Второе дыхание: на место халяльного «Регистана» пришел ресторан «Шах» с алкоголем и кальяном
Тем временем спонсор и инициатор создания богатого внутреннего убранства заведения в скором времени может быть признан банкротом
Пока оператор «Регистана» — когда-то крупнейшего в Поволжье халяльного ресторана с шикарным интерьером на Саид-Галеева, 6, готовится к суду о своем банкротстве, инициируемому владельцем площадей, новый арендатор активно развивает там уже нехаляльное заведение с алкоголем, кальяном и европейской и кавказской кухнями. Тестовое открытие ресторана «Шах» состоялось еще 30 сентября, но впереди еще получение лицензии на алкоголь и решение ряда организационных моментов. Подробнее о том, что стало с восточной сказкой, стоимостью в 70 млн рублей с комментариями экспертов — в материале «Реального времени».
Свято место пусто не бывает
Спустя практически год простоя восточная сказка за 70 млн рублей на Саид-Галеева, 6, получила нового арендатора — 30 сентября там открылся ресторан «Шах». Новые постояльцы не стали ничего менять в интерьере, однако концепция ресторана претерпела существенные изменения. Если раньше «Регистан» был фактически крупнейшим халяльным рестораном Поволжья, то сейчас место этот статус потеряло, поскольку новые арендаторы планируют расширить меню до нехаляльных блюд и алкоголя.
Владельцами ресторана выступают Мамед Мамедов, у которого уже есть несколько шашлычных, и его партнер Исмаил Магомеднабиев, за которым числится строительный бизнес.
— Мы долго выбирали помещение, но когда увидели его — нам понравилось, мы решили договориться с хозяином и запуститься. Здесь, в принципе, все оставалось от прежних арендаторов, дней 15 это доводилось до ума, — рассказывает Исмаил Магомеднабиев.
До середины октября хозяева ресторана планируют получить лицензию на продажу алкоголя, а пока разрешают посетителям приносить его с собой: никакого пробкового сбора нет, но для того, чтобы выпить бокальчик-другой, гостям необходимо заранее забронировать столик. Расширится и меню ресторана — помимо халяльных блюд к столу будут подаваться блюда кавказской, восточной, европейской кухонь. Планируется также детское меню. Причем, как рассказал «Реальному времени» Исмаил Магомеднабиев, повара всех кухонь, кроме европейской, были выписаны с родины этих блюд.
— Местных поваров брать и учить я не хочу, потому что я знаю, как готовят у нас на Кавказе и как готовят здесь. Это абсолютно две разные вещи, поверьте мне. Это как отличить мужчину от женщины, — объясняет арендатор.
Собеседник издания уверяет, что с запасом на 2—3 дня они продукты не покупают, каждый день привозят свежие. Средний чек на двоих, по словам Магомеднабиева, составляет 1700—1900 рублей, а само заведение позиционируется как бюджетный вариант ресторана премиум-класса. Помимо алкоголя и разнообразной кухни там предлагают кальян и в скором времени собираются даже оборудовать приватные кабинки для гостей, которые не любят быть на виду.
Рестораторы подписали с владельцем помещения договор об аренде на 5 лет. О стоимости арендной платы, впрочем, как и о других затратах, Магомеднабиев. говорить отказался, но намекнул, что если бы цифры были озвучены — прежний арендатор мог бы обидеться.
С танцами, песнями и планами по расширению
Каждые выходные в «Шахе» обещают насыщенную шоу-программу с розыгрышами, восточными, кавказскими танцами и живой музыкой. Во многом заведение ориентировано на большие праздники — дни рождения, свадьбы, юбилеи. Открытие 30 сентября совладелец ресторана хотя и называет тестовым, но констатирует, что на него пришло очень много народа — около 220 человек.
— Народу пришло очень много — мы сами даже не ожидали, что будет столько народу. Зал был почти полный.
Спрос на ресторан в интерьере восточной сказки оказался высок, по словам Исмаила Магомеднабиева, люди активно бронируют место на выходные. Выйти в плюс рестораторы планируют уже до Нового года.
— Заведений очень много. Людям именно не хватает чего-то нового. Люди ходят в одни и те же места, и они им надоедают, и кухня тоже надоедает. Например, кавказской кухни в Татарстане нет, — говорит Магомеднабиев.
Сейчас партнеры готовят к открытию еще одно заведение, которое сделает из «Шаха» уже сеть ресторанов. Пока в помещении по адресу: Комарова, 10, проходит ремонт. Правда, на выходе по интерьеру оно не сравнится с бывшим пристанищем «Регистана». Собеседник издания отмечает, что если «Шах» на Саид-Галеева себя покажет, то они и дальше будут развивать сеть ресторанов под этим именем. Конкурентов они не опасаются, несмотря на то, что подобных заведений, хоть и не таких богатых с точки зрения интерьера, в Казани в избытке.
Как «Регистан» до суда довел
До «Шаха» на Саид-Галеева «сидел» ресторан «Регистан», который более 2 лет готовился к открытию, однако в итоге не проработал и полугода. В восточное убранство, по словам оператора заведения предпринимателя Олима Абдулфайзиева, он вложил порядка 70 млн рублей, но так и не нашел общий язык с владельцем площадей, ООО «Сити рент», и ему пришлось съехать оттуда.
Конфликт возник из-за арендной платы: по мнению собственника, предприниматель задолжал им порядка 7,5 млн рублей. Абдулфайзиев с этой позицией был не согласен и говорил о том, что часть долга должна быть покрыта в зачет ремонтных работ, которые он выполнял вместо владельца помещения.
В досудебном порядке вопрос решить не удалось, в результате чего в картотеке Арбитражного суда РТ в феврале и августе 2017 года было зарегистрировано два иска ООО «Сити рент» к Абдулфайзиеву.
Согласно материалам дела, по первому иску 1 июня 2015 года между сторонами был заключен договор аренды на 11 месяцев с оплатой в виде аванса по 500 тыс. рублей в месяц. Дополнительно должны были оплачиваться коммунальные и эксплуатационные услуги. Согласно расчету истца, за период с ноября 2015 года по апрель 2016 года долг ответчика по арендной плате составил 3 млн рублей. В мае 2016 года в связи с окончанием срока действия договора был заключен новый — тоже на 11 месяцев, но уже с базовой арендной платой в 650 тыс. рублей. В этом же договоре было прописано, что арендатор должен владельцу помещения 5 млн рублей по прежнему договору и утвержден график погашения долга до 5 ноября 2016 года включительно. Судя по всему, один месяц проплатив аренду, ответчик снова перестал выполнять условия договора и за период с 1 июня по декабрь 2016 года «накапал» долг в 4,5 млн рублей. Еще 257 тыс. рублей долга накопилось за коммунальные услуги.
Соответственно, в декабре хозяин помещения в одностороннем порядке расторг договор аренды, о чем и уведомил оператора ресторана. Не дождавшись реакции в досудебном порядке, арендадатель подал иск в суд о взыскании 7,1 млн рублей долга по базовым частям аренды и 257 тыс. рублей по переменной. Кроме того, по заключенным договорам «накапала» неустойка в 44,5 млн рублей, но истец самостоятельно снизил ее до суммы основного долга. В марте после недолгого разбирательства иск был удовлетворен: суд постановил выплатить арендодателю 7 млн 357 тыс. рублей долга и еще 7 млн 100 тыс. рублей неустойки.
Абдулфайзиев попытался обжаловать это решение в 11-м Арбитражном суде, однако и там коллегия судей встала на сторону истца и в удовлетворении апелляции отказала. 9 октября ответчик подал кассацию в АС Поволжского округа.
Второй иск от ООО «Сити рент» был подан в Арбитражный суд в августе этого года. Арендатор просит признать Олима Абдулфайзиева банкротом. Заседание назначено на 18 октября.
«Гостям абсолютно не важен интерьер — важна кухня, обслуживание»
Директор сети кафе «Хинкальная» Анастасия Лимарева говорит о том, что даже ресторану с уникальной кухней на больших площадях в Казани будет сложно, и здесь рентабельности только за счет банкетов достичь не удастся. Кроме того, по мнению участника рынка, одним интерьером привлечь посетителей также не получится.
— На сегодняшний день гостям абсолютно не важен интерьер — важна кухня, обслуживание, пусть не столь высокого качества сервиса, сколько внимательное и быстрое. У нас все-таки публика перестала идти, как раньше, «на интерьер», мы взрослеем, становимся ближе к Европе, к Москве, где важно концептуальное заведение, определенная направленность и, соответственно, 100% качество в первую очередь кухни, — говорит Анастасия Лимарева.
— Первое, что я сказала, когда пришла в открытый «Регистан»: вы не сможете на таких площадях существовать без алкоголя, — вспоминает исполнительный директор Ассоциации рестораторов и отельеров Казани Галина Шарафутдинова. Для безалкогольных заведений, по ее словам, подходят небольшие рестораны и кафе, в которые не требуется вкладывать колоссальные инвестиции, вложенные в свое время в «Регистан». Будущее «Шаха» эксперт видит весьма оптимистично.
— Новый формат, в принципе, подразумевает под собой восточный стиль, и восточные программы, которые они будут делать, я думаю, очень хорошо впишутся и это позволит заполнить ресторан и найти своего целевого потребителя, — считает Галина Шарафутдинова. Никаких ограничений для проведения халяльных мероприятий собеседник издания не видит, поясняя, что, например, никах можно проводить и без употребления алкоголя в специально подготовленном отдельном зале ресторана. В свою очередь, в Казани, по оценке исполнительного директора Ассоциации рестораторов и отельеров, недостаточно небольших халяльных заведений, куда можно прийти на обед или ужин.
— Есть на Баумана халяль-ресторан «Мархаба» и он востребован у определенной аудитории. Я думаю, они еще будут открываться — покупатель сам будет голосовать за тот или иной ресторан или кафе. И сколько бы их ни было, их жизнедеятельность будет зависеть от того, какую душу они вложат в формат, — говорит Шарафутдинова.
Директор сети P.Love Нурислам Шарифулин называет объект на Саид-Галеева, 6, не самым простым в плане эксплуатации.
— Отсутствие парковки, которая была бы под размер ресторана, открытая большая площадь, которую, на мой взгляд, очень сложно заполнить, и неочевидная для меня локация. Поэтому я думаю, что там нужно предложить действительно что-то хорошее, чтобы быть успешным. Я со своим опытом и ресурсами не взялся бы, — комментирует ресторатор.
Сохранят ли восточную сказку за 70 миллионов?
Директор агентства недвижимости «А-Девелопмент» Мурат Ахмеров, чья компания раньше занималась подбором помещения для «Регистана», в поиске места для «Шаха» не участвовал. Тем не менее собеседнику издания небезразлична судьба уникального интерьера.
— Если раньше заведение позиционировалось как халяльное, то сейчас это не так. Изначальная концепция, которая там планировалась и в которую были вложены десятки миллионов рублей, порушилась. Это бизнес — наверное, сложно было такую большую площадь окупать по рыночной ставке без продажи алкоголя. Но назвать арендатора надежным, стабильным ресторатором в Казани нельзя, — говорит Ахмеров.
Он считает, что помещение хорошо подходит для проведения банкетов, однако не исключает, что в ходе работы пострадает внутренний уникальный интерьер.
— В принципе, если ресторатор заходит на какую-то площадку, он вкладывает в ремонт, в отделку. Если взять такие проекты, как «Чайхона», «Рубаи» — такие серьезные рестораны вкладывают в отделку. А тут человек зашел фактически на все готовое и, получается, не неся каких-то первоначальных издержек, может снимать сливки за счет проведения этих нехаляльных мероприятий, — предполагает эксперт.
Мурат Ахмеров надеется, что арендатор будет использовать помещение аккуратно.
— Мне лично, как мусульманину, как гражданину, жалко, что самое большое халяльное заведение в Поволжье и, может быть, в России открылось и не смогло завоевать своего клиента. Мне жалко и печально, видимо, мусульманское сообщество пока не было готово. Собственники купили помещение и им надо возвращать инвестиции — я их понимаю, но хотелось бы пожелать арендатору сохранить ту аутентичную внутреннюю архитектуру, дизайн, интерьер, потому что это действительно уникальная ручная работа.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.