Спаситель «Тимер Банка» стал гирей на его шее

Убытки и возможное банкротство «Новой нефтехимии» могут привести к коренному изменению ситуации вокруг кредитной организации

Спаситель «Тимер Банка» стал гирей на его шее
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

«Новая нефтехимия» — в прошлом базовая компания империи Роберта Мусина — отчиталась о серьезных убытках по итогам 2016 года. Параллельно кредиторы жаждут ее банкротства. Иск о личном банкротстве подали и на самого Мусина, находящегося под арестом. В этих условиях под угрозой оказываются живые активы, оставшиеся у компании: «ТФБ Финанс» и «Тимер Банк». Возможное банкротство «Новой нефтехимии» как минимум предрекает приход новых собственников, но эксперты сомневаются, что сейчас найдутся иные потенциальные акционеры для «Тимера», кроме АСВ. Подробности — в материале «Реального времени».

3,3 млрд убытков и долги почти на 9 млрд

Одна из ключевых компаний бизнес-империи Роберта Мусина — ООО «Новая нефтехимия», кажется, уже потерпела финансовый крах. С одной стороны, ее выручка в 2016 году, по сравнению с 2015 годом, снизилась на 0,7 млрд рублей и составила 4,7 млрд рублей. Валовая прибыль -1 171 млн рублей. Прибыль от продаж повысилась по сравнению с 2015 годом и составила 158 млн рублей.

Однако по итогам года чистый убыток компании составил 3,3 млрд рублей. Для сравнения, в 2015 году компания получила прибыль в размере 440 млн рублей.

Долгосрочных кредитов у компании нет, но краткосрочных — на 7,51 млрд рублей. Кроме того, имеется и кредиторская задолженность на 1,15 млрд рублей. То есть совокупные краткосрочные обязательства компании тянут на 8,66 млрд рублей

При этом уставный капитал компании составляет 4,35 млрд рублей. Добавочный капитал — фактически в размере убытков (3,33 млрд).

Убытки «Новой нефтехимии» могут послужить веским доводом в арбитраже, где скоро стартует дело о ее банкротстве. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Идут на банкротство

Убытки «Новой нефтехимии» могут послужить веским доводом в арбитраже, где скоро стартует дело о ее банкротстве. Иск был подан еще в середине июля, но дело приняли к рассмотрению только 1 августа. Правда, сумма иска скромная — 411 тыс. рублей. Но если учесть все обязательства компании, то требования легко могут вырасти в разы.

Дело инициировало ООО «Производственная компания «КамПолиБэг» из Елабуги, которое само находится в стадии ликвидации с июня 2017 года. Узнать его бенефициаров сложно: схема владения закольцована. ООО «ПК «КамПолиБэг» принадлежит другой елабужской компании — ООО «ТК «КамПолиБэг», которая находится в стадии ликвидации с мая этого года. Последняя, в свою очередь, принадлежит своей же дочке «ПК «КамПолиБэг».

Кроме «Новой нефтехимии», на банкротство идет и ее основной бенефициар — Роберт Мусин, экс-предправления «Татфондбанка», арестованный и подозреваемый в мошенничестве. На его личное банкротство подал сам «Татфондбанк» в лице конкурсного управляющего, Агентства по страхованию вкладов (АСВ), 1 августа. Мусину предъявляют долги в 16,79 млрд рублей.

На личное банкротство Мусина подал сам «Татфондбанк» в лице конкурсного управляющего, Агентства по страхованию вкладов (АСВ), 1 августа. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Банкротство «Новой нефтехимии» окончательно передаст «Тимер Банк» АСВ?

В случае банкротства «Новой нефтехимии» кредиторы придут и за ее активами. Сейчас, согласно данным системы «Спарк-Интерфакс», компания числится в собственниках банкротящегося «Татагропромбанка» (47%) и инвестиционной компании «ТФБ Финанс» (6%). Если ТАПБ сейчас сам в стадии ликвидации и взять с него нечего, то «ТФБ Финанс», несмотря на уголовное дело в отношении ее топ-менеджеров, свою коммерческую деятельность продолжает. По итогам 2016 года компания получила выручку от продаж в размере 10,62 млрд рублей и зафиксировала чистую прибыль — 21,99 млн рублей.

Кроме того, «Новая нефтехимия» владеет 100% ПАО «Тимер Банк» (по крайней мере, по состоянию на 30 июня 2017 года, и сообщений о смене собственников после этого на сайте раскрытия информации не публиковалось). Хотя кредитная организация находится под управлением АСВ, свою деятельность она продолжает. Понять финансовое состояние «Тимер Банка» сейчас практически невозможно: осенью 2016 года банк скрыл отчетность. Поэтому неизвестно, что изменилось за год. По состоянию на 1 ноября 2016 года капитал «Тимер Банка» составлял 2,1 млрд рублей. Активы банка — 31,4 млрд рублей. Кредитный портфель — 16,5 млрд рублей. Вкладной портфель — 10,5 млрд рублей. Последние новости о «Тимер Банке» — все чаще о тяжбах АСВ с самим же АСВ, представляющим интересы «Тимера» и ТФБ, а также о закрытии офисов.

Что планирует делать нынешнее руководство банка в условиях грозящего собственнику банкротства — неизвестно. АСВ к моменту публикации материала прокомментировать ситуацию не смогло. Дозвониться до «Новой нефтехимии» не удалось: казанский телефон отключен, по московскому номеру (компания регистрировалась в Москве) никто не отвечает, а сам номер указан сразу для нескольких компаний.

— Что происходит с имуществом банкрота? Оно поступает в общую конкурсную массу и потом каким-то образом реализуется — посредством аукциона или другим способом, — рассуждает Максим Осадчий, начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования. — В том числе акции «Тимер Банка» будут выставлены на продажу, и кто-то их купит. Состояние, в котором сейчас «Тимер Банк» находится (с учетом того, что этот санируемый банк еще в прошлом году перестал раскрывать свою отчетность на своем сайте и сайте ЦБ), наверное, оставляет желать лучшего. В подобных случаях у некоторых банков возникали не только убытки, но даже и дыры в балансах. Посмотрим, какая ситуация будет у несчастного «Тимер Банка», который второй раз «попадает»: первый раз — из-за своих хозяев из БТА, второй — из-за «художеств» Мусина. Посмотрим, что от него осталось. В такой ситуации акции могут перейти к АСВ.

Дмитрий Семягин, Фаиль Гатаулин

Новости партнеров