Энгель Фаттахов: «Ждем, ждем пока ответ из Москвы»
Обещанная неделя, в течение которой Ольга Васильева должна уступить Татарстану, истекает, министр образования ждет, а само ведомство переключает внимание на другие вопросы
Сегодня в Казани состоялся совет при президенте РТ по вопросам образования и науки. Посвятили его, как ни странно, не проблеме изучения татарского языка, а реформе Академии наук. Семь казанских НИИ слили в одну организацию — Федеральный исследовательский центр, на базе Казанского научного центра РАН. Руководство ФАНО напутствовало: «средства будут, если будет результат». Совещание все равно привлекло внимание журналистов всех СМИ: и местных, и федеральных. Интересовались, конечно, не реформой РАН, а именно судьбой татарского языка. Ответ получили, но не совсем тот, на который рассчитывали. Подробности — в материале «Реального времени».
Энгель Фаттахов не прокомментировал вопрос по татарскому языку
Совет при президенте Татарстана по вопросам образования и науки никогда не приковывал внимания такого количества журналистов. И Казанский центр РАН, где событие происходило, явно не рассчитывал на большое количество прессы. Стульев всем не хватило, в течение полутора часов корреспонденты вынуждены были стоять.
Внимание СМИ, в том числе федеральных, польстило ученым, но собрались журналисты не ради науки. Все ожидали услышать новости о судьбе татарского языка от первых лиц — Рустама Минниханова и Энгеля Фаттахова. Но, несмотря на актуальность темы, на совещании о ней не проронили ни слова.
В конце мероприятия журналисты попытались буквально взять в кольцо Энгеля Фаттахова. То ли министр образования замешкался и не успел выйти вместе с массой чиновников из зала, то ли специально остался, — непонятно. Конкретного ответа корреспондентам он не дал.
«Прокомментируйте, пожалуйста, информацию, распространенную сегодня, о том, что федеральный центр не будет менять позицию относительно добровольности изучения татарского языка», — попросил корреспондент «Реального времени».
— Нет, пока не буду. Ждем пока, — ответил Энгель Фаттахов.
— До какого числа ждете? — уточнил корреспондент «Реального времени».
— Не знаю, — ответил министр и пошел по направлению к выходу из зала.
— А на этой неделе будет ответ? — снова переспросил журналист «Реального времени».
— Я не знаю пока. Ждем.
— Буквально один вопрос, Энгель Навапович… — не унимались журналисты.
— Ждем. Ждем, ждем ответ из Москвы, — повторял Фаттахов, стремительно уходя от журналистов, которые преследовали его, пока он не скрылся в кабинете.
Письмо Ольги Васильевой Энгелю Фаттахову: осталось два дня
Ответ, напомним, должна была прислать Ольга Васильева. На заседании Госсовета Татарстана 8 ноября Энгель Фаттахов сообщал в докладе парламентариям, что на встрече с московской начальницей он предложил ей некий компромиссный вариант, и заявил, что получено предварительное согласие и «на следующей неделе мы ожидаем соответствующее письмо со стороны министерства». Речь шла о специальном учебном плане для Татарстана, который бы предусматривал два часа в неделю изучения татарского всеми, как государственного языка, и 2-3 часа — в рамках предмета «Родной язык» для тех, кто выберет его в качестве родного.
Спустя неделю после громких заявлений татарский язык в школах продолжают изучать добровольно в рамках предмета «Родной язык». Как заявил тогда же Фаттахов, около 70% родителей выбрали татарский в качестве «родного».
Молчание татарстанских властей, которые так и не обнародовали ответ Васильевой, родило предположение, что ответа все-таки не будет — уступать Татарстану и менять ФГОСы Минобразования России не намерено. Как сообщил сегодня РБК со ссылкой на федерального чиновника, Кремль не изменит своей позиции по поводу изучения татарского языка в школах — он должен изучаться на добровольной основе.
Ясности не внес сегодня и председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. По его словам, поручение Путина сейчас выполняется, и родные языки изучаются на добровольной основе. «Это правило для всех национальных республик, исключений не будет ни для кого. Представители всех народов, проживающих в нашей республике, добровольно изучают родные языки по выбору — по 2-3 часа в неделю. Это касается и русских, и татар, и чувашей, и марийцев, и др. И высказывание Дмитрия Пескова, подтвердившего это: «Да, действительно», — вполне логично и не несет в себе никакой сенсации».
Просили миллиард, а получат 100 млн: казанские НИИ отчитались о слиянии
Тема совета, которая сегодня померкла на фоне языковой проблемы, касалась реорганизации РАН. Семь казанских НИИ слили в одну организацию под названием Федеральный исследовательский центр — это Институт органической и физической химии имени Арбузова, Казанский физико-технический институт имени Завойского, Казанский институт биохимии и биофизики, Институт механики и машиностроения и Исследовательский центр проблем энергетики. К ним добавят Татарский НИИ сельского хозяйства и Татарский НИИ агрохимии и почвоведения. Плюс в ФИЦ вошла поликлиника КНЦ РАН. На развитие нового научного центра пообещали выделить более 100 млн рублей.
— Расчет ведется на научного сотрудника, для этого центра это более 100 млн в первый год на развитие, и дальше будем смотреть, — прокомментировала Ирина Чугуева, начальник отдела координации деятельности научных центров Управления координации и обеспечения деятельности организаций в сфере науки ФАНО России.
Возглавил Казанский ФИЦ Олег Синяшин — председатель КНЦ РАН, директор ИОФХ имени Арбузова. Возглавить попечительский совет предложили Рустаму Минниханову.
— Центр имеет серьезный потенциал, уникальную поддержку руководства региона, и мы готовы искать средства, но это будет малоэффективно, если не будет развития. Не будет проникновения в образование, если не будет интереса к этим идеям у производства, и здесь наша большая задача. Не сомневаюсь, что показатели могут быть улучшены в самое ближайшее время, и мы сможем сравнивать казанский научный центр не только с республиканскими учреждениями, но и самыми лучшими центрами России и мира, — поставил задачу Михаил Котюков, глава ФАНО.
Напомним, что ранее «Реальное время» опубликовало подробный материал о создании Казанского научного центра РАН. В ИОФХ имени Арбузова рассчитывали получить от слияния порядка 1 млрд рублей на несколько лет на переоснащение приборов. Представители других институтов были более сдержаны в желаниях, пообщавшись с коллегами из других регионов, которые пережили слияние, — они пришли к выводу, что финансирование может быть существенно меньше: «Ну не ноль, наверное, но оно может быть очень маленьким, — дал комментарий врио Института имени Завойского Алексей Калачев.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.