Аресты в КНИТУ-КХТИ: проректор и ассистент сознались, раскаялись и «сдали» друг друга

В продолжение коррупционных скандалов в вузе Александра Кочнева и Игоря Дубовика обвинили в хищении денег, выданных «Газпромом»

Аресты в КНИТУ-КХТИ: проректор и ассистент сознались, раскаялись и «сдали» друг друга
Фото: realnoevremya.ru/Дарья Турцева

Сегодня Вахитовский районный суд отправил под стражу проректора КНИТУ-КХТИ Александра Кочнева и под домашний арест — ассистента кафедры «Инноватики в химической технологии» Игоря Дубовика. Следствие подозревает их в преступлении, предусмотренном ч. 4. ст. 159 («Мошенничество, совершенное организованной группой или в особо крупном размере»). Кочнев и Дубовик — звенья одной цепи большого коррупционного скандала в КНИТУ, первым, кто понес наказание, стал проректор Ильдар Абдуллин, его обвинили в хищении 28 млн рублей. Суммы, о которых идет речь в деле Кочнева, следователи не раскрывают, предположительно, речь идет о хищениях средств, которые «Газпром», как куратор вуза, выделяет на его работу. Оба задержанных обвинения признали. Подробности — в материале «Реального времени».

Дубовик и Кочнев «сдали» друг друга

Первым в зал заседания Вахитовского райсуда доставили директора Центра по разработке эластомеров КНИТУ-КХТИ и ассистента кафедры «Инноватики в химической технологии» Игоря Дубовика. 34-летний директор улыбался и, судя по всему, был совсем не угнетен наручниками и тем, что стал фигурантом уголовного дела. Дубовика обвиняют в преступлении, предусмотренном ч. 4. ст.159 («мошенничество, совершенное организованной группой или в особо крупном размере»). Обычно, когда задержанным избирается мера пресечения, судья зачитывает обстоятельства совершенного преступления, в этот раз подробностей не было, но, как подтвердил «Реальному времени» сам задержанный, речь идет о хищении средств, которые ОАО «Газпром», как куратор КНИТУ, выделяет на его деятельность, однако точную сумму, которую ему вменяют, назвать опять-таки отказался.

«Это тайна следствия, дело касается не только моего подзащитного, но и иных лиц, и высвечивать роль каждого должно следствие. Пока дело не вышло в публичную сферу, я не могу ничего комментировать», — помог своему подзащитному отделаться от вопросов журналистов адвокат Олег Шемаев.

Вести фото- и видеосъемку судья запретил. Вероятно, что в таком щадящем для задержанного режиме заседание решили провести, исходя из того, что все обвинения Игорь Дубовик признал полностью и даже оказывал содействие следствию — пришел с повинной и способствовал изобличению других участников преступления.

Первым в зал заседания Вахитовского райсуда доставили Игоря Дубовика. realnoevremya.ru/Дарьи Турцевой

Из «других участников» из материалов дела, которые озвучил судья, прозвучала только фамилия проректора Александра Кочнева: «Причастность к инкриминируемому преступлению подтверждается показаниями обвиняемого Кочнева». То же самое только уже с формулировкой «Вина подозреваемого подтверждается показаниями Дубовика» прозвучало и два часа спустя на избрании меры пресечения Кочневу. В рамках следствия между подозреваемыми была проведена очная ставка.

И следователь, и прокурор, и адвокат, и сам Игорь Дубовик просили избрать для него меру пресечения в виде домашнего ареста, судья, ненадолго удалившись в совещательную комнату, ходатайство удовлетворил. Дома под замком ассистент кафедры проведет до 17 сентября.

Вину признал и раскаялся

Учитывая, что проректора Кочнева сторона обвинения просила на время предварительного следствия заключить под стражу, Игорю Дубовику следователи приписывают не основную роль в мошеннической схеме. Интересы Александра Кочнева представлял адвокат Александр Клюкин. Кочнева так же, как и Дубовика, задержали вечером 24 июля по подозрению в том же преступлении — «мошенничестве в особо крупном размере». Правда, в отличие от своего подчиненного, проректор с повинной к следователям не являлся. Тем не менее вину признал полностью и раскаялся в содеянном.

Следователь избрание столь строгой меры пресечения, как содержание под стражей, объяснил тем, что Кочнев может скрыться, оказать давление на других участников дела, свидетелей и препятствовать расследованию. Адвокат спросил: изымали ли следователи загранпаспорт его подзащитного. На что следователь ответил, что паспорт находится на хранении в вузе, так как КНИТУ — режимный объект.

— То есть за границей он не сможет скрыться? — предположил адвокат.

На что следователь ответил, что не знает порядка выдачи загранпаспортов вузом.

По словам следователя, загранпаспорт Кочнева находится на хранении в вузе, так как КНИТУ — режимный объект. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Пенсионный возраст, рак простаты и неподписанная характеристика как аргументы защиты

Тут начали открываться пикантные подробности, связанные с выездом за границу. Оказывается, Александр Кочнев — нередкий гость за рубежом. Об этом он рассказал сам, прося отправить его под домашний арест.

— Я буду сотрудничать со следствием, никуда бежать не собираюсь и контактировать ни с кем не собираюсь. А самое главное — я после операции, мне удалили простату, после этого море проблем — то понос, то запор, то геморрой. Это целая серия ухода за собой, которая затруднительна в условиях содержания под арестом, — начал Кочнев.

Он рассказал, что в 2015 году оперировался в Германии по поводу рака простаты. Около десяти минут судья пытался выяснить, какие есть последствия для здоровья, какие медицинские манипуляции нужно проводить и какие препараты принимать при данном заболевании. Оказалось, что ничего, кроме проведения онкотестов, которые заключаются в заборе крови, не требуется.

Адвокат просил учесть пенсионный возраст своего подзащитного, 40-летний стаж работы в КНИТУ и положительную характеристику от коллег и руководства. Правда, подтвердить характеристику документально он не смог: «Мы ее предоставим позже».

Новые свидетели и отправка в СИЗО

Когда судья читал дело Кочнева, прозвучало больше подробностей, в частности, были упомянуты некие договоры, поставки и свидетели: Хафизов, Ибрагимов, Галиуллин. В КНИТУ есть сотрудники с такими фамилиями: Динар Хафизов, аспирант кафедры «Химии и технологии органических соединений азота», Марат Ибрагимов, доцент кафедры «Технологии синтетического каучука» (этой кафедрой заведует Кочнев), Эдуард Галиуллин, аспирант кафедры «Химической переработки нефти и газа». Однако, по словам Эдуарда Галиуллина, он отношения к этому делу не имеет.

Прокурор настаивал на содержании под стражей, объясняя это тем, что Кочнев занимает руководящую должность, может угрожать свидетелям. То, что он лечился за границей, лишь подтверждает, что проректору не составит труда отправиться туда снова, а то, что он, будучи пенсионером, продолжает работать, говорит о том, что он полон сил и вполне может перенести содержание в СИЗО на время следствия.

Судья пребывал в совещательной комнате достаточно долго и в итоге постановил заключить Александра Кочнева в СИЗО-1 до 17 сентября.

— Конечно же, я не буду ничего комментировать. У меня голова болит. Мне не до этого, — отказался общаться с прессой Кочнев.

Будет ли обжаловать решение судьи, проректор еще не знает.

Адвокат просил учесть пенсионный возраст своего подзащитного, 40-летний стаж работы в КНИТУ и положительную характеристику от коллег и руководства. realnoevremya.ru/Дарьи Турцевой

И.о. ректора — в командировке, КНИТУ — в штатном режиме

Официальный комментарий вуза о задержании Кочнева и Дубовика оказался сдержанным. Несмотря на то, что уголовное дело было возбуждено еще 17 июля, подготовить ответ в вузе смогли только утром 26 июля — затруднения возникли с согласованием текста с и.о. ректора Сергеем Юшко, который находится в командировке. Накануне он был в Бишкеке, сегодня — в Москве, а завтра собирается в Сочи. Аресты в альма-матер, судя по всему, не тот случай, когда можно нарушить планы.

«Сергей Владимирович проинформирован о сложившейся ситуации с задержанием проректора А.М. Кочнева и к настоящему времени уже провел ряд оперативных телефонных совещаний с руководителями основных структурных подразделений вуза — рабочий процесс в технологическом университете проходит в штатном режиме. Сейчас в КНИТУ ждут официальных сообщений от правоохранительных органов», — ответили в пресс-службе вуза и пообещали по мере поступления новой информации доводить ее до СМИ.

Звенья одного коррупционного скандала с госконтрактами

Арест Александра Кочнева стал звеном одной цепи большого коррупционного скандала в КНИТУ, первым, кто понес наказание, стал проректор Ильдар Абдуллин — в декабре 2015 года его обвинили в хищении 28 млн рублей по двум контрактам вуза о поставке оборудования в 2013 году и приговорили к 6,5 года колонии.

В феврале 2016 года Вахитовский районный суд Казани отправил под домашний арест двух сотрудников КНИТУ-КХТИ, подозреваемых в мошенничестве с госконтрактом Минпромторга на 166 млн рублей — бывших супругов, 39-летнюю Екатерину Сергееву и 37-летнего Аркадия Брысаева, а также заведующую лабораторией кафедры «Плазмохимических и высокомолекулярных материалов» КХТИ Лилию Джанбекову. По версии следствия, мошенничество ими совершено путем завышения стоимости товаров, закупленных для исполнения данного контракта. Так что сотрудников КНИТУ-КХТИ подозревают в хищении бюджетных средств на сумму 1,439 млн рублей. Следствие по этому делу идет до сих пор.

«Реальное время» тщательно изучило все госзаказы, проходившие через КНИТУ, и выяснило, что в 2013—2014 годах в списке госконтрактов вуза можно обнаружить несколько тендеров, связанных с выполнением составной части опытно-конструкторской работы «Разработка технологий формирования бронеконструкций на основе полиэтиленпластиков». Крупнейший из них заключен в октябре 2013 года на 14,6 млн рублей. Исполнителем стало АО «Московский машиностроительный экспериментальный завод — композиционные технологии».

Также в октябре 2014 года КНИТУ заключил договор с ЗАО «Ферри Ватт» на выполнение составной части ОКП «Проведение монтажных и пусконаладочных работ технологического оборудования для производства броневых листов на основе полиэтиленпластиков» на 10,6 млн рублей. Эта же компания получила еще несколько заказов: на корректировку рабочей конструкторской документации, программной документации и доработку технологического оборудования по результатам испытаний броневых листов на основе полиэтиленпластика по шифру «Броня-ФВ» (9 млн рублей, тендер — в марте 2015 года), на ее разработку — в августе 2014 года (за 8,2 млн рублей).

Еще был заказ за 6,7 млн рублей по корректировке технологической документации на технологическое оборудование по результатам испытаний броневых листов на основе полиэтиленпластика (шифр «Броня ПЭ-ТМ»), который в марте 2015 года получило ФКП «КЗТМ», и заказ на сумму 1,2 млн рублей на выполнение составной части ОКР «Полигонные испытания бронеконструкций на основе полиэтиленпластиков» (шифр «Броня-ПЭ-НГ»), полученный в то же время ФКП «НИИ «Геодезия».

В 2015 году в «Отчете о самообследовании деятельности» вуза упоминалось, что за этот период КНИТУ был исполнителем шести госконтрактов с Минпромторгом России на выполнение НИОКР и ОТР в области медицинских изделий и нетканых материалов, технологии создания защитных слоев деталей, подверженных износу, производства композиционных броневых листов с заданными геометрическими и весовыми характеристиками на основе полиэтиленовых материалов, организации производства одноразовых полимерных расходных материалов для клинико-диагностических исследований общей стоимостью 536 млн рублей.

«Им интересен ректор»: как под следствие не подвели Германа Дьяконова

Интересно, что уже после того, как экс-проректор КНИТУ Ильдар Абдуллин был осужден за мошенничество, он написал открытое письмо Рустаму Минниханову, в котором обвинил в организации системы откатов ректора вуза Германа Дьяконова. В своем заявлении следователю ГСУ МВД по РТ Абдуллин сообщил о неоднократной передаче денег руководителю КХТИ якобы для последующих взяток должностным лицам Минпромторга РФ. Якобы ему известно о трех таких фактах. Абдуллин попросил привлечь теперь уже бывшего ректора к уголовной ответственности.

Оснований для привлечения ректора КНИТУ-КХТИ Дьяконова к уголовной ответственности сотрудники ГСУ МВД по РТ не нашли. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Корреспондент «Реального времени» предложила Герману Дьяконову прокомментировать обвинения в его адрес, получившие публичную огласку. «Желания нет… Бумага, она, конечно, все стерпит… Это же понятно, — ответил ректор КНИТУ, но развивать свою мысль не стал. — Нет, я категорически отказываюсь обсуждать эту тему… Потому что она просто не имеет ничего общего с реальностью».

Жалоба осужденного экс-проректора КНИТУ-КХТИ Ильдара Абдуллина о системе откатов и взяток в вузе завершилась отказом в возбуждении уголовного дела. Оснований для привлечения ректора КНИТУ-КХТИ Дьяконова к уголовной ответственности сотрудники ГСУ МВД по РТ не нашли. Сам Ильдар Абдуллин в октябре 2015 года, еще находясь на свободе, рассказывал о том, что он следствию не интересен. «Им интересен ректор, и если я расскажу, что он во всем этом замешан, меня освободят», — был уверен Абдуллин.

Летом в КНИТУ прошли выборы ректора, первоначально участвовать в них собирался и Герман Дьяконов, однако в последний момент снял кандидатуру. Имя претендента на должность руководителя вуза проходило длительное согласование в Министерстве образования России, в итоге ректором, пока с приставкой и.о., стал в прошлом аспирант вуза и бывший директор технопарка «Идея» Сергей Юшко.

В интервью «Реальному времени» Юшко прокомментировал коррупционный скандал в вузе так: «Как говорится, ложки нашлись, но осадок остался. С другой стороны, в вузе дисциплина возрастает. Это что касается крупных вещей. А по мелким — много проводится предупреждающих мероприятий. Потому что по всем вузам, не только в нашем, такое возникает: «Думал, что зарабатываю, оказалось — ворую».

Дарья Турцева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров