Туризм как новый хлопок: глобализация по-узбекски в Бухаре

Репортаж из посткаримовского Узбекистана. Часть 1

Туризм как новый хлопок: глобализация по-узбекски в Бухаре
Фото: realnoevremya.ru/Марк Шишкин

Корреспондент «Реального времени» вернулся из поездки в Узбекистан с серией путевых заметок об этой среднеазиатской республике, переживающей сейчас период посткаримовской «оттепели». Предлагаем вашему вниманию первую часть его репортажа, посвященную Бухаре. Благодарим Госкомтуризма РТ за организационную поддержку этого материала.

Самый закрытый город Центральной Азии снова открывается

Сочетание глобальных трендов и местных особенностей в XXI веке красной нитью проходит через большинство политических событий, конфликтов, явлений в экономике. А вот город Бухара живет в этом режиме уже больше двух с половиной тысяч лет. На сувенирах можно увидеть образ сказочного города, в который по пустыне направляются торговые караваны. И действительно, Бухара много веков подряд была заметным узлом трансконтинентальной торговли.

С другой стороны, в прошлом Бухара имела репутацию самого закрытого города Центральной Азии. Венгерскому ученому и авантюристу Арминию Вамбери, который в 1863 году первым из европейцев сюда добрался, пришлось вжиться в образ странствующего дервиша и ежедневно рисковать. У этой бухарской закрытости была своя правда. Ликвидация Бухарского эмирата, после чего Бухара окончательно «открылась миру», сопровождалась разрушительным обстрелом старого города. Ущерб, нанесенный артиллерией Михаила Фрунзе в 1920 году, не восполнен до сих пор. Но чудом уцелевший исторический центр хорошо помнит былой уклад, когда люди жили замкнутыми квартальными общинами — махаллями, а над толчеей узких улиц господствовала цитадель Арк.

Сегодняшний Узбекистан заново открывает себя миру. Учитывая, какие сложности несет знаменитая среднеазиатская демография и географическое положение страны, власти делают все, чтобы этот процесс был управляемым. Привлечение иностранных туристов и расширение участия своих граждан в туристической индустрии — один из методов глобализации по-узбекски. И, конечно же, в этом направлении никак нельзя обойтись без Бухары.

Город старых камней без многоэтажек

Главная ценность Бухары — старый город, который можно обойти пешком за несколько часов, ни разу не покинув исторической архитектурной среды. Этим Бухара отличается от Самарканда, где величественные сооружения прошлого — как островки среди современности. Пускай бухарские каменщики иногда латают новоделами пустоты, образовавшиеся в исторической застройке, но в целом Бухара — город старых камней. Кварталы, тянущиеся по сторонам туристических улиц, жилые. И местные жители, гуляющие с детьми, сидящие в чайхонах и на лавочках, живые, настоящие.

Повсюду синие мозаичные фасады мечетей и медресе. «Прочитать» их и уловить разницу может только специалист. Для большинства туристов это лишь типовая визитная карточка региона, не нуждающаяся в пояснениях. Но в Бухаре этот вид достопримечательностей умеют подавать интересно. Например, площадь Ляби-хаУз расположилась вокруг искусственного водоема — хаУза, обсаженного деревьями. Здесь легкая и непринужденная атмосфера, что подчеркивает памятник Ходже Насреддину. И портал здешнего медресе, украшенный в XVII веке птицами-симургами, тоже смотрится легко и непринужденно. Потолкавшись по узким торговым улицам, выходим к архитектурному комплексу Пои-Калян. В этом месте легкость обращения уже неуместна. 46-метровый минарет и самая большая в городе мечеть созданы, чтобы внушать благоговение. Напротив располагается действующее медресе Мири Араб, храм исламских наук.

«Только в Бухаре свет исходит из-под земли»

Долгое время это было главное мусульманское учебное заведение в нашей стране. Выпускники Мири Араб есть во всех мусульманских регионах бывшего СССР и являются элитой исламской уммы. Их имена хорошо известны не только верующим. Галимджан Баруди для татар больше, чем просто муфтий, а один из отцов нации, Ахмад Кадыров больше, чем просто муфтий для чеченцев. В Бухаре любят вспоминать, как в alma mater своего отца приезжал Рамзан Кадыров.

Название «Бухара» происходит от санскритского «вихара» — буддийский монастырь. На заре становления города буддизм был влиятельной религией в Центральной Азии. Кроме буддистов, в Бухаре и окрестностях жили и проповедовали зороастрийцы, христиане, манихеи. Но исключительное место Бухара заняла в исламской цивилизации. Здешними уроженцами были: имам Мухаммад аль-Бухари — автор самого авторитетного для суннитов сборника хадисов, Бахауддин Накшбанд — основатель распространенного по всему миру суфийского тариката Накшбандия.

Для миллиарда мусульман Бухара — это не просто областной центр Узбекистана, а город-святыня. Бухарские гиды упоминают старую восточную пословицу: «Во всем мире свет исходит с небес и только в Бухаре исходит из-под земли». Пословица намекает на тысячи исламских святых, похороненных в здешних местах.

В первые десятилетия независимости в выборе светского или религиозного пути Узбекистан несколько раз балансировал на грани гражданской войны. Был выбран светский путь, в соответствии с которым страна живет и сегодня. Но разворот современного Узбекистана к миру означает не только активизацию контактов с Европой и Америкой. Расширяется сотрудничество с мусульманскими государствами. Одна из форм сближения — зиярат-туризм, т. е. организация паломничества к исламским святыням. Вокруг мавзолея Бахауддина Накшбанда и семи суфийских пиров, погребенных в Бухарской области, вырастает особая туристическая индустрия. Первые в очереди на посещение бухарских святынь паломники из Юго-Восточной Азии — Малайзии и Индонезии. Россия с ее значительной мусульманской общиной пока не заметна.

Развлечения для иностранцев и сказка для пенсионеров из кишлаков

Для Узбекистана, как страны с этатистской политической культурой, естественно, что построение индустрии туризма ведется централизованно на государственном уровне. В четырех регионах с высоким туристическим потенциалом назначены заместители хокимов (т. е. губернаторов) по вопросам развития туризма. Список таких регионов, в принципе, у всех на слуху. Это Хорезмская область с древней Хивой, Бухарская область, Самаркандская область и Ташкент. Заместители по туризму имеют полномочия воздействовать на работу всех организаций, которые связаны с туристической сферой, включая банки по вопросам финансирования проектов и правоохранительные органы по пресечению работы нелегальных гидов.

Заместитель хокима по вопросам развития туризма в Бухарской области Ботиржон Шахриеров из местных, но карьеру построил в Ташкенте. На своей нынешней должности уже дал старт нескольким инициативам. Первая заключается в создании развлекательной зоны для отдыхающих. Исторический центр место тихое и святое, где после девяти вечера жизнь замирает. Чтобы гости Бухары могли посмотреть фильм в мини-кинотеатре, сходить на дискотеку, искупаться в бассейне, за пределами центра будет отведена специальная территория. Развлекательная зона станет доступна с 2019 года.

Вторая инициатива направлена на поддержание нарождающейся туриндустрии вне сезона отдыха. Одновременно государство решает вопросы культурного воспитания жителей сельской местности. По программе внутреннего туризма каждый день каждый район с 20 ноября до конца марта будет направлять 500 человек в тур по достопримечательностям области. Первый день посвящается осмотру святых мест ислама за пределами Бухары. Ночь туристы проведут в гостинице в Бухаре и следующий день посвятят достопримечательностями города. Стоимость такого тура 100 000 сум (т. е. 12 долларов). Эти деньги позволят гостиницам, гидам и другим участникам туриндустрии прожить самые критические месяцы года. А жители села получат возможность вырваться из своего кишлака и увидеть большой мир. Для многих пожилых людей, которые всю жизнь прожили в сельских домах, оказаться в современном гостиничном номере — предел роскоши, которую они видели.

Программа внутреннего туризма выполняется с узбекским размахом. За организацию школьников отвечает Союз молодежи Узбекистана. Работающее население получает путевки через профсоюзы. Пожилых организуют махаллинские комитеты — органы общественного контроля и самоуправления на уровне традиционного квартала (махалли). Все это чем-то напоминает известные по советским годам хлопкоуборочные кампании, только на этот раз в центре внимания государственной политики не сбор сырья для союзного легпрома, а запуск новой отрасли на глобальный уровень.

Еврейский дом на улице Тукая

Бухара гораздо интереснее шаблонных представлений о бывшем советском «Востоке» с пловом, сухофруктами, синими мозаиками и глухими стенами жилых кварталов. Гуляя здесь, выясняешь много интересных подробностей. Оказывается, многие семьи коренных бухарцев (узбеков по национальности) до сих пор дома разговаривают на таджикском языке. Такой след оставило разделение между оседлым ираноязычным населением и степным тюркским, существовавшее в Центральной Азии при Тамерлане и позже.

Интересная городская достопримечательность — еврейский квартал Бухары, откуда выросла особая этническая группа еврейского народа — бухарские евреи. Большинство бухарских евреев уехало в Израиль и другие страны, но синагога, существующая с XVI века, действует и сегодня. На окраине еврейского квартала на улице Абдуллы Тукая (так пишут местные) стоит дом богатого купца с сохранившимися интерьерами. В бухарском стиле на резной галерее расставлены разноцветные чайники, пиалы и другие предметы посуды, и здесь же — звезды Давида с еврейскими надписями.

Неподалеку отсюда находится татарский караван-сарай, где останавливались татарские купцы, на которых держались связи между Россией и Бухарой. А если вы отправитесь с экскурсией в цитадель Арк, вам расскажут, что с начала XVII да конца XVIII века здесь правили ханы-чингизиды, бежавшие из Астрахани, занятой Иваном Грозным.

Каждый из оттенков истории Бухары может привлечь в этот город свою аудиторию. Судя по тому, как местная власть взялась за дело, эффект почувствуется довольно скоро.

Продолжение следует

1/30
  • Марк Шишкин
  • Марк Шишкин
  • Марк Шишкин
  • Марк Шишкин
  • Марк Шишкин
  • Марк Шишкин
  • Марк Шишкин
  • Марк Шишкин
  • Марк Шишкин
  • Марк Шишкин
  • Марк Шишкин
  • Марк Шишкин
  • Марк Шишкин
  • Марк Шишкин
  • Марк Шишкин
  • Марк Шишкин
  • Марк Шишкин
  • Марк Шишкин
  • Марк Шишкин
  • Марк Шишкин
  • Марк Шишкин
  • Марк Шишкин
  • Марк Шишкин
  • Марк Шишкин
  • Марк Шишкин
  • Марк Шишкин
  • Марк Шишкин
  • Марк Шишкин
  • Марк Шишкин
  • Марк Шишкин
Марк Шишкин, фото автора

Новости партнеров