Осужденный предправления «БТА-Казань» получил вольную

Казанский банкир Руслан Алимов на зоне заработал два поощрения, и суд дал ему свободу на 1 год раньше срока. Для него даже нашли работу

Осужденный предправления «БТА-Казань» получил вольную
Фото: realnoevremya.ru/Ирина Плотникова

17 августа Приволжский райсуд Казани удовлетоворил ходатайство об условно-досрочном освобождении бывшего топ-менеджера банка «БТА-Казань» («Тимер Банк») Руслана Алимова. Представителей потерпевшего банка, который требует с осужденного за злоупотребление полномочиями и причинение имущественного ущерба 1,6 млрд рублей, на заседание не позвали. Подробности — в эксклюзивном репортаже «Реального времени».

За что и как сидел Алимов

Заседание суда началось даже раньше намеченного времени, как только установили видеосвязь с казанской колонией №19. В зале собрались близкие Алимова — жена, брат с сестрой, дядя. Правда, увидеть его хотя бы на экране они не смогли — в зале суда работал лишь монитор, развернутый в сторону судьи, второй был неисправен. Да и качество связи оказалось таким, что понять выступление Руслана Алимова было невозможно — из-за помех до зала долетали лишь отдельные слова, смысл которых терялся. Как будто бы осужденный находился не в казанской колонии, а за тысячи километров.

Напомним, по приговору Ново-Савиновского райсуда бывший глава «БТА-Казань» Руслан Алимов получил 3 года колонии-поселения. Прокуратура обвиняла его в хищениях «с группой неустановленных лиц» 1,9 млрд рублей, но суд счел, что деньги банкир не похищал. Его действия по эпизоду с убыточными для «БТА» биржевыми сделками на 1,6 млрд рублей квалифицировали как «причинение особо крупного имущественного ущерба собственнику имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения» (п. 2 ч. 2 ст. 165 УК РФ), а эпизод с уводом залога в 285 млн рублей компании «Маг-Строй» на 285 млн рублей — как злоупотребление полномочиями (ч.1 ст. 201 К РФ). Вину Алимов не признал, говорил — виноват лишь в том, что не объявил на весь мир об отсутствии капитала и необходимости отзыва лицензии, а пытался спасти банк.

Решение суда он не оспаривал и 8 марта 2017 года был этапирован из СИЗО-2 в ИК-19 на участок с режимом колонии-поселения. Уже летом этот колонист направил в суд ходатайство об УДО, которое в суде поддержала администрация учреждения ФСИН. Ее представитель рассказал, что нарушений за Алимовым не было. С апреля он был зачислен на хозработы — подмести двор, принести-унести, покрасить. По словам родных банкира, на свиданиях он рассказывал, что не раз приходилось и разгружать вагоны. Так что за время отсидки подкачался и похудел.

Действия Алимова по эпизоду с убыточными для «БТА» биржевыми сделками на 1,6 млрд рублей квалифицировали как причинение особо крупного имущественного ущерба собственнику имущества. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

К работе, по мнению администрации колонии, Алимов «относился добросовестно» и принимал «активное участие в благоустройстве территории исправительного учреждения». Уже летом этот зэк успел заработать два поощрения от администрации колонии. За что именно, ее представитель не уточнял.

Банкира ждут на новой работе

На заседании выяснилось, что больше половины своего срока (с учетом отбытого под арестом с ноября 2015-го) Алимов уже отсидел. Остался ровно 1 год 3 месяца 7 дней — до 24 ноября 2018 года. Причем некоторое ООО «Комплекс» уже известило администрацию колонии, что не позднее семи дней после освобождения Алимова с ним будет заключен контракт на должность замдиректора по финансовым вопросам и он будет обеспечен полным социальным пакетом. Ждет банкира и его семья — супруга и двое детей-дошкольников.

Чтобы дополнить положительных красок в характеристику личности осужденного в материалы дела приобщили выписки о пожертвованиях в 335 тысяч рублей в Русфонд, сделанных еще до посадки. Однако помощника Казанского спецпрокурора Алмаза Галиева больше интересовало погашение ущерба потерпевшим по делу Алимова. На фоне хрипов из динамика прозвучала фраза осужденного: «Потерпевший — банк».

Судья Александр Щелыванов уточнил — приговором гражданский иск «Тимер Банка» (ранее «БТА-Казань») в 1,9 млрд рублей не удовлетворялся, его оставили без рассмотрения. «Уведомлялась ли потерпевшая сторона о дате заседания по этому делу и, вообще, каково мнение потерпевших по освобождению Алимова?», — спросил представитель прокуратуры. Выяснилось — уведомления не было. В том числе и потому, что в приговоре не указано, что потерпевшие изъявили желание быть в курсе всех изменений в судьбе отбывающего наказание. Тогда Галиев попросил без нынешних управленцев «Тимер Банка» ходатайство Алимова не рассматривать. Но суд решил не затягивать рассмотрение. К тому же выяснилось, что за время отсидки банкира потерпевший сменился. По данным защиты, теперь это Агентство по страхованию вкладов.

Качество связи оказалось таким, что понять выступление Руслана Алимова было невозможно. realnoevremya.ru/Ирины Плотниковой

«Секретный» процесс по иску банка к банкиру

В освобождении зэка помощник Казанского спецпрокурора просил отказать, считая его преждевременным. «Да, Алимов не допускал нарушений [в период отбывания наказания] и имеет два поощрения, но это не свидетельствует об отсутствии его общественной опасности и достижении цели перевоспитания», — сказал он, добавив, что меры по добровольному возмещению ущерба осужденный не принимал.

Адвокат Александр Павлов обратил внимание суда, что достойным свободы Алимова признали руководство и эксперт-психолог колонии. К концу заседания видеосвязь чуть улучшилась, и слова Алимова стали понятней. Он сказал, что 15 месяцев провел практически в тюремных условиях СИЗО, хотя должен был находиться под домашним арестом, но «органы прокуратуры пропустили это нарушение».

Вернувшись из совещательной комнаты Щелыванов огласил решение об УДО Алимова, сообщив, что оно может быть оспорено в течение 10 дней. Прокуратура намерена воспользоваться этим правом. Напомним, недавно тот же Приволжский райсуд Казани прогремел на всю страну, освободив на 18 с половиной лет раньше срока больного грузинского вора «в законе» Резо Бухникашвили. То решение суда тоже обжаловалось, но вступило в силу через полтора месяца, после рассмотрения Верховным судом РТ. А вскоре «Пецо» оказался за решеткой уже на Украине.

Защита Алимова желает оспорить решение Фемиды по гражданскому иску «Тимер Банка». realnoevremya.ru/Максима Платонова

Но вернемся к банкиру. Его защита тоже желает оспорить решение Фемиды. Правда, по гражданскому делу. 4 августа Ново-Савиновский райсуд Казани вынес решение по гражданскому иску «Тимер Банка» к Алимову. Причем, если верить адвокату Александру Павлову, сделано это было втайне от него и его подзащитного: «В мае рассмотрение этого дела было приостановлено, а о том, что его возобновили, нас никто не известил. В итоге было вынесено заочное решение, которое нам до сих пор не предоставлено». На сайте суда указано, что иск банка к Алимову «удовлетворен частично». В какой части, суд информировать журналистов отказался.

Ирина Плотникова

Новости партнеров