В Казани ждут главного «проводника» Украины в НАТО

Посол США в России Джон Теффт встретится в Татарстане с бизнесменами, студентами КХТИ и главредами татарстанских СМИ

Сегодня в Татарстане начался двухдневный визит чрезвычайного и полномочного посла США в России Джона Теффта, известного дипломата и специалиста по России и СНГ, которому часто приписывают важную роль в организации протестного движения на Украине. Он проведет ряд встреч с представителями американского бизнеса, работающего в России, а также встретится со студентами и представителями СМИ. Эксперты, опрошенные «Реальным временем», считают, что визит посла в такой передовой регион, как Татарстан, закономерен, так как американцы умеют отделять политику от бизнеса.

Американский тур по Татарстану

Визит посла США в России Джона Теффта в Татарстан состоится 23 и 24 июня, сообщается на портале президента Татарстана. Однако цель визита и расписание встреч дипломата не разглашаются. И в пресс-службе главы республики, и в посольстве США в РФ «Реальному времени» сообщили, что программа визита еще не утверждена. Но, как удалось узнать изданию, посол в первый день встретится с американским бизнесом в России (встречи пройдут не только в Казани, но и в Набережных Челнах и на территории ОЭЗ «Алабуга»), а во второй — со студентами Казанского национального исследовательского технологического университета (КХТИ), а также с руководством татарстанских СМИ.

Отметим, что у врио президента РТ Рустама Минниханова на 23 июня также запланированы встречи с иностранным, в том числе и американским, бизнесом. Так, согласно его официальному расписанию, в «Алабуге» он встретится с генеральным директором компании «ЗМ Россия» (США) Робертом Хью Николсом, которая планирует открыть завод на ОЭЗ. Но в самом посольстве не подтверждают, что этот визит будет совместным.

Мастер кризисных ситуаций

Отметим, что летом прошлого года российский МИД согласился на кандидатуру Джона Теффта, а уже 19 ноября 2014 года он вручил верительные грамоты президенту России Владимиру Путину.

Теффт начал свою дипломатическую карьеру в 1972 году, и почти вся его деятельность связана со странами СНГ. Так, в 2000 году он возглавил посольство США в Литве, спустя 4 года стал заместителем помощника госсекретаря по вопросам Европы и Евразии, курировал вопросы России и Украины.

На этом посту Теффт проработал всего год, затем до 2009 года был послом США в Грузии, как раз во время грузинско-осетинского военного конфликта («8-дневная война», как предпочитают называть ее в России). Тогда СМИ писали, что деятельность Теффта была высоко оценена Михаилом Саакашвили, на тот момент являвшимся президентом Грузии, но сильно раскритикована грузинской оппозицией. Противники действующей власти считали, что Теффт использовал Саакашвили в целях противодействия России.

В начале декабря 2009 года Теффт был назначен послом США на Украине, где это назначение восприняли как намерение американской стороны предпринимать активное участие в жизни страны. СМИ приводили слова соратника президента Украины Виктора Ющенко Олега Рыбачука: «США прислали наиболее осведомленного и опытного дипломата, который может в условиях жесткой конфронтации с Россией представлять интересы Соединенных Штатов в Украине. Теффт — не «паркетный» дипломат. В отличие от российских коллег, он привык активно работать в стране, а не только анализировать то, что подготовили референты». Теффт сосредоточился на интеграции Украины в НАТО, и, как оценивали некоторые эксперты, способствовал снижению влияния России. Активно стало развиваться военное сотрудничество с блоком НАТО. Так, например, Теффт с 2011 года сделал регулярными военные учения Украина —НАТО на Яворовском полигоне во Львовской области под названием «Быстрый трезубец».

Часто Теффта обвиняют в разжигании протестной активности на Украине, приведшей впоследствии к небезызвестной смене власти. Приводят слова самого же Теффта о том, что он распределяет финансовые средства, поступающие от Госдепа США, на становление демократических институтов на Украине.

А еще был Макфол и Клинтон

Напомним, это не первый визит посла США в республику. В начале июля 2013 года в Татарстан приезжал Майкл Макфол, занимавший этот пост до Теффта. Тогда он посетил казанский «IT-парк», где ему презентовали портал для российских потребителей товаров Product-Test, инновационную систему видеорегистрации RoadAR и универсальный тренажер для подготовки хирургов от компании «Эйдос».

Кроме того, послу в деталях рассказали о проекте IT-города Иннополиса. Кроме того, он встречался со студентами и выпускниками КФУ, которые участвовали в программах обмена, финансируемых по линии отдела образовательных и культурных программ Госдепартамента США, из средств американских образовательных фондов, а также со студентами и старшими школьниками из США, изучающими в Казани русский язык. Макфол даже побывал в Музее социалистического быта, которому подарил настоящие американские джинсы с надписью «Jeans unites us all!» («Джинсы объединяют нас всех!» — прим. ред.) Отметим, что визит проходил еще до обострения отношений России и США, которое началось годом позже.

Но самый высокопоставленный гость из США приезжал еще раньше, в октябре 2009 года, когда Казань с рабочим визитом в ранге госсекретаря США посетила Хиллари Клинтон, нынешний кандидат в президенты США. Она тогда осмотрела местные достопримечательности, а также встретилась с первым президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым. «Я ценю вас за работу, которую вы делаете для исламского мира, Европы, а также для других регионов, являясь примером моста между христианским и исламским мирами», — цитировало тогда Клинтон агентство Reuters. Казань стала единственным городом, который Клинтон посетила в России, кроме Москвы.

«Пусть посмотрит, как можно нас изолировать, и пойдет попросит прислать изоленты»

«Реальное время» опросило мнения экспертов относительно предстоящего визита.

Александр Сидякин — депутат Государственной Думы РФ от Татарстана:

— Американцы умеют считать деньги, они знают, что можно заработать, вкладываясь в Россию, поэтому, естественно, будут стараться миру показать, как бы возглавить такое движение против России, а сами…

Если глобально, пусть лучше приезжает и встречается с бизнесменами, чем мутит воду в нашей политической жизни. Хватит, надоело, а то уже эта вся история и шутка про то, что цветной революции не может быть только в Америке, потому что там нет посольства США, на самом деле стала притчей во языцах.

Пусть посмотрит, что Россия из себя представляет, пусть съездит в Сочи, в Питер, во Владивосток, посмотрит, как можно нас изолировать, и пойдет попросит прислать изоленты. Много, много, много изоленты.

Рафаэль Хакимов — вице-президент Академии наук РТ, директор Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, директор научных программ АНО «Казанский центр федерализма и публичной политики»:

— Надо сказать, что послы здесь бывают регулярно. Когда новый посол появляется, он делает визиты по ключевым регионам. Конечно, американский посол — это нечто особенное. Тем не менее они заинтересованы в посещении Татарстана как по политическим, так и по экономическим соображениям. Под политическими я имею в виду то, что Татарстан — один из ведущих регионов, к мнению которого прислушиваются другие. Он как бы обязательный в списке предпочтений, которые бывают в посольствах. И просто знать, какая обстановка в стране — это их обязанность, посещение региона дает им эту информацию, чтобы они могли сообщить в Госдепартамент.

Конечно, есть и экономический интерес. Как бы то ни было, санкции санкциями, но «Форд Соллерс» строит здесь очередной завод. Конечно, эта ситуация тоже не рядовая. Особенно в условиях жесткого давления США. Вообще, торговый оборот большой с Соединенными Штатами, новыми точками соприкосновения, скорее всего, будет IBM. Потому что Иннополис строится, и вице-президент IBM сообщил, что они будут резидентами. Конечно, для нас это уже реклама: в то время как санкции, крупных бизнесменов призывают не ехать в Петербург, и «Форд» остается — это для посла достаточные основания.

Власти США в принципе мало вмешиваются в бизнес, хотя их мнение тоже учитывается. Надо понимать, что несмотря на всю риторику Америка довольно меркантильная, они очень конкретные, прагматичные и тоже смотрят, чтобы не остаться на обочине, пока Европа прокладывает тут себе пути и дороги.

Поворотный момент в отношениях Татарстана и США был в 1994 году, когда было подписание договора между Татарстаном и Россией о взаимном делегировании полномочий. Тогда проявился большой интерес к Татарстану не только с точки зрения политической (а до этого была только политика, будет так же, как в Чечне, или не будет), и прошел в Гарвардском университете форум, где выступали главы и выдающиеся люди разных стран. Среди них был Шаймиев. И вот тогда как раз и родилось понятие «модель Татарстана». Тогда даже вредная газета Washington Post дала положительное заключение о Татарстане, а британские газеты и вовсе хорошо отозвались.

Андрей Большаков — заведующий кафедрой конфликтологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ:

— Сложно один визит интерпретировать как тот элемент, который поможет сгладить конфликтную ситуацию, которая сейчас происходит между Западом и Россией. Мы знаем, как поступали во время прошлых визитов: например, визит на тот момент госсекретаря Хиллари Клинтон в Россию, когда она в качестве региона выбрала именно Татарстан. И наши эксперты оценивали это очень двойственно, потому что, с одной стороны, это признание инновационности продвижения республики, ведь в плохой регион не поедут, а с другой, зная, что у нас две основные общины, межконфессиональная стабильность, многие расценили это как попытку воздействовать на тот регион, который потенциально может сыграть на руку тем, кто хочет дестабилизации.

Я думаю, что этот визит не может быть рассмотрен с политической точки зрения, а с экономической — это нормально, когда представители больших и сильных экономик приезжают к нам в регион и через политический уровень пытаются установить какое-то сотрудничество. Если мы будем сотрудничать с американцами в экономической сфере, чего сейчас, кстати, недостаточно, то это само по себе неплохой фактор визита. США — страна, которая может делать инвестиции, давать нам технологии. Этот те факторы, которые, как мне кажется, надо использовать на региональном уровне, не обращая внимания на политические факторы.

Скорее всего, тактика американцев будет такая (я напоминаю, мы додумываем за них), что наиболее инвестиционно-привлекательные регионы их интересуют. А Татарстан во всех последний рейтингах в первой пятерке. Это те рейтинги, которые проводятся не на местном уровне, а где-то вовне, и американцы, безусловно, эту аналитику смотрят. По крайней мере пока будем думать, что цель — экономическое сотрудничество.

Фото: ruposters.ru, cont.ws, mic.tatarstan.ru, Максим Платонов, shaimiev.tatarstan.ru

Дина Валиуллина, Александр Третьяков
Хакимов Рафаэль Сибгатович

Новости партнеров