«Маршрутная сеть в Казани довольно разветвленная, и транспорт работает как часы...»
Специалисты-проектировщики при подготовке к разработке новой транспортной схемы Казани выяснили, что в городе все хорошо и со старой
Казань в ожидании новой транспортной схемы, которая, по замыслу ее разработчиков, улучшит условия труда для кондукторов и водителей, сделает проезд на общественном транспорте более комфортным и учтет окраины, где за несколько лет выросли жилые комплексы. Однако, как узнал корреспондент «Реального времени», московские специалисты-проектировщики более чем довольны и существующей транспортной схемой города, но от адаптирования под новые федеральные стандарты это ее не спасет.
Комплекс мероприятий с оптимизацией маршрутной сети
Сегодня в исполкоме Казани представили промежуточные результаты исследования московского Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ), выигравшего конкурс на разработку новой транспортной схемы города. Напомним, что по итогам работы в декабре этого года институт должен представить два варианта. Первый — это дополнение к существующей схеме, второй — абсолютно новая транспортная схема. Цена вопроса составила 23,6 млн. Финансирование работ фактически в паритетном соотношении взяли на себя бюджет республики и Программа развития Организации Объединенных Наций, озабоченной проблемой парниковых газов.
О том, что Казани, в которой действует транспортная схема, утвержденная в 2007 году и неоднократно дополненная, необходим ее пересмотр, говорили ранее. Причиной послужило бурное развитие города, окраины которого активно застраиваются.
— Речь идет не только о маршрутной сети, речь идет о комплексе мероприятий, связанных с транспортным обслуживанием населения, — это порядок организации пассажирских перевозок, расписание, интервалы, доступность, в том числе ценовая, доступность для маломобильных групп населения перевозок общественным транспортом. Это и вопросы тарифного меню, это и вопросы доступности тех районов, которые сейчас, возможно, в некоторой степени дискриминируются, — пояснила, какие задачи стоят перед институтом, заместитель генерального директора НИИАТ Екатерина Брязгина.
Перевозчикам облегчат жизнь
Еще одной, пожалуй, основной причиной необходимости обновлений является принятый Федеральный закон №220, который изменил организацию взаимодействия между городскими властями и перевозчиками. На федеральном уровне озаботились финансовым состоянием перевозчиков, поскольку при существующих условиях рентабельность предприятий падает.
— За последние годы по регионам, я не говорю сейчас про Татарстан, прошла волна конкурсов на оказание услуг пассажирских перевозок с нулевой ценой контракта. Это привело к ситуации, которая была озвучена в пятницу президентом Российской Федерации на Государственном совете. 63% перевозчиков по стране оказались на грани банкротства или уже объявили о банкротстве, — рассказала Брязгина.
При этом больше 50% автобусов по стране находятся в изношенном состоянии. В этом смысле парк Казани она назвала одним из самых молодых. По данным исследования НИИАТ, автобусы в столице республики работают в пределах нормативных сроков их службы.
В законе введен стандарт качества обслуживания, который пока является добровольным, но в скором времени может стать обязательным, и порядок определения начальной и конечной цены контракта. Изменения повлекут за собой дополнительные затраты, часть из которых будет субсидироваться из бюджета муниципалитета. Правда, в каком именно размере — станет ясно уже после утверждения региональной схемы транспортных перевозок.
Изменения в транспортной схеме должны существенно повлиять и на положение дел кондукторов и водителей общественного транспорта. Ни для кого не секрет, что в Казани зарплаты в этой отрасли оставляют желать лучшего, в результате чего на работу туда идут преимущественно выходцы из стран СНГ, которые зачастую даже не владеют русским языком. Председатель комитета по транспорту Айдар Абдулхаков в разговоре с корреспондентом «Реального времени» отметил, что 25% всех водителей являются гражданами стран ближнего зарубежья.
— Это как раз вопрос, который поставило федеральное законодательство. Начальная цена контракта, о которой мы говорим, дает параметры и нормативы, какой должна быть заработная плата у водителей и кондукторов в том числе, — рассказал собеседник издания.
Согласно приказу, который готовится к принятию, средняя заработная плата на автотранспортных предприятиях будет привязана к зарплате крупных производственных предприятий в регионе.
Казань впереди, но жители все равно недовольны
Переходя уже непосредственно к результатам исследования транспортной схемы города, Брязгина не раз повторила, что в Казани они оценивают ситуацию положительно, несмотря на сомнения местных жителей, поскольку анализ показал, что «в Казани жители достаточно требовательны и очень сурово оценивают любое нововведение, любые действия властей».
К примеру, если по России в среднем пунктуальность муниципальных рейсов оценена в 80%, то по всему Татарстану показатель значительно выше и составляет 93%. По стране показатель еще выше только у Москвы с 96%. И если в Лондоне при европейском стандарте в 85% вовремя приходит 83% транспорта, а в Мюнхене — 85%, но местные жители этим довольны, то казанцев пунктуальность в 93% не устраивает.
Заведующий отделом стратегического планирования развития транспортных систем НИИАТ Сергей Мокроусов продолжил, что в Казани трамваи и троллейбусы ходят со скоростью 18—18,5 км/ч, автобусы — со скоростью 21 км/ч. Высокий показатель скорости автобусов он объясняет выделением для них отдельной полосы, организованной в преддверии Универсиады. Все хорошо, по мнению специалиста, и с периодичностью транспорта в городе.
Для сравнения в исследовании были взяты другие города, которые больше, меньше и сопоставимы по масштабу с Казанью. В столице республики общественный транспорт приезжает чаще, чем в Санкт-Петербурге, в 1,7 раза, в 1,5 раза чаще, чем в Краснодаре, и в 1,3 раза чаще, чем в Тольятти. Трамваи приезжают в среднем через каждые 10 минут, троллейбусы — 6 минут, а автобусы — 9,2 минуты. По удельной мощности маршрутная сеть в Казани практически в 1,5 раза больше, чем в Санкт-Петербурге, практически в 2 раза больше, чем в Краснодаре, и более чем в 3 раза больше, чем в Тольятти.
— Маршрутная сеть в Казани довольно разветвленная и транспорт работает, можно сказать, как часы. Но еще раз повторюсь, что, несмотря на всю замечательную работу существующей сети, необходимо ее привести в соответствие с федеральным законодательством, — говорит Мокроусов.
Согласно опросу, в котором приняли участие 15 тысяч человек, общественным транспортом пользуются более 68% респондентов. Порядка 85% опрошенных сказали, что удовлетворены качеством транспортного обслуживания. Среди недостатков люди указали неудобный маршрут, низкий комфорт автобуса, дорогой проезд и несоблюдение расписания движения. Больше всего внимания жители Казани уделяют соблюдению расписания движения, ожиданию транспортного средства, количеству пересадок, ценовой доступности.
Власти обещают прислушаться к жителям
В сентябре — начале октября НИИАТ планирует завершить сбор исходных данных, их анализ и разработку отраслевых нормативов качества. Предложения по формированию новых маршрутных сетей будут представлены комитету по транспорту в начале ноября.
Среди предложений института будут экономически обоснованные расчеты нескольких вариантов тарифного меню, в котором учтут возможность введения мультимодальных проездных билетов и билетов на определенное количество времени по аналогии с Москвой, где действуют проездные на 90 минут. По словам Абдулхакова, говорить о прямой связи повышения стоимости проездных билетов и новой транспортной схемы не приходится, но такая возможность не исключена. Кстати, согласно опросу института, только 33% жителей считают увеличение стоимости проезда приемлемым.
Немаловажно, что как разработчики схемы, так и власти обещают прислушаться к местным жителям, которые уже сейчас обращаются в комитет по транспорту Казани со своими вопросами и предложениям. Айдар Абдулхаков также заверил, что обсуждения будут проходить с активами районных администраций, специалистами из социальной, культурной, спортивной и других сфер. Кроме того, свое мнение граждане смогут высказывать через специальный сайт, запуск которого анонсируют в ближайшее время.
Будут ли учтены проблемные зоны с транспортом в Казани, изменятся ли условия труда для водителей и кондукторов и поднимут ли в итоге плату за проезд — мы узнаем только в конце этого года. В любом случае последнее слово останется за властями города.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.