Предшественник Саратова: забытая северная столица ордынских ханов

10 сентября Саратову исполняется 427 лет. Считается, что он основан в 1590 году князем Григорием Засекиным и боярином Федором Туровым. В то же время Али Хабибуллин, кандидат исторических наук, решил напомнить о том, что появлению русского города предшествовал золотоордынский город Укек. Предлагаем вниманию читателей «Реального времени» размышления колумниста.
Светлое Средневековье на Волге
Накануне очередных торжеств по случаю празднования Дня города хотелось бы еще раз обратиться к страницам истории саратовской «Помпеи», к городу-легенде Укеку, существовавшему в XIII—XIV веках на территории современного Саратова. Укек (Увек) принадлежал Золотой Орде (Улус Джучи), которая насчитывала более чем 120 городов, и располагался на Волжском пути между городами Булгар и Сарай — столицей Орды. В 1334 г. здесь побывал арабский путешественник Ибн Баттута, который записал, что Укек — город «средней величины, но красивой постройки, с обильными благами и сильной стужей». Численность населения города, по дошедшим до нас сведениям, составляла около 9—10 тыс. человек.
В пору своего расцвета Укек демонстрировал достигнутый к тому времени уровень городской цивилизации молодого государства мусульманского мира. Жители города использовали все имеющиеся преимущества географического, природного характера, благоприятствовавшие развитию торговли, ремесла. В строительстве города был использован максимум достижений потенциала человеческой мысли, максимум технологий и мастерства специалистов средневекового общества. В центральной части города находились крупные аристократические усадьбы, окруженные высокими стенами, с бассейнами-водоемами, с богатыми домами из сырцового кирпича. Дома отличались пышностью и роскошью отделки. В Укеке функционировал водопровод из глиняных труб и, видимо, со сточной системой.
Особый интерес с точки зрения духовного и социально-политического наследия вызывает уровень установившихся в городе конструктивных общественных, межконфессиональных и межэтнических взаимоотношений.
Следы истории в названиях
Город Укек, являвшийся экономическим, политическим и духовным центром края, располагался на территории, исторически планомерно заселяемой и осваиваемой тюркскими этносами, начиная с гуннов и заканчивая половцами, татарами и башкирами. Население города общалось между собой преимущественно на тюркских языках. Город являлся центром сельскохозяйственной округи, на территории которой по сей день сохранился ряд тюркских топонимов, берущих начало с золотоордынских времен: Алтынная гора, Ахмат, Идолга, Караман, Карамыш, Колышлей, Кумысная поляна, Усть-Курдюм, Саратов, Тарлык, Тарханка, Терешка, Увеша, Улеши, Чардым. На территории самой Саратовской области также немало названий рек и населенных пунктов имеют тюркское происхождение: реки Большой и Малый Узень, Иргиз, Каралык, Баланда, города и поселки Балаково, Аркадак, Турки, Малыковка (ныне Вольск), Базарный Карабулак, Балтай, с. Мечетное (ныне Пугачев) и т.д. Наряду с тюркскими, в Укеке использовались финно-угорские и древнерусский языки. Судя по надписям на керамике, бронзовых зеркалах и других изделиях, в Укеке, как и в целом в Золотой Орде, были хорошо известны арабский и персидский языки.
Северная ханская столица
Как известно, еще с VIII в. народы тюркской языковой группы один за другим начали принимать ислам, отдавая ему предпочтение в силу сложившихся религиозных традиций единобожия в форме тенгрианства. Официально на берегах Волги мусульманская религия утвердилась с 922 г. в Поволжском государстве Волжская Булгария, проникнув сюда из Средней Азии вместе с торговцами и купцами. На следующей ветке истории принятие ислама Золотой Ордой при хане Узбеке в XIV в. стало, пожалуй, ключевым этапом, определившим дальнейшую форму исповедания религии для всех тюркских этносов, проживающих на территории между Уралом и Волгой. Город Укек, значительная часть жителей которого к середине XIV в. исповедовала ислам, конечно же, относился к типу восточных городов, присущих мусульманской культуре, с мечетями, медресе, общественными банями, караван-сараями и ремесленными мастерскими. И это несмотря на наличие здесь, впрочем, как и в других золотоордынских городах, кварталов жителей русской и армянской национальностей, исповедовавших христианство, а также последователей шаманизма, которого придерживалась монгольская верхушка. Последнее, пожалуй, было преимуществом, нежели источником проблем, поскольку обеспечение гарантии безопасности жизнедеятельности, свободы вероисповедания для немусульманских народов являлось одним из базовых принципов ислама, определенных еще во времена пророка Мухаммада (мир ему).
Объединение усилий и стремлений полиэтнического Укека в повышении благосостояния горожан достигло своего апогея в годы утверждения и распространения норм ислама в рамках института золотоордынского, условно — татарского, государства в первой половине XIV века. Вплоть до 70-х гг. этого века в Укеке чеканилась собственная монета, что свидетельствовало о важном политическом значении города. Укек в определенное время являлся северной столицей, или резиденцией ханов, до перенесения ее в г. Наровчат (Мокша) (располагался на территории современной Пензенской области), где хан Узбек в 1312 г. официально объявил о принятии государством ислама.
Поработать и заработать на истории
Сегодня вопросы исторической преемственности Укека и Саратова вызывают немало оживленных споров. Но самое ценное — духовное наследие многонационального Саратова, переданное нам предками, культура диалога между представителями различных цивилизаций, традиции межконфессионального взаимоуважения, многовековой бесценный опыт взаимопонимания между носителями различных ментальностей и обычаев, столетиями складывавшиеся на берегах Волги. Умение договариваться, созидать во благо будущих поколений, поступать согласно нормам традиционных религий, действовать в лоне существующих государственных правил — это то, что во все времена являлось залогом процветания страны.
В конце XIV в. города Укека не стало, хотя, согласно мнению некоторых исследователей, в XV веке он продолжал существовать в виде небольшого поселения. Как бы то ни было, располагавшийся на одной территории с Саратовом, близкий к последнему по своим функциональным и символическим характеристикам, Укек продолжает сегодня поражать воображение людей своим масштабом, красотой, благоустройством, своей прекрасной и трагической судьбой!
«Мы должны ставить перед собой две задачи <> Во-первых, приложить совместные усилия для дальнейшего изучения прошлого города Укека, а во-вторых, превратить его в историко-археологический и туристический центр российского и международного масштаба». Фото ukekfest.ru
Знание истории полезно лишь тогда, когда общество извлекает из нее уроки для практического применения в различных областях жизни, будь то политической, социально-экономической или области морали и права. На сегодняшний день, понимая эту истину, мы должны ставить перед собой две задачи на ближайшую перспективу. Во-первых, приложить совместные усилия для дальнейшего изучения прошлого города Укека, а во-вторых, превратить его в историко-археологический и туристический центр российского и международного масштаба.
комментарии
Так же как и Омск, Томск, Волгоград и другие. В чем-то они правы.
Каждый образованный человек знает, что "татары" пришли на Волгу как "захватчики" лишь в 13 веке.
Кстати славянские племена "именьковцев" жили на Волге задолго до того, как туда пришли тюркские племена болгар.
Секретарь багдадского посольства Ибн Фадлан в своих Записках прямо пишет, что в 922 году на средней Волге добровольно приняли ислам племена "сакалибов", т.е. славян, хотя руководящей элитой у них и были тюрки-болгары.
Ваши постоянные провокации уже даже не смешны своей безграмотностью, а просто вызывают смех...
И это знает каждый образованный человек.
Но задача 09:44 провоцировать, а не поиск истины.
Об этом же написано в фундаментальных трудах : 7-томнике Истории Татар и т.д. Само слово Монгол-мэнгел-мэнге -вечный- татарское. Это название носило одно из племен татар.
Так что, Сары Тау исконно татарская земля. Виват!
2. Доныне знали мы только путешествия Европейцев к Монголам, начиная с Плано-Карпини — вот, если не ошибаемся, первый, сделавшийся нам известным, письменный памятник путешествия, совершенного в Монгольскую Орду жителем Востока, мусульманином, теологом и писателем восточным. Любопытность его умножается обстоятельствами, при которых совершено было путешествие. Абу-Абдалла-Мугаммед Ибн-Абдалла эль-Лавати, вообще называемый Ибн-Батута, уроженец Тангера Африканского, влекомый желанием видеть отдаленные страны и изучить нравы и обычаи народов, отправился из родины в 725 году эгиры (1321 году от Р. X.), проехал в Египет северною Африкою, посетил Сирию, Персию, Аравию, Малую Азию, Крым, Золотую Орду, Бухарию, Индию, Цейлан, Суматру, Яву, Китай (куда посылан был послом от Деглийского Двора), и на обратном пути обозрел Испанию и внутреннюю Африку до Томбукто. В 1353 году возвратился он на родину, принятый везде с почестью, удостоенный милостей и привета при всех посещенных им Дворах, с мудростью опыта и огромным описанием всего виденного им. Книга Ибн-Батуты нам остается неизвестною, и мы знаем ее только по двум сокращениям земляков его, Ибн-Даези эль-Кельби и Ибн-Феталлаха эль-Бейлуни. Бурхардт первый вывез их в Европу. Козегартен и Апетц издали их сокращенно, а в 1829 году напечатан в Лондоне полный перевод их г-м Ли (The Travels of Ibn-Batuta, translates by Samuel Lee, in 4, XVIII и 243 стр.). Из сего перевода передаем читателям нашим любопытное извлечение — путешествие Ибн-Батуты в Золотую Орду, описание того грозного Двора Ханского, куда с трепетом являлись тогда наши Князья, и приволжских и южных стран России за 500 лет до нашего времени. — В Орде царствовал тогда роскошный, гордый, кровожадный и прихотливый Узбек, сын Тохты, наследовавший престол отцовский в 1313 году, в умерший в 1341 году. Перед его суд смиренно являлась Петр Митрополит, Михаил, Димитрий, Александр Тверские, Георгий и Иоанн Калита Московские; он изрек смерть Михаилу, Димитрию, Александру, Иоанну Рязанскому, Феодору Стародубскому. Орда только что приняла тогда исламизм. Поэты громко славили Великого Узбека. Папа льстил ему в своих грамотах. Дочь Императора Греческого была его супругою, и многие ханы принимали потом имя его вместо титула, называясь Узбеками. Быстрое падение Орды следовало за роскошным и своевластным Узбековым царствованием.
3. изучите арабский и прочитайте труды Ибн Баттута в подлиннике может легче станет понимать людей которых осточертело "коммунистическое " враньё. а тут ещё и знатоки появляются...
Татары были в Монгольских государствах простыми подданными.
Первым татарским государственным образованием, где вся элита была татарской, стала Республика Татарстан в 1991 г.
Татары были простыми данниками монгол.
АС
Они являются свидетельствами низкого интеллектуального уровня их "носителя".
Если у Вас есть " источники в открытом доступе" о "татарских" государствах приведите их, а не упражняйтесь в хамстве.
Все Казанские ханы были монголами-чингизидами кроме последнего.
Наследниками монголов-чингизидов стали русские викинги-рюриковичи.
Правда с большой "примесью" монгольской и тюркской крови.
Нынешние монголы не есть монголы-татары 11-13-14 веков. Те монголы были одним из родов татар, к которому относился Чингиз хан.
Нынешние монголы получили великое название, так как остались на территории тех татаро-монгол. Ничего в этом плохого нет, это хорошо. Но мы же разумные, образованные люди. Так же можно величать всех живущих у Татарского пролива татарами. У Байкала -бай куль -богатое озеро, у Алтая- алтын тау-золотое гора. Мы знаем, что все эти названия-тюркские слова.
А между тем, сородичами нынешних монгол (хальхэ) являются калмыки,,буряты и др . Это говорит о том, калмыки пошли вместе с татаро-монголами на запад, а остальные остались.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/75890-istoriya-zabytoy-severnoy-stolicy-ordynskih-hanov#comments
Особенно про современных монгол, о которых никто и слова не сказал.
Просто дайте ссылку на авторитетные научные издания (энциклопедии, монографии и т.д), где говорится, что монгол Чингизхан был тюрком-татарином.
Пока все авторитетные научные печатные труды свидетельствуют, что Чингизхан был монголом, а не тюрком-татарином.
Жду ссылку на энциклопедию, монографию или статью в авторитетном научном издании.
Ваше частное мнение уже давно понятно, но не признано в научных трудах востоковедов и просто ученых.
В 1911 году в Китае произошла Синьхайская революция, разрушившая империю Цин.
В 1911 году в Монголии произошла национальная революция. Во главе провозглашённого 1 декабря 1911 года монгольского государства находился Богдо-хан (Богдо-гэгэн VIII). По Кяхтинскому договору 1915 года Монголия была признана автономией в составе Китайской республики. В 1919 году страна была оккупирована китайцами, а автономия была ликвидирована генералом Сюй Шучжэном. В 1921 году дивизия российского генерала Р. Ф. фон Унгерн-Штернберга совместно с монголами выбила китайцев из столицы Монголии — Урги. Летом 1921 года войска РСФСР, Дальневосточной республики и красных монголов нанесли ряд поражений Унгерну. В Урге было создано Народное правительство, власть Богдо-гэгэна была ограничена. После его смерти в 1924 г. Монголия была объявлена народной республикой.
Вплоть до окончания Второй мировой войны единственным государством, признавшим независимость Монголии, был СССР. Угроза воссоединения Внутренней и Внешней Монголии заставила Китай пойти на предложение о референдуме по признанию статус-кво и независимости Монгольской Народной Республики. Референдум состоялся 20 октября 1945 года, и (в соответствии с официальными цифрами) 99,99 % избирателей, внесённых в списки, проголосовали за независимость. После создания КНР, обе страны взаимно признали одна другую 6 октября 1949 года. После признания независимости со стороны Китая Монголию признали другие государства. Китай несколько раз ставил вопрос о «возвращении» Внешней Монголии, но получал категорический отказ со стороны СССР.
Как можно понять, Монголия – это бывшая часть Китайской империи. Искусственно созданная страна. Кто-нибудь может привести примеры, были ли упоминания об этой территории как о Монголии до начала 20в.?
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/75890-istoriya-zabytoy-severnoy-stolicy-ordynskih-hanov#comments
Ну вот 09:43 и признался, что он пришелец, агрессор и завоеватель.
И самое главное провокатор и безграмотный писака.
Поэтому все ханы - татары, потому что все решили, что у них имена татарские.
"Один дурак может столько задать вопросов, что и семь мудрецов не смогут ответить".
Эту восточную пословицу кстати использовал и В.И.Ульянов-Ленин относительно рабкриновцев, впавших в манию величия.
Чингизхан и Тимерчин -это тюркские названия монголо- татар))
Татары - это монголы!!! Одно из монгольских племён.!!!
А вот Москве скоро будут праздновать 1200-летие по "схеме" 1000-летия Казани.
"Чингисха́н (монг. Чингис хаан [tʃiŋɡɪs χaːŋ]), собственное имя — Тэмуджин[1][2], Темучин[3], Темучжин[4] (монг. Тэмүжин) (ок. 1155 или 1162 — 25 августа 1227) — основатель и первый великий хан Монгольской империи, объединивший разрозненные монгольские племена; полководец, организовавший завоевательные походы монголов в Китай, Среднюю Азию, на Кавказ и Восточную Европу.
Все-таки Чингизхан монгол...
По их жутко древнему эпосу, который в стане с нуля состряпали в 50-х годах прошлого века, все ихние герои ездили верхом на крылатых львах.
Р. Хакимов
------------------------------------------------------
Все города и веси, да и само российское государство, всё это сделано тюрками для русских, которые в основном отдыхали и поэтому сохранились числом, а тюрки же порвали все свои жилы на общественных работах, и им было не до размножения.
Итак, идут на рысях железные тумены, со скоростью сто километров в сутки, или двенадцать в час, а за ними, задрав хвосты, с диким ревом, мотая рогами, мчатся вереницы быков с тяжеленными осадными машинами...
Представили этих быков с турбонаддувом? Теперь понимаете, почему монголо-татарское нашествие имело такой резонанс?
АС.
---------------------------------
Надо или глубже копать, тогда как Уфе можно будет нарисовать 5 тыщ годов, или найти пол мешка римских монет, а например, в Казани вАААще сами запростА сбацали монетку с нужной датой, и отпраздновали тыщу годов.
Татарами китайцы , а через них европейцы стали называть МОНГОЛ .
Ни каких татар в войске Батыя и других ханов -не было .
Татары в 13 , 14 веках - это кличка монгол
С 14 века термин "татар "европейцы и русские начали распрастранять на все тюркское население Зол.Орды, в том числе на булгар (предков казансих татар ) и буртасов (предков мишар )
К 14 веку монголы в Золотой Орде приняли Ислам и перешли на тюркский язык . По сути монголы в Золтой Орде стали МУСУЛЬМАНАМИ И ТЮРКАМИ . Их прямые потомки -ногаи (включая ногаев Крыма ) , казахи , каракалпаки , кочевые узбеки
-------------------------------------
При этом, точно такие же монголы в Монголии до сих пор поклоняются Будде и разговаривают на своём монгольском, плюя на все приказы и указания собственного предводителя.
Стал быть, все эти новые заморочки были только для командированных в Россию монгол?
То что начали романовы цари - продолжили комуняцкие секретари, ибо тАвАрищи также были засланы в Россию иноземцами с целью ликвидации самого российского государства.
----------------------------------
Сенсационное открытие ученых: Раскрыта тайна русского генофонда
В январском номере журнала The American Journal of Human Genetics была опубликована статья об исследовании русского генофонда, проведенного российскими и эстонскими генетиками. Результаты оказались неожиданными...
....довольно удивительный и, можно даже сказать, сенсационный момент - типичного для азиатов (в том числе, пресловутых монголо-татар) набора генов ни в одной из русских популяций (ни в северной, ни в южной) в достаточном количестве не обнаружено.
Получается, поговорка «поскреби русского - найдешь татарина» не верна.
На русском царском оружии арабская вязь и суры Корана.
На русских надгробиях, до романовых, писали арабскими буквами.
Все религии разделились от ХРИСТИАНСКОЙ всего лет 500-700 тому назад.
Про разделение религий читали лекции в пед институтах.
Сами гляньте на православные кресты церквей.
Внизу полумесяц, как у правоверных.
Всё различие - у одних, крест, а у других, звезда.
--------------------
Ну, да. А домик какой свой на церковном фундаменте, или вовсе церквушку себе хапануть, это уже не практикуете?
«Невежество — лучшая в мире наука: она дается без труда и не печалит душу»
Джордано Бруно
"Пока одни воевали и побеждали, другие проигрывали, но писали историю." Мавро Орбини
Если его умозаключения не совпадут с реалиями, то он должен съесть свою рукопись.
Москва как поселение была основана 1272. В этом году был проведена третий перепись населения Золотой Орды. При первой переписи (1237-1238 pp.) и второй (1254-1259 pp.) поселение - Москва не упоминается.
Московия, как княжество, возникшее в 1277 г. по приказу татаро-монгольского хана Менгу-Тимура и было обычным улусом Золотой Орды. Первым Московским князем стал Даниил (1277-1303) (младший сын Александра т.н. «Невского»).
АС
Всё это татарам из улуса КурамЩи их предводитель хан МенЕнгит приказал.
У собора православные луковички на крышах, потому что Казань основали казаки ХРИСТИАНЕ.
Причём, эти собиратели русских земель, для себя даже улуса не оставили, и всё у них только на бумаге получилось.
На этом умозаключении и основаны все становые истории и байки, которые шлёпаются в сумасшедших объёмах и тиражах, как истинная история государства российского..
2. и правильно тут пишут про провокаторов- города эти построены монголами по тойже технологии. Что и в уже не средевековой Европе, а именно за счёт торговли рабами. и тут поднимите книги прихода и расхода – сколько через Золотую орду ушло рабов (взятых в полон в результате набегов и получения дани) в Среднюю Азию за три столетия.
3. везде был нужен БЕСПЛАТНЫЙ труд и то, что сейчас госудврство не решает по 421 стаье ТК из той же оперы;
4. подневольный труд –покажите мне КОЧЕВНИКОВ- специалистов по набегам, которые своим трудом выращивали хлеб.
5. так покажете? Фиг грабить и воровать легче, а трепаться мы все можем , кто лучше, как Вы, кто хуже, как я, а где и как кочевники выращивали хлеб - ответьте не мне, себе..
6. про ислам. Тонкое такое дело. В последние мгновения существования Великой Булгарии она попадала под зависимость Хазарского каганата, руководство которого исповедовало иудаиз, и как бы в противовес угнетателям когда одна из орд, состоявшая преимущественно из кутригурских племён, под началом Котрага двинулась с территории Великой Булгарии на север и обосновалась (VII—VIII века) районе средней Волги и Камы, рассеявшись среди преимущественно финно-угорских племён, где впоследствии образовалось государство Волжская Булгария жители которой уже исповедовали ислам, на бытовом так сказать уровне. Понятно что мы ВСЕ любим красивости и …НАЧАЛЬСТВО.. и все мы люди и не очень отличаемся от наших предков…
7. к примеру 10 марта 1932 года – Зеленодольск преобразован в город. Ну и отмечай день города в дату получения им статуса города. Ан нет, ну как про Когогине день города стало 30 августа, а при тыгине день города отмечали в день города Москвы, может потому, что там марат Шикирзянович, а может ещё почему. День ВМФ в Зеленодольске при Емельянове отмечали на день раньше, чем вся страна…продолжать не буду, как скажем когда отмечают День победы в ВОВ..
8. про появления термина «ТАТАРЫ» и как он стал самоназванием народов тут и без меня и до меня и со всех сторон изложили;
9. есть в законодательстве понятия «объекты культурного наследия», археология так надо исходить из материальных данных, но не как Челентано в блефе..
10. причём кинофильм? А при том, что многие тут себя ведут здесь так же…и вдобавок, как «коммунисты» подменяют понятия.
11. а надо как у путешественников … 13 века: «…Отсюда отправился я в Сануб, обширный город, принадлежащий правителю Кастамунии, Сулейману Бадшану, и пробыл там некоторое время. Оставя сие место, переплыл я морем в город эль-Кирам (Крым), много потерпевши опасностей в пути. Наконец прибыли мы в гавань эль-Кираш, принадлежащую к пустынной стране Кипчацкой (Kifjak). Степи ее покрыты зеленью и плодоносны, но только нет на них ни дерев, ни лесов, ни холмов. Обитатели жгут траву. Путешествуют по сей степи в телегах называемых араба. Пространство степи будет на полгода пути, и половина ее принадлежит Султану Мугаммеду-Узбеку Хану, а другая неверным. Я взял себе арабу, для переезда из гавани Кирашской до Эль-Кафы, города принадлежащего Мугаммеду-Узбеку. Большая часть жителей христиане, живущие под его покровительством. Отсюда приехал я в город Эль-Кирам, один из огромнейших и прекраснейших, какие принадлежат Султану Мугаммеду-Узбеку Хану. Потом отправился я на арабе в город Эль-Сарай, местопребывание Мугаммеда-Узбека. Трава на степях служит здесь пищею многочисленным стадам. Если кто украдет у другого овцу, или барана, обязан, по уличении, отдать девять штук за одну, а не то берут у хищника детей, или когда их нет, отдают его самого в рабство.» последнее предложение есть одно из положений Яссы Чингиза..
12. так что и дальше будем трёпом, как профессор научного коммунизма, который коммунизм для нас не построил, заниматься?
13. очень многие хотели бы чтобы эти «изыски», которые тут, в том числе не соответствуют истине, РАЗДЕЛЯЛИ БЫ НАС. Есть же притча про отца, сыновей, метлу и прутики. Что имеем не храним. Потеряем будем плакать…эх ребята. По жизни желательно быть СЧАСТЛИВЫМ, а не кто над кем конец то у нас у всех один.. где Сарай Бату? Где Сарай Берке? Думаю не надо делать печальный для нашего многонационального народа перечень УТРАЧЕННОЙ ПАМЯТИ о наших предках..Надо просто жить сейчас и возможно, как сказано выше СЧАСТЛИВО. Счастье на несчастье другого, тем более соседа НЕ ПОСТРОИШЬ…
-------------------
Ну,да, а русские как-нить утрутся от этой всей брехни и плевков и будут дальше жить по придуманным иноземцами байкам и эпосам, каждодневно снимая лапшу с ушей, слушая становые сказки.
Как всякая наука, история основывается на материальных доказательствах.
Нынче гены - лучшее всему доказательство, камешки и железки дополняют, а численность индивидов - окончательно всё подтверждает.
Ни в жисть 5 (ПЯТЬ) процентов населения России не потянет те байки, которые они сами придумали и на себя натянули.
Хоть вы тресните с досады. Селява.
------------------
Так одни и те же, по ихним бумажкам, были оккупантами и местной флорой и фауной.
Из-за этого и идёт вся идеологическая возня.
Ибо флора и фауна не может быть одновременно местным оккупантом.
Если ей сказки, про её более двухсот летнюю оккупацию, милей, то тогда ей придётся отказаться от всех своих баек про своё коренное происхождение в нарисованных от балды станах.
Вот така шекспировска трагеть получилась.
Поэтому сначала тюрки написали Библию для христиан, а потом с неё оформили Коран для мусульман.