Банкротство «ВАМИНа»: невозвратные долги «Татагролизингу» и ТФБ и «дыра» в 10 миллиардов

После завершения конкурсного производства лишь 16% требований кредиторов удалось удовлетворить, а топ-менеджмент агрохолдинга успешно ушел из-под удара

Конкурсный управляющий «ВАМИНа» отчитался за 4,5 года работы по конкурсному производству в отношении агрохолдинга. «Реальное время» изучило отчет и выяснило, что за это время только траты на саму процедуру составили 590 млн рублей. Но это не помогло кредиторам компании, чьи требования смогли удовлетворить лишь на 16%. Ни с чем остались все те, чьи претензии не были обеспечены залогами. Однако и по залоговым кредитам вернуть удалось лишь половину денег. Крупнейший кредитор «ВАМИНа», АО «Татагролизинг», из 7,5 млрд рублей вернул лишь чуть более 900 млн. Зато получил ценного кадра в качестве нового генерального директора. Этот пост в компании занял экс-заместитель Мингазова Азат Зиганшин. Зиганшин, как и сам Мингазов, смог избежать субсидиарной ответственности по долгам «ВАМИНа».

4,5 года конкурсного производства и 590 млн рублей затрат на проведение процедуры

Накануне официально завершилось конкурсное производство ОАО «ВАМИН Татарстан». Тому, как крупнейший и некогда богатейших агрохолдинг Татарстана, да и, пожалуй, всего Поволжья докатился до банкротства и куда расползлись его многомиллиардные активы, «Реальное время» посвятило отдельное расследование. Теперь же, благодаря отчету конкурсного управляющего, стали известны все «похоронные» цифры империи Вагиза Мингазова.

Конкурсное производство длилось четыре с половиной года — с марта 2013-го по ноябрь 2017 года. За это время срок конкурсного производства продлевался девять раз. Вся процедура обошлась в 590 млн рублей. Только услуги оценщиков обошлись в 239 млн рублей, а организация торгов — в 196,7 млн. Сам же конкурсный управляющий Сергей Кондратьев получил 14,5 млн рублей вознаграждения и 60,5 млн рублей процентов.

Как «Татагролизинг» остался без своих миллиардов, а «Татфондбанк» — без «татинковских» миллионов

Все имущество головной компании холдинга по номинальной стоимости оценивалось в 12,624 млрд рублей. Его рыночную стоимость определили в размере 15,94 млрд рублей — достаточно скромно, если учесть масштабы холдинга. Земли по рыночным расценкам оказалось на 2,122 млрд рублей, зданий — на 4,557 млрд, сооружений — на 725 млн, оборудования — на 2,319 млрд. Вся сельхозтехника и транспорт потянули на 1,136 млрд рублей.

Но это только стоимость оценки. По бумагам эти активы, в принципе, перекрывали сумму требований кредиторов, которая к моменту закрытия реестра достигла 12,628 млрд рублей. После этого было подано требований еще на 770 млн, но они уже не были приняты судом. Однако удовлетворить удалось только 16% требований — всего чуть более 2 млрд рублей. Во-первых, до третьей категории кредиторов, то есть до бывших бизнес-партнеров, дошло не все, так как были выплаты персоналу — 4 693 человека получили деньги. Во-вторых, продать имущество с торгов, естественно, пришлось ниже стоимости оценки.

Частично удовлетворили лишь по залоговым требованиям, то есть в первую очередь по долгам банкам и лизинговым компаниям. Всего таких набралось на сумму 5,215 млрд рублей. Вернули — меньше половины. Так, полностью по залоговым долгам свои деньги получили АО «Татагролизинг» (911 млн рублей), «Казаньзернопродукт» (613 млн — собственные и 157 млн — по долгам УК «Просто молоко», как правопреемник), Сбербанк (18 млн) и др. ВТБ из 426 млн задолженности вернулось только 109 млн. «Татфондбанк», как правопреемник «ТатИнКа», из 596 млн получил только 153 млн. А «Ак Барс» Банку из 6,8 млн не досталось ничего.

С пустыми руками остались и те кредиторы, чьи требования не были подкреплены залогами. Таковых набралось 82. Только размер основного долга им составил 7,301 млрд рублей, а еще штрафы и пени на 113 млн. Крупнейшие из беззалоговых кредиторов: «Татагролизинг» (6,552 млрд рублей), ФНС России (297 млн рублей), «Татфондбанк» (в дополнение к недополученным долгам по залоговым кредитам еще 156 млн рублей), «ЮниКредитБанк» (129 млн рублей). В этой же категории оказались все подрядчики «ВАМИНа», их поставщики и обслуживающие компании, среди которых не только малый бизнес, но и достаточно крупные предприятий Татарстана, такие как Казанский МЭЗ и ICL.

Как топ-менеджеры «ВАМИНа» ушли от долгов и неплохо устроились

Конкурсный управляющий попытался привлечь к субсидиарной ответственности самого генерального директора и совладельца «ВАМИНа» Вагиза Мингазова, а также его замов Азата Зиганшина и Раиса Гумерова, экс-главу Арского района, перешедшего в подручные к Мингазову в «золотые» годы агрохолдинга в 2007 году. Однако арбитраж в сентябре этого года в иске отказал.

Почему отказали в отношении самого Вагиза Мингазова — понятно. Несмотря на то, что его дети получили часть «наследства» империи «ВАМИН» и создали одно из крупнейших татарстанских молочных производств — ООО «Арча», формально у основателя «ВАМИНа» ничего нет. Вагиз Мингазов официально является банкротом. Общий размер его долгов превысил сумму 9 млрд рублей. При этом кредиторы смогли получить только 780 тыс. рублей.

В субсидиарной ответственности было отказано и в отношении двух замов Мингазова. К слову, один из них — Азат Зиганшин ныне занимает пост генерального директора АО «Татагролизинг». Это та самая компания, принадлежащая Минземимущества РТ, которая не смогла получить с «ВАМИНа» 6,5 млрд долгов.

Дмитрий Семягин

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ПромышленностьАгропром Мингазов Вагиз Василович

Новости партнеров