Культурные коды в поддержку татарского: «Алифба» на иконке, зашитый рот и «Энгель-хранитель»

Казанский этнограф находит культурные коды в картинках, используемых в поддержку татарского языка

Пока вопрос добровольности изучения национальных языков решается на верхних этажах власти, в интернет-пространстве споры по-прежнему не утихают. И защитники татарского языка в ход пустили графические «аргументы» — картинки, эмоционально иллюстрирующие сложившуюся ситуацию. Казанский этнограф Дина Гатина-Шафикова в сегодняшней авторской колонке, написанной для «Реального времени», рассматривает наиболее яркие символы, разошедшиеся в соцсетях. По мнению нашего колумниста, через такие культурные коды происходит объединение людей в «группы по несчастью».

С чего начинается «Әлифба»

Несмотря на заметное похолодание, дождь и снег, осень выдалась горячей на события. Одной из самых популярных и часто обсуждаемых новостей Татарстана стала тема, связанная с татарским языком.

Раньше важная информация распространялась через журналы, газеты или листовки. Вспомним татарские юмористические журналы «Яшен», «Ялт-Йолт», «Чаян», где через, казалось бы, несерьезный жанр карикатуры и юмористической картинки, показывались волнующие и проблемные темы. Сегодня прогрессивная и социально активная молодежь выражает себя не на страницах печатных изданий, а в виртуальном мире. Интернет–сообщество активно участвует в обсуждении самых разнообразных вопросов — в виде оживленного общения в социальных сетях, создания групп, организации флешмобов, а также в визуализации своей позиции, через использование изобразительного материала.

Одним из первых протестных изображений, связанных с языковой проблемой в Татарстане, распространившимся в интернете, стала фотография учебника «Әлифба». В знак согласия, солидарности или выражая свою гражданскую позицию по отношению к изучению татарского языка, пользователь выставлял изображение татарской азбуки у себя в профиле. Позднее фотография была дополнена ртом, заклеенным синим скотчем. Став узнаваемой, она олицетворила собой протест и символ противостояния сложившейся языковой ситуации.

Остановите языковой геноцид

Впоследствии под хештегом «#ОстановитеЯзыковойГеноцид#» по интернету начинает распространяться изобразительный ряд с протестной тематикой. Вначале использовались узнаваемые образы, к примеру — работа Ф.П. Решетникова «За мир!» 1950 года, где в уже переработанном виде группа детей делает надпись «Татар теле!» («Татарский язык!») на стене дома, на фоне митингующих взрослых.

При этом для визуализации идей и посланий были применены совершенно разные формы. Так, одной из ярких графических работ, выполненных в плакатном стиле, стало изображение плачущего татарина в традиционном головном уборе, к которому тянутся руки с ножницами. Автор через простые, однако пугающие, заставляющие задуматься художественные метафоры воссоздал суть проблемы.

Тема изучения языка неразрывна с детьми. Поэтому подобный образ не мог остаться без внимания. Ряд изображений, выполненных в черно-белом и цветном вариантах, были разработаны профессиональными художниками. Выбранный ракурс подачи материала приобретает все больше символизма, используются такие акценты, как связанные руки, зашитый рот.

Другая линия изобразительного ряда, посвященная теме языка, уже не обезличенная, а относится к отдельной личности — Энгелю Фаттахову, министру образования РТ. Если изначально в его защиту выкладывали только тексты и фотографии с описанием его профессионального развития, то впоследствии появилось уже изображение, где Энгель Навапович был нарисован с крыльями, книгой «Әлифба» в руке и подписью «Энгель-хранитель». Данный художественный образ воплотил в себе защитника татарского языка во власти.

Век плаката недолог, но цель достигнута

Итак, традиция использования изображений в качестве социального протеста не новая. Как было написано во вступительной статье искусствоведа С.И. Серова к его альбому-сборнику, век плаката «недолог… и потому он всегда на острие, улавливает дух времени, а иногда и опережает его, заглядывая в будущее». При напряженности и недовольстве в обществе наиболее быстро распространяющийся, простой и понятный для восприятия информационный ресурс — это рисунок, отображающий действительность практически в реальном времени. Однако, используя подобные формы протеста, необходимо учитывать и то, что визуальная коммуникация должна читаться широким кругом людей. Зачастую подобные акции понятны определенной группе, которая активно участвует в создании и дальнейшем распространении информации, а большая часть не всегда готова принять подобные формы.

В целом цель была достигнута, резонанс среди пользователей интернет-сообществ получен. Обсуждения, перепосты сделали рисунки «вирусными», они стали расходиться и за пределами групп, интересующихся этой проблемой. Соответственно, какую бы эмоцию ни вызывали эти изображения, они подняли обсуждение этого вопроса на новый уровень.

Безусловно, проблема сохранения традиций, культуры и языка татарского народа является не делом будущих поколений, а той действительностью, в которой мы живем. Сохранив язык сегодня, завтра мы не потеряем себя!

Дина Гатина-Шафикова, фото предоставлены автором
Справка

Дина Гатина-Шафикова — научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

  • В 2010 году окончила исторический факультет, на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
  • В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
  • С 2010-го по 2013 год — сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
  • Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм, история волго-уральских татар.
  • Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций. Колумнист «Реального времени».

ОбществоОбразованиеКультура

Новости партнеров