Вперед в 37-й год: шесть миллиардов долга Татарстана растянут на 20 лет

«Реальное время» узнало детали очередной реструктуризации долга республики

«Реальное время» выяснило детали соглашений об очередной реструктуризации долга Татарстана перед федеральным центром. На этот раз под рассрочку попали в общей сложности 6 млрд рублей, которыми республика в 2014—2015 гг. латала дыры в бюджете. В ближайшие 10 лет отдавать придется лишь проценты по четырем кредитам — от 92 тыс. до 3 млн рублей. В последующем, вплоть до 2037 года, Татарстан будет гасить по 10% от основного долга. При этом власти региона находятся «в режиме ожидания» еще одной реструктуризации.

В год по 0,1%

Во вторник министр финансов РТ Радик Гайзатуллин сообщил, что Татарстан договорился с федеральными властями о двадцатилетней реструктуризации части своего бюджетного долга. «Реальное время» узнало детали этого договора. Как выяснилось, вопрос с реструктуризацией был решен еще на прошлой неделе. Соответствующие акты 13 октября подписали замминистра финансов России Леонид Горнин и премьер-министр республики Алексей Песошин.

Реструктуризация оформлена дополнительными соглашениями (их копии есть в распоряжении редакции) к четырем кредитам, которые республика брала с октября 2014 по март 2015 года на покрытие дефицита бюджета. За это время Татарстан занял в общей сложности 12,18 млрд рублей. На прошлой неделе Гайзатуллин говорил, что предоставление этих денег было связано с чемпионатом мира по водным видам спорта-2015.

На прошлой неделе Гайзатуллин говорил, что предоставление этих денег было связано с чемпионатом мира по водным видам спорта-2015. realnoevremya.ru/Максима Платонова

На сегодняшний день по всем четырем займам республика частично расплатилась, а реструктуризации подлежит остаток задолженности — в общей сложности 6,18 млрд рублей. Подписанные допсоглашения предусматривают, что погашение основного долга начнется в 2027 году и будет производиться равными долями по 2036 год включительно. А в ближайшие 10 лет Татарстану предстоит выплачивать проценты за рассрочку (ставка — 0,1%). В зависимости от суммы основного долга по кредитам размер процентов будет составлять от 92 тыс. до 3 млн рублей в год.

К примеру, непогашенный остаток по кредиту, предоставленному 29 декабря 2014 года, равен 420,3 млн рублей. По этому займу республика в 2018—2026 гг. будет платить по 420 тыс. рублей процентов. А в следующие 10 лет необходимо возвращать основной долг — по 42 млн рублей в год.

Реструктуризация долга

Кредит Остаток долга Проценты в 2017 г. Проценты в 2018—2026 гг. Ежегодная выплата в 2027—2036 гг.
от 22 октября 2014 г. 1,56 млрд руб. 342,2 тыс. руб. 1,56 млн руб. 156,1 млн руб.
от 26 ноября 2014 г. 1,2 млрд руб. 263,2 тыс. руб. 1,2 млн руб. 120,1 млн руб.
от 29 декабря 2014 г. 420,3 млн руб. 92,1 тыс. руб. 420,3 тыс. руб. 42,03 млн руб.
от 2 марта 2015 г. 3 млрд руб. 658 тыс. руб. 3 млн руб. 300,23 млн руб.

Режим ожидания

Общий долг Татарстана по бюджетным кредитам на начало октября составляет 84,8 млрд рублей. Большая часть этой суммы (66,9 млрд рублей, полученные в основном на проведение Универсиады-2013) уже была реструктуризирована в конце 2012 года. Условия той реструктуризации почти точь-в-точь совпадают с нынешними: до 2023 года республика выплачивает проценты по ставке 0,1% годовых, с 2023 по 2033 год гасится тело долга.

На днях Гайзатуллин заявил, что «в режиме ожидания» вопрос еще и с третьей реструктуризацией — на сей раз долга в 5,7 млрд рублей. По словам министра, в этом случае условия будут зависеть от экономических показателей региона.

Гайзатуллин имел в виду масштабную программу рассрочки региональных кредитов, о которой президент Владимир Путин объявил в конце сентября. По этой программе долги субъектов разобьют на 7—12 лет. Максимальную отсрочку могут получить те субъекты, кто покажет рост налоговых и неналоговых доходов не ниже уровня фактической инфляции. Как уже писало «Реальное время», Татарстан, судя по всему, может рассчитывать именно на длинную реструктуризацию, поскольку динамика его доходов обгоняет инфляцию.

Напомним, программа реструктуризации должна заменить собою практику предоставления регионам бюджетных займов — от этого федеральный центр намерен отказаться. Такое решение эксперты объясняют тем, что госдолг субъектов достиг критической массы. Эту проблему нужно было срочно решать, ранее говорил «Реальному времени» директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС Александр Дерюгин. «Есть большая опасность, что если Минфин продолжит в чистом виде выдавать дополнительные и дополнительные кредиты, то потом все это надо будет как-то расшивать. Тот выход, который был найден, может, и не идеальный, но ситуацию приходится сдвигать с мертвой точки».

Министерства финансов России и Татарстана не ответили на запросы.

Артем Малютин

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ЭкономикаБюджет

Новости партнеров