«Родители тратят до полумиллиона в год на репетиторов, но не готовы платить за частные школы»

Эксперты обсудили вопросы частного образования в «Бизнес-клубе» — на программе «Реального времени» и «Эхо Москвы» в Казани

Частных школ в Татарстане становится больше, правда их число все еще ничтожно мало. Причиной тому и низкая средняя зарплата в регионе, и психологическая неготовность родителей платить за образование, к такому выводу пришли эксперты программы Татьяна Беспалова, директор частного учебного заведения «Академический лицей им. Лобачевского» и Руслан Галимов, исполнительный директор центра развития MAXat, сооснователь школы предпринимательства для детей.

Качество образования, стоимость обучения, новые методы — об этом в программе «Бизнес-клуб» со своими гостями поговорили Нина Горюнова, главред радио «Эхо Москвы» в Казани и Анна Саушина, директор интернет-газеты «Реальное время».

В России среднее образование обязательное и бесплатное, но чего не хватает родителям, когда они все чаще обращают внимание на частные школы, начала разговор Нина Горюнова.

— Частное образование развивается и будет развиваться, потому что новое время — это новые вызовы, — продолжила Татьяна Беспалова. — Частному образованию в России больше 25 лет, и за это время оно сделало огромный шаг вперед. Правда в Казани только четыре частных школы, которым исполнилось 25 лет: «Елена-Сервис», школы «Менеджер» (в Альметьевске и Набережных Челнах) и гимназия им. Давыдова. Это передовые школы, на которые ориентируются все остальные.

Ориентируются, судя по всему, и государственные, в которых все чаще появляются платные классы, что соответствует и общемировым тенденциям.

— Я вернулась из Пекина, где посетила международную императорскую школу на 3 тысячи учащихся. Это государственная школа, в которую по конкурсу поступают одаренные дети. Но в ней есть и платные классы. Такая же тенденция появилась и у нас в Казани, где в государственной школе появляются классы с платными услугами, — говорит Татьяна Беспалова.

Правда это не значит, что хорошее образование можно получить только в частном учебном заведении, оговорилась эксперт. Просто у частных школ есть большое преимущество — малая численность учащихся. Поэтому если в обычной школе учитель успевает обратить внимание либо на одаренного, либо на отстающего, в частной удается уделить время каждому, притом как в плане образования, так и в плане создания условий для личного развития.

— У меня сорокалетний педагогический опыт. Я понимаю, что нынешние дети стремятся быть личностью уже с самых маленьких лет, они стремятся, чтобы с их мнением считались, чтобы у них было право голоса. Какой бы замечательной не была школа, если в классе 25—30 человек, способствовать этому стремлению ребенка сложно. В частной школе заметен каждый, и именно благодаря этому мы и открываем ребенка, его способности и таланты, — резюмировала Татьяна Беспалова.

Кто готов платить за частное образование

При средней зарплате в Казани в 30 тысяч рублей, удовольствие обучать детей в частной школе доступно лишь избранным, обратила внимание Нина Горюнова.

Действительно, среди родителей учеников много высокопоставленных чиновников (из аппарата президента) и гендиректоров компаний. Но много и таких, которые из-за особенностей ребенка приложили все усилия, чтобы обучать его в частной школе, рассказала Татьяна Беспалова.

Стоимость обучения в частных школах варьируется от 20 тысяч рублей в месяц (лицей им. Лобачевского) до 70 тысяч рублей (в International School).

— В International School были большие затраты на первоначальном этапе: на оборудование, на педагогов — носителей языка. Что касается других, многое зависит от того, арендует школа помещение или располагает своим зданием, — уточнила Татьяна Беспалова.

Учебные заведения, имеющие лицензию, получают субсидирование от государства. Оно хоть и «мизерное», но составляет хорошее подспорье частным школам, которым как бизнесу приходится нелегко, сказала Татьяна Беспалова, приводя в пример школы в Альметьевске и в Набережных Челнах.

Поэтому число частных школ растет очень медленно (сейчас их всего 15 на всю республику, со старшими классами — единицы). Частное образование получает не более 1 000 детей по всей республике. В «Академическом лицее им. Лобачевского» учатся до 100 детей, в «Елене-Сервис» — 220—240, в образовательном центре «Лобачевский» — 70.

Платить за образование — это часто не вопрос дохода, а вопрос готовности оплачивать то, что по идее должно быть бесплатным, согласились с ведущими эксперты. Не готовы платить за образование 83 процента россиян, привел цифры Руслан Галимов, хотя парадоксально — большинство родителей уже тратят на образование в «бесплатной» школе едва ли не больше, чем в частной.

— Дополнительное образование, особенно в городских школах, уже давно платное. Родители платят за учебники, кружки, секции. В год на подготовку к ЕГЭ у семьи уходит от 100 до 500 тысяч рублей на репетиторов, — говорит Руслан Галимов.

Правда дети прибегают к услугам репетиторов и в частных школах. Что касается их результатов на ЕГЭ, они, как правило, достойные, сказала Татьяна Беспалова, говоря за «Елену-Сервис» и собственный лицей.

— «Елена-Сервис» входит в сотню лучших по Татарстану и в десятку по Казани. В нашей школе результаты по математике всегда выше среднего, если сравнивать с результатами республиканских школ, — сказала эксперт.

Такой уровень обеспечивается квалификацией учителей, но что в частной школе, что в государственной они нуждаются в поддержке, считает Татьяна Беспалова. Учитель тратит очень много времени на сведение рабочих программ воедино, тогда как в мире есть опыт работы по готовым программам. Второе, что отравляет жизнь учителя и отбивает желание трудиться творчески, это огромное количество проверок.

— Когда эта система будет отменена, и учитель, как его коллеги в Финляндии, будет отчитываться за результат, тогда учитель скажет «спасибо» и будет работать спокойно, — считает Татьяна Беспалова.

А работать ему предстоит с совершенно новым поколением детей, которые не знают жизни без интернета и имеют врожденные навыки цифровой компетентности, говорит Руслан Галимов. Они склонны самостоятельно принимать решения, правда не умеют отвечать за них. К этим детям нужно применять новые методы обучения, сочетая их с классическим образованием.

— Истина лежит посередине. Если мы посмотрим результаты учеников Царско-сельского лицея, то увидим, что нам очень и очень далеко до них: знание нескольких языков, включая греческий и латынь, великолепное знание математики, физики, химии — все это было в XlX веке. Сейчас XXl, а наши дети этого не знают! — резюмировала Татьяна Беспалова.

Айгуль Чуприна, фото Максима Платонова
МероприятияОбществоОбразование

Новости партнеров