Сабантуй в Елюзани: от звезды Голливуда и экс-губернатора Аяцкова до совещаний муфтиев и мечты Минниханова

Как прошел всероссийский праздник Сабантуй в крупнейшем татарском селе мира

21—22 июля в крупнейшем татарском селе мира — Средней Елюзани Пензенской области — прошел 8-й всероссийский сельский Сабантуй. Колумнист «Реального времени» Ирек Биккинин делится с нашими читателями своими впечатлениями и наблюдениями с праздника.

Как обычно на современных Сабантуях, шли состязания по разным видам спорта, гремела музыка, танцевали, профессиональные и самодеятельные артисты исполняли татарские песни.

На подворьях нескольких районов Пензенской области с компактным проживанием татар — Белинского, Городищенского, Иссинского, Каменского, Кузнецкого, Лунинского, Лопатинского, Неверкинского, Пачелмского, Пензенского, Сосновоборского, Спасского, Шемышейского, а также Кукморского района Татарстана, выстроенных на просторном майдане Сабантуя, желающие могли попробовать блюда татарской кухни, узнать о традиционных ремеслах татарского народа.

Многих поразил чак-чак весом в 100 килограммов, который выставили на подворье Городищенского района, где и расположено село Средняя Елюзань.

Звезда Голливуда на Сабантуе

Многие с удивлением обнаруживали, что рядом с ними осматривает подворья районов и болеет за спортсменов и звезда Голливуда. Это был актер Олег Тактаров, чемпион мира 1995 года по смешанным единоборствам по версии UFC, прогуливающийся по майдану Сабантуя вместе со своим дядей Николаем Тактаровым, возглавляющим центр занятости населения Пензы. Некоторые не терялись: так сказать, ловили момент и фотографировались с известным спортсменом и актером.

Открытие Сабантуя

Сабантуй открывали глава Пензенской области Иван Белозерцев и президент Татарстана Рустам Минниханов. Каждый из них при этом наградил по несколько татар из Пензенской области, так или иначе проявляющих себя в делах по развитию татарских сел и татарской культуры.

Рустам Минниханов сказал: «Сегодня организован прекрасный праздник на этой благодатной пензенской земле. Мне очень радостно, что моя мечта тоже сбылась — мне все время говорили, что есть самая большая татарская деревня. И сегодня мы имели честь здесь и школу открыть, и мечеть посетить, и вот вместе с вами ознакомиться с площадкой Сабантуя. Сабантуй — это наша традиция, это наша гордость, это наш самый любимый праздник. Мы, татары, проводим его в 59 регионах России и в 32 странах мира. Конечно, это праздник не только для татар и башкир, это праздник для всех. Но здесь основная суть — показать самобытность нашего татарского народа. Поэтому всех вас поздравляю с праздником Сабантуй, хорошего нам праздника. Спасибо вам всем. Барыгызга да исәнлек-саулык, Сабан туйларыбыз матур үтсен, гел бергә-бергә очрашырга насыйп булсын. Рәхмәт сезгә, бәйрәм белән».

Для Аяцкова места не нашлось

Некогда весьма известный и харизматичный политик, экс-губернатор Саратовской области, Дмитрий Аяцков скромно стоял рядом с трибуной с козырьком, где сидели вип-персоны: туда его не пускали — нет мест.

Школа и садик

С утра 22 июля в Средней Елюзани было открыто новое здание, в котором расположились два образовательных учреждения — детский сад, рассчитанный на 150 детей, и начальная школа на 200 учеников.

В открытии участвовали президент Татарстана Рустам Минниханов и глава Пензенской области Иван Белозерцев.

Минниханов заявил, что всегда хотел посетить село Средняя Елюзань, о котором он много слышал: «Сегодня, в день проведения всероссийского сельского Сабантуя, нам представилась такая возможность. Сейчас мы присутствуем на церемонии открытия замечательной школы и детского сада. Дети — это самое главное. Поэтому очень важно создавать необходимые условия для получения качественного образования».

В Соборной мечети Средней Елюзани

Руководители Татарстана и Пензенской области также перед началом торжественного открытия Сабантуя посетили прекрасную новую Соборную мечеть Средней Елюзани, общались с мусульманским активом — имамом-мухтасибом Рифатом Абузяровым, муфтиями Ислямом Дашкиным и Мукаддасом Бибарсовым и другими.

Победители

На Сабантуе было множество конкурсов и соревнований, но, естественно, самыми зрелищными были скачки и борьба «көрәш», а также лазанье на столб.

На скачках победила лошадь среднеелюзанского фермера Хафиза Янгуразова, который получил приз от главы Пензенской области Ивана Белозерцева — автомобиль «Нива».

Абсолютным батыром стал татарский борец Муса Галлямов из Республики Марий Эл, чемпион России по борьбе «көрәш». Он получил автомобиль «Лада Гранта» — приз от президента Татарстана Рустама Минниханова.

На 21-метровый столб Сабантуя первым смог залезть Наиль Востряков из села Нижняя Елюзань.

Организация Сабантуя

Слаженная работа аппарата исполкома Всемирного конгресса татар (ВКТ, Ринат Закиров), администрации Пензенской области (Иван Белозерцев), сельской администрации Средняя Елюзань (Рушан Гурдин), ДУМ Пензенской области (Ислям Дашкин), Национально-культурной автономии татар Пензенской области (Бакир Акжигитов) способствовала тому, что Сабантуй оставил хорошее впечатление.

Понятно, что со стороны Татарстана участвовал не только Всемирный конгресс татар, но и власти республики, задействовавшие немалые финансовые, материальные и людские ресурсы.

Работы над обустройством майдана Сабантуя начались еще весной: выделили участок размером в 30 гектаров, начали проводить туда электричество, воду, привезли из Кукморского района Татарстана комплекс новеньких деревянных домиков и собрали их, построили подворья для тех районов Пензенской области, где компактно живут татары, заасфальтировали дорожки между местами проведения конкурсов, установили сцены для выступлений, обустроили парковки для тысяч автомобилей, обнесли громадный майдан переносными металлическими ограждениями и т. д.

На пензенских сайтах можно прочитать комментарии местных жителей, удивляющихся тому, что правительство области оказалось способным провести такое большое мероприятие без сучка и задоринки. Действительно, на Сабантуе были тысячи местных жителей — из разных татарских сел, а также из русских и мордовских населенных пунктов. Здесь можно было ходить весь день — смотреть конкурсы, слушать концерты на двух сценах, можно было купить еду, напитки, мороженое. Организаторы также установили в конце майдана свыше 40 биотуалетов. Недостаток был один — мало лавочек и скамеек, где можно было бы посидеть и отдохнуть.

Ислам и татарский Сабантуй

Известно, что первоначально Сабантуй был заимствован предками казанских татар у угро-финнов Поволжья как языческий ритуальный праздник первой борозды. Естественно, он проводился в разных селах в разные дни, так как поля сохнут с разной скоростью и могут быть готовы для пахоты с разницей в несколько дней. Женщины не принимали участия в этом празднике. Земледельцы просили у земли дать им много плодов и ждали большого урожая.

Земля при этом воспринималась как женщина, которая должна была родить много красивых и крепких детей. А для этого нужен успешный мужчина — быстрый, ловкий и сильный. Поэтому в день первой борозды устраивались соревнования на скорость — бегали наперегонки, в разных играх выявлялись самые ловкие, а в борьбе и других силовых состязаниях определяли самого сильного мужчину данного села — абсолютного батыра.

Этот батыр брался за ручки плуга, а остальные победители тянули плуг — так проводили первую борозду данной весны. Это символизировало процесс дефлорации земли как женщины. В первую борозду бросали семена растений, а также сырые куриные яйца, и засыпали землей.

Лазанье на столб являлось пережитком фаллического культа и одновременно выявляло выносливых, крепких мужчин небольшого веса. А конные скачки были введены тюрками Поволжья, у местных угро-финнов такого не было.

Женщины в Сабантуях того доисламского времени и вплоть до конца XIX века в Сабантуях не участвовали, наблюдали только издалека.

После принятия булгарами ислама началась борьба мусульманского духовенства против Сабантуя, однако этот ритуальный праздник не исчез, а только постепенно утратил языческое, ритуальное содержание. Теперь никто не помнит, что праздник проводился сразу после подсыхания первого поля. Ученые-этнографы считают, в составляющих частях современного Сабантуя уже нет элементов языческих ритуалов.

Муфтий Ислям Дашкин, Коран-хафиз (на фото слева): «Это не праздник какой-то религии, с точки зрения шариата. У Сабантуя сейчас нет никаких признаков какой бы то ни было религии. Суть этого праздника сейчас — общение людей»

Наши имамы не боролись против Сабантуя

Вот что сказал по этому поводу Юсеф-хазрат Бибарсов, член оргкомитета Сабантуя, ответственный за работу с мусульманскими духовными деятелями, приглашенными из других регионов:

«У нас, мишарей, традиции проведения Сабантуя не было вплоть до советского времени, поэтому наши имамы и не боролись против него. Наши отцы и деды говорят, что первые Сабантуи в наших краях начали проводить с 1950-х годов, с инициативы областных властей. Да, есть такие мусульмане, кто категорически против участия в Сабантуе, утверждая, что здесь смешиваются мужчины и женщины, здесь могут быть пьяные, здесь громко звучит музыка, здесь поют, танцуют, что это языческий обряд. Но мы считаем, что сейчас никакого язычества в данном празднике нет, осталось только национальное — сейчас это праздник общения односельчан и земляков. Поэтому наша задача — не отрываться от народа, а использовать этот праздник для призыва людей к исламу. У нашего духовного управления на Сабантуе свой шатер — это большая казахская юрта. Здесь мы будем принимать приглашенных мусульман из других регионов, здесь будет сначала чаепитие, а потом, в два часа после полудня — будет обед, где основным блюдом станет казахский бешбармак, тесто для которого привезли из Казахстана, из Актобе».

Позицию Духовного управления мусульман Пензенской области относительно Сабантуя обосновал муфтий Ислям Дашкин, Коран-хафиз: «Это не праздник какой-то религии, с точки зрения шариата. У Сабантуя сейчас нет никаких признаков какой бы то ни было религии. Суть этого праздника сейчас — общение людей. Например, мы принимаем участие в установленных правительством праздниках, не имеющих никаких религиозных признаков — Дне народного единства, Дне семьи, Дне защиты детей, и других праздниках. Мусульманские алимы говорят, что в этом нет никакой проблемы, так как эти мероприятия порождают и укрепляют дружеские отношения между людьми. Да, есть мнение, что изначально Сабантуй был языческим ритуальным праздником, но сейчас тут нет ничего языческого. Ведь когда-то и внутри Каабы и вокруг нее стояли 360 идолов. Наш пророк не сразу потребовал убрать эти идолы, он и сам совершал тауаф вокруг Каабы, когда там еще были идолы. Пророк действовал мудро — он не рубил сплеча, он ставил задачи и выполнял их. Есть взять также холмы Сафа и Марва, где сейчас проходят исламские обряды хаджа, там тоже раньше стояли идолы. Когда ислам победил, все идолы были убраны, но эти места — и Кааба, и Сафа, и Марва — сохранили свои наименования и остались местами поклонения, но теперь уже ислама.

То есть бывшие ранее языческими культовыми местами Кааба, Сафа и Марва остались также культовыми местами, но изменилось их содержание.

Так и Сабантуй — здесь нет признаков религии: нет жертвоприношений, нет чтения каких-то формулировок, нет каких-то особых действий. Поэтому сейчас это чисто национальный праздник, и люди собираются с целью общения. Поэтому нет никаких проблем в нашем участии в Сабантуе. Ведь даже несомненно запретное вино, если оно путем скисания превращается в уксус, уже можно использовать для приготовления пищи. Также и слово «кофе» в арабском означает «хамр», т. е. опьяняющий напиток. Но разве мы можем сказать, что нельзя пить кофе только на основании смысла его названия? Нет. Название напитка осталось, но его содержание изменилось. Так и с Сабантуем — название осталось, а содержание изменилось. Современные мусульманские алимы не видят греха в участии в тех праздниках, которые не носят признаков других религий. Да, здесь громкая музыка, но продажи алкоголя здесь нет. Да, здесь ихтилят, то есть совместно находятся много чужих друг другу мужчин и женщин. Но все это есть и во время каких-то поездок, в торговых центрах, в аэропортах и на вокзалах, в учебных заведениях — везде есть ихтилят. Это неизбежно. Главное, чтобы мы, мусульмане, преследовали свои цели. Будем мы участвовать в Сабантуе или нет, гости все равно приедут и придут, тем более на всероссийский Сабантуй. Мы обязаны встречать гостей, принимать их с почтением, разговаривать с ними, достойно проводить их — это наша обязанность».

Круглый стол мусульман

В рамках Сабантуя был также проведен круглый стол по проблемам мусульман России в целом и мусульман Пензенской области, который вел сопредседатель Совета муфтиев России Мукаддас Бибарсов. Среди участников круглого стола были профессор, доктор исторических наук Альфрид Бустанов, муфтий Северной Осетии Хаджимурат Гацалов, заместитель муфтия ДУМ Башкортостана Аюб Бибарсов, руководители мусульман еще четырех регионов — Пензенской области (Ислям Дашкин), Пермского края (Илхам Бибарсов), Ульяновской области (Мухаммад Байбеков), Мордовии (Илдуз Исхаков), имамы Пензенской области, а также мусульманские журналисты и блогеры.

Обсуждались практические приемы мусульман в защите от нападок на ислам, ведущихся в интернете, меры по нейтрализации ущерба, нанесенного российскому исламу действиями Рустама Батрова и поддерживающих его лиц. Также была затронута тема защиты мусульманок — учениц и учителей в платках — от пензенских чиновников, которые грозятся сразу после Сабантуя принять меры к тому, чтобы с 1 сентября 2017 года в школах Пензенской области не было ни одной ученицы или учительницы с покрытыми волосами.

А ведь только в одной Средней Елюзани в двух школах 27 учительниц и сотни учениц в платках. Непонятно, на каком юридическом основании будут действовать пензенские чиновники, если их даже более агрессивные мордовские коллеги не сумели заставить мусульманок Мордовии — учениц и учительниц — снять платки? А ведь мордовские чиновники пытаются это сделать уже в течение 4 лет — начиная с августа 2013 года.

Неприятности Сабантуя

  • Место проведения Сабантуя и парковки расположены по разные стороны единственной дороги, связывающей села Средняя Елюзань и Верхняя Елюзань с трассой М-5, ГИБДД закрыла движение с 7 утра и до 6 часов вечера, что доставило массу неудобств местному населению. Пропускали только машины скорой помощи, машины со специальными пропусками, а также людей, показывавших гаишникам какие-то «корочки».
  • Глава Средней Елюзани Рушан Гурдин потребовал снять с шатра ДУМ ПО плакаты с аятами из Корана и хадисами пророка на русском языке, объясняя это тем, что это не понравится начальству.
  • Сотрудники ГИБДД не пропускали автомобиль муфтия Камиля Самигуллина, пока Всемирный конгресс татар не оформил на нее пропуск.
  • Утром пьяный водитель на «Газели» съехал с насыпи вниз и врезался в ограждение, когда его пытались остановить сотрудники ГИБДД.

Польза Всероссийских Сабантуев

Главное — это общение татар разных регионов. Как показывает многолетняя практика, обычно региональные структуры, отвечающие за работу с нерусскими национальностями и религиями, препятствуют прямому сотрудничеству татарских культурных организаций даже соседних регионов — Пензенской области и соседних Мордовии, Тамбовской, Саратовской и Ульяновской областей. Общаются только руководители таких организаций — во время мероприятий в Казани.

Естественно, общение татар соседних регионов все равно происходит — на уровне родственных связей, друзей, деловых партнеров. Но самое интенсивное общение татар все же происходит по линии духовных управлений. Например, в Саратовской области ежегодно проводятся лагеря для мусульманских детей, куда они приезжают не только из татарских и казахских сел области, но и из Мордовии, из Пензенской области. Проводятся различные спортивные мероприятия между мусульманскими командами регионов — по минифутболу, по хоккею и т. д. Устраиваются различные межрегиональные семинары — по богословским и правовым вопросам.

Женский ансамбль из самого западного татарского села

Энгуразово Уваровского района Тамбовской области — это самое западное татарское село. Здесь живут потомки выходцев из сел Енгуразово и Ишейки, ныне Темниковского района Мордовии. Ансамбль из Энгуразово уверенно пел татарские песни. Как рассказала Алия Давыдова, учительница из Энгуразово, они полностью сохранили свой темниковский говор, в отличие от татар села Татарщино, уже обрусевающих, так как в Татарщино живет довольно много и русских.

1/33
  • Ильдар Ямбиков
  • Ильдар Ямбиков
  • Ильдар Ямбиков
  • Ильдар Ямбиков
  • Ильдар Ямбиков
  • Ильдар Ямбиков
  • Ильдар Ямбиков
  • Ильдар Ямбиков
  • Ильдар Ямбиков
  • Ильдар Ямбиков
  • Ильдар Ямбиков
  • Ильдар Ямбиков
  • Ильдар Ямбиков
  • Ильдар Ямбиков
  • Ильдар Ямбиков
  • Ильдар Ямбиков
  • Ильдар Ямбиков
  • Ильдар Ямбиков
  • Ильдар Ямбиков
  • Ильдар Ямбиков
  • Ильдар Ямбиков
  • Ильдар Ямбиков
  • Ильдар Ямбиков
  • Ильдар Ямбиков
  • Ильдар Ямбиков
  • Ильдар Ямбиков
  • Ильдар Ямбиков
  • Ильдар Ямбиков
  • Ильдар Ямбиков
  • Ильдар Ямбиков
  • Ильдар Ямбиков
  • Ильдар Ямбиков
  • Ильдар Ямбиков
Ирек Биккинин

Новости партнеров