«В России для нас оказались сложными три момента: бюрократия, зима и разный менталитет россиян и турок»

Топ-менеджер «Хаят холдинга» о совете Минниханова инвестировать в Калугу, плюсах девальвации рубля и многом другом

Онура Гювена, координатора зарубежного филиала и члена правления совета директоров «Хаят холдинга», хорошо знают в Татарстане. Как-никак представитель одного из крупнейших иностранных инвесторов в республике, начавшего со строительства деревообрабатывающего завода «Кастамону Энтегре», а теперь уже инвестирующего в другие производства и даже жилищное строительство. Редакция «Реального времени» представляет вашему вниманию изложенную на портале Türkrus.com предысторию прихода турецкого холдинга в Россию о том, легко ли это было.

«Домашние подсчеты не совпали с рыночными ценами»

Инвестировав в Россию менее чем за пятилетку около 1 млрд долларов, «Хаят холдинг» увеличил в кризис темпы роста и превратился в одного из мировых гигантов. Онур Гювен, координатор зарубежного филиала, член правления, рассказывает: «Поначалу нам было сложно договориться о встрече с крупными представителями розничной торговли по поводу продажи товаров, производимых «Кастамону Энтегре» на предприятии в Татарстане. Как только после кризиса с прилавков исчезли импортные товары, они стали названивать нам: «Наши полки опустели, производите для нас товар».

«Как только после кризиса с прилавков исчезли импортные товары, крупные представителями розничной торговли стали названивать нам: «Наши полки опустели, производите для нас товар»

В Москве с Онуром Гювеном мы побеседовали об инвестициях в Россию, о возможностях, предоставляемых турецким предпринимателям в России, о кризисе.

В 2007 г. «Хаят холдинг» принял решение о производстве в России многих товаров, производимых в Турции и экспортируемых оттуда с 1990 года. На начальном этапе холдинг решил построить предприятие «Кастамону Энтегре», флагман деревообрабатывающего сектора.

Был выбран Краснодарский край, наиболее подходящий с точки зрения стратегического расположения, логистики, близости к Турции и другим новым рынкам сбыта. Даже было выкуплено 60 гектаров земли. Но, как говорится, «домашние подсчеты не совпали с рыночными ценами». Фирма столкнулась с российскими трудностями.

Путин придал смелости

Онур Гювен так рассказывает об этом периоде: «Россия для нас была загадочной страной. Мы не могли набраться смелости для инвестиций, так как известия о неудачных попытках других распространялись быстро. Россия — это огромный рынок, мы планировали инвестиции минимум на 300 млн долларов, но неопределенность нас пугала. Наконец, решившись, мы приехали в Краснодар и, несмотря на то, что у нас были такие огромные инвестиционные планы, не смогли добиться даже встречи с губернатором края. Нам назначали встречу через три месяца. Все продвигалось очень медленно».

В период, когда «Кастамону Энтегре» безуспешно боролась с бюрократической машиной, осенний Сочинский экономический форум 2008 г. случайно радикально изменил ход проекта. В те дни, когда разразился финансовый кризис в США, который перекинулся и на Россию, когда были приостановлены операции на Московской фондовой бирже, когда цена на нефть упала, Онур Гювен в должности координатора зарубежного филиала слушает выступление Путина. Российский лидер повышает боевой дух иностранным инвесторам, говорит о том, что кризисы носят временный характер, а Россия является страной хороших возможностей. В этот момент раздается телефонный звонок, и объявляется, что в условиях широкого глобального кризиса холдинг принял решение приостановить проект инвестиций в России.

Двери открыты

Онур Гювен продолжает рассказ об этом периоде: «Во время посещения региональных стендов на Сочинском форуме я случайно увидел стенд Республики Татарстан. Мне вкратце рассказали о новом проекте «Алабуга» — промышленно-производственной зоне. Захватив несколько проспектов, я вернулся в Стамбул и сразу же посетил офис представительства Татарстана в Турции, встретившись с Радиком Гиматдиновым. Он много содействовал нам. Таким образом, был сделан первый шаг к инвестициям в Россию, которые сейчас приблизились к 1,3 млрд долларов».

«Минниханов — выдающийся руководитель. Он поддерживает не только нас, но и американцев, датчан — всех, кто идет с инвестициями. Если бы в России было десять таких руководителей, как Минниханов, изменилось бы экономическое лицо страны»

Так на практике выявилась разница между плохим и хорошим, сильным, эффективным руководителем в одной стране. Компании, которая в Краснодаре не могла договориться о встрече, в Татарстане открылись все двери, были устранены все бюрократические препятствия, а планируемые инвестиции были реализованы в гораздо более короткие сроки.

Три страха перед Россией

Здесь Онур Гювен обращает внимание на важность того, как проницательный менеджер все может изменить: «Мы приехали в Татарстан, когда Шаймиев был президентом, а Минниханов — премьер-министром. Когда мы в первый раз попали в Россию, для нас оказались сложными три момента: бюрократия, условия зимы, разный менталитет россиян и турок. На опыте Татарстана мы преодолели все эти трудности. Несмотря на то, что все жаловались на проблемы бюрократии, мы увидели, что региональная власть при желании может их решить. Минниханов — выдающийся руководитель. Он поддерживает не только нас, но и американцев, датчан — всех, кто идет с инвестициями. Он делает все возможное, чтобы ускорить процесс. При необходимости можно напрямую к нему выйти. Ваша работа продвигается даже без намека на взятку в среде, где ведется речь об инвестициях на миллиард долларов. Минниханов построил молодую, очень хорошо обученную, инициативную, потрясающую команду. Татарстан пожинает плоды этого. Если бы в России было десять таких руководителей, как Минниханов, изменилось бы экономическое лицо страны».

Минниханов порекомендовал Калугу для инвестиций

«Алабуга» — уникальная промышленная зона, где инфраструктуру проводят, землю предоставляют бесплатно. Это центр притяжения, где отсутствуют таможенные сборы, НДС, подоходный налог. Когда мы рассказали про данную систему трем министрам из Турции, они признались: «У нас такой промышленной зоны нет».

«Алабуга» — уникальная промышленная зона, где инфраструктуру проводят, землю предоставляют бесплатно. Это центр притяжения, где отсутствуют таможенные сборы, НДС, подоходный налог»

После открытия «Кастамону Энтегре» в 2011 г. в свободной зоне «Алабуга» завода по деревообработке с инвестициями в 350 млн долларов, другая дочерняя фирма холдинга «Хаят Кимья» также стала инвестором в регионе. Как вторая стадия цепочки инвестиций, был реализован завод по производству подгузников и туалетной бумаги с инвестициями в 180 млн долларов. Опять-таки в городе Набережные Челны Республики Татарстан продвигается крупный проект жилищного строительства под названием Sunrise City «Хаят холдинга». Уже реализовано инвестиций на 780 млн долларов. В течение следующих нескольких лет общий объем инвестиций в Россию в секторах деревообработки и бумажной промышленности достигнет 1,3 млрд долларов.

По рекомендации Минниханова был выбран регион для новых инвестиций — Калужская область. В конце мая пройдет церемония закладки первого камня новых инвестиций.

Расширяясь по миру в течение последних 10 лет, увеличивая оборот в среднем на 27% в год, в настоящее время «Хаят холдинг» имеет производство во многих странах, начиная с Ирана и заканчивая Алжиром. Однако максимальная эффективность и рост были достигнуты в России.

Спасибо девальвации

Онур Гювен рассказывает о преимуществах и недостатках жизни в России в кризис, в том числе связанных с западными санкциями: «Хотя кризис и приносит негативные последствия на рынок, он открывает и новые возможности. Резкая девальвация в кризис уничтожает импорт. Когда мы вошли на российский рынок с первым своим производством, мы ставили целью вырвать долю рынка ламинатного настила у наших немецких и китайских конкурентов. Но кризис сократил импорт и вывел из рынка конкурентов. Сначала нам было сложно договориться о встрече с крупными представителями розничной торговли по поводу продажи товаров, производимых «Кастамону Энтегре» на предприятии в Татарстане. Как только после кризиса с прилавков исчезли импортные товары, они стали названивать нам: «Наши полки опустели, производите для нас товар». Воспользовавшись возможностью в январе, мы сразу начали строительство второго блока предприятия. То есть в условиях кризиса мы продолжили рост, а также продолжаем увеличивать производство и долю на рынке».

«Когда мы в первый раз попали в Россию, для нас оказались сложными три момента: бюрократия, условия зимы, разный менталитет россиян и турок. На опыте Татарстана мы преодолели все эти трудности»

Онур Гювен говорит, что Турция занимает небольшую долю на российском рынке торговли и инвестиций. России необходимо, способствуя инвесторам, улучшать имидж страны. Он рекомендует турецким предпринимателям воспользоваться падением издержек ведения бизнеса в кризис и активнее вести бизнес в России. От сельского хозяйства до сфер автомобилестроения, мебели и здоровья. И добавляет: «Все наши европейские конкуренты здесь. Однако мы смелее их, поэтому не должны, ссылаясь на риски, стоять в стороне от российского рынка. Корпоративный успех турецких компаний в России должен служить хорошим примером для тех, кто идет позже».

Фото: haberrus.com, prav.tatar.ru, yuga.ru, kastamonu.ru, Рамиль Фаррахов (skyscrapercity.com)

Перевела Чулпан Махмудова

Новости партнеров