Фемида в шоке: как эксперты Минобороны и адвокаты дело «Невзоровских» в суде разваливают

Эксперимент не с тем манекеном, пистолет из «будущего» и врачебную ошибку вскрыли свидетели на скандальном процессе Верховного суда РТ

Фемида в шоке: как эксперты Минобороны и адвокаты дело «Невзоровских» в суде разваливают
Фото: realnoevremya.ru/Ирина Плотникова

Мужчина в штатском поднял автомат Калашникова с прокурорского стола и нацелил на одну из ламп судебного зала. Вместо выстрела прозвучали… пояснения о состоянии оружия. Так в Верховном суде Татарстана проходил допрос эксперта-криминалиста МВД по делу так называемой банды «Невзоровские». Обвиняемые вину не признают, утверждая — масштабная фальсификация дела новой банды была выгодна нечистоплотному бизнес-партнеру Невзорова, реальным лидерам ОПС «29-й комплекс» и сотрудникам УБОП. Ранее дело «Невзоровских» отказались рассматривать двое судей. Третьего защита завалила показаниями свидетелей о том, как «криво сшито» уголовное дело. Подробнее в материале «Реального времени».

Самоотвод судьи и «банда» покойных киллеров

«Невзоровским» предъявлены обвинения в бандитизме, расстреле двух предпринимателей, похищении и убийстве члена противоборствующей группировки «ГЭС», а также в незаконном обороте оружия и нападении с целью убийства на двух членов ОПГ «30-й комплекс». Все преступления совершены в 2000—2001 годах на территории Набережных Челнов. А за решетку предполагаемый лидер «банды» — экс-учредитель пейджинговой компании «Радиоком» и совладелец компании «СтройКом-Х» (строила объекты «ТрансТехСервиса») Андрей Невзоров и его предполагаемый подельник, соучредитель компании «Скиф-3» Владислав Свириденко, попали только в 2014—2015-м годах. Хотя никто из них от следствия не скрывался. Включая третьего фигуранта — неоднократно судимого Игоря Беспалова, который на момент привлечения по делу «Невзоровских» уже отбывал 9-летний срок за наркотики.

О семи других участниках этой «банды» Следком и прокуратура сообщали следующее: Шнырев, Зайцев и Кулагин уже скончались, Семенов осужден, Гвинитадзе в розыске, Мингазов признан невменяемым. Примечательно, что именно покойники, беглый и психически больной выполняли, как утверждает обвинение, самые кровавые приказы Невзорова. Защита же утверждает, первые показания о его причастности к нераскрытым убийствам появились лишь через 15 лет, а до тех пор о «банде Невзорова» в Челнах никто и не знал.

В Верховный суд РТ дело «банды» поступило в апреле 2016-го. А через 5 месяцев судья Андрей Кормильцев вернул его прокурорам, усмотрев в обвинительном заключении нарушение требований УПК. Работа над ошибками заняла больше полугода, и в марте 2017-го дело принял было судья ВС РТ Ильфир Салихов, но вскоре объявил самому себе отвод. Ранее Салихов выносил приговор одному из лидеров ОПС «29 комплекс» Рузалю Асадуллину и в новом деле обнаружил связь со старым. Любопытно, что того же Рузалика, но по другим эпизодам в свое судил и Кормильцев, но оснований для самоотвода в материалах не усмотрел. С июня 2017-го председательствующим на процессе стал судья Александр Шемуранов.

О взятке медвежьей шкурой и пропавших из полиции вещдоках

«Никакой «банды Невзорова» в Челнах никогда не существовало! Дело сфальсифицировано сотрудниками УБОП!» — заявляет гражданская супруга предполагаемого лидера Анна Маневская журналистам и руководству силовых ведомств. В открытом письме, со ссылкой на показания реальных свидетелей, она утверждает: за уголовное преследование ее мужа и непривлечение реальных убийц-заказчиков из ОПС «29-й комплекс» полицейские в 2013—2014 годах якобы получили 3 млн рублей, 10 тыс. долларов и трехкомнатную квартиру в Набережных Челнах.

В протоколе допроса Маневской по этим обстоятельствам рассказывается еще и о взятке медвежьей шкурой для офицера УБОП МВД Татарстана, сговоре полицейских «шестого отдела» с криминальными авторитетами «двадцатьдевятников» и таком давлении на Невзорова в СИЗО со стороны «Рузалика» и оперов, что тот вскрыл себе вены, но позже отказался от своих адвокатов и пошел на сделку. Сделка, с его слов, была заведомо невыгодной: «Не признаешь три эпизода — «повесим» восемь, желающих выйти по УДО, дав любые показания, хватает». Маневской тоже пришлось непросто: «Были угрозы и в мой адрес — после задержания мужа разбили окно моей машины, а позже преследовали по улице Вишневского, крича в окно: «В следующий раз вместо машины будешь ты!»

Анна Маневская утверждает: за уголовное преследование ее мужа и непривлечение реальных убийц-заказчиков из ОПС «29 комплекс» полицейские в 2013—2014 годах якобы получили 3 млн рублей, 10 тыс. долларов и трехкомнатную квартиру в Набережных Челнах. realnoevremya.ru/Ирины Плотниковой

Оперативник ОП «Вишневский» нашел и приобщил запись того преследования с уличных камер и распечатал кадры с читаемыми номерными знаками авто. Но позже расследование по заявлению Маневской приостановили, и доказательства куда-то пропали. А дело Невзорова до суда дошло. К этому моменту «сознательные» обвиняемые от всех признаний отказались. В суде же выяснилось, собранные следствием вещдоки преступлений небезупречны.

От пересадки манекенов многое меняется

Стараниями защитников в доказательствах обвинения выявились нестыковки. Сомнения независимых экспертов вызвали и установленный следствием срок хранения «арсенала „Невзоровских», и местонахождение киллера в момент стрельбы, и даже посмертное расположение тел убитых. Кровь водителя Мусаева попала на рычаг коробки передач, а также на брюки и футболку пассажира Мисбахова. Однако на фото с места преступления 5 сентября 2000 года в арке дома 3А/34 поселка ГЭС видно — тела не соприкасаются: застреленный водитель «Нивы» будто присел на землю и оперся головой о дверной проем, пассажир откинулся на свое сиденье.

«Тела после осмотра перевозились в одной машине?» — поинтересовался судья Шемуранов у челнинского судмедэксперта Олега Ермолаева. «Да, боюсь контакт мог быть», — с готовностью ответил тот. Но тут же поник, услышав от адвокатов — следы крови на одежде пассажира были зафиксированы еще на месте происшествия. Выходит, тела до осмотра перемещали? Но кто? По версии следствия, подкараулил и застрелил Мисбахова с Мусаевым, подойдя к их машине, ныне покойный Кулагин на глазах обвиняемого Свириденко. Однако эксперт 111-го Главного государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Минобороны РФ Сергей Леонов, изучив положение тел, траекторию раневых каналов, местоположение гильз и следов крови на коврике у заднего сиденья, категорично заявил суду: киллер сидел за спиной водителя и стрелял практически в упор. Такое же заключение Леонов дал еще в 2016-м.

Чтобы опровергнуть выводы оборонщика, следователи провели эксперимент с манекенами и «Нивой» той же марки. И установили: высота сидений «Нивы» не позволяла стрелять в упор с заднего сиденья, а расположение ран и гильз свидетельствует, что киллер находился у дверного проема. Но в Верховном суде РТ эксперт Леонов поднял результаты этого эксперимента на смех. Во-первых, заявил, что для эксперимента нашли модель поновее, а в старой «Ниве» были низкие сиденья (это отражено на снимках с места ЧП), так что стрелять в затылок ничто не мешало. А во-вторых, экспериментаторы нанесли на тела манекенов все полученные жертвами раны, но усадили манекен с повреждениями пассажира на место… водителя! И получили результат, что стрелок находился левее от него, то бишь не в авто.

Адвокаты же уверены: стреляли с заднего сиденья, сделать это мог лишь знакомый убитых, который, выбираясь из двухдверной «Нивы», вольно или невольно двигал тело водителя — отсюда и нестыковки со следами крови. Свириденко же, по версии защиты, на месте преступления вообще не было, а показания под диктовку оперов он теперь опровергает.

Ствол из будущего

По ходатайству защиты в суде огласили результаты комплексного баллистического и материаловедческого исследования экспертов Минобороны, которые после знакомства с данными следствия и оперативным видео МВД по изъятию оружия из тайников «банды» образца 2001 года, заявили: ржавчина на стволах и боеприпасах за 14—15 лет хранения должна быть минимум 0,3 мм, а они выглядят «слишком чисто». Хотя место тайника на территории спортивного долгостроя в Челнах подвержено затоплению.

Отбивать эти выпады прокуроры позвали в суд начальника отдела криминалистических экспертиз и осмотров мест происшествия МВД Татарстана Владимира Куцевола. На вопрос гособвинителя Аиды Хадиуллиной, можно ли по видео сделать выводы о наличии-отсутствии коррозии и оружейной смазки на стволах, майор полиции ответил: «Достоверно невозможно». С его слов, при заливке на YouTube либо другой ресурс происходит сжатие и перекодировка видео, качество записи искажается, а значит, выводам коллег, которые к тому же используют профлитературу 60—80-х годов, можно не доверять.

По просьбе адвокатов эксперту предъявили тот самый арсенал — пистолеты, патроны, глушители и автомат Калашникова для обозрения разложили прямо на прокурорском столе. Куцевол попытался на глаз оценить их боеспособность, и наличие-отсутствие ржавчины, целясь то из автомата, то из пистолетов по лампам судебного зала (съемку этого «экшна» суд «Реальному времени» не разрешил) и давая пояснения обступившим стол адвокатам и гособвинителю. Судья своего места не покидал. Незначительные следы ржавчины на оружии эксперт МВД таки обнаружил. А еще нашел патрон 2001 года выпуска. Если верить выдавшему арсенал свидетелю Сухову, схрон он делал в феврале того же года. «Какова вероятность, что пуля, выпущенная в 2001-м году, в том же году была спрятана?» — спросила в защиту Невзорова адвокат Яна Ковалева. «Я не знаю», — ответил эксперт МВД.

Въедливые защитники нашли в вещдоках и переделанный из боевого в сигнальный пистолет «ТТ», который в марте 2012 года был отгружен на продажу с вятского завода «Молот» и в августе продан ижевскому ЗАО «Спец Тир». Как мог этот «пистолет из будущего» попасть в тайник 2000-го года на территории дачного дома родителей свидетеля Сухомлина — загадка. Правда, справку о дате переделки и продажи оружия с завода «Молот» адвокаты обнародовали лишь в суде, после чего свидетель Сухомлин вдруг вспомнил: доступ к его тайнику имели и другие члены «банды». Правда, и тут не все сложилось. Защита раздобыла справку: домик родители Сухомлина купили лишь в 2001-м году. Тот напряг память и выдал: дачу приобретали в рассрочку у знакомой матери, поэтому оформили сделку не сразу. Вот только прежняя владелица дома заявила — продала его по объявлению незнакомым людям и до 2001 года никто из посторонних доступ к дому не имел.

Жертву нападения не спасла врачебная ошибка?

Сам Андрей Невзоров на допросе заявил — оружием никогда не владел и бандой не руководил. Беспалова до следствия последний раз видел, обучаясь еще в восьмом классе. А Свириденко, со слов обвиняемого, был человеком Андрейченко — реального члена ОПС «29-й комплекс», который якобы вместе с Рузалем Асадуллиным решил повесить часть своих грехов на другого при поддержке друзей из «шестого отдела». В числе таковых супруга Невзорова называет подполковника Даниля Закирова, недавно попавшего под домашний арест по подозрению в причастности к действиям преступной группы силовиков с вымогательством, насилием, слежкой за адвокатами и подбросом наркотиков и патронов.

Защита поставила под сомнение обвинение еще в одном убийстве. По версии следствия, 9 апреля 2000 года Свириденко, Мингазов и Гвенитадзе по указанию Невзорова напали на членов противодействующей группировки «ГЭС» Наумова и Бухарова, похитили их, привезли на территорию промбазы и избили обрезками арматуры и металлических труб. При этом, якобы выполняя команду убить одного, выбрали жертвой Наумова. Но свидетель этого ЧП и член «Невзоровских» Семенов, как считает следствие, отвез Наумова в больницу. Где тот 11 апреля скончался.

Однако в материалах следствия 2000-х годов имеются показания о том, что в больницу Наумова отвозил совсем другой человек. Эксперт Минобороны Леонов утверждает, что били Наумова не обрезками арматуры и металлических труб, а молотком. Судмедэксперт БСМЭ РТ Ермолаев констатировал в суде, что на момент поступления в больницу Наумов был еще жив. Причем, судя по выдержкам из медкарты, поступил он в состоянии «средней тяжести». Уже в больнице ему стало значительно хуже, но операция началась лишь через 13 часов! По мнению Леонова, врачи допустили ошибку: в первичных материалах осмотра указано, что поступил избитый в состоянии алкогольного опьянения (посмертная экспертиза показала обратное). «Как специалист, могу предположить, что тяжелая черепно-мозговая травма Наумова была расценена врачами как алкогольное опьянение!» — заявил эксперт Миноброны в суде, добавив, что уже на момент поступления этот пациент имел 100% показания к операции.

Свириденко (за стеклом), со слов обвиняемого, был человеком Андрейченко — реального члена ОПС «29-й комплекс», который якобы вместе с Рузалем Асадуллиным решил повесить часть своих грехов на другого, при поддержке друзей из «шестого отдела». realnoevremya.ru/Ирины Плотниковой

Оценку действиям медиков никто не давал. Невзоров утверждает, что никого из группировки «ГЭС» не знал и тем более не конфликтовал. На вчерашнем допросе он в деталях рассказал свою версию событий и назвал «заказчиков» своего уголовного преследования. Версия бизнесмена из 90-х, поднявшегося на бартере и оказавшегося за решеткой, достойна отдельной публикации.

Сегодня Верховный суд РТ планирует продолжить допрос подсудимых.

P.S. Утверждавший обвинительное заключение по делу «Невзоровских» первый зампрокурора РТ Сергей Старостин на днях прислал Маневской письмо, подтвердив, что ее заявление о преступлениях полицейских получено и перенаправлено в Следком для рассмотрения в порядке, предусмотренном для обращений граждан.

Ирина Плотникова
Происшествия

Новости партнеров