Аресты по делу «ТФБ Финанс»: «Мещанов — сам пострадавший вкладчик, у него 12 млн сгорело»
Свидание в храме Фемиды, отвод судье и 2,5 тысячи подписей за свободу обвиняемым
Под стражей еще на три месяца оставил казанский суд экс-зампреда «Татфондбанка» Сергея Мещанова и двух его коллег из «ТФБ Финанс», обвиняемых в причастности к хищению вкладов. О том, как их родственники пробивались в зал и пытались «вытащить» своих сбором подписей за освобождение, адвокаты сомневались в эффективности расследования дела и объективности суда, а сами фигуранты настаивали на допросах — в репортаже «Реального времени».
Арестованный Вальшин уволен, а потерпевших стало 1 840 человек
Заседания по ходатайствам ГСУ МВД по РТ о продлении арестов фигурантам дела «ТФБ Финанс» стартовали одновременно сразу в двух залах Вахитовского райсуда Казани. В первом под председательством судьи Айрата Галлямова рассматривали материал в отношении теперь уже экс-директора «ТФБ Финанс» Тимура Вальшина. Его адвокат Оксана Исаева просила суд приобщить документ, что Вальшин был уволен из «ТФБ-Финанс» с 5 мая 2017 года. Так что теперь опасения следствия, что он может уничтожить документы или оказать давление на кого-то из сотрудников, по мнению защиты, лишены смысла.
Майор юстиции Айгуль Гильфанова в поддержку своего ходатайства пояснила суду — предварительное следствие еще не завершено и не задержаны «иные лица, причастные к преступлению», так что оснований для изменения меры пресечения Вальшину не имеется. На вопрос судьи, есть ли у следствия сведения о причастности к преступлению иных лиц, Гильфанова ответила уклончиво: «Возможно». По ее словам, следствие намерено назначить судебно-бухгалтерскую и финансово-аналитическую экспертизы.
Куда за три месяца продвинулось следствие по делу о хищении вкладов, следователь не рассказала. Но, отвечая на вопрос судьи, назвала одну цифру: общее количество потерпевших по делу — 1 840 человек и большинство уже допрошены.
«Дело расследуется из рук вон плохо»
Адвокат Борис Рыбак защиту Вальшина начал с оценки выводов следствия. «Обвинения фантастические. Из банка, в котором в середине 2016 года была дыра в 100 млрд, эти кудесники смогли каким-то образом украсть еще два или четыре млрд рублей. В банке, в котором нет денег!», — изумился адвокат. Оглашенное следователем количество потерпевших расходится с данными обвинения, обратил он внимание суда. А еще раскритиковал защитник неспешность проведения экспертиз.
— Все, что мы слышали сегодня от следователя говорит об одном: дело расследуется из рук вон плохо. Сплошные проблемы следствия. Но при чем тут Вальшин? Почему он должен сидеть в тюрьме, ожидая, когда следствие соберет всех потерпевших? Полгода! Неужели за полгода нельзя оформить все необходимые процессуальные документы с потерпевшими? — возмутился Рыбак. — Говорят, надо изъять еще какие-то документы. Все изъято! Какие еще документы могут понадобиться через 6 месяцев?
Защитник уверен, что повлиять на события в «ТФБ Финанс» и «Татфондбанке» его клиент сейчас не сможет и попросил смягчить ему меру пресечения — хотя бы заменив реальный арест домашним. А Вальшин повторил свой прежний довод о законности деятельности «ТФБ Финанс» и регулярных отчетах в том перед Центробанком. А еще обвиняемый сказал, что следствию он и его коллеги как помогали, так и будут помогать.
Сотрудники «ТФБ Финанс» заступились за обвиняемых
Когда судья удалился в совещательную комнату, в зал заседаний попыталась войти группа поддержки Вальшина во главе с его матерью и супругой. На основную часть заседания они не попали — ждали приглашения войти от секретаря, но так и не дождались. Но в перерыве заседания пустить их в зал не захотели. Вооружившись аргументами об «открытом заседании» и отсутствии оснований для отказа, люди стали добиваться своего. В итоге сначала приставы разрешили войти только матери и жене Вальшина, остальным сказали: в зале мало место. Но люди продолжали настаивать, и люди в форме уступили.
Адвокат Исаева поймала взгляд Жанны Вальшиной и со свойственной женщинам проницательностью попросила коллегу чуть подвинуться на скамье. В образовавшийся просвет стеклянной «клетки» супруги смогли немного поулыбаться друг другу. Такое вот немое свидание прямо в зале суда.
Кстати, родные и близкие всех пятерых фигурантов дела собрали для суда подписи в поддержку топ-менеджеров «ТФБ Финанс». Больше 300 человек подписались под словами «о безупречных морально-этических качествах, высоком профессионализме и преданности интересам клиентов» Вальшина, Тимербаева, Мерзлякова, Мещанова и Абдульманова и просьбой освободить их из под стражи. Еще 388 подписей собрали под обращением в защиту именно Вальшина. Всего свои голоса в поддержку фигурантов дела «ТФБ Финанс» отдали 2,5 тысячи человек.
Сам экс-директор «ТФБ Финанс» на вопрос корреспондента «Реального времени» о вероятности положительного исхода заседания ответил с улыбкой: «Слабо верится». И оказался прав — суд оставил его под арестом до 2 октября 2017 года.
«Сами просим, чтобы с нами провели следственные действия»
После Вальшина в зал суда привели экс-начальника клиентского сервиса «ТФБ Финанс» Рустама Тимербаева. Увидев внутри почти два десятка родственников и друзей, толпящихся из-за нехватки сидячих мест в дальней части зала, арестованный расплылся в улыбке. Устроить такой сюрприз близким оказалось совсем не просто — понадобился еще один ожесточенный спор с приставами за право присутствия на заседании. Сначала добились пропуска самых близких, потом других родственников, после чего оставшиеся «слушатели» взяли зал суда «на абордаж», разместившись в дальней части помещения.
Адвокат Тимербаева Тахир Мансуров убеждал суд — аргументов следствия мало для продления ареста его подзащитному. Следователь Гильфанова настаивала на необходимости именно этой меры. Сам же обвиняемый рассказал: за три месяца в СИЗО лишь раз участвовал в следственном действии — по бухгалтерской экспертизе. Поставил перед экспертом свои вопросы, но следствие их не приняло, рассказал Тимербаев. По его словам, вместе с коллегами до ареста он пытался помочь клиентам организации. И продолжал бы эту работу, если бы был свободен.
— Оказать какое-либо влияние на свидетелей я не могу — они все уже допрошены, — подчеркнул Тимербаев. — Мы полностью сотрудничаем со следствием — нет ни одного отказа от следственных действий либо дачи показаний, напротив, мы сами хотим, чтобы нас допросили. Сами их просим, чтобы с нами провели следственные действия.
Решение суда обвиняемый встретил без эмоций, но, покидая зал, обратился к своей группе поддержке: «Всем спасибо! Всех люблю!». А вслед услышал: «Держись, правда за нами!».
Как защита Мещанова пыталась добиться отвода судьи
В соседнем зале ходатайство об отводе судье Алмазу Мухаметшину заявили защитники Сергея Мещанова, экс-зампреда ТФБ и вице-президента «Промсвязьбанка». Поводом послужил отказ Мухаметшина в рассмотрении жалобы защиты на действия следствия. Адвокаты Мещанова уже смогли добиться признания незаконным постановления о его объявлении в розыск — теперь оспаривают постановления о приводе и протокол задержания. Отказ Мухаметшина они оспорили в Верховном суде РТ, и тот вернул материалы в Вахитовский суд, но к другому судье.
Ну а материал о продлении ареста Мещанову продолжил рассматривать судья Мухаметшин, отказав защите по ходатайству о своем отводе. Кстати, в зал к этому судье группу поддержки обвиняемого пропустили спокойно.
Адвокаты подготовились — представили выписку из истории болезни 35-летнего клиента, подтверждающую хроническое заболевание поджелудочной железы, зачитали обращение коллег, друзей и родственников, представили ходатайство партнеров Мещанова — топ-менеджеров крупнейших российских банков и компаний с просьбами об освобождении. Сам бывший зампред ТФБ указал суду на множество уголовно-процессуальных нарушений, вновь заявив — следователи знали о его местонахождении, когда объявляли в розыск. О себе обвиняемый говорил почему-то в третьем лице:
— Если Мещанов является свидетелем, а потом меня делают обвиняемым и законным образом меня об этом не оповещают, вопрос: каким образом мы действуем? Какие-либо уведомления в мой адрес не поставлялись. И у суда, и следствия не было оснований полагать, что Мещанов скрылся.
Аскар Пономарев: «Когда мы говорим о ситуации с «Татфондбанком», надо понимать, что среди пострадавших вкладчиков находится сам Мещанов, у которого сгорели более 12 млн рублей». Фото Максима Платонова
Доводы следствия о возможности продолжения «преступной деятельности на свободе» Мещанов назвал безосновательными, а дело против себя — сфабрикованным. Сказал, что ни облигациями, ни инвестиционной деятельностью не занимался. «Сейчас, когда лицензия ТФБ отозвана, я тоже не смогу этим заниматься», — добавил он.
Адвокат Дамира Идрисова заявила суду: «Одна тяжесть предъявленного обвинения не может являться основанием для такой меры пресечения. Тем более причастность Мещанова к преступлению на сегодня не установлена». По ее словам, за бывшего зампреда «ТФБ Финанс» заступились и сами пострадавшие вкладчики. «Разобрались наконец-то кто виноват, эти люди сидят незаконно», — процитировала она их обращение.
Погорелец банка за решеткой
Второй защитник банкира Аскар Пономарев добавил, что его подзащитный является в этом деле скорее потерпевшим — семья лишилась 15 млн рублей.
— Когда мы говорим о ситуации с «Татфондбанком», надо понимать, что среди пострадавших вкладчиков находится сам Мещанов, у которого сгорели более 12 млн рублей. И его тесть пенсионер, у которого сумма потери составила 3 млн рублей, — отметил адвокат. — Это к тому, какое у него было понимание о ситуации в банке. Будучи заместителем председателя правления у него были все возможности, чтобы своевременно, аккуратненько эти деньги вывести…
Пономарев тоже критиковал работу следствия. По его мнению, все доказательства в деле свидетельствуют только о незаконном содержании под стражей его клиента.
— Как он может воспрепятствовать выемке документов или уничтожить их, остается загадкой, которую не могут разгадать и сами авторы ходатайства. Документы в «Татфондбанке» — в распоряжении конкурсного управляющего. Ничто не мешало и не мешает их истребовать. Возможность получить к ним доступ у Мещанова исключена, — отметил защитник и попросил освободить банкира или смягчить меру пресечения.
Прокурор же заявил — оснований для этого не видит, по его мнению, Мещанов может скрыться или оказать давление на свидетелей. В ответ на это адвокат Идрисова заметила — прокуратура потворствует беззаконию следствия. А еще призналась, что ей стыдно перед доверителем, «который ни за что сидит в «клетке». Тем не менее Мещанова оставили сидеть до 2 октября.
Ожидается, что в понедельник, 26 июня суд рассмотрит вопрос о продлении ареста еще двух обвиняемых финансистов — Илнара Абдульманова и Вадима Мерзлякова.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.