Виновнику пыток в «Дальнем» снизили срок, а он выставил счет Минфину
Осужденный сотрудник МВД Алмаз Василов требует у государства 3 млн рублей и жалуется на питание в СИЗО Казани
Компенсации морального вреда, расходов на адвоката и продукты питания на общую сумму 3 млн рублей требует главный фигурант дела казанского ОП «Дальний» Алмаз Василов из башкирской спецколонии. Отбывая 13-летний срок за страшную смерть задержанного Сергея Назарова и неоднократные превышения полномочий в отношении других задержанных, Василов решил воспользоваться правом на реабилитацию. Ведь в феврале 2015-го Верховный суд РТ исключил из его приговора два эпизода за отсутствием состава преступления.
Реабилитирован по двум эпизодам из 13-ти
Ходатайство о возмещении вреда осужденному Алмазу Василову 17 августа рассматривал Приволжский райсуд Казани. Сам бывший замначальника угрозыска ОП «Дальний» участвовал в заседании по видеосвязи. Из «клетки» в башкирской колонии №8, где мотают срок бывшие сотрудники силовых ведомств. О том, насколько отличаются порядки в учреждениях такой категории, судите сами — в перерывах заседания Василов спокойно выходил из незапертой «клетки» и удалялся куда-то за угол. Охранников колонии на протяжении всего процесса видно и слышно не было.
Сейчас Василову — 30 лет. Под стражей он находится уже шестой год, со дня ареста в марте 2012 года. В июне 2014-го по приговору Приволжского райсуда Казани восьмерым экс-сотрудникам «Дальнего» старший лейтенант полиции Василов получил самый большой срок — 15 лет колонии строгого режима. В 2015-м приговор поправили в апелляции, разобравшись, что к двум эпизодам по ч.1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) Василов не причастен и имеет право на реабилитацию.
Андрей Сучков: «В большинстве случаев пыток и неправомерного применения силы в этом отделе полиции инициатором выступал именно Василов. Он самый активный был». Фото Ирины Плотниковой
Тогда же Верховный суд РТ согласился с его виновностью по десяти другим фактам превышений, в том числе с применением насилия и спецсредств, а также в причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем смерть человека. Сам бывший страж порядка вину в преступлениях не признал. Окончательный срок наказания ему определили в 13 лет и 11 месяцев.
Андрей Сучков, юрист, сотрудничающий с Казанским правозащитным центром и «Зоной права», представитель потерпевших в деле «Дальнего»:
«В большинстве случаев пыток и неправомерного применения силы в этом отделе полиции инициатором выступал именно Василов. Он самый активный был. А на суде все отрицал, придумывал какие-то ситуации, что Назаров сам с собой это сделал. С бутылкой от водки. Потом в суде появилась версия про зажигалку. А те два эпизода были исключены, потому что Верховный суд установил — это действия были совершены другими полицейскими».
О «несъедобном» питании в СИЗО
Сейчас осужденный полицейский решил воспользоваться правом на реабилитацию и выставил государству в лице Минфина счет. В своем ходатайстве в Приволжский райсуд Казани он указал: незаконно находясь под стражей, перенес «психические переживания в виде стресса» и просит компенсировать их суммой в 2 млн рублей. А кроме того, возместить расходы на адвоката в 1 млн 80 тысяч рублей и купленные родителями продукты для передач в СИЗО на 13 тысяч. Итого — 3 млн 94 тысячи.
«Алмаз Марселович, чем подтверждаются ваши затраты на адвоката по защите ваших интересов в суде? Документы есть?» — поинтересовался помощник прокурора Приволжского района Семен Поляков. Осужденный ответил утвердительно — есть, «просто не успели их приложить». Но дальше уточнил: «Родители переезжали из дома в дом, пока ищут эти документы. Но они есть». Дальше выяснилось, чеки на закупку продуктов и лекарства в СИЗО при переезде не терялись и уже приобщены к делу.
— А по месту нахождения под стражей продукты вам предоставлялись? — спросил судья Ильнур Гарифуллин.
— Сам изолятор поставлял — завтрак, обед, ужин, — подтвердил Алмаз Василов.
— То есть это желание ваших родителей было [продукты передавать]? — уточнил судья.
— Ну сами понимаете, какое питание в изоляторе. Не все съедобное было. То, что там предлагают, на этом питании трудно находиться.
— А если бы эти два эпизода следователи вам не предъявляли, вы бы по другим также находились под стражей?
— Я не могу ответить на этот вопрос… Вы хотите сказать, что эти два эпизода не имеют значения?!.. По этим статьям психологические травмы пережиты мной! — убеждал суд экс-полицейский.
«Права на компенсацию не имеет»
В прениях Василов в поддержку своих требований еще раз заявил о том, что содержание в плохих условиях СИЗО и на плохом питании повлияло на его моральное состояние, и попросил одобрить ходатайство. Защитник по назначению Лейсан Гимаева заявила, что доводы осужденного обоснованы.
На отказе в ходатайстве настаивали представитель Минфина РФ Тимур Липатов и помощник прокурора Семен Поляков. Последний отметил, что Василову изначально вменялись и более тяжкие статьи, по которым он все равно был бы заключен под стражу. «Права на компенсацию он не имеет», — заявил Поляков.
О потерпевших от действий осужденного на заседании никто не вспоминал. Хотя их иски к государству за незаконные действия полицейских судами неоднократно удовлетворялись, правда, со значительным снижением требований. В итоге мучения каждого выжившего в «Дальнем» стоили бюджету от 80 до 150 тысяч рублей.
Судья Ильнур Гарифуллин в ходатайстве Алмаза Василова отказал. Стоит отметить, качество связи с башкирской колонией было много лучше, чем с казанской, откуда в тот же день с ходатайством об УДО «выходил» осужденный банкир Руслан Алимов.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.