Битва за Боровецкий лес: как «Кувалда» ударила по следствию

О гуманизме судей по отдельно взятому делу, связях обвиняемых и раздаче челнинского леса в аренду с оплатой 258 рублей

Битва за Боровецкий лес: как «Кувалда» ударила по следствию
Фото: realnoevremya.ru/Сергей Афанасьев

Сегодня в Набережночелнинском горсуде три судьи по результатам трех заседаний, прошедших с 10 до 14 часов дня, приняли одинаковые решения об отказе Следкому. И освободили сразу трех фигурантов уголовного дела о мошенническом уводе Боровецкого леса, задержанных два дня назад. На свободе оказались юрист компании «Еврогрупп» Альберт Халиуллин, экс-глава исполкома Тукаевского района Расим Асылгараев и безработный двоюродный брат вице-премьера РТ. Подробности — в репортаже «Реального времени».

Безработный без паспорта из элитного поселка

Первым из задержанных 23 октября по лесному делу перед судьей Романом Михеевым предстал 52-летний Айрат Марданшин. Кроме прозвища «Кувалда» и подозрений следствия в его адрес на заседании суда прозвучала информация о родстве с вице-премьером РТ и бывшим мэром Набережных Челнов Василем Шайхразиевым. Старший следователь Набережночелнинского отдела Следкома Станислав Хораськин просил о заключении Марданшина под стражу до 22 декабря как подозреваемого в мошенничестве.

Марданшин ранее являвшийся учредителем УК «Электротехников», ныне, как выяснилось, нигде не работает и даже не имеет паспорта — «утерян». Образование — неполное среднее, зато дома полный набор — жена и двое взрослых детей 19 и 30 лет. Проживает безработный в жилом комплексе «Челны Яр», известном домами бизнес-класса. Марданшин не стеснялся демонстрировать суду отсутствие каких-либо юридических знаний (за него чаще говорила адвокат Оксана Левинская).

На вопрос судьи, имеет ли он отводы составу суда, подозреваемый недоуменно пожал плечами, обратившись к адвокату:

— Отводы?! Это че такое?

Выяснилось, что оснований не доверять судье, прокурору и другим участникам процесса нет. Адвокат попросила судью приобщить справку о том, что у ее подзащитного — гастрит. Следователь Хораськин, получив слово, рассказал, что 22 октября было возбуждено уголовное дело по статье о мошенничестве и превышении должностных полномочий.

По версии следствия, в июле 2012 года у Альберта Халиуллина, юриста компании «Еврогрупп» ( принадлежащей Алексею Миронову, бизнесмену, считающемуся близким экс-главе автограда), Айрата Марданшина и «неустановленных лиц», действующих под покровительством неких «высокопоставленных чиновников и руководителей правоохранительных органов Челнов», возник умысел похитить имущество РФ. А именно, участок земель лесного фонда в Боровецком лесу (напротив 68-го микрорайона Челнов). После чего Халиуллин с Марданшиным и неустановленными лицами «вступили в преступный сговор» с главой исполкома Тукаевского района Расимом Асылгараевым (уволился по собственному желанию в прошлую пятницу) и другими неназванными чиновниками того же исполкома.

Сказочная аренда и экс-начальник полиции

Следователи считают, Асылгараев осознавал, что распоряжался федеральным ресурсом, но тем не менее утвердил схему того участка, присвоил ему категорию земли сельхозназначения с возможностью использовать их под дачное строительство. А дальше без торгов передал участок на 49 лет Луизе Халиуллиной (супруге юриста «Еврогрупп»). Цена аренды в год по договору составляла всего 258 рублей! Но эта сделка повлекла отчуждение имущества на сумму не менее 75 млн рублей. Поскольку 19 октября 2012 года вышеупомянутая группа лиц представила в Росреестр заведомо ложные сведения о постройках на участке, которых, как утверждают свидетели по делу, там не было, и после формального отказа исполкома о выделении участка уже в собственность пошла в Тукаевский райсуд. По иронии судьбы, как раз до декабря 2012 года Тукаевский суд возглавлял нынешний председатель Набережночелнинского городского суда Ринат Гайфутдинов.

В январе райсуд принял, по мнению силовиков, абсолютно незаконное и необоснованное решение — признал за Халиуллиной право на регистрацию участка и обязал Росреестр зарегистрировать его. Решение никем не оспаривалось. После регистрации Халиуллины и Марданшин неоднократно, как считают в Следкоме, оформляли землю на аффилированных с ними лиц, а в итоге разделили на 27 более мелких участков и их начали продавать. Источники «Реального времени» уверяют, что на момент задержания 23 октября подозреваемые пытались провернуть еще несколько сделок.

24 октября Марданшину предъявили обвинение в мошенничестве. Несмотря на показания ряда свидетелей (Тазетдинова, Валеева, Шигабутдинова и др.), вину он не признал. Следователь в суде отметил: необходимость содержания обвиняемого в СИЗО обоснована его большими связями (о которых фигурант успел поделиться на допросе) и тем, что один из 27 участков отошел высокопоставленному сотруднику полиции. Судя по решениям арбитража, речь может идти об экс-начальнике криминальной полиции Челнов, ныне возглавляющим один из райотделов Сабирове. Правда, участок оформлен на даму с той же фамилией. Сестру, как уверяют, источники «Реального времени». По мнению следствия, Марданшину с его связями по силам и оказать незаконное воздействие на свидетелей, и ход расследования. Особенно с учетом того, что не все подозреваемые установлены.

«Готов на детекторе лжи провериться!»

С таким мнением не согласилась адвокат Левинская: «Откуда у вас сведения о том, что он может оказывать влияние на свидетелей и потерпевших, кроме того, что у него имеется высокопоставленный брат?». Следователь сослался на показания свидетелей, которые беспокоятся за свою безопасность. Левинская отметила, что ее подзащитный не являлся на момент преступления каким-либо должностным лицом, а всего лишь приобрел участок по договору купли-продажи. Позднее адвокат уточнила для «Реального времени»: на самом деле земли приобрела гражданская супруга Марданшина, а сам он вообще ни при чем. И его роль, по мнению защитницы, никак не отражена даже в ходатайстве следствия! Хораськин стоял, однако, на своем. Он считает, что материальное вознаграждение в виде земельного участка Марданшин получил именно за участие в деле.

Тут сам обвиняемый заявил, что «хозяина участка» в 2012—2013 годах вообще «не знал»:

— Мы даже не общались! Мы только познакомились с человеком (видимо, имеется в виду Лилия Халиуллина или ее супруг, — прим. ред.), когда в 2014 году я купил там участок! Я готов на детекторе лжи провериться, чтобы полностью восстановить справедливость!

Адвокат Левинская назвала факты следствия голословными и попросила суд избрать меру пресечения, не связанную с заключением под стражу. Помощник прокурора Амир Абдулвагапов, разумеется, выступил на стороне следствия. Однако вопросы к следствию были и у судьи. Он не обнаружил в деле показаний, что кто-либо из свидетелей боится Марданшина. Хораськин попросил его зачитать показания конкретного свидетеля. Судья не ограничился одним и зачитал яркую цитату из протокола допроса, рисующую образ Марданшина как некоего «решалы», который держал Набережные Челны в страхе.

«Есть люди, которых боятся»

Так, некий свидетель заявил, со слов своей девушки — работницы Тукаевского исполкома (познакомились в 2011-м) узнал, что «сотрудники исполкома занимаются захватом земель, и выдают их своим родственникам». А еще рассказал следствию, что летом 2012-го в исполком стал часто приезжать мужчина, которого звали Марданшиным, известный в городе к «Кувалда» и близкий родственник мэра. На допросе свидетель цитировал сообщения СМИ о скандале вокруг незаконной передачи земельных участков Марданшину без проведения торгов.

— «Марданшин, приходя в [Тукаевский] исполком, вел себя вольготно, — цитировал судья Михеев протокол допроса, — заходил напрямую к руководителям. После того, как он уходил, глава давал поручения «оформить те или иные участки». С Марданшиным приезжали разные лица, в т. ч. и Халиуллин, который был представителем Миронова («Еврогрупп»). После одного из визитов Асылгараев вышел из кабинета и приказал подчиненной Тедеевой (экс-глава ПИЗО района) оформить необходимые документы, что, скорее всего, и было сделано. Все понимали, что без покровительства Миронова подобный участок оформить в собственность невозможно… Вообще, за раздробленными участками сегодня стоят высокопоставленные люди, поэтому они остаются безнаказанными. Марданшин же неоднократно говорил, что в Набережных Челнам ему никогда ничего не будет. Фактически всем известно, что в городе есть определенные люди, которых все боятся».

Марданшин внимательно слушал рассказ о себе, а на словах про «Кувалду» и что «ему никогда ничего не будет», качал головой и прыскал со смеха. Судья тоже воспринял показания с явным скепсисом, поинтересовавшись у следователя — правильно ли суд понимает, что все они даны свидетелем «со слов какой-то девушки»? Следователь заверил, что есть и другие источники информации. Судья, однако, продолжал напирать на Хораськина, подчеркивая, что допрошенный нигде прямо не говорит, что Марданшин может ему угрожать.

— Он опасается за свою безопасность. Написал заявление о засекречивании его данных, — также упрямо стоял на своем следователь. — Там же в финальном абзаце все написано…

— Здесь написано, что Марданшин представляет угрозу окружающим вообще, а не лично для него! — упирался судья.

После продолжительных «переговоров» выяснилось: непосредственно против Марданшина ни один свидетель ничего не говорил, но допрошенные заранее высказывали опасения о реакции тех, кто попадет под следствие. А имена фигурантов узнали лишь после их задержания.

— Получается, что свидетель не знает его?! — удивился судья.

— Нет, не знает, — вынужден был признать следователь.

— Но при этом опасается его?!

— Он опасается лиц, совершивших преступления, — заявил следователь, кажется начиная понимать, что судья не примет сторону Следкома. — Они, свидетели, не знали, что преступление совершил Марданшин, поэтому не могли заявлять, что его опасаются.

Адвокат Левинская под занавес судебного заседания бросила реплику: «Все обвинение построено на таких вот сплетнях». В результате Марданшина освободили в зале суда, в удовлетворении ходатайства следствия было отказано. Довольный Марданшин попрощался с помощником прокурора, с большим удовольствием протянув: «До сви-да-ния!».

— Еще увидимся! — буркнул в ответ обвинитель.

Экс-глава исполкома «изобличил» других фигурантов

Судьбу задержанного экс-главы исполкома Тукаевского района 41-летнего Расима Асылгараева решал судья Мансур Саитгареев. Задержанного чиновника усадили не в клетку, а рядом с адвокатом. Такое журналистам «Реального времени» доводилось наблюдать ранее лишь при избрании меры пресечения главе «Татфондбанка». Асылгараев — многодетный папа, детям — 15, 12 и 5,5 лет. Жена работает медсестрой в клинике «Авиценна», получает мало. Сам он признался — из-за уголовного дела пришлось уволиться еще в прошлую пятницу (за три дня до возбуждения дела), теперь хочет искать работу, чтобы кормить семью. Поэтому против домашнего ареста, о котором ходатайствует следствие.

Асылгараев и его адвокат Наталья Федяева просили суд удалить журналистов из зала: мол, подзащитный — человек известный, и не хотелось бы, чтобы СМИ «каким-либо образом интерпретировали данные события». Судья оснований для перевода процесса в закрытый режим не нашел. Следователь Хораськин озвучил ходатайство с той же фабулой, упомянув, что экс-чиновнику инкриминируют превышение должностных полномочий с тем самым переводом леса в сельхозземлю и сдачей в аренду. Причем, из выступления следователя выяснилось, Асылгараев вину уже признал, раскаялся и даже изобличил «преступную деятельность» других фигурантов дела. Помощник прокурора Абдулвагапов ходатайство о домашнем аресте поддержал.

Отставной глава исполкома заявил судье, что признает вину лишь «в части подписания распоряжения о выделении земельного участка». Его адвокат считает, что давшему признательные показания нет необходимости «давить на следствие», а значит, нет смысла и ограничивать его домашним арестом, достаточно подписки о невыезде.

Судья Саитгареев с защитой согласился и выпустил Расима Асылгараева на свободу. Адвокат Федяева напомнила журналистам — обыски у ее подзащитного уже признаны судом незаконными. «Если и есть какая-то вина за Асылгараевым, то, скажем так, не совсем умышленная. И он ведь не один работала», — заявила Федяева корреспонденту «Реального времени». Сам же Асылгараев утверждал: не знал, что участок Боровецкого леса принадлежал лесному фонду.

По мнению Халиуллина, спор с Лесным фондом идет по границам участка. realnoevremya.ru/Ирины Плотниковой

Юрист «Еврогрупп»: участок не является частью лесного фонда

Уже в 13 часов в зал завели третьего фигуранта дела — Альберта Халиуллина, юриста «Еврогрупп». Председательствовал судья Рамазан Абдулвагапов. Следком просил о реальном аресте до 22 декабря. Два адвоката Халиуллина сразу попросили приобщить к материалам справки из больницы с сегодняшней датой и диагнозом — ишемическая болезнь сердца. Сам подследственный, отец двух детей заявил, что «в камере очень много курят», отчего он плохо себя чувствует.

Следователь Хораськин сообщил, что 24 октября Халиуллину предъявлено обвинение в мошенничестве и вину он не признал. Дальше шла ссылка на показания тех же свидетелей, что изобличали Марданшина. Причем, вновь прозвучала информация о связях подсудимого — на сей раз «с высокопоставленными полицейскими (в УВД города Набережные Челны) и судебными органами». Конкретные органы или служители Фемиды озвучены не были. Прозвучали лишь опасения о препятствиях следствию и правосудию. Заболеваний, препятствующих содержанию в СИЗО у обвиняемого, по данным следствия, нет.

На уточняющий вопрос адвокатов Галеева и Гилязовой — откуда сведения об отсутствии заболеваний, следователь ответил: от самого Халиуллина, который на допросе заявил, что ничем не болеет!

— Постойте, но вот вчера, даже в протоколе допроса указано, что Халиуллину стало плохо. У вас не возникло мысли, что ему необходимо какую-то медпомощь оказать? — поинтересовалась адвокат.

— Он сказал, что здоров, просто не хочет отвечать на вопросы, и сослался на то, что утомлен и не может думать об ответах на вопросы! Никакого плохого физического состояния у него не было — потери сознания или еще чего-либо. Просто пошли вопросы, на которые он не захотел отвечать, — ожидая атаки юристов, тут же скороговоркой выдал следователь.

— А материалы арбитражного суда Халиуллин приобщал к уголовному делу?

— Да, они находятся сейчас в материалах уголовного дела, — подтвердил представитель Следкома.

— Почему же копии не были приобщены сегодня к материалам для суда?

— Потому что следователь сам в праве определять, какие материалы приобщать.

Адвокаты в итоге попросили приобщить решения арбитражного суда, считая их свидетельством того, что дело это не уголовное, а «гражданско-правовое».

— Намерений что-либо скрывать у меня нет, — со своей стороны заявил сам юрист «Еврогрупп» Халиуллин. — Это лишь гражданско-правовые отношения. Спор с лесным фондом идет по границам участка! Участок, по решению Арбитражного суда 2016 года, не является частью лесного фонда, и решение это уже вступило в силу. И нет тут мошеннических действий.

Главу вызвали на допрос

В конечном счете, и судья Абдулвагапов принял решение освободить задержанного. Причем, следователь Хораськин итоговое решение судьи даже не дослушал до конца: рассерженный следователь покинул зал заседания с шумом, в сердцах громко хлопнув дверью. Ранее в адрес следствия судьи вынесли частное постановление за нарушение процессуальных норм. В суде «Реальному времени» пояснили: ходатайство об аресте подозреваемых должно было быть представлено в суд не менее, чем за 8 часов до истечения срока задержания. Правда, среди силовиков есть мнение, что этот судейский «частник» не основан на законе: на обвиняемых вышеназванная процессуальная норма не распространяется.

После трех освобождений прокуратура автограда сообщила о намерении оспорить эти решения суда как незаконные. Также оспариваются семь постановлений о признании незаконными неотложных обысков по боровецкому делу. Ранее такие же постановления были вынесены судом по обыскам у Миронова и экс-руководителей челнинского исполкома.

Источники «Реального времени» отмечают, что формально отказы судов по признанию неотложных обысков законными связаны с тем, что Следком взялся за дела прошлых лет и никакой спешки не было. Но ведь нежелание информировать работников суда о подобных действиях, в теории, могло быть продиктовано некими тактическими и оперативными задачами. Более того, в Челнах, да и в Татарстане в целом, такие решения Фемиды выносятся довольно редко. Потому что перечеркивают все добытые на обысках доказательства по делу.

Между тем, источники издания не исключают появление новых фигурантов, сообщая, в частности, что за Боровецкий лес на допрос вызывали действующего главу Тукаевского района Василя Хазеева. Говорят, именно в этом районе «человеку, чье имя свидетели не знали», удалось получить в собственность пару десятков участков по смешной цене — 1—2 тысячи рублей.

Сергей Афанасьев, Ирина Плотникова, фото Сергея Афанасьева
ПроисшествияОбществоИнфраструктура

Новости партнеров