АСВ бьется с Госжилфондом за еще один актив «Татфондбанка» почти на 1 млрд рублей

Агентство не верит в перевод долга фонда по кредитам ТФБ на «Тимер Банк» и требует признать сделку недействительной

АСВ бьется с Госжилфондом за еще один актив «Татфондбанка» почти на 1 млрд рублей
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

Агентство по страхованию вкладов продолжает отвоевывать активы «Татфондбанка», отменяя спорные сделки с другими организациями. В этот раз в прицел АСВ попал Госжилфонд при президенте республики. Агентство требует от ГЖФ вернуть долг по кредитам ТФБ, выданным фонду в прошлом году. Госжилфонд заявляет, что перевел задолженность на «Тимер Банк». Однако АСВ не признает соглашение о переводе и просит суд отменить его. В татарстанском арбитраже между сторонами развернулась борьба почти за 1 млрд рублей. Подробнее — в материале «Реального времени».

Где оригинал о переводе долга?

Агентство по страхованию вкладов требует взыскать с Госжилфонда почти 1 млрд рублей долга. На эту сумму в январе и феврале прошлого года «Татфондбанк» выдал Госжилфонду кредиты. Фонд уверяет, что перевел долг «Тимер Банку», но агентство не признает это соглашение. «Тимер Банк» проходит по делу третьим лицом. Однако сегодня его представители в суд не явились. Судья поинтересовался у представителя АСВ почему, ведь агентство выступает временной администрацией и в «Тимере». Но тот не смог пояснить неявку своего коллеги: мол, у них «совершенно разные сотрудники».

Представитель Госжилфонда попросил приобщить к материалам дела отзыв на иск и приложение к нему — это копия соглашения о переводе долга от ГЖФ к «Тимеру». Представителя АСВ копия не устроила:

— Мы хотели бы увидеть оригинал соглашения по переводу долга, потому что его нет ни в «Татфондбанке», ни в «Тимер Банке». По документам ТФБ данное соглашение не проходит, поэтому и должником числится ГЖФ. Соответственно, у нас предложение ответчику — предъявить оригинал соглашения, чтобы подтвердить, что оно существует.

По словам представителя истца, агентство пыталось получить от ГЖФ оригинал документа еще в досудебном порядке, но в ответ также пришла только копия. Ту же просьбу озвучили и на предыдущем слушании, и ответчик снова пообещал подготовить оригинальное соглашение к следующему заседанию.

Все сделки между «Татфондбанком» и Госжилфондом представляют собой комбинацию в несколько ходов. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Соглашение о переводе долга отправят на экспертизу

Все сделки между «Татфондбанком» и Госжилфондом представляют собой комбинацию в несколько ходов. Представитель Госжилфонда рассказал суду их историю. Итак, версия ГЖФ: фонд и ТФБ заключили кредитный договор. Затем фонд и «Тимер Банк» подписали договор депозитный — «это два разных самостоятельных договора», уточнил ответчик. Впоследствии ТФБ, Госжилфонд и «Тимер» подписали соглашение о переводе долга.

— Согласно ему, по кредитному договору стороной вместо ГЖФ становился «Тимер Банк», по депозитному — вместо ГЖФ стал «Татфондбанк». Таким образом, был осуществлен перевод долга, — пояснил представитель фонда.

«Как все просто, оказывается», — улыбнулся судья. В ответ на это истец взялся пояснить нестыковки с соглашением о переводе долга. Мол, документ датирован концом зимы — началом весны 2016 года, однако до конца всего прошлого года «Тимер Банк» продолжал платить проценты по депозитным договорам в пользу Госжилфонда.

— И только лишь в марте 2017 года ГЖФ вернул процент по депозитным договорам «Тимер Банку» с пояснением, что депозит был переведен на «Татфондбанк», а долг — на «Тимер». В связи с этим и у конкурсного управляющего ТФБ, и временной администрации «Тимер Банка» есть обоснованные сомнения в наличии этого соглашения, — заявил представитель агентства.

Сомневаться АСВ будет до тех пор, пока ответчик не предъявит ему оригинал соглашения о переводе долга. Но если это и случится, агентство намерено подвергнуть документ экспертизе и будет принимать другие меры по возвращению оспариваемой суммы.

АСВ от лица «Тимер Банка» оспаривало несколько транзакций, в результате которых «Тимер Банк» остался должен 300 млн рублей «Татагропромбанку». realnoevremya.ru/Максима Платонова

Соглашение «назад в будущее»

По просьбе судьи истец уточнил, когда именно фонд получил деньги по кредитам ТФБ. По первому договору: 500 млн рублей — 3 марта 2016 г., по второму: 190 млн и 45 млн рублей — 2 марта 2016 г. и еще 115 млн рублей — 10 марта 2016 года.

— То есть еще деньги не поступили, а у вас уже соглашение о переводе долга? — обратился к ответчику судья.

— Законодательством предусмотрена возможность перевода прав и обязанностей, которые могут возникнуть в будущем, — парировал представитель ГЖФ.

— Да? — удивился судья. — Это где такое в законодательстве? Поясните, я всегда считал только по наступившим обязательствам.

Впрочем, это далеко не первая схема достаточно странной работы ТФБ, вскрытая после его краха. «Реальное время» также писало, как Роберт Мусин пытался спасти «Татфондбанк» с помощью «Тимера», не привлекая внимания ЦБ. АСВ от лица «Тимер Банка» оспаривало несколько транзакций, в результате которых «Тимер Банк» остался должен 300 млн рублей «Татагропромбанку». Операции нужны были, чтобы накачать ликвидностью рушившийся «Татфондбанк», а «Тимер», как заверяют его представители, использовался для отвода подозрений со стороны регулятора.

К следующей встрече представителю ГЖФ поручено представить оригинал соглашения о переводе долга, а истцу — возражение на отзыв.

По еще одной версии, чтобы помочь с достройкой проблемных домов «Свея». «Тимер Банк» должен был обеспечить резервами рискованные кредиты на завершение аитовских долгостроев. realnoevremya.ru/Ирины Плотниковой

Госжилфонд пострадал из-за «свеевских» долгостроев?

Существует еще одна версия, транслируемая источниками в АСВ и отдельными СМИ, о том, почему Госжилфонд ввязался в эту историю с кредитами в «Татфондбанке». Дескать, чтобы помочь с достройкой проблемных домов «Свея». «Тимер Банк» по требованию Центробанка должен был обеспечить резервами рискованные кредиты на завершение аитовских долгостроев в жилых комплексах «Золотая середина» и «Миллениум Сити».

Залоговым обеспечением этих займов якобы выступили три депозита ГЖФ на 812,7 млн рублей, которые фонд открыл в «Тимере». Затем эта сумма в виде межбанковского кредита как будто перешла в «Татфондбанк». А вот что достоверно известно, что ТФБ после этого выдал Госжилфонду кредиты на сумму 500 млн рублей (январь 2016 г.) и 350 млн рублей (февраль 2016 г.), т.е. примерно на ту же сумму, на какую были депозиты, и даже с прибавкой. Однако фонд уверяет, что передал долг по этим кредитам в «Тимер Банк».

Василя Ширшова

Новости партнеров