Татарстан поехал покорять Китай булками, сковородками и кетчупом

Татарстан поехал покорять Китай булками, сковородками и кетчупом
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Татарстанские производители продуктов питания вслед за крупными российскими холдингами пробуют выйти на бездонный рынок Поднебесной. Сегодня в открывающемся Международном центре импортных продуктов питания World Food City, который прозвали не иначе как «Город еды» Китая, Минсельхоз РТ развернет татарстанский павильон «продуктовых возможностей». Правда, как стало известно «Реальному времени», на тестовые продажи согласились выехать лишь две «продовольственные» компании — «Нэфис-Биопродукт» и ОАО «Булочно-кондитерский комбинат», которые уже сейчас близки к подписанию контрактов с китайскими дистрибьюторами на 2018 год. Остальные же производители пока отнеслись к идее выхода в Китай через World Food City достаточно прохладно.

Новички с тестовыми продажами: масло и сушки

Открытие торгового павильона с продукцией татарстанского производства в центре World Food City — это, можно сказать, первая заявка на вхождение в продовольственный рынок Китая. Из-за бесконечно растущей численности населения продовольственный рынок страны просто не имеет дна. Именно по этой причине многие крупные отечественные производители продуктов питания определили его как стратегическое направление экспортных поставок. К тому же российские продукты в Китае особо ценятся за их экологичность, натуральность и пользу для здоровья.

Несмотря на благосклонность китайских потребителей, «искупаться» в океане самого большого в мире рынка решились немногие. Как сообщил «Реальному времени» первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Николай Титов перед вылетом в Шеньчжень, выставляться в международном центре еды World Food City будут ОАО «Нэфис-Биопродукт» с ассортиментом растительного масла, кетчупов, соусов и майонезов и ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» с кондитерской продукцией. «Предлагалось выставиться в татарстанской экспозиции и крупнейшему производителю водки ОАО «Татспиртпром», но они отказались, — рассказал Николай Титов. — У них уже налажены поставки продукции на север Китая, есть твердые контракты с дистрибуторами. Так им просто незачем». По его словам, размещение в World Food City важно для новичков, которым необходимо наладить прямые контакты с дистрибуторами китайских торговых сетей. В перспективе в World Food City хотят открыть торговлю и непродовольственными товарами, поэтому на пробные смотрины отправился и Кукморский завод металлопосуды (представит ассортимент сковородок и казанов под брендом Kukmara).

Татарстан привез на тестовые продажи подсолнечное растительное масло и соусы производства ОАО «Нэфис-Биопродукт». Как оказалось, этот производитель наиболее близок к подписанию контрактов с китайскими дистрибьюторами (имена не разглашаются). По словам представителя «Нэфис-Биопродукт», на выставке планируется заключить договор на пробную партию в 2 тысячи тонн масла и 1 тысячу тонн кетчупов и соусов. «Это стартовые продажи для выхода на рынок», — объяснил он небольшой объем поставок. — До нас два года назад на китайский рынок первым вышел воронежский холдинг «ЭФКО», но они работают в среднем ценовом сегменте. По сравнению с нашим конкурентом наша цена на рынке Китая будет ниже». КНР должен стать главным экспортным рынком компании, несмотря на сложности при выходе. А они действительно есть: минимальные инвестиции для самостоятельного выхода на китайский рынок составляют от $2 млн, расходы на растаможку небольшой тестовой партии продукции, таможенные пошлины, НДС, увеличивают ее стоимость на 50%, — говорит представитель «Нэфис-Биопродукт».

Что испугало остальных

И все-таки, почему так мало желающих? Неужели только три татарстанских производителя готовы рвануть в Китай? «Нет, я думаю, будет больше, — полагает Николай Титов. — Мы идем как первопроходцы, мы пробуем, а остальные хотят посмотреть, что из этого выйдет», — рассуждает он. Все-таки нельзя забывать, что вхождение на зарубежный рынок — это всегда серьезные расходы. Китай территориально расположен далеко от Татарстана, что влечет расходы на логистику и растаможивание продукции. Но есть и преимущество — рост благосостояния граждан, которые все больше покупают качественную иностранную продукцию», — говорит он.

Интерес китайских потребителей к российским продуктам питания растет и будет расти, поэтому выходить на этот рынок никогда не поздно, утверждает руководитель проектов по Китаю «Объединенные кондитеры» Марина Орешина, представлявшая ранее молочный холдинг «Вим-Биль-Данн» и российского производителя алкоголя Nemiroff в КНР. — Но растительное масло уже труднее продавать, так как рынок заполнен. Можно взять только оборотами, — полагает она. — А вот сковородки совершенно не интересны Китаю. Они готовят на открытом огне на специальных огромных сковородах с большим углублением. Кроме того, Китай давно стал площадкой на производства сковородок на экспорт по европейским лицензиям. Да, они посмотрят, но покупать не будут», — уверена она. — На Китай нужно выходить только с продуктами питания, особенно с детским, советует Орешина.

Как преодолеть барьеры в торговле с Китаем

«Чтобы избежать трудностей при растаможивании продукции и сертификации, нужно найти хотя бы двух-трех серьезных импортеров дистрибьюторов. Они знают требования по регистрации товаров на таможне, по их сертификации. И если заинтересованы в сбыте вашей продукции, то помогут вам преодолеть административные барьеры на входе. Причем, сделают бесплатно», — уверяет она.

«Барьеры, которые есть в Китае при входе на рынок, достаточно значительные и для их преодоления требуется не один год и неоднократные поездки, — не согласна представитель ЭФКО Александра Япрынцева. — Требования китайских партнеров к качеству сопоставимы с требованиями европейских компаний, с которыми мы уже работаем. В частности, они касаются сертификации производства в соответствии с мировыми стандартами. Кроме того, на некоторые товары китайские импортеры самостоятельно проходят дополнительную сертификацию на своей территории».

Безусловно, китайский рынок перспективный, соглашается заместитель председателя правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов. Но размер минимальных инвестиций зависит от многих факторов, в числе которых категория продукции, планируемые объемы, наличие необходимых сертификатов, работа через дистрибьютора или собственный склад и так далее Поэтому назвать конкретную цифру в данном случае невозможно. Считается, что самые большие расходы у российских производителей приходятся на утверждение этикетки и получение сертификата качества при первом ввозе продукции. «Не совсем так, — поясняет Дмитрий Леонов. — Некоторые крупные экспортеры, имеющие сертификаты для европейского рынка, особых затрат на сертификацию не несут. Действующих лицензий им вполне достаточно. Более того, недавно Росакредитация вступила в азиатскую ассоциацию органов аккредитации, и это должно привести к признанию российских сертификатов и протоколов испытаний в КНР. Российский экспортный центр оказывает российским экспортерам большую поддержку и в сертификации, и в первичном выводе продукции на рынок КНР — этой поддержкой обязательно надо пользоваться. Также в продвижении российским производителям помогает получение государственного Знака качества, оператором которого выступает Роскачество: Китайские потребители очень позитивно реагируют на наличие этого знака на маркировке российских продуктов. Также важно знать, что до сих пор сохраняются ограничения на ввоз в Китай ряда продуктов животного происхождения, но Минсельхоз России активно работает над снятием таких ограничений.

При этом перевыпуск этикеток на китайском языке, это обязательное и не самое простое условие, так как законодательство о том, что может быть нанесено на упаковку в КНР очень строгое: вся нанесенная на маркировку информация должна быть документально подтверждена, никаких фантазийных фраз и призывных лозунгов на упаковке быть не может. Кроме того, нужно заложить статью расходов на продвижение продукции. Европейские экспортеры вкладывают большие ресурсы в рекламу и маркетинг. Нужно помнить об этом, чтобы иметь возможность составить им достойную конкуренцию.

Руспродсоюз: вы должны быть независимы

И главное, чего не должны делать новички, — это не подписывать эксклюзивный контракт с одним китайским дистрибьютором. «Если подписать эксклюзивный контракт с определенным дистрибьютором, то другим дистрибьюторам нужно будет брать у него специальное разрешение на ввоз указанной в контракте продукции, — предупреждает Дмитрий Леонов. — Кроме того, сети и дистрибьюторы в каждом регионе разные. Поэтому подписывать эксклюзив с одной компанией мы не рекомендуем. Этой схемы работы придерживаются многие члены Руспродсоюза,, успешно наладившие систему продаж в КНР, например, компания «Эфко», «Объединенные кондитеры».

А такие члены союза как «Русский экспорт» вообще выбрали вариант открытия своих складов и заключения прямых договоров с китайскими розничными онлайн и офлайн сетями.

Луиза Игнатьева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Бизнес

Новости партнеров