение на мошенничество для двух экс-сотрудников фонда и пособничество в этом со стороны брата одного из них. Фатыхова и Сагирова-старшего приговорили к 7 годам колонии общего режима со штрафами по 500 тысяч рублей каждому, Сагиров-младший получил условный срок в 4 года.
По данным источников «Реального времени», назначенный судом срок для бывших сотрудников ФСС истекает в августе текущего года. Напомним, каждый день в СИЗО до вступления приговора в силу по норме о зачете сроков приравнивают к полутора дням колонии общего режима.
Напомним, по версии силовиков, в 2018—2019 годах обвиняемые незаконно получили доступ к персональным данным инвалидов в ФСС, нуждающихся в инвалидных колясках и протезах, и через фирму «Альянс» стали предоставлять очередникам нужный товар. При этом денег с инвалидов не брали, а оформленные с ними договоры предоставляли в Фонд соцстраха для получения компенсаций как за приобретенные самостоятельно средства реабилитации. При этом стоимость этих изделий в документах была завышена втрое, и именно эту тройную цену, как считают в СК, ФСБ и прокуратуре, в качестве компенсаций из бюджета получали участники преступной схемы — замглавы отделения ФСС Камиль Фатыхов, начальник отдела обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отделения ФСС Марат Сагиров и его брат, сотрудник «Альянса» Ильдар.
Вахитовский суд Казани посчитал доказанным ущерб лишь в размере 3 млн 886 тысяч рублей. Потому что исключил из объема обвинения ортопедическую обувь и все протезы, предоставленные инвалидам по вышеназванной схеме, не найдя в деле обоснования, что их стоимость была существенно завышена. Не усмотрел райсуд такого обоснования и по ряду полученных инвалидами колясок — «Ортоника», «Армед» моделей Н-040, 3000, 4000 и 5000. В итоге компенсации за поставку коммерсантами этих кресел инвалидам вычли из установленной силовиками суммы. Та же участь постигла компенсации за коляски «неизвестного происхождения» — без указания в документах четкой модели и марки. «Приговор не может быть основан на предположениях», — указал в этой части председательствующий по делу судья Наиль Камалетдинов.
Согласно приговору, в рамках установленного преступления обвиняемые похищали и пытались похитить компенсации за коляски всего одной модели — «Армед Н-035». Причем закупали их по цене 6 тысяч 72 рубля, а документы на компенсацию оформляли на сумму в 21 тысячу 679 рублей. В СК и прокуратуре включали в размер ущерба полный размер указанной компенсации, однако и с этим Вахитовский суд не согласился.
«Несмотря на отсутствие правовых оснований для выплаты компенсации, подсудимые предоставили нуждающимся коляски и фактически выполнили часть функций ФСС по обеспечению техническими средствами реабилитации, в результате чего из бюджета РФ в качестве компенсации подлежали выплате денежные средства в размере действительной стоимости кресла-коляски — 6 тысяч 72 рубля», — говорится в приговоре.
Экс-глава отделения ФСС нашел в деле «политический» след
«Прошу сердечно — быть снисходительными к нам. Я нахожусь в заключении с 9 декабря 2019 года, то есть почти 4 года и 8 месяцев. За это время родные умерли, дети выросли, мама инфаркт перенесла, а я все это время не то что пообщаться, даже выразить какую-то моральную поддержку не имел возможности», — обращался к Верховному суду из камеры СИЗО-1 Камиль Фатыхов.
Он уверял: та схема, что силовики считают преступной, в рамках пилотного проекта неоднократно обсуждалась на встречах в Кабмине РТ с участием вице-премьеров республики, банкиров и тех сотрудников фонда, что позже стали свидетелями по делу, а отчеты о работе с инвалидами по программе возмещения затрат подавались в центральный аппарат ФСС. «Все документы инвалидами были подписаны, и товары поставлены. Ни одной жалобы по поводу качества — ни устной, ни письменной — не было подано за все это время!» — указывал бывший зам управляющего отделения ФСС, подчеркивая, что и потерпевший фонд ущерб не признавал и исков не подавал.
Фатыхов высказал версию, что его преследование могло быть инициировано с целью создания помех карьерному росту: «На тот момент я являлся и. о. руководителя отделения в Татарстане, был представлен президенту нашей республики руководством центрального аппарата с рекомендацией — назначить меня управляющим. Но в последующем назначили другого (Павла Лоханова, позднее осужденного за взятку, — прим. ред.), возможно, это повлияло на дальнейшие события...»
Адвокат осужденного Айдар Сейтумеров просил оправдать Фатыхова, считая, что предъявленное обвинение не нашло подтверждения в суде. Защитник напомнил: вменяемая его клиенту схема ныне закреплена федеральным законом и любой инвалид может по электронному сертификату от государства обратиться в магазин и получить необходимую ему коляску либо иное средство реабилитации. По мнению Сейтумерова, ничего незаконного Фатыхов не делал, он лишь исполнял служебные обязанности.
Осужденный Марат Сагиров сегодня говорил о чрезмерно суровом наказании и приводил отдельные цитаты из приговора, в частности о недоказанности преступления в составе организованной группы. По его мнению, суд признал доказанным факт покушения на хищение лишь в силу того, что «коляски были куплены дешевле, чем проданы». В последнем слове Сагиров просил суд проявить милосердие.
Его адвокат Тимур Мифтахутдинов предложил тройке судей погрузиться в те времена, когда Фонд соцстраха работал в условиях крайнего дефицита бюджетных средств и огромных очередей из нуждающихся в средствах реабилитации. На проведение тендеров средств не хватало, тогда как на компенсации за купленные инвалидами коляски и протезы деньги были, и у коммерсантов хватило смекалки заняться этим, отметил адвокат. Но добавил: «За стоимость колясок «Альянса» Фатыхов и Сагиров ответственности нести не могут».
Адвокат Марсель Шагиахметов в защиту Сагирова-младшего просил учесть отбытый им год под стражей и 2,5 года под домашним арестом и смягчить приговор.
Представитель прокуратуры РТ Маргарита Сергеева против удовлетворения жалоб на приговор возражала. После длительного времени в совещательной комнате апелляционная коллегия объявила: оставить приговор без изменения.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.