Предшественник Саратова: забытая северная столица ордынских ханов

10 сентября Саратову исполняется 427 лет. Считается, что он основан в 1590 году князем Григорием Засекиным и боярином Федором Туровым. В то же время Али Хабибуллин, кандидат исторических наук, решил напомнить о том, что появлению русского города предшествовал золотоордынский город Укек. Предлагаем вниманию читателей «Реального времени» размышления колумниста.

Светлое Средневековье на Волге

Накануне очередных торжеств по случаю празднования Дня города хотелось бы еще раз обратиться к страницам истории саратовской «Помпеи», к городу-легенде Укеку, существовавшему в XIII—XIV веках на территории современного Саратова. Укек (Увек) принадлежал Золотой Орде (Улус Джучи), которая насчитывала более чем 120 городов, и располагался на Волжском пути между городами Булгар и Сарай — столицей Орды. В 1334 г. здесь побывал арабский путешественник Ибн Баттута, который записал, что Укек — город «средней величины, но красивой постройки, с обильными благами и сильной стужей». Численность населения города, по дошедшим до нас сведениям, составляла около 9—10 тыс. человек.

В пору своего расцвета Укек демонстрировал достигнутый к тому времени уровень городской цивилизации молодого государства мусульманского мира. Жители города использовали все имеющиеся преимущества географического, природного характера, благоприятствовавшие развитию торговли, ремесла. В строительстве города был использован максимум достижений потенциала человеческой мысли, максимум технологий и мастерства специалистов средневекового общества. В центральной части города находились крупные аристократические усадьбы, окруженные высокими стенами, с бассейнами-водоемами, с богатыми домами из сырцового кирпича. Дома отличались пышностью и роскошью отделки. В Укеке функционировал водопровод из глиняных труб и, видимо, со сточной системой.

Особый интерес с точки зрения духовного и социально-политического наследия вызывает уровень установившихся в городе конструктивных общественных, межконфессиональных и межэтнических взаимоотношений.

Следы истории в названиях

Город Укек, являвшийся экономическим, политическим и духовным центром края, располагался на территории, исторически планомерно заселяемой и осваиваемой тюркскими этносами, начиная с гуннов и заканчивая половцами, татарами и башкирами. Население города общалось между собой преимущественно на тюркских языках. Город являлся центром сельскохозяйственной округи, на территории которой по сей день сохранился ряд тюркских топонимов, берущих начало с золотоордынских времен: Алтынная гора, Ахмат, Идолга, Караман, Карамыш, Колышлей, Кумысная поляна, Усть-Курдюм, Саратов, Тарлык, Тарханка, Терешка, Увеша, Улеши, Чардым. На территории самой Саратовской области также немало названий рек и населенных пунктов имеют тюркское происхождение: реки Большой и Малый Узень, Иргиз, Каралык, Баланда, города и поселки Балаково, Аркадак, Турки, Малыковка (ныне Вольск), Базарный Карабулак, Балтай, с. Мечетное (ныне Пугачев) и т.д. Наряду с тюркскими, в Укеке использовались финно-угорские и древнерусский языки. Судя по надписям на керамике, бронзовых зеркалах и других изделиях, в Укеке, как и в целом в Золотой Орде, были хорошо известны арабский и персидский языки.

Северная ханская столица

Как известно, еще с VIII в. народы тюркской языковой группы один за другим начали принимать ислам, отдавая ему предпочтение в силу сложившихся религиозных традиций единобожия в форме тенгрианства. Официально на берегах Волги мусульманская религия утвердилась с 922 г. в Поволжском государстве Волжская Булгария, проникнув сюда из Средней Азии вместе с торговцами и купцами. На следующей ветке истории принятие ислама Золотой Ордой при хане Узбеке в XIV в. стало, пожалуй, ключевым этапом, определившим дальнейшую форму исповедания религии для всех тюркских этносов, проживающих на территории между Уралом и Волгой. Город Укек, значительная часть жителей которого к середине XIV в. исповедовала ислам, конечно же, относился к типу восточных городов, присущих мусульманской культуре, с мечетями, медресе, общественными банями, караван-сараями и ремесленными мастерскими. И это несмотря на наличие здесь, впрочем, как и в других золотоордынских городах, кварталов жителей русской и армянской национальностей, исповедовавших христианство, а также последователей шаманизма, которого придерживалась монгольская верхушка. Последнее, пожалуй, было преимуществом, нежели источником проблем, поскольку обеспечение гарантии безопасности жизнедеятельности, свободы вероисповедания для немусульманских народов являлось одним из базовых принципов ислама, определенных еще во времена пророка Мухаммада (мир ему).

Объединение усилий и стремлений полиэтнического Укека в повышении благосостояния горожан достигло своего апогея в годы утверждения и распространения норм ислама в рамках института золотоордынского, условно — татарского, государства в первой половине XIV века. Вплоть до 70-х гг. этого века в Укеке чеканилась собственная монета, что свидетельствовало о важном политическом значении города. Укек в определенное время являлся северной столицей, или резиденцией ханов, до перенесения ее в г. Наровчат (Мокша) (располагался на территории современной Пензенской области), где хан Узбек в 1312 г. официально объявил о принятии государством ислама.

Поработать и заработать на истории

Сегодня вопросы исторической преемственности Укека и Саратова вызывают немало оживленных споров. Но самое ценное — духовное наследие многонационального Саратова, переданное нам предками, культура диалога между представителями различных цивилизаций, традиции межконфессионального взаимоуважения, многовековой бесценный опыт взаимопонимания между носителями различных ментальностей и обычаев, столетиями складывавшиеся на берегах Волги. Умение договариваться, созидать во благо будущих поколений, поступать согласно нормам традиционных религий, действовать в лоне существующих государственных правил — это то, что во все времена являлось залогом процветания страны.

В конце XIV в. города Укека не стало, хотя, согласно мнению некоторых исследователей, в XV веке он продолжал существовать в виде небольшого поселения. Как бы то ни было, располагавшийся на одной территории с Саратовом, близкий к последнему по своим функциональным и символическим характеристикам, Укек продолжает сегодня поражать воображение людей своим масштабом, красотой, благоустройством, своей прекрасной и трагической судьбой!

«Мы должны ставить перед собой две задачи <> Во-первых, приложить совместные усилия для дальнейшего изучения прошлого города Укека, а во-вторых, превратить его в историко-археологический и туристический центр российского и международного масштаба». Фото ukekfest.ru

Знание истории полезно лишь тогда, когда общество извлекает из нее уроки для практического применения в различных областях жизни, будь то политической, социально-экономической или области морали и права. На сегодняшний день, понимая эту истину, мы должны ставить перед собой две задачи на ближайшую перспективу. Во-первых, приложить совместные усилия для дальнейшего изучения прошлого города Укека, а во-вторых, превратить его в историко-археологический и туристический центр российского и международного масштаба.

Али Хабибуллин, кандидат исторических наук

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоИстория

Новости партнеров