Фестиваль Unsound Dislocation в Казани: электронная «бомба» под советский медиаарт

На крупнейшем электронном фесте выступит немецкий медиахудожник Лиллеван, который с юности интересуется казанским НИИ «Прометей»

Завтра ночью ангар у Речного порта станет местом, где европейские и российские медиахудожники будут сопровождать выступления музыкантов медиаинсталляциями, основанными на наследии казанского НИИ «Прометей». Международный фестиваль аудиовизуального искусства Unsound Dislocation организовали в Казани основатели Unsound совместно с Гете-Институтом и ЦСК «Смена» при поддержке мэрии города. Подробности о крупнейшем в Казани фестивале электронной музыки с пресс-конференции в ЦСК «Смена» — в материале «Реального времени».

Как европейцы электронщиков в Казань привезли

Завтра, 9 сентября, в Казани пройдет Unsound Dislocation — международный фестиваль аудиовизуального искусства родом из Польши, который организуют в странах Восточной Европы и Центральной Азии. Казань похвастаться регулярностью подобных мероприятий не может — пожалуй, это первое такое крупное событие в области электронной музыки в ночной жизни города. Впрочем, именно поэтому организаторы и выбрали в качестве площадки для проведения фестиваля столицу Татарстана — Unsound Dislocation в Казани является частью большого проекта, инициированного давним партнером Unsound — Институтом Гете.

— Они знали, что наш фестиваль мобильный, поэтому предложили идею провести его в 11 городах Восточной Европы, Средней Азии и на Кавказе. И в каждом из этих городов организовать мероприятие, связанное с электронной музыкой, которое иначе вряд ли бы там состоялось, — говорит директор краковского фестиваля Unsound Мэт Шульц. По его словам, проект начался с исследования, в ходе которого он и познакомился с директором ЦСК «Смена» Робертом Хасановым.

Подробнее о том, почему подобными мероприятиями интересуется Институт Гете, рассказала руководитель отдела культурных программ организации в Москве Астрид Веге. Спикер пояснила, что им интересны разные направления музыки, в том числе и электронная, поскольку она близка молодым людям.

— Мы поддерживаем и другие мероприятия, связанные с электронной музыкой. Например, в Москве. Но идея именно этого проекта заключалась в том, чтобы привезти этот фестиваль в такие города, которые не сразу видны на карте важных мест для электронной музыки. Мэт был в исследовательском путешествии не только в Казани, но и в других городах, но он предложил нам Казань как площадку. Мы подумали, что это замечательная идея, — поделилась Веге.

Помимо столицы Татарстана, фестиваль пройдет в Киеве, Минске, Алматы, Мурманске и Владивостоке.

«Я подумал, что это один из пиков моей карьеры»

Еще одна причина интереса к Казани — это НИИ «Прометей» Булата Галеева, которого — в том числе на Западе — называют пионером светомузыки. Идея соединить фестиваль с казанским институтом родилась у директора Unsound Мэта Шульца. Он же предложил привлечь к работе над материалом «Прометея» немецкого медиахудожника Лиллевана, который, по удивительному стечению обстоятельств, сам интересовался наследием Галеева, в результате чего и оказался в Казани.

— Я работал с визуальным искусством с детства, и, можно сказать, это единственное, что я делал в жизни. И делал с большой страстью. Когда я изучал его в молодости, то, конечно, знал, что происходило на Западе, но не знал ничего, что происходило здесь. Я видел отрывочные выставки, мне всегда хотелось узнать больше, но на тот момент это было невозможно, — вспоминает Лиллеван.

По его словам, уже после распада СССР, но до появления интернета он пытался подробнее узнать о «Прометее», но найти так ничего и не смог, хотя идею познакомиться с результатами работы НИИ не оставил.

— Потом здесь оказался Мэт — такое приятное совпадение. Я попросил его узнать, существует ли институт, он его отснял, и мы были очень рады, — вспоминает медиахудожник.

Часть оборудования из института в итоге была перенесена в ЦСК «Смена». Что самое удивительное — оно до сих пор работает.

— Вчера мы были здесь, внизу, и пробовали некоторые из машин. Они работают, передают удивительные образы, поэзию и такие ассоциации, которые очень трудно увидеть в другом месте. Я подумал, что это один из пиков моей карьеры, моей художественной жизни, поэтому я очень взволнован — для меня это очень важный момент, — признался немецкий медиахудожник.

Увидеть Лиллевана в действии посетители фестиваля смогут в 21.00. Вся визуальная часть вечера будет основана на творческом наследии пионеров отечественного медиаарта — «Прометея». Кроме того, последнюю неделю немецкий гость с коллегами работал в архиве «Прометея» — изучал данные, занимался оцифровкой материалов и готовил для фестиваля шоу о казанском НИИ.

25 музыкантов и промышленный ангар вместо танцпола

Краковский фестиваль Unsound существует 15 лет, и изначально его идея заключалась в том, чтобы приглашать на площадки людей, занимающихся электронной и экспериментальной музыкой. В Казани на площадке за ночь выступят более 25 известных музыкантов, продюсеров и диджеев из России (в том числе из Казани), Германии, Швейцарии, США и Польши, среди которых — Laurel Halo, Aїsha Devi, Lotic, Chino, Don't Dj, PTU, Nikita Zabelin, Abelle, Interchain. Выступления музыкантов будут сопровождаться мультимедийными программами и арт-объектами российских и иностранных художников.

Площадкой для проведения фестиваля был выбран бывший промышленный объект рядом с Речным портом — огромный ангар с прилегающей зеленой территорией. Организаторы подготовили его к мероприятию и согласовали место с исполкомом. По словам Роберта Хасанова, подходящую площадку было найти совсем непросто.

— Ангар рядом с Речным портом, на мой взгляд, идеален для этого — там большой двор, много зелени и есть крытые пространства. Они очень минималистичны и позволяют делать различное световое, визуальное оформление, которое в то же время очень хорошо выглядит, — рассказал Хасанов.

Вся программа будет разделена на две площадки — во дворе и в самом ангаре. К фестивалю приурочены также мероприятия в самой «Смене», которые проходят уже сегодня. Организаторы предлагают обратить на них внимание тем, кому еще нет 18 лет, поскольку на сам фестиваль несовершеннолетним вход будет закрыт.

«Прометей» в Третьяковской галерее и Институт Гете в Казани

На Unsound Dislocation масштабное обращение к наследию НИИ «Прометей» только начнется. В январе—мае будущего года Третьяковская галерея организует выставку, посвященную творчеству Булата Галеева, его современников и коллег. Примут участие в ней и молодые художники, имеющие отношение к наследию пионера отечественного медиаарта. ЦСК «Смена» обсуждает с одним из кураторов выставки серию воркшопов для казанцев, которые могли бы в ней поучаствовать.

Роберт Хасанов рассказал также, что он обсуждал с Мэтом Шульцом идею создания в Казани резиденции с советскими синтезаторами, где в формате воркшопа будут работать музыканты. Итогом их работы станет масштабный концерт. Проект планируется запустить весной следующего года.

Кроме того, на следующий год сразу несколько проектов хочет реализовать в Казани Институт Гете. Как рассказала руководитель Астрид Веге, речь идет о проектах в области танцев и в театральной сфере.

«И если действительно здесь начнется ежегодный фестиваль электронной музыки, то мы хотим его поддерживать», — подытожила Веге.

Мария Горожанинова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоКультура

Новости партнеров