В центре «Эрмитаж-Казань» поселилась хрупкая красота
Накануне в центре «Эрмитаж-Казань» открылась выставка «Под прозрачным льдом глазури. Фарфор Петербурга». Более пятисот уникальных творений мастеров трех предыдущих веков и века нынешнего занимают все залы эрмитажного центра. Традиционно на открытие выставки приехал генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Подробности — в материале «Реального времени».
Пролетая над залом Юпитера
Как обычно бывает перед открытием эрмитажных выставок, Михаил Пиотровский дал пресс-конференцию. В ее начале директор кремлевского комплекса Зиля Валеева отметила, что каждая новая выставка, приезжающая из Государственного Эрмитажа, — это новые чувства и эмоции. Что касается выставки фарфора, то ее экспозиция и элегантна, и содержательна.
На этот раз открытие выставки совпало с проведением в Казани «Дней Эрмитажа». Уже вчера Михаил Пиотровский встретился с учеными-историками и студентами и прочел лекцию о музеях, которые так важны в диалоге культур. Далее последует цикл лекций сотрудников Эрмитажа, фильмы о главном музее Европы и даже возможность совершить виртуальное путешествие в зал Юпитера Государственного Эрмитажа.
Зал Юпитера — один из самых грандиозных в Новом Эрмитаже. Здесь можно ознакомиться с римским скульптурным портретом, который считается одним из лучших в мире, здесь же размещены римские саркофаги и статуя Юпитера, в честь которой и назван зал.
«Когда будете пролетать над залом, смотрите, не упадите», — пошутил Михаил Пиотровский. Виртуальное путешествие — совместный проект Эрмитажа и Центра виртуальное реальности компании КРОК.
В моде реплики
«Фарфор возник на востоке, оттуда переместился на Запад и с Запада пришел в Россию. Фарфор — это знак европейской культуры, знак Санкт-Петербурга. В экспозиции, представленной в Казани, переплетаются классические образцы и изделия современных мастеров. Они представлены Государственным Эрмитажем и АО «Императорский фарфоровый завод», — рассказал на пресс-конференции Михаил Пиотровский.
По его словам, в девяностые годы прошлого века удалось воспрепятствовать приватизации фарфорового завода, которая могла погубить предприятие, зато позже к руководству заводом пришли знающие люди, сейчас предприятие работает в содружестве с Эрмитажем. В музее возродили традицию: каждый год на Рождество здесь делают новую выставку работ фарфорового завода.
Куратор выставки Анна Иванова рассказала о том, как везли в Казань экспонаты выставки. Кстати, практически все этапы доставки и оформления выставки сотрудники Эрмитажа и их казанские коллеги выкладывали в соцсети, и следить за работой над построением экспозиции было очень интересно.
Анна Иванова сообщила, что упаковка изделий велась почти неделю, ее вела специальная фирма, которая уже давно сотрудничает с Государственным Эрмитажем. Затем на машине с сопровождающим экспонаты поехали в Казань. И здесь, когда хрупкую красоту распаковывали, присутствовал реставратор.
На вопрос, какие изделия сейчас чаще всего заказывают на заводе, Анна Иванова ответила, что это, как правило, реплики фарфоровых изделий, которые были при дворе императора. Они пользуются большим спросом. Есть интерес к коллекции, которая была выпущена фарфоровым заводом в начале прошлого века и состояла из фигурок представителей народов, населяющих российскую империю. Реплику такой коллекции заказал недавно на заводе один из коллекционеров.
Чай с Евгением Онегиным
Открывая выставку, государственный советник РТ Минтимер Шаймиев прежде всего поблагодарил Михаила Пиотровского за то, что он поверил в возможности Казани и открыл здесь эрмитажный центр. «Это было двенадцать лет назад, с тех пор мы открываем уже семнадцатую выставку, а всего их посетило более миллиона зрителей», — напомнил Минтимер Шарипович.
В экспозиции выставки представлено более пятисот экспонатов, поделенных на пять разделов. В них сочетаются предметы из собрания Государственного Эрмитажа и изделия современных мастеров с «Императорского фарфоровского завода».
Раздел «Фарфоровый альбом Петербурга» демонстрирует историю северной столицы в росписях по фарфору. От Петербурга прошлых веков до революционного Петрограда, блокадного Ленинграда и одного из красивейших городов мира сегодня. Любопытно, что впервые виды Петербурга появились на изделиях из фарфора еще в ХVIII веке. В годы революции росписи по фарфору служили элементом агитации. И даже в блокадном Ленинграде, в 1943 году, нашла свое место тема защитников города. Завод продолжал работать даже в это время.
Второй раздел посвящен искусству в Петербурге. Как известно, город этот вдохновил многих творческих людей на создание шедевров. В этом разделе можно видеть Петербург Гоголя, Блока, Достоевского, Петербург «Русских сезонов» Сергея Дягилева, есть даже сервиз, расписанный сюжетами из «Евгения Онегина».
Еще один раздел посвящен флоре. Например, первый собственный сервиз императрицы Елизаветы Федоровны был расписан несколькими видами цветочного орнамента. И если поначалу художники, работающие в этом жанре, пользовались специальными цветочными атласами, то с середины позапрошлого века мастера обратилась к живой природе.
В разделе, посвященном ликам фауны, можно видеть, как менялось отношение художников в соответствии со вкусами заказчиков. И если император Александр Второй любил охоту, то появилось большое количество сюжетов, связанных с этой темой. Императрице Марии Александровне нравилось изображение животных, и появились коллекции до сотни фигурок зверушек.
И, наконец, раздел, который носит название «Фарфор для всех надобностей», где можно видеть самые разные изделия — от сервизов до зеркал в фарфоровых рамах, разных стилей и направлений. Хрупкие, изящные предметы, каждый из которых надо долго и подробно рассматривать.
С сегодняшнего дня выставка «Под прозрачным льдом глазури» открыта для посетителей.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.