Подсудимый экс-зампред «БТА-Казань» Руслан Алимов: «Обвинение основано на домыслах, предположениях и выводах»

Казанский банкир не хочет сидеть за неудачные биржевые сделки и необеспеченный кредит

Подсудимый экс-зампред «БТА-Казань» Руслан Алимов: «Обвинение основано на домыслах, предположениях и выводах»
Фото: realnoevremya.ru/Ирина Плотникова

На старте судебного процесса обвиняемый в мошенничестве на 1,9 млрд рублей Руслан Алимов заявил — «хищений не было», представитель потерпевшего рассказал о спасении «БТА» от банкротства, а судья выяснил, как на акциях «Лукойла» и «Газпрома» можно потерять миллиард. «Реальное время» предлагает читателям эксклюзивный репортаж с заседания.

Юрист Мусина стал представителем потерпевшего банка

Рассмотрение дела Руслана Алимова сегодня начал зампред Ново-Савиновского райсуда Казани Марсель Ахметшин. Старт процесса отложился на три месяца. Поначалу материалы направлялись в Московский райсуд, однако его судьи дружно взяли самоотвод. На том лишь основании, что банк «БТА-Казань» («Тимер Банк») находится на территории Московского района, а обвиняемый ранее занимал в этом банке пост председателя правления и может воздействовать на суд. Случай беспрецедентный, но Верховный суд РТ согласился изменить подсудность.

На заседание 41-летнего подсудимого привели за руку, прикованную наручниками к сотруднику полиции. Под арестом бывший топ-менеджер банка, отец двух детей, находится с декабря 2015 года. Видимо, поэтому в суд он пришел не в костюме, а в джинсах. В коридоре его встречали адвокат и родственники — супруга, младший брат и дядя. Последний сказал «Реальному времени», что в виновность племянника не верит: «Если бы он украл такие деньги, уж мы бы знали...».

На протяжении предварительного следствия защиту Алимова осуществлял казанский адвокат Александр Коган, однако позже обвиняемый сделал ставку на адвоката из Чувашии Александра Павлова. Потерпевшим по делу банкира признан «Тимер Банк», однако его новых руководителей на заседании не было. Доверенность представлять интересы потерпевшего получил молодой гендиректор и соучредитель юрфирмы ООО «ТФБ Старт» Дамир Низамов. Аббревиатура ТФБ не случайна — вторым соучредителем ООО с долей 80% является председатель правления «Татфондбанка» Роберт Мусин. И именно ему в свое время доверили проводить санацию «БТА-Казань».

Версия обвинения: хищение в сговоре с неустановленными лицами

Гособвинение представляет помощник прокурора Ново-Савиновского района Константин Чуприн. Чтобы огласить фабулу двух эпизодов мошенничества в особо крупном размере, ему понадобился почти час. В первом эпизоде фигурирует 1 млрд 626 млн рублей. По версии обвинения, эти деньги с сентября 2011 года по октябрь 2014 года по указанию Алимова перечислялись траншами по 50—100 млн рублей на брокерский счет московской компании ООО «АТОН» (доля 99,5% у «Атон Файнэншл Холдинг» на Каймановых островах, 0,5% — у основателя «АТОНа» Евгения Юрьева). «В последующем по указанию Алимова брокером совершены операции [покупки-продажи акций, — прим.ред.], в результате которых банк понес убытки», — констатировал Чуприн. А еще сообщил: вопреки инструкциям Банка России, решение об отчислениях в «АТОН» Алимов принимал и после того, как размер собственных средств банка упал ниже порогового значения в 10%. А это могло повлечь запуск процедуры банкротства. По версии обвинения, хищение вип-банкир совершил в пользу третьих лиц, вступив при этом в преступный сговор с неустановленными следствием гражданами.

Во втором эпизоде фигурируют 285 млн рублей и также неустановленные следствием лица, которые «разработали план хищений средств из банка — получение кредитов под залог имущества с последующим выводом его из-под залога». Так, еще в 2007 году, за год до того, как Алимов занял пост заместителя председателя правления «БТА-Казань», банк выдал кредит ОАО «Татарское специальное научно-реставрационное управление» (далее — ТСНРУ) на строительство многоэтажного дома — одного из долгостроев «Свея». Кредит и проценты по нему на общую сумму 200 млн рублей ТСНРУ в полном объеме не погасил, а в 2009-м обязательства по возврату этого займа в 200 млн рублей были переданы еще одной компании Рашида Аитова — ООО «Маг-Строй». Причем банк выдал под залог имущества поручителей «Маг-Строя» еще 85 млн рублей. Под залог, в частности, попал производственный комплекс и насосная станция в Чувашии, баня и котельная в Верхнеуслонском районе и земельный участок в 26 тысяч квадратов в Казани на улице Дементьева.

С сентября 2012 года по декабрь 2013 года «неустановленные лица при неустановленных следствием обстоятельствах ввели Алимова в курс совершаемых преступлений и вступили с ним в сговор», «Алимов, злоупотребляя своими полномочиями, обратился к знакомому Тагирову с просьбой стать номинальным директором ООО «Омега-Арт», а дальше вынес на кредитный комитет [банка, — прим.ред.] предложение о переводе долга «Маг-Строя» на «Омега-Арт», — продолжил гособвинитель. Кредитный комитет с руководством согласился, и из под залога ушли и вышеназванные объекты, и нежилые помещения в недостроенных домах ЖК «Золотая середина». А кредит так и не был погашен.

Подсудимый получил «желтую» карточку

«Обвинение полностью не признаю, ваша честь! Ни по одному из эпизодов», — сообщил суду из стеклянной клетки-аквариума Руслан Алимов. Свое отношение к обвинению он расписал на четырех листах, но все зачитать не успел. «Виновным себя не признаю, так как никаких преступлений я не совершал, а все обвинения являются вымышленными, основаны: на домыслах, предположениях и выводах, никоим образом не соответствующих действительности; на игнорировании сведений, доказывающих мою невиновность; на недостоверных показаниях и сведениях», — выступил подсудимый.

По эпизоду с акциями банкир дал понять, что убыточные сделки сами по себе состава преступления не образуют. «В предъявленном обвинении нет ни одного сведения, ни то что доказывающего, но даже показывающего на хищение!..», — заявил он, отметив, что ни время, ни место, ни сумма хищений в обвинении не указаны. «Если кто-то подумает, что следствие не предприняло усилий, чтобы выявить и доказать хищение, то они будут не правы. Так как следствием были направлены запросы на биржу ММВБ о всех сделках банка, и получены ответы — банк не совершал нестандартных сделок, все сделки были совершены на рыночных условиях», — на этих словах председательствующий судья Марсель Ахметшин в очередной раз оборвал обвиняемого, объяснив, что тот забегает вперед, переходя к даче показаний и оценке доказательств, которые суд пока не исследовал.

Алимов дважды пытался продолжать, игнорируя слова судьи, и в итоге схлопотал предупреждение: «Будете нарушать порядок — процесс проведем без вас». После краткого перерыва процесс продолжился допросом представителя потерпевшего. Дамир Низамов сообщил, что ущерб банку не возмещен, в связи с чем заявлен гражданский иск к подсудимому. Первым вопросы потерпевшему стал задавать сам подсудимый. Алимов поинтересовался убытками «БТА-Казань» и услышал, что у банка были кредиты, которые обслуживались плохо, некачественно — это установлено Агентством по страхованию вкладов. Если банк считает похищенным кредит в 200 млн рублей, то почему об этом не сообщалось правоохранительным органам и не допрашивали представителей компании ТСНРУ, которой в 2007 году перечислялись деньги? Задался вопросом подсудимый: «Что это за такие гениальные мошенники, что даже гендиректор и главбух компании не знают, что у них со счетов похищено 200 млн рублей?».

— Каждый будет отвечать за себя, — ответил Низамов.

— Я не вижу здесь предмета хищения, я не похищал, — продолжил подсудимый.

— Зачем вы об этом потерпевшему рассказываете? Вы мне об этом расскажите, — сказал Алимову судья и в ответ на возражения строго напомнил: второе замечание, и последует удаление.

Спасать банк пришлось бы в любом случае?

После этих слов вопросы к потерпевшему у подсудимого закончились. И в дело вступил его адвокат Александр Павлов: «В тот период в обвинении фигурируют четыре проблемных кредита — примерно на 1,8 млрд рублей — больше, чем в обвинении моему подзащитному, погашены ли они?» — «Нет», — отвечал Низамов. «Так от каких действий — от биржевых операций или неплатежей по кредитам — возникли тяжкие последствия у банка?» — «От всего в совокупности». «Возбуждено ли дело по невозврату кредитов?», — наседал адвокат, но услышал в ответ, что у Низамова «нет информации об этом».

— Какие ценные бумаги покупались? — спросил судья.

— Акции, облигации, в основном «Лукойл», «Газпром», — отвечал гендиректор «ТФБ Старт» — представитель потерпевшего.

— Они что, неликвидными являются?

— Ликвидными. Но было много сделок, когда покупалось дороже, а продавалось дешевле, а банк нес убытки.

Далее Низамов сообщил, что считает незаконными действия Алимова по снятию залога с имущества после перевода долгов «Маг-Строя» на «Омегу-Арт» и считает, что председатель правления не должен был выполнять решение кредитного комитета, если оно противоречило интересам банка, ведь в результате кредитное учреждение деньги так и не вернуло. К слову, в ходе следствия был наложен арест на 23 объекта недвижимости, ранее выбывшей из-под залога.

— В результате действий Алимова какие последствия наступили для банка? Банкротство было или еще что? — спросил судья Ахметшин.

— Только за счет того, что государство вмешалось и оказало помощь, банк был спасен, — признал Низамов.

— А если бы в 2014 году кто-то взял и отдал 1,6 млрд рублей, это бы спасло банк? — спросил адвокат обвиняемого.

— Не могу сказать, спасло бы это банк в целом. Но, соответственно, у государства можно было бы меньше взять на 1,6 миллиарда, а эти деньги отдать вкладчикам…

— А 1,6 миллиарда рублей — это какая часть от общего капитала банка? — решил выяснить судья.

— На момент прихода Агентства по сохранению вкладов у банка был отрицательный капитал.

— То есть в тот момент у банка вообще ничего не было?

— Да.

Также представитель потерпевшего сообщил, что фактически в «пограничном состоянии» банк находился с осени 2011 года, уже тогда началось нарушение финансовых нормативов. «Но фактически банк просуществовал еще три года», — подытожил адвокат. После чего судья объявил перерыв. Следующее заседание намечено на завтра.

Ирина Плотникова, фото автора

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров