«Я работаю на БСТ, и до нас одними из первых доходят негласные ЦУ администрации главы Башкирии»
Интервью с уфимским историком и журналистом Салаватом Хамидуллиным. Часть 2
Сто лет назад, 15 ноября 1917 года, была провозглашена Башкирская республика (Башкурдистан). Уфимский историк и журналист Салават Хамидуллин в интервью «Реальному времени» продолжает рассказывать о тех бурных временах. Наш собеседник затрагивает вопрос национальной принадлежности династии Мутиных, вспоминает разразившийся в связи с этим прошлогодний конфликт в Актанышском районе и делится своим мнением о судьбе национальных языков.
«Мутины все равно останутся башкирами-гирейцами»
— Одним из деятелей, стоявших у истоков башкирской государственности, был Ильдархан Мутин, уроженец села Такталачук (Актанышский район Татарстана). Он же является братом татарского артиста Мухтара Мутина. Как так получилось, что один брат стал башкирским деятелем, а другой татарским?
— Должен сказать, что Мухтар был не братом Ильдархана, а просто родственником. Сначала он был башкирским культурным деятелем, а потом уже татарским, так как начинал как режиссер в Башдраме. Видимо, что-то в Башкирии у него не сложилось, и он уехал в Казань, где и состоялась его карьера. У Ильдархана был брат по имени Гариф. Ильдархан и Гариф с самого начала были у истоков башкирского движения, задолго до ноябрьских и декабрьских событий 1917 года. Они были башкирами рода Гирей, о чем имеются документы. Кроме того, Мутины — это известный дворянский род. Они были офицерами Башкирско-мещерякского войска, потом Башкирского войска. Один даже дорос до помощника кантонного начальника. Многие из них были имам-хатыбами, есаулами, хорунжими в Башкирском войске.
— Казанские исследователи считают, что Гиреи все-таки татарский или даже крымско-татарский род…
— Это две разные вещи. Крымские Гиреи — это династия из числа Чингизидов. Наши Гиреи — это не потомки Чингизидов. Просто они носят название племени кереитов, которые были главными противниками Чингисхана на заре его политической карьеры. Таким образом, отождествление крымских Гиреев и башкирского рода Гирей неверно. Есть версия, почему они (крымские ханы) называются Гиреями. По преданию, у Хаджи-Гирея, основателя династии, был аталык из племени кереитов. Поэтому он взял себе фамилию Гирей (Герай), хотя они являются Чингизидами, потомками Тукай-Тимура, брата Батыя, все это давно известно. А этноним Гирей — это название известного башкирского рода. Если некоторые товарищи считают по-другому, ради бога. У нас своя точка зрения. Есть документы, результаты переписей, метрические записи, даваемые при рождении, где черным по белому написано кто есть кто. В том числе и о Мутиных. Если говорить на языке документов, то никаких вопросов вообще быть не должно.
— Вы, конечно, слышали о прошлогоднем конфликте в Актанышском районе вокруг памятных табличек. Насколько знаю, вы даже должны были приехать туда…
— А я приезжал туда потом. Сначала нас пригласили приехать жители Такталачука. Они собрались открыть аллею трем знаменитым представителям фамилии Мутиных на местном кладбище, несмотря на то, что ни один из них там не похоронен. Один из них — Тимир Мутин — основатель этой фамилии, который жил в XVIII веке и был старшиной Гирейской волости. Интересна история того, как он умер. Шла Семилетняя война, и один пятисотенный башкирский полк был отправлен на фронт. Он участвовал в знаменитом сражении под Гросс-Егерсдорфом в 1757 году. Командиром полка был башкирский тархан Кара-Табынской волости Кидряс Муллакаев, а его помощником был Темир Мутин. Они повоевали, вернулись. Весь полк ушел домой, а Мутин остался в Петербурге, потому что его уполномочили вручить царице челобитную от всего башкирского народа, касающуюся защиты вотчинных прав. Он был на приеме у Елизаветы Петровны, дал ей документ, но затем внезапно заболел и умер. И вот мы мечтаем отыскать в Петербурге его могилу.
«Жители Такталачука собрались открыть аллею трем знаменитым представителям фамилии Мутиных на местном кладбище, несмотря на то, что ни один из них там не похоронен». Фото proufu.ru
А Мухтар и Ильдархан Мутины были репрессированы. Мы хотели этим трем деятелям поставить стелы. Наш единомышленник Радик Бахтиев прибыл в это село, начал подготовку к установке памятников. Но приехали какие-то люди, начали его выгонять, вроде бы, от какого-то общества «Ак калфак», закатили скандал и среди ночи выдворили из деревни. Все это было описано в СМИ. Потом в госструктурах Татарстана поняли, что так нельзя было поступать, и пригласили уже официально после соответствующего запроса Всемирного курултая башкир. Мы приехали и нормально, цивилизованно и культурно провели мероприятие. Из Казани приезжали ученые во главе с Индусом Тагировым, а также писатель Вахит Имамов.
— В итоге конфликт разрешился?
— Ну это не конфликт, а, скорее, недоразумение. Воевать с историей бесполезно. Они (Мутины) все равно останутся башкирами-гирейцами. Это же не означает, что завтра кто-то нападет на Актанышский район и отберет его. Административная граница давно прочерчена и менять ее уже нельзя.
«Во главе ДУМ РБ должен стоять более взвешенный и энергичный деятель»
— Другим политическим деятелем, стоявшим у истоков башкирской государственности, был Сагит Мрясов, отвечавший за духовные дела республики. Именно он основал Духовное управления мусульман Башкортостана. Зачем нужно было создавать новый муфтият при уже существующем?
— Примерно по тем же причинам. Башкиры были недовольны, как говорил Абдулхай Курбангалеев, засильем татарских мулл. Тут дело, конечно же, не в банальной ксенофобии, а в том, что духовенство, представленное выходцами из числа казанских мусульман, действительно вело себя высокомерно, кичилось своей ученостью, было обуреваемо мессианизмом и пропагандировало идеи тюрко-татарской нации, во славу которой башкирам предлагалось отказаться от собственной идентичности. Естественно, башкиры сопротивлялись этому, им было важно сохранить свою самобытность. Интересно, что ишан Абдулхай Курбангалеев был против территориальной автономии, но он хотел видеть отдельный башкирский муфтият, который объединял бы под своим управлением всех башкир. То есть вынашивал в голове идеалистический проект своеобразной теократии. Он так и говорил: «Нужно создать новый муфтият, чтобы избавиться от татарского засилья». Что касается Сагита Мрясова (Мирасова), то он возглавил отдел по делам религии в Башкирском правительстве. Муфтием его никто не провозглашал, но полуофициально именовали «наш муфтий». После Гражданской войны в 1921 году муфтием официально был избран Мансур Халиков. В то время ЦДУМ возглавил Ризаэтдин Фахретдин, который сам был участником башкирского национального движения и учредительного курултая 1917 года, так как сам был башкиром рода Юрми, на что указывают многочисленные документы. Поскольку его назначили в ЦДУМ, он продолжил работу там. Между муфтиятами были некоторые трения, как это происходит и сейчас.
— Как происходили трения между муфтиятами БАССР и РСФСР? Действительно ли советские власти провоцировали конфликт?
— Я этот вопрос глубоко не изучал. Насколько я знаю, были трения по вопросам, в какой муфтият отходит тот или иной приход, по поводу собственности и т. д.
— Нынешнее ДУМ РБ, возглавляемое Нурмухаметом хазратом, соблюдает принципы, заложенные Мрясовым 100 лет назад?
— Нурмухамет Нигматуллин не оправдал надежд, которые на него возлагались при отделении от ЦДУМ и избрании на нынешнюю должность. Он возглавляет ДУМ РБ с 1992 года. И каков итог? Результаты, близкие к нулю. Зато куча негатива: то потасовки в белорецкой мечети, то скандалы с фондом «Урал» по поводу строительства мечети «Ар-Рахим», то попытки вычеркнуть из истории исламской уммы Башкирии имя шейха Зайнуллы Расулева, хотя его именем в том же Дагестане назвали мечеть и всячески превозносят как выдающегося религиозного деятеля. Ему, видите ли, не нравится, что шейх Зайнулла был суфием, то есть представителем традиционного ислама. Зато у него в почете отец салафизма Ибн Таймия. Я за плюрализм мнений, каждый волен выбирать то, что ему нравится. Но зачем заниматься профанацией истории? Я против тихого внедрения установок иных мазхабов, против вычеркивания имен из истории уммы наших шейхов и ишанов — Хусейн-бека, Мухаммада Рамазана ал-Ауша, Зайнуллы Расулева, Мужавир хазрата (Сиражетдинова, — прим. ред.) и других.
«Нурмухамет Нигматуллин возглавляет ДУМ РБ с 1992 года. И каков итог? Результаты, близкие к нулю. Зато куча негатива». Фото islamrb.ru
Вообще, у нас в Башкортостане идет какая-то борьба с историей. Вот Всемирный курултай башкир собирался провести круглый стол по поводу 100-летия провозглашения автономной Башкирии. Вдруг из башкирского Белого дома команда — никаких круглых столов! Нельзя говорить о том, что республика возникла как свободное волеизъявление масс в 1917 году! Я работаю на БСТ, и до нас одними из первых доходят негласные ЦУ администрации главы региона. Так вот, на протяжении последних 7 лет только и слышу, что нельзя говорить о прошлых руководителях, нельзя говорить о горе Тора-тау, нельзя говорить об Ахмет-Заки Валиди и т. д. Но от того, что вы перестанете о нем упоминать, Валиди из истории ведь не исчезнет. Напротив, народ чувствует этот негласный запрет, и его образ, в 1990-е и 2000-е годы ставший частью официоза, теперь вновь оживает. Да и как власти собираются проводить 100-летие БАССР в том же 2019 году, не упоминая Валиди? Это все равно что говорить об Октябрьской революции 1917 года, не упоминая Ленина.
Но возвращаясь к теме ДУМ РБ, хочу сказать, что во главе его должен стоять более взвешенный и энергичный деятель, который не будет вносить раскол, способствуя противостоянию суфиев и салафитов, и объединит всех мусульман республики на основе мазхаба Абу Ханифы, который является для нашего региона традиционным исповеданием. И, самое главное, начнет активно работать с молодежью.
— Его зам Айнур Арсланов не тянет эту работу?
— Он вполне успешно занимается этой работой. Надеемся, он станет будущим муфтием. Хоть он и молодой, но когда-нибудь надо начинать это дело.
— Он ровесник муфтия Татарстана Камиля Самигуллина — оба 1985 года рождения.
— Тогда тем более.
«В северо-западных районах население говорит на татарско-башкирском «суржике»
— Салават Ишмухаметович, скажите, как решался языковой вопрос в Башкурдистане и в первые десятилетия в БАССР?
— До революции у башкир и татар был единый литературный язык «тюрки», который наши казанские коллеги почему-то называют «старотатарским». Однако он никогда не именовался так теми, кто его использовал. Они говорили, что пишут «тюркича», т. е. по-тюркски. После возникновения республик — Башкирской и Татарской — нужно было создавать свои литературные языки. Начали вырабатываться нормы современного татарского и башкирского языков. За основу башкирского языка был взят говор юго-восточных башкир без учета специфики говоров северо-западных башкир. Некоторые считают такое решение ошибочным. Но это тема отдельного разговора.
— На каком положении находились башкирский и русский языки в республике?
— Вначале не до этих вопросов было: шла Гражданская война, потом разруха, потом велась жесткая политическая борьба между Башревкомом и центром, был страшный голод 1921 года. К 1922 году все более или менее успокоилось, образовалась Башкирия в ее современных очертаниях. Работа по реализации башкирского языка как государственного началась в 1930-е годы. Все это шло параллельно с шараханиями по вопросу об алфавитах: сначала создали алфавит на основе арабской графики, который учитывал специфику, в первую очередь, гласных звуков и был приспособлен к нормам литературного языка, потом был переход латиницу, затем на кириллицу.
«Работа по реализации башкирского языка как государственного началась в 1930-е годы. Все это шло параллельно с шараханиями по вопросу об алфавитах». Фото palatarb.ru
— На каких языках велась документация?
— Я читал документы. В 1930-х годах делопроизводство велось на двух языках.
— В каком положении находился башкирский язык к моменту развала СССР?
— Если брать сельскую местность, то преподавание в башкирских селениях шло на башкирском языке. А в городах с этим была просто беда. Я сам родился в Стерлитамаке, и у нас не было ни одной башкирской школы. В миллионной Уфе, столице Башкортостана, была одна национальная башкирская школа №20! Не говоря уже про другие города. Конечно, это была возмутительная несправедливость. Когда нынешние власти республики ставят в пример советское время, мне просто хочется смеяться. Более глупого оправдания собственным просчетам трудно придумать.
— Было ли такое, что в местностях, где проживали башкиры, преподавали татарский язык?
— Хоть некоторые казанские ученые это отрицают, но северо-западные башкиры существуют. Для нас, ученых-историков, которые работают с архивными документами, это не подлежит никакому сомнению. Когда началась государственная политика внедрения башкирского языка в северо-западных районах, этот вопрос не довели до конца. В результате туда пришел татарский язык. Люди жаловались в обком: «Мол, мы башкиры, а нас заставляют учить татарский». В конце 1950-х годов первым секретарем Башкирского обкома был Зия Нуриев. Тогда вновь возникла дискуссия о языке северо-западных башкир — башкирский он или татарский. В зависимости от заключения ученой комиссии собирались принять то или иной решение. Собрали ученых. Некоторым из них, чьи имена я не буду называть, не хватило широты мышления, чтобы решить этот болезненный вопрос. Они сказали, что северо-западный говор далек от литературного башкирского языка. И Зия Нуриев, сам северо-западный башкир, остался в недоумении: «Что ж теперь получается, я татарин?». Так эту тему и не довели до ума. Хотя языковед Тагир Баишев предлагал компромиссный вариант о признании северо-западного диалекта в качестве второго литературного. Одним словом, все оставили как есть. Потом это дело запоздало продолжил Мидхат Шакиров, он начал вводить башкирский в 1970—1980 годах. Но вот пришел Горбачев и начал зачищать брежневские кадры, под раздачу попал и Шакиров. И после его снятия это направление заглохло.
— Не было обратного перекоса, когда в районах проживания татар заставляли учить башкирский?
— Возможно, и были перекосы. Но, насколько мне известно, при Шакирове башкирский язык старались вводить именно в селениях, где проживали этнические башкиры. Тогда еще были живы старики, четко помнившие о своих корнях, и определить это было несложно. В СМИ часто употребляют выражение «татарские районы». Но что это значит? У нас есть северо-западные районы, где население, как правило, говорит на своем диалекте, таком, грубо говоря, татарско-башкирском «суржике». Причем когда они приезжают в Казань, их язык не воспринимается как татарский, а если приезжают в Сибай или Баймак, то не воспринимается как башкирский. Вот так они зависли между двумя народами. Хотя никто не отрицает, что в северо-западных районах проживают и собственно татары: мишари, которые были отдельным этносом до переписи 1926 года, а также потомки переселенцев из Казанского края в сословии ясачных и служилых татар. Но когда говорят, что на северо-западе вообще нет башкир, это просто антинаучно.
«У людей возникает чувство, что их унизили. А это очень опасно, особенно когда речь идет о сфере, связанной с национальным вопросом». Фото sobkor02.ru
— Как вы оцениваете нынешнее положение языка ввиду последних событий?
— Когда в 2006 году вводили обязательное изучение башкирского языка, я внутренне был против, так как считал, что нельзя никого принуждать к чему бы то ни было. Но сейчас убрали обязательность языка, и пошла другая крайность: идет жесткое давление прокуратуры, даже давят на родителей 20-й школы, которая все время была только башкирской. Если отменили обязательность изучения башкирского как государственного, то тогда создайте условия для башкирского языка как родного. В противном случае налицо нарушение конституционных прав граждан.
Когда башкирский был обязательным, директор школы был обязан взять на работу учителя башкирского языка. Но вот язык убрали, и теперь, если, допустим, в школе будет 10 человек, которые захотят изучать башкирский как родной, то будет ли директор ради них держать ставку учителя? Родителям, скорее всего, скажут, чтобы переводили детей в другую школу или что-то еще. Раньше родители, которые не хотели, чтобы их дети учили башкирский язык, могли написать заявление и ребенок не учил. Никого насильно не заставляли.
Хотелось бы, чтобы не было этих перегибов, ведь они порождают напряжение в обществе, и оно перетекает в глухое недовольство, у людей возникает чувство, что их унизили. А это очень опасно, особенно когда речь идет о сфере, связанной с национальным вопросом. Тут еще важна четкая позиция региональных властей, но ее, как всегда, нет. Молчат, как воды в рот набрали, и ждут, что проблема сама собой рассосется.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Салават Хамидуллин — историк, к.и.н., журналист.
- Родился в г. Стерлитамак в 1968 году.
- Образование: Башкирский государственный университет (исторический факультет)
- 1990—1991 годы — корреспондент газеты «Истоки».
- 1991—1995 годы — редактор молодежной редакции Республиканского ТВ, руководитель творческого объединения «Молодость».
- С 1995 года — корреспондент программы «Башкортостан», редактор ТО «Гилем», ТО общественно-политических программ, начальник отдела познавательных и исторических программ, руководитель редакции познавательных программ студии БСТ.
- Автор и телеведущий телепроектов «Историческая среда» и «КЛИО».
- Автор ряда документальных фильмов, книг и научных публикаций об истории Башкортостана и башкирских родов.
- Лауреат Государственной премии РБ им. С. Юлаева, Республиканской премии в области журналистики имени Ш. Худайбердина. Победитель международных и республиканских телефестивалей.