«Спартак» не переживет краха «Татфондбанка»?

3 миллиарда долгов потянули на дно главного обувщика Татарстана. Профсоюзы готовятся к защите интересов 300 работников

Казанская обувная фабрика «Спартак» и уже остановившаяся швейная фабрика «Адонис» все-таки пали жертвой финансового краха «Татфондбанка». После полугодовой агонии известный производитель массовой обуви подал заявление о своем банкротстве. Одновременно с ним последовали заявления о банкротстве ООО «Швейная фабрика «Адонис» и ее сбытовой структуры ООО «Торговый дом «Адонис». Правда, пока остается неизвестным процессуальное решение арбитражного суда о принятии/непринятии их к производству, но на самих «полуживых» предприятиях ждут запуска конкурсного производства и полной распродажи оставшихся активов. Подробнее в материале «Реального времени».

Эффект домино ТФБ

О роковой неизбежности банкротства двух «народных» предприятий заговорили сразу же, как только рухнул «Татфондбанк»: оба входили в его финансово-промышленную группу, а сам банк кредитовал «Спартак» и «Адонис» через управляющую компанию УК «Шуз Концепт».

Управляющая компания объявила о своем банкротстве еще в феврале этого года, фактически став спусковым механизмом для череды массовых банкротств ФПГ «Татфондбанка», но он заработал не сразу, позднее. Зато выстрелил с убойной силой: 20 июля арбитражный суд Татарстана зарегистрировал сразу шесть исковых заявлений, направленных на запуск процедуры банкротства ОАО «Обувная фабрика «Спартак» и ООО «Швейная фабрика Адонис». Обувная фабрика сама инициировала процесс банкротства, заявив сумму долга в 3,2 млрд рублей. Дополнительно к этому ООО «АСТ-Климат» отдельно предъявила им исковые требования на 338,7 млн рублей.

Но если обувщики из «Спартака» банкротятся по «собственному желанию», то есть сами подали заявление о признании ими несостоятельными должниками, то швейников «режут» кредиторы. Как следует из базы данных Арбитражного суда РТ, иск о признании несостоятельной ООО «Швейная фабрика «Адонис» и ее сбытовых структур ООО «Торговый дом «Адонис» и ООО «Реал Групп» подало некое ОАО «Адонис». Непосредственно к фабрике ОАО «Адонис» предъявило требования на 353,2 млн рублей, к «Торговому дому «Адонис» — на 330,6 млн рублей, а самая внушительная сумма в 1,17 млрд рублей выставлена к «Реал Групп».

Разница в процедурных особенностях банкротства в том, что «Спартак» в случае положительного исхода вправе будет сам назначать себе конкурсного управляющего, а «Адонису» его пришлют кредиторы. Это принципиальный момент, так как обе фабрики невольно могут угодить в конкурсную массу ТФБ. И чем она больше, тем лучше для АСВ. В настоящее время арбитражный суд еще не принял процессуального решения о принятии или непринятии исков к производству.

Если опираться на финансовые результаты фабрики «Спартак», то шансов избежать банкротства с суммой долга в 3,2 млрд рублей практически нет. Как следует из отчета фабрики за 2016 год, ОАО «ОФ «Спартак» произведено 240 тыс. пар обуви на сумму 442,8 млн руб. (без НДС), было отгружено 244 тыс. пар обуви на сумму 446,9 млн руб. (без НДС). Выручка составила 559 млн рублей, а чистая прибыль оказалась копеечной — всего 0,062 млн рублей. Зато вознаграждение единоличного исполнительного органа управления ОАО «Обувная фабрика «Спартак» — ООО «УК «Шуз Концепт» за 2016 год составило 2,6 млн рублей.

Ноу комментс

Руководство обувной фабрики «Спартак» отказалось комментировать ситуацию по телефону. PR-менеджер фабрики Регина Шарапова приняла вопросы корреспондента «Реального времени», но так и оставила их без ответа. Пресс-служба Министерства промышленности и торговли РТ попросила продублировать запрос в письменном виде на имя министра Альберта Каримова, пообещав ответить в установленный 10-дневный срок.

Одним словом, выяснить позицию руководства фабрики и чиновников по вопросу дальнейшего будущего предприятий не удалось. Возможно, она проявится после запуска процесса в арбитражном суде РТ.

«Спартак» пытался «закрыться» еще в декабре, но ему списали долги

От обувной фабрики «Спартак» уже пытались отвести «дамоклов меч» перед самым Новым годом. 27 декабря на сайте Центра раскрытия корпоративной информации появилась информация, что обувная фабрика «Спартак» объявит себя банкротом. 29 декабря у фабрики наступал срок выплаты процентов по банковским кредитам. Как следовало из сообщения, в связи с тем, что «Татфондбанк» ввел мораторий (ограничение) на удовлетворение требований кредиторов (займодателей) и блокировку счетов, то «Спартак» не сможет погасить задолженность и приостановит деятельность. Комментируя это событие, министр экономики Артем Здунов назвал тревогу ложной.

Комментируя блокировку счетов фабрики в «Татфондбанке», министр экономики Артем Здунов назвал тревогу ложной. realnoevremya.ru/Максима Платонова

«Есть сообщения не о банкротстве, а об угрозе банкротства, — уточнил Артем Здунов. — Поэтому задача нашей межведомственной группы (созданной для решения проблем клиентов ТФБ, — прим. ред.) нейтрализовать эти угрозы. Мы работаем с каждым персональным случаем, чтобы этого не допустить. И с предприятием «Спартак» (сообщившем о возможности банкротства, — прим. ред.) однозначно будет проведена такая работа. Поэтому в нашу межведомственную комиссию включены и представители министерства промышленности и торговли республики».

Продержавшись на обещаниях о помощи с полгода, обувщики все-таки пошли на плаху банкротства. Стоить добавить, что перед этим, как рассказывало «Реальное время», «Спартаку» уже была списана кредиторская задолженность на сумму 493 млн рублей. Этот факт был отражен в бухгалтерской отчетности фабрики, но без каких-либо пояснений. Зафиксированной осталась лишь эта цифра. Вероятно, что в ОАО «Обувная фабрика «Спартак» была похоронена часть денег ТФБ.

Зато за это время сразу несколько компаний, связанных со «Спартаком», вышли на банкротство. Еще 30 января заявление на собственное банкротство подало ООО «Примороссо». Однако 14 марта суд не нашел оснований для введения процедуры. «Примороссо» на 100% принадлежит ООО «Торговый дом «Золе» (очередной проект Роберта Мусина — розничная сеть обувных магазинов). ТД «Золе», согласно данным системы «Спарк-Интерфакс», на 80% принадлежит ООО «Спартак-Финанс» и на 20% — непосредственно фабрике «Спартак». Заметим, что ни одна из фабрик не имела собственного имущества и мощностей, а брала его в аренду у УК «Шуз Концепт».

Профсоюзы РТ: уведомлений об увольнении от «Спартака» нет, а с «Адониса» народ разбежался

Что делать работникам этих фабрик? По данным федерации профсоюзов Татарстана, на «Спартаке» сейчас трудится 300 человек, а о численности работников «Адониса» нет свежих данных. По словам председателя профсоюзов предприятий легкой промышленности Лилии Исхаковой, сейчас швейное производство практически остановлено. «Производство — оно близко к нулю. Может кто-то и работает кустарным способом, — говорит она. — Многие уволились по собственному желанию».

Гораздо драматичнее может сложиться ситуация на «Спартаке», так как в случае с введением конкурсного производства трудовые договоры утратят юридическую силу. «Да, условия могут сильно измениться — изменится работодатель», — говорит она. — Но пока конфликтных ситуаций между работодателем и трудовым коллективом нет, — подчеркивает она. — Жалко, что ведущее предприятие легкой промышленности банкротится, но мы держим ситуацию с соблюдением трудового законодательства под контролем. Знаю, что зарплату выплачивают».

По ее информации, речь о прекращении производства пока не стоит, поэтому работники продолжают трудиться. «По закону за два месяца до остановки предприятия должны уведомить работников об увольнении. Пока такого уведомления от руководства «Спартака» не поступало. Но ручаться за то, что будет дальше, она не стала. «Сейчас ситуация находится в подвешенном состоянии. Что будет дальше — будем смотреть», — резюмировала она.

Луиза Игнатьева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров