Как неправильно рассказать историю татарской моды за последние 500 лет

Анализ популярного ролика о моде поволжских татар

В последние годы в интернете набирают популярность видеоролики, показывающие эволюцию красоты различных стран и этносов за последние сто лет. В этот тренд решили вписаться и представители народов России. Так, в Сети появилось полутораминутное видео «Как изменилась татарка за 500 лет/Как менялась мода у татарок». Казанский этнограф и наш колумнист Дина Гатина-Шафикова в авторской колонке «Реального времени» разбирает, в чем авторы «татарского» ролика преуспели, а в чем допустили досадные ошибки.

С охватом на полтысячелетия

Современное общество потребления и потребителей не готово читать талмуды книг, ходить в библиотеки и музеи. Все больше информации мы получаем в ужатом виде, где отбрасываются нюансы и особенности, остается лишь краткий пересказ. Плохо или хорошо, вопрос сложный, скорее всего, судить будем не мы, а уже наши дети.

Несколько лет назад в интернете стали появляться ролики «100 Years of Beauty», где буквально за 2—3 минуты авторы раскрывают историю моды, одежды разных эпох и стран. Подобное явление стало набирать популярность, большое количество просмотров, «лайков» и вызвало эмоциональное обсуждение среди зрителей. Поэтому не вызывает удивления, что команда из современных креативных молодых людей решила снять подобный ролик под названием «Стандарты татарской красоты за последние 500 лет».

Авторы немного отступили от хронологических рамок, охватив не 100, а около 500 лет. Скорее всего, это вызвано желанием показать наиболее типичные, узнаваемые элементы как традиционной татарской культуры в виде разнообразных головных уборов, так и урбанизационные процессы в современном обществе, когда общемировая мода влияет на все аспекты жизни. Всего было выделено 10 периодов, из них первая половина — с 1570-го по 1900-е годы, и уже вторая часть посвящена ХХ веку и первому десятилетию ХХI века.

Костюмные анахронизмы

По первым трем периодам — 1570-му, 1650-му, 1780 году сохранившихся костюмных комплексов нет, соответственно, необходимо учитывать, что в ролике были отображены реконструкции. Первый головной убор в виде шапки на мягкой основе напоминает монетную шапку «кашпау», которая надевалась женщиной поверх покрывала. Спереди прикреплялись ушные подвески и ожерелье из монет, а сзади — накосник. В связи с этим складывается впечатление, что головной убор не собран до конца, и не совсем понятно, хотели ли авторы показать нижний волосник или шапку.

Второй головной убор, наверное, один из самых узнаваемых. Представляет собой шапку «такыя бүрек» в виде высокого конуса, покрытого шелковой материей, украшенной монетами, кораллами, жемчугом и прочими декоративными элементами. К нижней части прикреплено височное украшение «сырга». Причем столь объемные головные уборы никогда не носились в одиночку, а являлись одной из составляющих костюмного комплекса. Впервые детальное изображение татарской женщины знатного происхождения в подобной шапке было отображено в сочинении нидерландского художника, путешественника и писателя Корнелиса де Бруина (ок. 1652 — ок. 1727).

Третий образ — девушка в калфаке. Однако представленный в ролике бархатный калфак относится скорее к середине XIX века (образцы из собраний Национального музея Республики Татарстан, Российского этнографического музея), а не к 1780 году. К примеру, мы не сможем найти в музейных коллекциях головные уборы второй половины XVIII века, но возможно обратиться к изобразительным материалам этого периода. До настоящего времени сохранились художественные работы с одеждой волго-уральских татар: Жана Батиста Лепренса, Иоганна Готлиба Георги, Жака Грассе де Сен-Совера, которые впервые были опубликованы в трудах, посвященных народам, обычаям и их нравам, а впоследствии были изданы отдельными листами. Рубеж XVIII — середины XIX веков был знаменательным в истории русской живописи и графики. В этот период ряд художников посвятили свое творчество воссозданию народных типов, в том числе и татар (А.Е. Мартынов, Е.М. Корнеев, Ф.Г. Солнцев, В.И. Штернберг).

К сожалению, авторы очень сильно поторопились, отнеся «мөгез калфак» к 1860 году. Подобные уменьшенные формы калфака-наколки носились совместно с фабричного производства трикотажной шалью в конце XIX — начале ХХ века.

Переломный век двадцатый

В 1900 году показывается зрителю дама в шляпе. Нет сомнения, что данный головной убор был атрибутом эпохи, но никак не может отражать этот период в одежде татар. В 1915 году вышел журнал «Ялт йолт», на обложке которого была показана двоякость женского костюмного комплекса татарской женщины. Как раз через рисунок в этом журнале и раскрывался переломный момент, когда определенная часть общества была еще привержена традициям, в том числе и в одежде, а другая уже нет.

В 1920 году, по мнению авторов, городская культура вместе с костюмным комплексом полностью исчезла. Воссоздается образ девушки-крестьянки с собранными волосами под косынку. Нельзя сказать, что так не носили платок, со временем фабричные платки в целом переняли функцию волосника, в связи с чем возникло большое разнообразие в способах их ношения. Однако раз уж было принято решение показать головной платок, то было бы вернее отобразить наиболее распространенный тип подвязывания «по-татарски», когда платок за два соседних угла завязывался под подбородком или на затылке, а основное полотнище свободно свисало на спине.

Последующие четыре периода — 1940-й, 1960-й, 1990-й и 2010 год — уже не имеют отношения к традиционной культуре, здесь авторами ролика показываются общие тенденции, никак не отражающие специфику народа.

Ролик теряет свою ценность

Таким образом, несомненно радует, что в простой и доступной форме делаются ролики, где возможно показать изменение и развитие костюма. Авторами была проделана определенная работа по поиску материала и самих головных уборов. Однако есть недоработки, которые недопустимы в подобной теме. Необходимо более разборчиво относиться к временным рамкам, охватывая столь большой период, а также детальнее изучать источники, благодаря которым собирается весь образ.

К тому же, раскрывая тему традиций, в частности, татарского костюмного комплекса, где в культуре в целом не допускалась непокрытость тела, показывать девушку в столь открытой одежде неправильно. Возможно, авторы ролика не хотели отвлекать внимание от лица и «стандартов татарской красоты», тогда не совсем понятно, какие задачи были поставлены изначально — показать эпоху через костюм или через лицо красивой модели.

В культуре в целом не допускалась непокрытость тела. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

В целом работа была проделана, ролик появился в интернете, вызвал интерес. При этом из-за ряда нюансов, неточностей отснятый ролик теряет свою ценность, к тому же вводит в заблуждение людей, которые совершенно не знакомы с традициями материальной культуры татарского народа.

Дина Гатина-Шафикова
Справка

Дина Гатина-Шафикова — научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

  • В 2010 году окончила исторический факультет, на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
  • В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
  • С 2010-го по 2013 год — сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
  • Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм, история волго-уральских татар.
  • Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций. Колумнист «Реального времени».


ОбществоИстория

Новости партнеров