Герман Дьяконов: «Это же их работа, а мне не от кого прятаться»

Как один из фигурантов дела о миллионных хищениях денег «Газпрома» за время домашнего ареста снял элитную четырехкомнатную квартиру за 10 тысяч в месяц

Герман Дьяконов: «Это же их работа, а мне не от кого прятаться»
Фото: realnoevremya.ru/Дарья Турцева

Сегодня Вахитовский районный суд Казани рассматривал ходатайство следователя ГСУ МВД о продлении ареста трем обвиняемым по делу о хищениях в КНИТУ-КХТИ: экс-ректору Герману Дьяконову, проректору Александру Кочневу и ассистенту Игорю Дубовику. С победой из зала судебного заседания вышел только Кочнев — ему разрешили сменить место домашнего ареста: из неудобной квартиры на Лесгафта он переедет в шикарные четырехкомнатные апартаменты на Малой Красной, которые снимает всего за 10 тысяч рублей в месяц. Дьяконову не помогли 1,5 миллиона залога, а Игорю Дубовику, несмотря на то, что, как он выразился, является лишь заложником ситуации, не смягчили меру пресечения. Подробности — в материале «Реального времени».

Третий лишний: продлить арест Дьяконову хотели без свидетелей

Несмотря на то, что бывшего ректора Германа Дьяконова задержали позже проректора Александра Кочнева и его ассистента Игоря Дубовика, вопрос о продлении их ареста рассматривали в один день.

Меру пресечения Кочневу и Дубовику выбирали 26 июля, как озвучили на заседании суда тогда — Кочнев и Дубовик в содеянном признались и дали показания, изобличающие друг друга. Уже после этого следователи добились от них и показаний против, возможно, основного фигуранта многомиллионной аферы в КНИТУ-КХТИ — Германа Дьяконова, которого арестовали 15 августа. Сейчас все трое проходят по ч. 4 статьи 159 («Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере»).

Первым из троицы в зал суда привели Германа Дьяконова, причем процесс стартовал на полчаса раньше, чем было заявлено. На такой ход пошли намеренно, чтобы за пределы судебного заседания не вышли некоторые подробности. Адвокат экс-ректора Александр Коган (это, кстати, уже третий адвокат Дьяконова, в первый раз его интересы представляла государственный защитник Эльвина Хайрутдинова, потом — Марат Хусаинов) был недоволен присутствием журналистов на оглашении решения судьи и даже требовал выпроводить их. Впрочем, сам Дьяконов держался спокойно, не прятался от фото- и видеосъемки и даже успокаивал своего адвоката: «Это же их работа, а мне не от кого прятаться».

Вину не признает, а невиновность доказывать не будет

Защитник ходатайствовал об изменении меры пресечения на домашний арест. Напомним, сейчас Дьяконов содержится в СИЗО. Предлагал полтора миллиона залога, упомянул о ребенке на иждивении и заслугах в качестве руководителя КНИТУ.

Следователь настаивал на продлении избранной ранее меры пресечения и просил оставить под арестом Дьяконова еще на 2 месяца — до 17 ноября.

«Окончить предварительно следствие в срок до 17 сентября не представляется возможным. Необходимо опросить сотрудников «Газпрома», КНИТУ, произвести выемку документов «Юмитрейда», принять меры по опросу дополнительных свидетелей и предъявить окончательное обвинение», — ходатайствовал следователь.

В итоге суд оставил Герману Дьяконову меру пресечения без изменений, ближайшие два месяца он проведет в СИЗО, если не решится обжаловать решение Вахитовского суда. Впрочем, даже если решится — в прошлый раз Верховным судом Дьяконову было отказано в домашнем аресте. Экс-проректор вину не признает, по словам его адвоката Александра Когана, «у следствия нет доказательств вины, а невиновность подзащитного мы доказывать не обязаны».

Лайфхак от Кочнева: как снять элитную квартиру за 10 тысяч рублей

Когда процесс по Дьяконову был закончен, в зал суда вошли Игорь Дубовик и Александр Кочнев. Они, в отличие от своего бывшего шефа, находятся под домашним арестом (Кочнева первоначально поместили в СИЗО, потом он обжаловал это решение в Верховном суде).

Проректор об изменении меры пресечения на более мягкую, подписку о невыезде, не просил, он ходатайствовал о смене адреса домашнего ареста. Как выяснилось в суде, сейчас Александр Кочнев содержится в собственной квартире на улице Лесгафта, где он официально зарегистрирован, но последние годы фактически там не жил, а сдавал помещение. «В этой квартире нет предметов быта моего подзащитного, поэтому просим сменить место содержания», — обосновал ходатайство адвокат Александра Кочнева.

Переехать Кочнев хочет в дом на улицу Малую Красную, собственником квартиры там официально Кочнев не является и собирается ее снимать, о чем 11 сентября заключил договор аренды. С хозяйкой жилплощади Кочнев договорился о беспрецедентной для четырехкомнатной квартиры площадью 180 квадратных метров в элитном доме в центре города цене — месячная аренда обойдется проректору всего в 10 тысяч рублей. Договор подозреваемый заключил на год.

Ни следователь, ни прокурор против смены места жительства фигуранта дела о хищениях в КНИТУ не возражали. Не возразил и судья — Кочневу продлили домашний арест до 17 ноября, но уже по другому адресу.

«У меня 3 миллиона максимум и роль-то маленькая»

Одновременно с Кочневым рассматривалось дело Игоря Дубовика. В зале суда они сидели рядом — на одной скамейке. Если между Кочневым и Дьяконовым была очная ставка, то подобное следственное действие между экс-ректором и Игорем Дубовиком не устраивали. «Да вы что? Кто он, а кто я?» — удивился вопросу Игорь Дубовик. Хотя на сайте вуза указано, что Дубовик — директор Центра по разработке эластомеров при КНИТУ, по официальным документам таковым он является лишь на 0,1 ставки, на полную — ассистентом кафедры «Инноватики в химической технологии», правда, эту должность из карточки сотрудника на сайте уже убрали. Так же, как и «проректор» из карточки Кочнева, сейчас он просто «профессор и доктор педагогических наук».

Из всей тройки подозреваемых Дубовику изначально выбрали самую мягкую меру пресечения — домашний арест. Сегодня его адвокат Олег Шемаев попросил подписку о невыезде, так как арестант Дубовик стал иждивенцем для своей 61-летней матери и 84-летней бабушки. Кроме того, характеризуется положительно и содействует следствию.

— Скрыться у меня нет возможности — загранпаспорт у меня изъяли. Я признаю свою вину и хочу искупить ее — работать, чтобы погасить ущерб, который причинен моими действиями, — сказал Игорь Дубовик.

Следователь и прокурор возражали: «учитывая особую сложность дела, большой объем процессуальных действий, основания для выбора более мягкой меры пресечения отсутствуют». Судья в итоге принял сторону обвинения и продлил Дубовику домашний арест до 17 ноября.

Уже после окончания заседания Игорь Дубовик позволил себе высказать недовольство решением судьи, сравнив свой случай со вчерашним делом Дарьи Алякиной, доцента КФУ, которую обвиняют в хищении 400 миллионов рублей.

— 400 миллионов — и под подпиской о невыезде, а у меня 3 миллиона максимум и роль-то маленькая. Мы заложники этой ситуации, цель-то у нас была — не личное обогащение, — сказал Дубовик, видимо, под «нами» имея в виду своего руководителя Александра Кочнева.

Проректор напророчил: распутывать клубок о хищениях в КХТИ начали с Абдуллина

Фактически арест Германа Дьяконова стал продолжением дела проректора Александра Кочнева о хищении средств, которые ОАО «Газпром», как куратор КНИТУ, по договору-пожертвованию выделяет на его деятельность. Известно, что УЭБиПК МВД по РТ совместно с УФСБ по РТ была получена информация о том, что якобы проректором по учебно-методической работе КНИТУ Александром Кочневым отлажена схема по заключению договоров с аффилированными коммерческими структурами на поставку различного лабораторного оборудования и расходных материалов, а также на проведение семинаров и конференций и последующего хищения средств.

Договоры заключались на суммы, не превышающие 499 000 рублей, в результате заказчик мог обойтись без конкурсной процедуры, заключив договор с единственным поставщиком. Так в поле зрения силовиков попали контракты по проведению семинаров по договорам вуза с ООО «Юмитрейд». Следствием установлено, что фактические расходы на проведение двух семинаров не превысили 70—80 тысяч рублей, а оставшаяся часть, 1,3 млн рублей, была обналичена и похищена.

ООО «Юмитрейд», согласно данным системы «Спарк-Интерфакс», было зарегистрировано в селе Кулаево Пестречинского района РТ. Однако в декабре 2015 года было ликвидировано и присоединено к казанскому ООО «ПРЕМИУМ-КАНЦ» (основной вид деятельности — научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук). По данным «Спарка», ООО «Юмитрейд» заключило всего два контракта с КНИТУ-КХТИ на сумму 990,9 тыс. рублей. Оба — в 2015 году.

По данным «Реального времени», показания о причастности Дьяконова к схеме откатов по оборонным контрактам КНИТУ неоднократно давал уже осужденный экс-проректор вуза Ильдар Абдуллин. В частности, летом прошлого года он утверждал, что Дьяконов якобы «организовал систематическое получение им взяток от подчиненных сотрудников университета, выполнявших госконтракты». Бывший подчиненный Дьяконова, предупрежденный об уголовной ответственности за ложный донос, сообщил тогда, что ему известно о трех таких фактах.

Дарья Турцева, фото автора
Происшествия

Новости партнеров