На трех автобусах по одному билету: в Казани изменят схему движения общественного транспорта
Новый проект предложит московский Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта за 23,6 миллиона рублей
Новая маршрутная сеть должна появиться в Казани до 30 апреля 2018 года. Последний раз кардинальные изменения схема движения общественного транспорта претерпела в 2007 году. За это время Казань приросла новыми микрорайонами — «Салават купере» и М14, жители которых сейчас жалуются на невозможность добраться до дома. Может измениться и тарифная политика, в частности могут быть введены проездные билеты, позволяющие в течение часа бесплатно пересаживаться с одного маршрута на другой. Правда, пока власти Казани не знают, как это реализовать с учетом того, что работа перевозчиков субсидируется из бюджета. Подробности — в материале «Реального времени».
Переделка транспортной схемы: «Салават купере» вытащат из «блокады»
Новую маршрутную сеть в Казани запустят до 30 апреля 2018 года. К этому сроку заканчивается пятилетний контракт, заключенный с перевозчиками. Но главной причиной большой переделки стало то, что существующая схема морально устарела. Казань приросла новыми микрорайонами — «Салават купере» и М14, жители которых жалуются на «транспортную блокаду». До «Салават купере», к примеру, ходит всего один маршрут — №36, живут там уже 25 тысяч человек, в этом году сдадут еще 22 дома.
— Город активно развивается: строятся крупные жилые районы, меняется плотность населения в старых районах за счет новой застройки. На сегодняшний день мы имеем большое число обращений от жителей, и выполнение их пожеланий возможно только в рамках корректировки действующей маршрутной сети. Кардинальные изменения маршрутная сеть в последний раз претерпела в 2007 году, далее в течение последующих 10 лет она корректировалась несущественно, в основном в связи с изменением инфраструктуры города в связи с проведением Универсиады 2013 года. Согласно рекомендации отраслевых нормативных документов, обследование транспортной сети, по результатам которой она корректируется, должно осуществляться раз в пять лет. Последнее комплексное обследование пассажиропотока проводилось 8 лет назад — в 2009 году, — говорит Айдар Абдулхаков, председатель комитета по транспорту Казани.
Требования к новой маршрутной сети — минимальное количество пересадок за одну поездку, наименьшие затраты времени на передвижение, наименьшие финансовые средства на поездку и эффективное использование подвижного состава.
По какому пути пойдут — щадящему или кардинальному?
На конкурс на создание новой маршрутной сети было подано семь заявок, причем предложение было и от АНО ВО «Университет Иннополис», но выиграл московский Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта, который начальную цену контракта — 25,4 млн рублей — сбил до 23,6 млн. Финансирование работ фактически в паритетном соотношении взяли на себя бюджет Татарстана и ПРООН — Программа развития Организации Объединенных Наций. В активе у ОАО НИИАТ — разработка транспортной стратегии РФ, Концепция транспортного обеспечения ЧМ по футболу 2018 года, маршрутные сети в Воронеже, Южно-Сахалинске, Иваново и других городах.
Разработку новой схемы поделили на шесть этапов, начиная с исследований пассажиропотока, заканчивая разработкой тарифной политики и мероприятий по сокращению выбросов парниковых газов в результате внедрения новой маршрутной сети и специального плана на период проведения ЧМ 2018.
Разработчик должен представить два варианта: первый — это дополнения к существующей схеме, второй — абсолютно новую схему.
— Мы заказали разработку двух вариантов, один из которых максимально приближен к существующей схеме и удовлетворяет запросам и ожиданиям жителей нашего города — доступу во все новые микрорайоны и центры тяготения — спортивные объекты, вузы. И вторая сеть должна основываться на новых принципах и подходах к формированию тарифной политики и, в зависимости от этой тарифной политики, на возможности формирования маршрутной сети рационально, при минимальных финансовых затратах, в тоже время минимизировать нагрузку на бюджет и вместе с тем давать возможность перевозчикам работать без убытков, — говорит Абдулхаков.
Субсидии будут рассчитывать не по пассажирам, а по километрам?
Рассказывая об изменениях тарифной политики, Абдулхаков говорил не о повышении цен на билеты, хотя это решение напрашивается. «Цены на билет — это такая структура, которая должна меняться ежегодно — в зависимости от величины инфляции. Цена на дизтопливо у нас опять выросла в весенний период, и очень значительно, запчасти дорожают, и необходимо повышать тариф, хотя бы на рубль ежегодно. Но вы также знаете, что мы не поднимали тарифы два года, но к маршрутной сети это вообще никакого отношения не имеет, тарифы — это отдельная тема». Речь идет о новой системе оплаты проезда в принципе, например, введении проездных билетов, позволяющих в течение часа бесплатно пересаживаться с одного маршрута на другой.
— Такую тарифную политику мы готовы были бы внедрить, если бы понимали, каким образом компенсировать затраты перевозчику, который за один и тот же тариф перевозит дважды ли, трижды. То есть, условно, человек сел и заплатил 25 рублей, он может пересесть, и перевозчику 12,5 рубля явно недостаточно. Новая тарифная политика подразумевает, что сегодня ФЗ-220 диктует правила игры, которые заключаются не в перевезенном пассажире, а в выполненной транспортной работе в виде часа работы транспорта или километра пробега, — говорит Айдар Абдулхаков.
Задача максимум: пожалеть и перевозчиков, и бюджет
То есть при создании новой транспортной схемы предстоит рассчитать стоимость километра пробега и создать маршрутную сеть, которая бы окупалась при существующем пассажиропотоке и позволяла бы установить такие тарифы, которые не приносят перевозчикам убытки, а в задаче максимум — и убытки городскому бюджету. В этом году на субсидии перевозчикам из республиканского бюджета запланировано выделить 179 млн рублей.
Айдар Абдулхаков: «Мы бы хотели иметь маршрутную сеть, которая бы не потребовала бюджетных субсидий, но вы понимаете, что это либо повышение тарифа, либо оптимизация маршрутной сети». Фото gornovosti.ru
— Мы бы хотели иметь маршрутную сеть, которая бы не потребовала бюджетных субсидий, но вы понимаете, что это либо повышение тарифа, либо оптимизация маршрутной сети. Если мы хотим улучшений, частоты движения, качества автобусов, что обеспечит бюджетное субсидирование, давайте введем такую сеть. Может, кто-то считает, что чересчур пустые автобусы ходят днем и надо растянуть интервал, уменьшить состав, и, соответственно, тогда могут не потребоваться бюджетные субсидии, но качество немножко упадет. Будут варианты, исходя из которых мы будем принимать решения, — говорит Айдар Абдулхаков.
Не оставаться в стороне от принятия решений просят и жителей Казани. Свои предложения можно оставлять по телефону горячей линии: (843)275-30-50 или на сайте: kazantransport.ru, где в ближайшее время будет выложена анкета для формирования пожеланий.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.